English version

Стереомир инженера Шухова

До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».

mainImg
Шухов – самый известный российский инженер, это наш русский Гюстав Эйфель, которого знает весь мир. В своих изобретениях Шухов оказался на пороге принципиально новой системы понимания зданий – как пространственных «оболочек». Архитектура в них – это и есть сама конструкция. Шухова очень любят архитекторы, возможно, потому что его вклад в строительную технологию гарантировал новую степень свободы в обращении с пространством и формой. Правда, эту вторую, «архитектурную» идею его наследия восприняли только во второй половине XX века. В то время как современники в большей степени оценили его утилитарное значение. Легкие инновационные конструкции были достаточно просты в монтаже, не затратны в плане материала и способны перекрывать значительные по площади помещения.
Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Изобретения Шухова – плод своего времени, связанного с бурным развитием промышленности и следовавшей за ней инженерной мыслью. Именно на этой почве созрели и пригодились незаурядные способности Шухова. В то же время путь инженера от промышленных устройств для перегонки нефти к архитектуре железнодорожных вокзалов символично отразил эволюцию, или как написали кураторы (Елена Власова, Марк Акопян), «эмансипацию» конструкций, которые на рубеже веков совершили поистине качественный скачок. Системы становились легче и изящнее, а на Нижегородской ярмарке 1896 года впервые предстали в виде самодостаточных «оболочек» зданий.
  • zooming
    1 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    9 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    10 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    11 / 11
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

То, что было сделано на ярмарке инженерной конторой А.В. Бари, у которого Шухов работал вплоть до национализации компании в 1919 году, потрясало современников. Наверное, это было нечто сродни пакстоновскому Хрустальному дворцу в лондонском Гайд-парке из чугуна и стекла полувеком ранее. Похожие на цирковые шатры, Овальный павильон и Ротонда демонстрировали возможности висячих сетчатых стальных конструкций в покрытии помещений площадью более 1 000 м2. Собранные из прямых стержней, эти оболочки работали исключительно на растяжение.
  • zooming
    1 / 8
    В.Г. Шухов. Оболочки двоякой кривизны в перекрытиях корпусов Выксунского металлургического завода. 1897. Макет О.В. Бернова, 1989, НИИ Промстальконструкция, макетная мастерская. ГНИМА // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    В.Г. Шухов. Оболочки двоякой кривизны в перекрытиях корпусов Выксунского металлургического завода. 1897. Макет О.В. Бернова, 1989, НИИ Промстальконструкция, макетная мастерская. ГНИМА // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Гвоздем ярмарки стала водонапорная башня – гиперболоид. Разработанная Шуховым конструкция, метод ее расчета и монтажа делал гиперболоид универсальной системой для разных задач. Почти как в книге Рэма Колхаса «S, M, L, XL», нужно было только для каждого конкретного случая правильно подобрать параметры сооружения. Варьировались высота и диаметр основания, количество вертикальных элементов и угол их наклона. Делая, например, конструкцию с более выраженным сужением, можно было обеспечить повышенную пространственную устойчивость, но при этом меньшую несущую способность и наоборот. Таких гиперболоидов в итоге Шухов сделал достаточно много. Самый известный – башня на Шаболовке, самый высокий – маяк в Днепровском лимане, высотой 70 м.

Зал, где все шуховские башни собираются в некий пантеон, наверное, следует считать центральным: посередине красуется метафорическая модель шаболовской телебашни, вокруг которой – ее сестры и братья из разных регионов России. «Архитекторы Асс» именно для этого зала сделали выставочные конструкции белыми, что и придает ему определенную торжественность: это главная репрезентация наследия Шухова, которого большинство все-таки знает именно как создателя башни.
Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Благодаря «Архитекторам Асс» мы, тем не менее, начиная уже с первого зала, который встречает нас физическими опытами, демонстрирующими «природу» сетчатых оболочек, ни на секунду не забываем о том, что смотрим не только на Шухова-инженера, но и Шухова-архитектора. Следуя за исторической последовательностью событий его жизни, представленных огромным собранием архивных материалов, мы в итоге оказываемся в последнем зале – лицом к лицу с архитектурой. Именно здесь появляется прямая метафора конструкций как художественного творчества: центральное место тут занимает видео-арт американского инженера-новатора Конрада Ваксманна, у которого пространственная математическая сетка становится объектом искусства.

Полвека потребовалось на то, чтобы перевести шуховские изобретения в чисто архитектурную плоскость и оценить их значение для развития архитектурной профессии. В послевоенный период, когда понадобилось «делать большее меньшими средствами», новая архитектура «оболочек», заменяющих фасады, развивается в целое направление. У нее появляется ряд «фанатов» из числа мировых «звезд» – от Фрая Отто до Нормана Фостера. В 1964 году на базе Штутгартского университета основывается Институт легких конструкций, который по сей день – а сегодня его возглавляет профессор Вернер Зобек – развивает тему с подвесными конструкциями, придуманными Шуховым.
  • zooming
    1 / 8
    Модель конструкции кровли в Hamburgcity Überseequartier. Гамбург, 2013-2021. Пластик. 2019 Вернер Зобек Штудгарт // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Модель конструкции кровли в Hamburgcity Überseequartier. Гамбург, 2013-2021. Пластик. 2019 Вернер Зобек Штудгарт // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Модель конструкции кровли в Hamburgcity Überseequartier. Гамбург, 2013-2021. Пластик. 2019 Вернер Зобек Штудгарт // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Модель купола в Миллениум-парк, Чикаго. 2003. Вернер Зобек, Штудгарт. Институт лёгких конструкций и концептуального проектирования. 2019 // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Модель сетчатого покрытия здания Института легких конструкций. 1993/1995, архив института // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Модель сетчатого покрытия здания Института легких конструкций. 1993/1995, архив института // Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Выставка «Шухов. Формула архитектуры». 2019, музей архитектуры, Москва
    Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Самое интересное, что тема сетчатых оболочек до сих пор остается инновационной и даже футуристичной, ее потенциал далеко не исчерпан. В 1965-83 гг. гениальный Бакминстер Фуллер запатентовал свои геодезические купола-климатроны, которые выглядели энергосберегающим жильем для инопланетян. Но они и по сей день остались «великой фантазией». Современная технология открывает пути дальнейшего истончения, цифровизации стены, вплоть до появления медиа «ширмы». Этот путь 100 лет назад указал гениальный Шухов, путь абсолютно новой логики пространственного выражения. Выставка в Музее им. А.В. Щусева протягивает невидимый мостик, начинающийся на рубеже XIX-XX веков в тревожной предреволюционной атмосфере, хорошо переданной стереофотографиями самого Шухова, и заканчивающийся где-то в очень отдаленном будущем.

20 Ноября 2019

Похожие статьи
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.