Формула Шухова

Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».

Марина Игнатушко

Автор текста:
Марина Игнатушко

mainImg
Экспозиция разнообразна: чертежи, документы, макеты, инсталляция, карты, видео, фотографии, в том числе, посвященные строительству павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года, проходившей  в Нижнем Новгороде. Море информации!  Будто сразу множество окон Википедии распахнулось – остается только с воодушевлением скользить по ссылкам. Безупречная графика чертежей – уже не в книжном, а в их реальном рабочем формате – подтверждение ясности мышления, высокой инженерной культуры. Известно, что нередко на одном листе размещался  весь проект – проектное бюро В.Г. Шухова выпускало компактные чертежи. Одни из самых красивых экспонатов – макеты конструкций, сделанные студентами архитектурной школы МАРШ. Логарифмическая линейка на столе в воссозданном рабочем кабинете, аккуратный почерк с катящимися по строчкам буквами, даты биографии на отдельном стенде, фильм из фотографий Владимира Григорьевича, – весь этот  мир стал ближе и теплее.
 
Ранее, весной 2021 года, макеты и стенды с историей вопроса были показаны в галерее на Шабловке на выставке «Анатомия конструкций», материалы РАН также был показаны на выставке из серии «Люди науки». 
В зале Арсенала. Модель овального павильона Выставки 1896 года, работа студентов архитектурной школы МАРШ
Фотография © Марина Игнатушко
Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
Фотография предоставлена «Арсеналом»

Выставка про Шухова не в специализированном музее, а уже в Центре современного искусства – важный шаг в популяризации имени великого инженера. Нижегородцам это имя стало почти родным после драматической истории спасения последней (из шести построенных в 30-е годы прошлого века) шуховской башни на Оке. Башни-опоры строились во исполнение плана ГОЭЛРО:  провода с высокого берега перекидывали через реку на низкий берег. Но со временем изменилось направление линии электропередач, и бесхозные опоры уже в 1990-е стали разбирать на металлолом. Только вмешательство международной научной и культурной общественности в 2005 году остановило ликвидацию последней башни. Сейчас эта конструкция признана вершиной инженерного творчества Шухова, хотя прежде  вершиной называли московскую башню на Шаболовке.
  • zooming
    Опора линии электропередач на берегу Оки Годы строительства 1927-1929
    Фотография © Марина Игнатушко
  • zooming
    Опора линии электропередач на берегу Оки Годы строительства 1927-1929
    Фотография © Марина Игнатушко

Всего же в Нижегородской области сохранилось 4 башни, одна из них – водонапорная – на территории Выксунского металлургического завода, там же – первый в мире стальной сетчатый свод двоякой кривизны, спроектированный Шуховым над листопрокатным цехом завода. Сейчас завод принадлежит Объединенной металлургической компании (АО «ОМК», Москва), с благотворительным фондом «ОМК-Участие» – они и поддержали «Формулу архитектуры». ОМК строит в Выксе индустриальный парк, куда и перенесут  шуховские объекты Выксы.
Концепция индустриального парка в Выксе. Бюро Wowhaus. См. проект на сайте бюро
© Wowhaus
 
Нижегородские партнеры проекта «Шухов. Формула архитектуры» говорят о прибытии кабинетного архива Шухова в «Арсенал» как про дань уважения городу: Нижний Новгород в августе отмечает 800-летие. Действительно, два важнейших изобретения Шухова – гиперболоидная башня и сетчатые конструкции – впервые были продемонстрированы в Нижнем, в 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке. «Шухов+Выставка» (ее даже местные постоянно путают с ярмаркой, хотя это и по месту – разные события) – формула брендирования территории. Дзержинск (30 км от Нижнего Новгорода), рядом с которым и стоит башня на Оке, выстроил на привокзальной площади знак в виде «шуховской» башни с часами. Возможно, туристам будет интересно посмотреть на область, где представляют и внедряют инженерные достижения. И не только в прошлом.

