Формула Шухова

Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».

mainImg
Экспозиция разнообразна: чертежи, документы, макеты, инсталляция, карты, видео, фотографии, в том числе, посвященные строительству павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года, проходившей  в Нижнем Новгороде. Море информации!  Будто сразу множество окон Википедии распахнулось – остается только с воодушевлением скользить по ссылкам. Безупречная графика чертежей – уже не в книжном, а в их реальном рабочем формате – подтверждение ясности мышления, высокой инженерной культуры. Известно, что нередко на одном листе размещался  весь проект – проектное бюро В.Г. Шухова выпускало компактные чертежи. Одни из самых красивых экспонатов – макеты конструкций, сделанные студентами архитектурной школы МАРШ. Логарифмическая линейка на столе в воссозданном рабочем кабинете, аккуратный почерк с катящимися по строчкам буквами, даты биографии на отдельном стенде, фильм из фотографий Владимира Григорьевича, – весь этот  мир стал ближе и теплее.
 
Ранее, весной 2021 года, макеты и стенды с историей вопроса были показаны в галерее на Шабловке на выставке «Анатомия конструкций», материалы РАН также был показаны на выставке из серии «Люди науки». 
В зале Арсенала. Модель овального павильона Выставки 1896 года, работа студентов архитектурной школы МАРШ
Фотография © Марина Игнатушко
Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
Фотография предоставлена «Арсеналом»

Выставка про Шухова не в специализированном музее, а уже в Центре современного искусства – важный шаг в популяризации имени великого инженера. Нижегородцам это имя стало почти родным после драматической истории спасения последней (из шести построенных в 30-е годы прошлого века) шуховской башни на Оке. Башни-опоры строились во исполнение плана ГОЭЛРО:  провода с высокого берега перекидывали через реку на низкий берег. Но со временем изменилось направление линии электропередач, и бесхозные опоры уже в 1990-е стали разбирать на металлолом. Только вмешательство международной научной и культурной общественности в 2005 году остановило ликвидацию последней башни. Сейчас эта конструкция признана вершиной инженерного творчества Шухова, хотя прежде  вершиной называли московскую башню на Шаболовке.
  • zooming
    Опора линии электропередач на берегу Оки Годы строительства 1927-1929
    Фотография © Марина Игнатушко
  • zooming
    Опора линии электропередач на берегу Оки Годы строительства 1927-1929
    Фотография © Марина Игнатушко

Всего же в Нижегородской области сохранилось 4 башни, одна из них – водонапорная – на территории Выксунского металлургического завода, там же – первый в мире стальной сетчатый свод двоякой кривизны, спроектированный Шуховым над листопрокатным цехом завода. Сейчас завод принадлежит Объединенной металлургической компании (АО «ОМК», Москва), с благотворительным фондом «ОМК-Участие» – они и поддержали «Формулу архитектуры». ОМК строит в Выксе индустриальный парк, куда и перенесут  шуховские объекты Выксы.
Концепция индустриального парка в Выксе. Бюро Wowhaus. См. проект на сайте бюро
© Wowhaus
 
Нижегородские партнеры проекта «Шухов. Формула архитектуры» говорят о прибытии кабинетного архива Шухова в «Арсенал» как про дань уважения городу: Нижний Новгород в августе отмечает 800-летие. Действительно, два важнейших изобретения Шухова – гиперболоидная башня и сетчатые конструкции – впервые были продемонстрированы в Нижнем, в 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке. «Шухов+Выставка» (ее даже местные постоянно путают с ярмаркой, хотя это и по месту – разные события) – формула брендирования территории. Дзержинск (30 км от Нижнего Новгорода), рядом с которым и стоит башня на Оке, выстроил на привокзальной площади знак в виде «шуховской» башни с часами. Возможно, туристам будет интересно посмотреть на область, где представляют и внедряют инженерные достижения. И не только в прошлом.

Выставка про Шухова нужна нижегородцам уже для того, чтобы научиться отличать шуховские конструкции от других, узнавать и запоминать имена и названия. Так, например, новую визитную карточку Нижнего, активно используемую в подготовке к 800-летию города, свежий ОКН – ажурные металлические конструкции на Стрелке – многие упорно именуют «шуховскими», хотя историки давно установили: это работа Санкт-Петербургского металлического завода.

Одна из неизбежных издержек популяризации и связана с тем, что все вокруг начинают повсюду видеть «Шухова» – как французы «Эйфеля». Тут можно вспомнить увлекательное исследование историка архитектуры Ильи Печенкина (Архитектурное наследство, №69): желая проверить некоторые  мифы и предания, кочующие по публикациям, он нашел документальное подтверждение, опровергающее авторство Шухова на некоторых «энциклопедических» объектах. Дело не в разоблачениях, а в научно обоснованной истине, и, главное, сам великий Шухов сделал столько всего значительного, что в никаких добавлениях не нуждается. Печенкин уверен, называть Шухова архитектором – неправильно. Это – разные занятия, разные задачи, хотя Шухов и уделял внимание пространственной эстетике тех же башен. Действительно, Владимир Григорьевич был настолько разносторонним изобретателем – достаточно вспомнить его форсунку на обложке книги Менделеева, чтобы причислить к химикам, за первый в мире нефтепровод – к нефтяникам, за мачты для судов – судостроителем, за мины – военным, за точные формулы – математиком… 
Основы фабрично-заводской промышленности / Д. Менделеев. – Санкт-Петербург : Издание Д. Менделеева, 1897

В книге из серии «Творцы авангарда» C.О. Хан-Магомедова о Шухове говорится, что именно отечественные архитекторы не смогли оценить его изобретений, даже висячие конструкции, показанные на Выставке в Нижнем Новгороде: «Эти инженерные конструкции… лежали вне привычной образно-конструктивной тектоники, основанной на стоечно-балочной и арочно-купольной системах. С их помощью не так-то просто было представить конструктивную целесообразность сооружения». «Технари» оценили и выразили признание, в том числе в британском журнале, публикация в котором, похоже, стала связующей нитью  для исследователей уже во второй половине ХХ века. Только Иван Леонидов использовал паpаболоиды вращения в конкурсном проекте Наркомтяжпрома в Москве.

