Десять часов роста

В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

23 Декабря 2019
mainImg
Кампус Swatch – Omega в городе Биль кантона Берн – вторая реализация Сигэру Бана в Швейцарии; первой было здание медиа-концерна Tamedia в Цюрихе, также с гибридной деревянной конструкцией. Кампус состоит из трех зданий: штаб-квартиры Swatch, павильона Cité du Temps и завода Omega. Завод, завершенный еще в 2017, находится среди существующих корпусов комплекса производителя часов Swatch Group, а две другие постройки – на специально приобретенной компанией территории по соседству. Три новых сооружения роднит общий подход к проектированию.
 
Штаб-квартира Swatch
Фото © Didier Boy de la Tour

Сигэру Бан уже подчеркивал в случае с Tamedia, что швейцарские инженеры – и нормативы – позволяют ему работать с деревом так свободно, как было бы невозможным в его родной Японии. В случае Swatch Group Бану удалось преодолеть и большинство «планетарных» стандартов: три здания совокупной площадью 46 778 м2 – это один из крупнейших в мире проектов с гибридным каркасом из дерева. Заказчик и архитектор хотели показать, что дерево – единственный реалистичный вариант возобновляемого материала для основной конструкции крупных сооружений. 4600 м3 древесины хвойных пород, полностью местного ресурса, благодаря быстрому росту швейцарских лесов и эффективному управлению лесным хозяйством «восстановились» всего за 10 часов.
 
Штаб-квартира Swatch
© Swatch




Интервью Сигэру Бана порталу Swissinfo (русские субтитры).

Среди других достоинств строительства из дерева – углеродный след, вполовину меньший бетонного и втрое – стального. Если речь идет об «устойчивом» лесном хозяйстве, как в этом случае, деревянные сооружения также удерживают углерод, в то время как в природе при гниении дерева после его естественной гибели он возвращается в атмосферу.
 
  • zooming
    1 / 8
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    2 / 8
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    3 / 8
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    4 / 8
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    5 / 8
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    6 / 8
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    7 / 8
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    8 / 8
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch

Комплексный процесс проектирования и строительства при сотрудничестве архитекторов, инженеров и строителей сокращает его время и стоимость, стройплощадки становятся тише и чище. Кроме того, исследования показали, что работающие в зданиях из древесины люди чувствуют себя счастливей и даже физически лучше.
 
  • zooming
    1 / 3
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    2 / 3
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    3 / 3
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    1 / 4
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    2 / 4
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    3 / 4
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    4 / 4
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
Штаб-квартира Swatch
© Swatch
Штаб-квартира Swatch
© Swatch

Самое яркое здание из трех – штаб-квартира Swatch. Это змеевидное сооружение с напоминающей пеструю кожу рептилии решетчатой оболочкой на деревянном каркасе: его 7700 деталей были спроектированы с помощью 3D-программ и изготовлены с допуском в 0,1 мм. Фасад площадью 11 000 м2 составлен из 2800 элементов трех типов. Каждый такой элемент собран из порядка 50 деталей.
 
  • zooming
    1 / 3
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    2 / 3
    Штаб-квартира Swatch
    Фото © Didier Boy de la Tour
  • zooming
    3 / 3
    Штаб-квартира Swatch
    Фото © Didier Boy de la Tour
Штаб-квартира Swatch
© Swatch
Штаб-квартира Swatch
© Swatch

Больше всего – непрозрачных элементов, часть из которых покрыта снаружи солнечными батареями. Полупрозрачные полимерные «подушки» в середине получили лист поликарбоната для тепловой изоляции. Прозрачные элементы сделаны из четырех слоев стекла, также в них встроены рулонные жалюзи. Полимерные и стеклянные элементы – вентилируемые.
 
Штаб-квартира Swatch
© Swatch
Штаб-квартира Swatch
© Swatch
Штаб-квартира Swatch
Фото © Didier Boy de la Tour

Интерьер общей площадью 25 000 м2 разделен совсем не дробно, поэтому особое внимание уделено акустической настройке помещений. «Швейцарские кресты» из мелко перфорированных панелей на внутренней поверхности оболочки отвечают как раз за звуковой комфорт.
 
Штаб-квартира Swatch
© Swatch
Штаб-квартира Swatch
Фото © Didier Boy de la Tour
  • zooming
    1 / 11
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    2 / 11
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    3 / 11
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    4 / 11
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    5 / 11
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    6 / 11
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    7 / 11
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    8 / 11
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    9 / 11
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    10 / 11
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch
  • zooming
    11 / 11
    Штаб-квартира Swatch
    © Swatch

В здании имеются 400 рабочих мест по схеме коворкинга, столовая на первом этаже, рекреационные зоны, а также «кабины» для сосредоточенной работы или телефонных переговоров, на шесть человек максимум. «Лестница в никуда» предназначена для сессий «мозгового штурма». Фасад вестибюля получил четыре блока стеклянных жалюзи, которые позволяют соединять его с внешним пространством.
 
Штаб-квартира Swatch
© Swatch

В здании высажены пять вечнозеленых буцид (Bucida buceras). Пять наземных этажей дополняют подземные уровни, включающие гараж на 170 автомобилей и 182 велосипеда.
 
Павильон Cité du Temps
Фото © Didier Boy de la Tour

На уровне третьего этажа из штаб-квартиры Swatch ведет мостик в павильон Cité du Temps; от солнца и дождя переход защищает протянувшийся к соседней постройке край решетчатой оболочки: кажется, что «змея» пытается ее проглотить. Первый этаж павильона – это открытая бетонная аркада с пролетом 15 м, но выше каркас полностью деревянный. На шести этажах там расположены выставочные зоны Planet Swatch и музей Omega, а также выступающий как белый кокон из фасада конференц-зал на 400 человек.
Павильон Cité du Temps
Фото © Didier Boy de la Tour
Павильон Cité du Temps
Фото © Didier Boy de la Tour
Часовой завод Omega
Фото © Didier Boy de la Tour

Часовой завод Omega расположен чуть дальше, среди старых корпусов компании. Учитывая характер производства, большинство помещений соответствует стандарту «чистой комнаты», и выведенный туда деревянный каркас – абсолютное новшество. Соседство дерева придает «лабораторным» пространствам теплоту и повышает комфорт сотрудников. Балки и опоры каркаса выполнены из клееной древесины (glulam), межэтажные перекрытия – из поперечно-клееной древесины (cross-laminated timber, CLT). Автоматическая система хранения высотой в три этажа устроена в бетонном ядре постройки, а стеклянные жалюзи у рекреационных зон позволяют превращать их по желанию в открытые или интерьерные пространства.
Часовой завод Omega
Фото © Didier Boy de la Tour
Часовой завод Omega
Фото © Omega

Кампус охлаждает и отапливает геотермальная система из 9 скважин, на кровлях трех зданий установлено в целом 2770 м2 солнечных батарей.

23 Декабря 2019

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Город на самообеспечении
Бюро Висенте Гуайарта выиграло конкурс на план застройки для Нового города Сюнъань с проектом «пост-ковидного» жилого массива, рассчитанного на самообеспечение в случае карантина.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Крупицы золота
В Дома архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни