Формула Шухова

Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».

Марина Игнатушко

Автор текста:
Марина Игнатушко

mainImg
0 Экспозиция разнообразна: чертежи, документы, макеты, инсталляция, карты, видео, фотографии, в том числе, посвященные строительству павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года, проходившей  в Нижнем Новгороде. Море информации!  Будто сразу множество окон Википедии распахнулось – остается только с воодушевлением скользить по ссылкам. Безупречная графика чертежей – уже не в книжном, а в их реальном рабочем формате – подтверждение ясности мышления, высокой инженерной культуры. Известно, что нередко на одном листе размещался  весь проект – проектное бюро В.Г. Шухова выпускало компактные чертежи. Одни из самых красивых экспонатов – макеты конструкций, сделанные студентами архитектурной школы МАРШ. Логарифмическая линейка на столе в воссозданном рабочем кабинете, аккуратный почерк с катящимися по строчкам буквами, даты биографии на отдельном стенде, фильм из фотографий Владимира Григорьевича, – весь этот  мир стал ближе и теплее.
 
Ранее, весной 2021 года, макеты и стенды с историей вопроса были показаны в галерее на Шабловке на выставке «Анатомия конструкций», материалы РАН также был показаны на выставке из серии «Люди науки». 
В зале Арсенала. Модель овального павильона Выставки 1896 года, работа студентов архитектурной школы МАРШ
Фотография © Марина Игнатушко
Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
Фотография предоставлена «Арсеналом»

Выставка про Шухова не в специализированном музее, а уже в Центре современного искусства – важный шаг в популяризации имени великого инженера. Нижегородцам это имя стало почти родным после драматической истории спасения последней (из шести построенных в 30-е годы прошлого века) шуховской башни на Оке. Башни-опоры строились во исполнение плана ГОЭЛРО:  провода с высокого берега перекидывали через реку на низкий берег. Но со временем изменилось направление линии электропередач, и бесхозные опоры уже в 1990-е стали разбирать на металлолом. Только вмешательство международной научной и культурной общественности в 2005 году остановило ликвидацию последней башни. Сейчас эта конструкция признана вершиной инженерного творчества Шухова, хотя прежде  вершиной называли московскую башню на Шаболовке.
  • zooming
    Опора линии электропередач на берегу Оки Годы строительства 1927-1929
    Фотография © Марина Игнатушко
  • zooming
    Опора линии электропередач на берегу Оки Годы строительства 1927-1929
    Фотография © Марина Игнатушко

Всего же в Нижегородской области сохранилось 4 башни, одна из них – водонапорная – на территории Выксунского металлургического завода, там же – первый в мире стальной сетчатый свод двоякой кривизны, спроектированный Шуховым над листопрокатным цехом завода. Сейчас завод принадлежит Объединенной металлургической компании (АО «ОМК», Москва), с благотворительным фондом «ОМК-Участие» – они и поддержали «Формулу архитектуры». ОМК строит в Выксе индустриальный парк, куда и перенесут  шуховские объекты Выксы.
Концепция индустриального парка в Выксе. Бюро Wowhaus. См. проект на сайте бюро
© Wowhaus
 
Нижегородские партнеры проекта «Шухов. Формула архитектуры» говорят о прибытии кабинетного архива Шухова в «Арсенал» как про дань уважения городу: Нижний Новгород в августе отмечает 800-летие. Действительно, два важнейших изобретения Шухова – гиперболоидная башня и сетчатые конструкции – впервые были продемонстрированы в Нижнем, в 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке. «Шухов+Выставка» (ее даже местные постоянно путают с ярмаркой, хотя это и по месту – разные события) – формула брендирования территории. Дзержинск (30 км от Нижнего Новгорода), рядом с которым и стоит башня на Оке, выстроил на привокзальной площади знак в виде «шуховской» башни с часами. Возможно, туристам будет интересно посмотреть на область, где представляют и внедряют инженерные достижения. И не только в прошлом.

Выставка про Шухова нужна нижегородцам уже для того, чтобы научиться отличать шуховские конструкции от других, узнавать и запоминать имена и названия. Так, например, новую визитную карточку Нижнего, активно используемую в подготовке к 800-летию города, свежий ОКН – ажурные металлические конструкции на Стрелке – многие упорно именуют «шуховскими», хотя историки давно установили: это работа Санкт-Петербургского металлического завода.

Одна из неизбежных издержек популяризации и связана с тем, что все вокруг начинают повсюду видеть «Шухова» – как французы «Эйфеля». Тут можно вспомнить увлекательное исследование историка архитектуры Ильи Печенкина (Архитектурное наследство, №69): желая проверить некоторые  мифы и предания, кочующие по публикациям, он нашел документальное подтверждение, опровергающее авторство Шухова на некоторых «энциклопедических» объектах. Дело не в разоблачениях, а в научно обоснованной истине, и, главное, сам великий Шухов сделал столько всего значительного, что в никаких добавлениях не нуждается. Печенкин уверен, называть Шухова архитектором – неправильно. Это – разные занятия, разные задачи, хотя Шухов и уделял внимание пространственной эстетике тех же башен. Действительно, Владимир Григорьевич был настолько разносторонним изобретателем – достаточно вспомнить его форсунку на обложке книги Менделеева, чтобы причислить к химикам, за первый в мире нефтепровод – к нефтяникам, за мачты для судов – судостроителем, за мины – военным, за точные формулы – математиком… 
Основы фабрично-заводской промышленности / Д. Менделеев. – Санкт-Петербург : Издание Д. Менделеева, 1897

В книге из серии «Творцы авангарда» C.О. Хан-Магомедова о Шухове говорится, что именно отечественные архитекторы не смогли оценить его изобретений, даже висячие конструкции, показанные на Выставке в Нижнем Новгороде: «Эти инженерные конструкции… лежали вне привычной образно-конструктивной тектоники, основанной на стоечно-балочной и арочно-купольной системах. С их помощью не так-то просто было представить конструктивную целесообразность сооружения». «Технари» оценили и выразили признание, в том числе в британском журнале, публикация в котором, похоже, стала связующей нитью  для исследователей уже во второй половине ХХ века. Только Иван Леонидов использовал паpаболоиды вращения в конкурсном проекте Наркомтяжпрома в Москве.