На выставке же представлена единственная работа нашего соотечественника – нарисованный Владимиром Сомовым проект цирка в Мурманске (утвержден в 1975 году, но не реализован).
Проект цирка в Мурманске. Аксонометрия. В.А. Сомов, 1975. Бумага, карандаш, пастель. Из коллекции MMоMA
Фотография экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Предоставлена «Арсеналом»

Можно строить догадки, но все-таки лучше не убирать на дальнюю полку «Творцов авангарда», чтобы понять  фразу из аннотации к выставке – о том, что западные архитекторы «заново переоткрыли изобретения Шухова». Почему пришлось переоткрывать? Оптимальные по всем параметрам шуховские опоры заменили какими-то другими, но книги об инженере все-таки выходили, хотя и в жанре патриотической беллетристики.  Стоит найти книгу Райнера Грефе и Оттмара Перчи о Шухове – именно эти немецкие ученые первыми проанализировали материалы, связанные с формотворческими и стилеобразующими идеями Шухова. В экспозиции «Формулы архитектуры» – несколько макетов, выполненных в Институте легких конструкций Штутгартского Технического университета, с которым связаны первые исследования Райнера Грефе.
Модель восточной трибуны Олимпийского стадиона (не реализована). 1972. Макет из архива. Институт легких конструкций
Фотография предоставлена «Арсеналом»

Примечательно, книга немецких профессоров и выставка, сопровождавшая ее выход в 1990 году «вызвали в ФРГ и Западной Европе резонанс, необычный для произведений, посвященных инженерному искусству». Хотелось бы понять, чем был вызван этот интерес, и на чем основан сегодняшний интерес нашей публики к Шухову? Ведь те же шуховские башни – сугубо утилитарные объекты, не играющие роль художественной формы, которую играет, но уже не просто башня, а башня-монумент Владимира Татлина. Возможно, изменилось восприятие, представление о художественной форме, или зарубежные архитекторы сумели довести функциональную шуховскую  форму до уровня художественной? В какой момент формула становится архитектурой?

Переход от формул к архитектуре мог бы быть отдельной темой какой-нибудь другой выставки. Не надо было бы говорить обо всем сразу, а придумать такой визуальный ход, чтобы даже самый неподготовленный зритель испытал бы удивление: как из изобретений Владимира Шухова вдруг вырастает Отто Фрай и Норман Фостер – большие и значительные… Хотя, быть может, достаточно маленькой репродукции Фостера, и все эти иностранные башни – скопом, на одном стенде? И наш цирк в Мурманске, хоть не реализованный, но свой, потому ему – целая стена.
Штаб–квартира компании Swiss Re. Норман Фостер, 1997.
Фасад. Эскиз. Репродукция. Около 2004
Фотография экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры»

Шухов спроектировал около 200 гиперболоидных башен, сохранилось 38, в экспозиции – все они на большой карте. Ни одна башня никогда не остается незамеченной: эти вертикали – ориентиры. Разного назначения: от опор до маяков. Прародители сетчатых небоскребов. Может быть, доисследовать отдельно башни? Поместить их в убедительный контекст и показать, какие перспективы открываются с вершины самой большой из них?
  • zooming
    Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
    Фотография предоставлена «Арсеналом»
  • zooming
    Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
    Фотография предоставлена «Арсеналом»

 
Неожиданное дополнение

Пока писался этот текст, в facebook появилась информация об объекте, построенном по проекту В.Г. Шухова, никак не связанном с выставкой. Однако он красив и интересен. Позволим себе процитировать Андрея Чекмарева, который впервые за долгое время привез автобус с московскими исследователями с деревянной башне Шухова: «речь идет о деревянной градирне ТЭЦ Североуральского бокситового рудника (СУБР) в городе Североуральске, построенной по шуховскому проекту гиперболоидных сетчатых конструкций. Самого Шухова тогда уже не было в живых, но дело его жить продолжало. Считается, что непосредственным образцом для этой стала башня, построенная незадолго до того в Харькове. Сегодня на всем постсоветском пространстве (а может и в мире!) только Североуральск, который находится в 450 км к северу от Екатеринбурга, обладает таким уникальным инженерно-архитектурным сооружением, остальные не сохранились. 46 м высоты, 32,5 м диаметр нижнего кольца, 10 м высота бетонных опор. Сохранность в целом неплохая, но бетон выглядит гораздо хуже шуховской конструкции. Градирня не используется с 1964 года, когда построили котельную, а ТЭЦ закрыли. Достояла таки до признания и туристического интереса, дожила бы теперь и до нормальной реставрации». Действительно, дожить бы до реставрации. А пока градирня – вот она: 
  • zooming
    Деревянная градирня в Североуральске. Построена по проекту В.Г. Шухова после его смерти
    Фотография © Андрей Чекмарев
  • zooming
    Деревянная градирня в Североуральске. Построена по проекту В.Г. Шухова после его смерти
    Фотография © Андрей Чекмарев

09 Августа 2021

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.