Большие проекты в большом бюро
Этот рецепт всем известен. Крупные проекты молодому архитектору заказчик не доверит, но в составе известного бюро есть шанс над ними поработать, получить крепкие навыки, поучаствовать в международных конкурсах. На это сделало ставку, например, бюро «Союз» (основано в 2017 году). Игорь Голубев с женой Ксенией сначала по-библейски отработали 7 лет на бюро Сергея Скуратова, а потом основали свою компанию. Но для начала дела надо уже иметь заказ, сказал Игорь Голубев. Обязательно участвовать в конкурсах, выбирая тот, который может дать заказ. Большое бюро, кроме опыта реального проектирования, помогает сформировать полезные контакты, в частности в регионах, а регионы любят звать молодых архитекторов. У «Союза» сейчас проекты в Липецке, Тюмени, Саратове. Сравнивая работу у мэтра с обучением в лондонской АА, Игорь сказал, что у ребят, закончивших АА, хороший вкус, но нет опыта реального проектирования. А хороший вкус можно и здесь сформировать, если постараться.
Великолепная четверка близких людей
Близкие люди, с которыми приходится быть вместе чуть ли не круглые сутки, – это очень важно для архитектурного стартапа. Либо друзья, либо семья – по-другому не получится. Если можно раскидать рутинную работу, с которой неизбежно придется столкнуться, – аренда офиса, юридические договоры, бухгалтерия, – на четверых , это очень разгружает физически и психологически. Так поступили четыре девушки из бюро «Утро». Они также делают ставку на сочетание в бюро сильной стороны каждого партнера. Кто-то любит деньги и притягивает заказы, кто-то хороший организатор, кто-то день и ночь проектирует и отвечает за смысл, а кто-то отвечает за контроль на стройке и способен добиться качества. Но все девушки раньше работали в бюро Wowhaus (что доказывает незыблемость первого рецепта), основали бюро пять лет назад, а самостоятельными стали два года спустя. Они подчеркнули важность юридической стороны работы: «правильно составляйте контракты, потому что до разборок доходит всегда».
Своя фишка при широкой специализации
На это делает ставку бюро MODUL. У архитекторов есть своя столярная мастерская, они проектируют модульную авторскую мебель и системы хранения, контролируя все детали. В то же время у них есть и проекты благоустройства в крупных городах, и заказы на фудкорты в торговых центрах. Они готовы быстро освоить компьютерные программы и получить инженерные навыки. Их вообще заводит сложная инженерия. Также Родион Праздников сказал, что важно найти своего заказчика, любить его, помогать ему структурировать свои мысли.
Открытие новой области
Это почти то же самое, что своя фишка, но еще лучше. Когда Вера Одынь и Ольга Тревайс из бюро FORM начали заниматься музейно-выставочной архитектурой, об этом еще никто ничего не знал, в этой области не было конкурентов, и бюро FORM сразу стало участвовать в таких знаковых проектах, как Музей современного искусства «Гараж», став русским партнером ОМА. После «Гаража», законченного в 2012 году, архитекторы FORM спроектировали для того же заказчика Образовательный центр и библиотеку в Парке Горького, Гараж на ВДНХ и другие музейно-выставочные проекты. Секрет успеха в том, чтобы найти свое, работать на стыке с современным искусством, дизайном, развивать международные творческие контакты. И главное, как сказала Вера Одынь, принцип Конфуция: «Занимайся любимым делом, и ты не будешь работать ни часа в твоей жизни».
Конкурсы. Принцип 12 : 4 : 1
Григорий Гурьянов из бюро «Практика» вывел формулу эффективности конкурсов. Его бюро участвовало в двенадцати, выиграло четыре, а реализован из них был один проект – офис рекламного агентства «Таргет медиа». Еще один, нереализованный, проект был в начале карьеры и довольно важный – завод «Флакон», в результате этого конкурса архитекторы подружились с заказчиком, для которого позже были сделаны мебельные модули, коворкинг, бассейн и так далее. Не менее важны структуры, занятые урбанистическими проектами и конкурсами: так, МАРШ Лаб позволил архитекторам поучаствовать в проекте ревитализации Дербента.Национальные проекты плюс допобразование
Бюро APREL Architects существует всего четыре месяца и уже имеет серьезные заказы. Основатели бюро – четверо архитекторов. Михаил Разумовский, Алексей Фатькин, Галина Волжанская – в прошлом сотрудники бюро «Рождественка», а сегодня – тьюторы РЕ-школы, которая специализируется на обучении реконструкции и развитии. Четвертая участница Наталья Бавыкина, представитель архитектурной династии и человек с опытом крупных проектов. Отсюда вывод – открывшаяся сейчас возможность реконструировать бывшие промзоны и целые городские территории – хороший шанс начать свое дело. Национальные проекты по развитию малых городов и поселений обеспечат заказами на ближайшие несколько лет. Это может стать отличным стартом. А дополнительное образование и опыт работы в крупной компании – возможность двигаться из точки А в точку Б по ступенькам, а не скачками.
Существовать на медленной волне
Публику немало удивила презентация бюро FAS(t) (основано в 2011 году), проведенная Александром Рябским. Все говорили про карьеру, а он перечислил основополагающие принципы своей работы, против которых нечего возразить. «Архитектура невозможна без передаваемого знания, – сказал Рябский. – Мы опираемся на фундаментальные понятия: геометрию, пропорции, структуру, масштаб, тектонику, ненасилие над материалами». По каждому понятию было дано краткое, но исчерпывающее определение. И зал завороженно слушал эту мини-лекцию. Что ж, возможно ориентация на вечные ценности – самая верная и долгосрочная карьерная стратегия.***
В заключение ОГ-2019 Сергей Кузнецов вручил награды победителям. «Все большие молодцы, те защиты, что я видел вчера – просто огонь!», – сказал главный архитектор Москвы и позвал студентов и архитекторов участвовать в грядущих скоро конкурсах на дизайн новых станций московского метро. Это хорошая стартовая площадка. Не пропустите!