Выставка про Шухова нужна нижегородцам уже для того, чтобы научиться отличать шуховские конструкции от других, узнавать и запоминать имена и названия. Так, например, новую визитную карточку Нижнего, активно используемую в подготовке к 800-летию города, свежий ОКН – ажурные металлические конструкции на Стрелке – многие упорно именуют «шуховскими», хотя историки давно установили: это работа Санкт-Петербургского металлического завода.

Одна из неизбежных издержек популяризации и связана с тем, что все вокруг начинают повсюду видеть «Шухова» – как французы «Эйфеля». Тут можно вспомнить увлекательное исследование историка архитектуры Ильи Печенкина (Архитектурное наследство, №69): желая проверить некоторые  мифы и предания, кочующие по публикациям, он нашел документальное подтверждение, опровергающее авторство Шухова на некоторых «энциклопедических» объектах. Дело не в разоблачениях, а в научно обоснованной истине, и, главное, сам великий Шухов сделал столько всего значительного, что в никаких добавлениях не нуждается. Печенкин уверен, называть Шухова архитектором – неправильно. Это – разные занятия, разные задачи, хотя Шухов и уделял внимание пространственной эстетике тех же башен. Действительно, Владимир Григорьевич был настолько разносторонним изобретателем – достаточно вспомнить его форсунку на обложке книги Менделеева, чтобы причислить к химикам, за первый в мире нефтепровод – к нефтяникам, за мачты для судов – судостроителем, за мины – военным, за точные формулы – математиком… 
Основы фабрично-заводской промышленности / Д. Менделеев. – Санкт-Петербург : Издание Д. Менделеева, 1897

В книге из серии «Творцы авангарда» C.О. Хан-Магомедова о Шухове говорится, что именно отечественные архитекторы не смогли оценить его изобретений, даже висячие конструкции, показанные на Выставке в Нижнем Новгороде: «Эти инженерные конструкции… лежали вне привычной образно-конструктивной тектоники, основанной на стоечно-балочной и арочно-купольной системах. С их помощью не так-то просто было представить конструктивную целесообразность сооружения». «Технари» оценили и выразили признание, в том числе в британском журнале, публикация в котором, похоже, стала связующей нитью  для исследователей уже во второй половине ХХ века. Только Иван Леонидов использовал паpаболоиды вращения в конкурсном проекте Наркомтяжпрома в Москве.

На выставке же представлена единственная работа нашего соотечественника – нарисованный Владимиром Сомовым проект цирка в Мурманске (утвержден в 1975 году, но не реализован).
Проект цирка в Мурманске. Аксонометрия. В.А. Сомов, 1975. Бумага, карандаш, пастель. Из коллекции MMоMA
Фотография экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Предоставлена «Арсеналом»

Можно строить догадки, но все-таки лучше не убирать на дальнюю полку «Творцов авангарда», чтобы понять  фразу из аннотации к выставке – о том, что западные архитекторы «заново переоткрыли изобретения Шухова». Почему пришлось переоткрывать? Оптимальные по всем параметрам шуховские опоры заменили какими-то другими, но книги об инженере все-таки выходили, хотя и в жанре патриотической беллетристики.  Стоит найти книгу Райнера Грефе и Оттмара Перчи о Шухове – именно эти немецкие ученые первыми проанализировали материалы, связанные с формотворческими и стилеобразующими идеями Шухова. В экспозиции «Формулы архитектуры» – несколько макетов, выполненных в Институте легких конструкций Штутгартского Технического университета, с которым связаны первые исследования Райнера Грефе.
Модель восточной трибуны Олимпийского стадиона (не реализована). 1972. Макет из архива. Институт легких конструкций
Фотография предоставлена «Арсеналом»

Примечательно, книга немецких профессоров и выставка, сопровождавшая ее выход в 1990 году «вызвали в ФРГ и Западной Европе резонанс, необычный для произведений, посвященных инженерному искусству». Хотелось бы понять, чем был вызван этот интерес, и на чем основан сегодняшний интерес нашей публики к Шухову? Ведь те же шуховские башни – сугубо утилитарные объекты, не играющие роль художественной формы, которую играет, но уже не просто башня, а башня-монумент Владимира Татлина. Возможно, изменилось восприятие, представление о художественной форме, или зарубежные архитекторы сумели довести функциональную шуховскую  форму до уровня художественной? В какой момент формула становится архитектурой?

