English version

Стереомир инженера Шухова

До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».

mainImg
Шухов – самый известный российский инженер, это наш русский Гюстав Эйфель, которого знает весь мир. В своих изобретениях Шухов оказался на пороге принципиально новой системы понимания зданий – как пространственных «оболочек». Архитектура в них – это и есть сама конструкция. Шухова очень любят архитекторы, возможно, потому что его вклад в строительную технологию гарантировал новую степень свободы в обращении с пространством и формой. Правда, эту вторую, «архитектурную» идею его наследия восприняли только во второй половине XX века. В то время как современники в большей степени оценили его утилитарное значение. Легкие инновационные конструкции были достаточно просты в монтаже, не затратны в плане материала и способны перекрывать значительные по площади помещения.
Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Изобретения Шухова – плод своего времени, связанного с бурным развитием промышленности и следовавшей за ней инженерной мыслью. Именно на этой почве созрели и пригодились незаурядные способности Шухова. В то же время путь инженера от промышленных устройств для перегонки нефти к архитектуре железнодорожных вокзалов символично отразил эволюцию, или как написали кураторы (Елена Власова, Марк Акопян), «эмансипацию» конструкций, которые на рубеже веков совершили поистине качественный скачок. Системы становились легче и изящнее, а на Нижегородской ярмарке 1896 года впервые предстали в виде самодостаточных «оболочек» зданий.
  • zooming
    1 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    9 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    10 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    11 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

То, что было сделано на ярмарке инженерной конторой А.В. Бари, у которого Шухов работал вплоть до национализации компании в 1919 году, потрясало современников. Наверное, это было нечто сродни пакстоновскому Хрустальному дворцу в лондонском Гайд-парке из чугуна и стекла полувеком ранее. Похожие на цирковые шатры, Овальный павильон и Ротонда демонстрировали возможности висячих сетчатых стальных конструкций в покрытии помещений площадью более 1 000 м2. Собранные из прямых стержней, эти оболочки работали исключительно на растяжение.
  • zooming
    1 / 8
    В.Г. Шухов. Оболочки двоякой кривизны в перекрытиях корпусов Выксунского металлургического завода. 1897. Макет О.В. Бернова, 1989, НИИ Промстальконструкция, макетная мастерская. ГНИМА // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    В.Г. Шухов. Оболочки двоякой кривизны в перекрытиях корпусов Выксунского металлургического завода. 1897. Макет О.В. Бернова, 1989, НИИ Промстальконструкция, макетная мастерская. ГНИМА // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Гвоздем ярмарки стала водонапорная башня – гиперболоид. Разработанная Шуховым конструкция, метод ее расчета и монтажа делал гиперболоид универсальной системой для разных задач. Почти как в книге Рэма Колхаса «S, M, L, XL», нужно было только для каждого конкретного случая правильно подобрать параметры сооружения. Варьировались высота и диаметр основания, количество вертикальных элементов и угол их наклона. Делая, например, конструкцию с более выраженным сужением, можно было обеспечить повышенную пространственную устойчивость, но при этом меньшую несущую способность и наоборот. Таких гиперболоидов в итоге Шухов сделал достаточно много. Самый известный – башня на Шаболовке, самый высокий – маяк в Днепровском лимане, высотой 70 м.

Зал, где все шуховские башни собираются в некий пантеон, наверное, следует считать центральным: посередине красуется метафорическая модель шаболовской телебашни, вокруг которой – ее сестры и братья из разных регионов России. «Архитекторы Асс» именно для этого зала сделали выставочные конструкции белыми, что и придает ему определенную торжественность: это главная репрезентация наследия Шухова, которого большинство все-таки знает именно как создателя башни.
Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Благодаря «Архитекторам Асс» мы, тем не менее, начиная уже с первого зала, который встречает нас физическими опытами, демонстрирующими «природу» сетчатых оболочек, ни на секунду не забываем о том, что смотрим не только на Шухова-инженера, но и Шухова-архитектора. Следуя за исторической последовательностью событий его жизни, представленных огромным собранием архивных материалов, мы в итоге оказываемся в последнем зале – лицом к лицу с архитектурой. Именно здесь появляется прямая метафора конструкций как художественного творчества: центральное место тут занимает видео-арт американского инженера-новатора Конрада Ваксманна, у которого пространственная математическая сетка становится объектом искусства.

Полвека потребовалось на то, чтобы перевести шуховские изобретения в чисто архитектурную плоскость и оценить их значение для развития архитектурной профессии. В послевоенный период, когда понадобилось «делать большее меньшими средствами», новая архитектура «оболочек», заменяющих фасады, развивается в целое направление. У нее появляется ряд «фанатов» из числа мировых «звезд» – от Фрая Отто до Нормана Фостера. В 1964 году на базе Штутгартского университета основывается Институт легких конструкций, который по сей день – а сегодня его возглавляет профессор Вернер Зобек – развивает тему с подвесными конструкциями, придуманными Шуховым.
  • zooming
    1 / 8
    Модель конструкции кровли в Hamburgcity Überseequartier. Гамбург, 2013-2021. Пластик. 2019 Вернер Зобек Штудгарт // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Модель конструкции кровли в Hamburgcity Überseequartier. Гамбург, 2013-2021. Пластик. 2019 Вернер Зобек Штудгарт // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Модель конструкции кровли в Hamburgcity Überseequartier. Гамбург, 2013-2021. Пластик. 2019 Вернер Зобек Штудгарт // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Модель купола в Миллениум-парк, Чикаго. 2003. Вернер Зобек, Штудгарт. Институт лёгких конструкций и концептуального проектирования. 2019 // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Модель сетчатого покрытия здания Института легких конструкций. 1993/1995, архив института // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Модель сетчатого покрытия здания Института легких конструкций. 1993/1995, архив института // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Самое интересное, что тема сетчатых оболочек до сих пор остается инновационной и даже футуристичной, ее потенциал далеко не исчерпан. В 1965-83 гг. гениальный Бакминстер Фуллер запатентовал свои геодезические купола-климатроны, которые выглядели энергосберегающим жильем для инопланетян. Но они и по сей день остались «великой фантазией». Современная технология открывает пути дальнейшего истончения, цифровизации стены, вплоть до появления медиа «ширмы». Этот путь 100 лет назад указал гениальный Шухов, путь абсолютно новой логики пространственного выражения. Выставка в Музее им. А.В. Щусева протягивает невидимый мостик, начинающийся на рубеже XIX-XX веков в тревожной предреволюционной атмосфере, хорошо переданной стереофотографиями самого Шухова, и заканчивающийся где-то в очень отдаленном будущем.

20 Ноября 2019

Похожие статьи
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.