На выставке же представлена единственная работа нашего соотечественника – нарисованный Владимиром Сомовым проект цирка в Мурманске (утвержден в 1975 году, но не реализован).
Проект цирка в Мурманске. Аксонометрия. В.А. Сомов, 1975. Бумага, карандаш, пастель. Из коллекции MMоMA
Фотография экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Предоставлена «Арсеналом»

Можно строить догадки, но все-таки лучше не убирать на дальнюю полку «Творцов авангарда», чтобы понять  фразу из аннотации к выставке – о том, что западные архитекторы «заново переоткрыли изобретения Шухова». Почему пришлось переоткрывать? Оптимальные по всем параметрам шуховские опоры заменили какими-то другими, но книги об инженере все-таки выходили, хотя и в жанре патриотической беллетристики.  Стоит найти книгу Райнера Грефе и Оттмара Перчи о Шухове – именно эти немецкие ученые первыми проанализировали материалы, связанные с формотворческими и стилеобразующими идеями Шухова. В экспозиции «Формулы архитектуры» – несколько макетов, выполненных в Институте легких конструкций Штутгартского Технического университета, с которым связаны первые исследования Райнера Грефе.
Модель восточной трибуны Олимпийского стадиона (не реализована). 1972. Макет из архива. Институт легких конструкций
Фотография предоставлена «Арсеналом»

Примечательно, книга немецких профессоров и выставка, сопровождавшая ее выход в 1990 году «вызвали в ФРГ и Западной Европе резонанс, необычный для произведений, посвященных инженерному искусству». Хотелось бы понять, чем был вызван этот интерес, и на чем основан сегодняшний интерес нашей публики к Шухову? Ведь те же шуховские башни – сугубо утилитарные объекты, не играющие роль художественной формы, которую играет, но уже не просто башня, а башня-монумент Владимира Татлина. Возможно, изменилось восприятие, представление о художественной форме, или зарубежные архитекторы сумели довести функциональную шуховскую  форму до уровня художественной? В какой момент формула становится архитектурой?

Переход от формул к архитектуре мог бы быть отдельной темой какой-нибудь другой выставки. Не надо было бы говорить обо всем сразу, а придумать такой визуальный ход, чтобы даже самый неподготовленный зритель испытал бы удивление: как из изобретений Владимира Шухова вдруг вырастает Отто Фрай и Норман Фостер – большие и значительные… Хотя, быть может, достаточно маленькой репродукции Фостера, и все эти иностранные башни – скопом, на одном стенде? И наш цирк в Мурманске, хоть не реализованный, но свой, потому ему – целая стена.
Штаб–квартира компании Swiss Re. Норман Фостер, 1997.
Фасад. Эскиз. Репродукция. Около 2004
Фотография экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры»

Шухов спроектировал около 200 гиперболоидных башен, сохранилось 38, в экспозиции – все они на большой карте. Ни одна башня никогда не остается незамеченной: эти вертикали – ориентиры. Разного назначения: от опор до маяков. Прародители сетчатых небоскребов. Может быть, доисследовать отдельно башни? Поместить их в убедительный контекст и показать, какие перспективы открываются с вершины самой большой из них?
  • zooming
    Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
    Фотография предоставлена «Арсеналом»
  • zooming
    Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
    Фотография предоставлена «Арсеналом»

 
Неожиданное дополнение

Пока писался этот текст, в facebook появилась информация об объекте, построенном по проекту В.Г. Шухова, никак не связанном с выставкой. Однако он красив и интересен. Позволим себе процитировать Андрея Чекмарева, который впервые за долгое время привез автобус с московскими исследователями с деревянной башне Шухова: «речь идет о деревянной градирне ТЭЦ Североуральского бокситового рудника (СУБР) в городе Североуральске, построенной по шуховскому проекту гиперболоидных сетчатых конструкций. Самого Шухова тогда уже не было в живых, но дело его жить продолжало. Считается, что непосредственным образцом для этой стала башня, построенная незадолго до того в Харькове. Сегодня на всем постсоветском пространстве (а может и в мире!) только Североуральск, который находится в 450 км к северу от Екатеринбурга, обладает таким уникальным инженерно-архитектурным сооружением, остальные не сохранились. 46 м высоты, 32,5 м диаметр нижнего кольца, 10 м высота бетонных опор. Сохранность в целом неплохая, но бетон выглядит гораздо хуже шуховской конструкции. Градирня не используется с 1964 года, когда построили котельную, а ТЭЦ закрыли. Достояла таки до признания и туристического интереса, дожила бы теперь и до нормальной реставрации». Действительно, дожить бы до реставрации. А пока градирня – вот она: 
  • zooming
    Деревянная градирня в Североуральске. Построена по проекту В.Г. Шухова после его смерти
    Фотография © Андрей Чекмарев
  • zooming
    Деревянная градирня в Североуральске. Построена по проекту В.Г. Шухова после его смерти
    Фотография © Андрей Чекмарев

09 Августа 2021

Марина Игнатушко

Автор текста:

Марина Игнатушко
Похожие статьи
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Технологии и материалы
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.