Переход от формул к архитектуре мог бы быть отдельной темой какой-нибудь другой выставки. Не надо было бы говорить обо всем сразу, а придумать такой визуальный ход, чтобы даже самый неподготовленный зритель испытал бы удивление: как из изобретений Владимира Шухова вдруг вырастает Отто Фрай и Норман Фостер – большие и значительные… Хотя, быть может, достаточно маленькой репродукции Фостера, и все эти иностранные башни – скопом, на одном стенде? И наш цирк в Мурманске, хоть не реализованный, но свой, потому ему – целая стена.
Штаб–квартира компании Swiss Re. Норман Фостер, 1997.
Фасад. Эскиз. Репродукция. Около 2004
Фотография экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры»

Шухов спроектировал около 200 гиперболоидных башен, сохранилось 38, в экспозиции – все они на большой карте. Ни одна башня никогда не остается незамеченной: эти вертикали – ориентиры. Разного назначения: от опор до маяков. Прародители сетчатых небоскребов. Может быть, доисследовать отдельно башни? Поместить их в убедительный контекст и показать, какие перспективы открываются с вершины самой большой из них?
  • zooming
    Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
    Фотография предоставлена «Арсеналом»
  • zooming
    Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
    Фотография предоставлена «Арсеналом»

 
Неожиданное дополнение

Пока писался этот текст, в facebook появилась информация об объекте, построенном по проекту В.Г. Шухова, никак не связанном с выставкой. Однако он красив и интересен. Позволим себе процитировать Андрея Чекмарева, который впервые за долгое время привез автобус с московскими исследователями с деревянной башне Шухова: «речь идет о деревянной градирне ТЭЦ Североуральского бокситового рудника (СУБР) в городе Североуральске, построенной по шуховскому проекту гиперболоидных сетчатых конструкций. Самого Шухова тогда уже не было в живых, но дело его жить продолжало. Считается, что непосредственным образцом для этой стала башня, построенная незадолго до того в Харькове. Сегодня на всем постсоветском пространстве (а может и в мире!) только Североуральск, который находится в 450 км к северу от Екатеринбурга, обладает таким уникальным инженерно-архитектурным сооружением, остальные не сохранились. 46 м высоты, 32,5 м диаметр нижнего кольца, 10 м высота бетонных опор. Сохранность в целом неплохая, но бетон выглядит гораздо хуже шуховской конструкции. Градирня не используется с 1964 года, когда построили котельную, а ТЭЦ закрыли. Достояла таки до признания и туристического интереса, дожила бы теперь и до нормальной реставрации». Действительно, дожить бы до реставрации. А пока градирня – вот она: 
  • zooming
    Деревянная градирня в Североуральске. Построена по проекту В.Г. Шухова после его смерти
    Фотография © Андрей Чекмарев
  • zooming
    Деревянная градирня в Североуральске. Построена по проекту В.Г. Шухова после его смерти
    Фотография © Андрей Чекмарев

09 Августа 2021

Марина Игнатушко

Автор текста:

Марина Игнатушко
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Бегом по набережной
В июне в Самаре прошел пятый по счету фестиваль набережных «ВолгаФест». Впервые в его рамках был представлен проект «Резиденции волжских городов». Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Саратов получили свое архитектурное, художественной и медийное воплощение прямо на самарской набережной.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Технологии и материалы
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Сейчас на главной
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.