Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать столбы»

С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.

Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин – кураторы фестиваля «Зодчество» 2018 и 2019 годов. В прошлом году фестиваль прошел под их началом в Манеже с темой «Реконтекст», в наступающем октябре его планируется открыть в Гостином дворе с темой «Прозрачность». Сбор заявок на следующий конкурс кураторов фестиваля 2020 завершился в прошедшую пятницу; в первый день фестиваля, 17 октября, обещают объявить результаты.

Вашему вниманию – разговор с кураторами второго года об их планах и концепции.

Вы уже работали над «Зодчеством» и в 2005, и в 2006, и в 2012, и в прошлом году. Почему вы решили попробовать себя в роли кураторов еще раз?

Владислав Савинкин: В первые годы мы не были кураторами. Тогда – и в 2006, и в 2012 – мы занимались только экспозицией фестиваля. А в 2017 году мы уже приняли решение поучаствовать в конкурсе на должность кураторов и победили. Как правило, Союз архитекторов выбирает кураторов на два года, поэтому мы работали над «Зодчеством» в прошлом году и вернулись к нему сейчас. Да и нам было интересно высказаться дважды, посмотреть на фестиваль с полярных точек зрения. Выставка 2018 года у нас прошла под эгидой «РЕ-» – всего такого изменчивого, переформатированного. В этом году мы вообще посмотрели на все с точки зрения открытости, прозрачности – мне кажется, этому способствует само пространство Гостиного двора. Конечно, идеально было бы поставить там энное количество масштабных макетов, сделанных из плексигласа, прозрачного пластика и подобных материалов, разбавить это открытыми конструктивными решениями, фрагментами реальных фасадов – и все, больше и делать ничего не надо. Но это мечты, это то, с чем мы выходим как с концепцией. «Зодчество» характерно тем, что у него очень сильные традиции. Можно даже сказать, оно довольно консервативно. Но для нас это и является некой сверхзадачей, мы все-таки мним себя проектировщиками, экспозиционерами, которые смеют и могут что-то менять. Мы в этом себя находим.
Владимир Кузьмин, Владислав Савинкин, Николай Шумаков. Зодчество′2018
© фестиваль «Зодчество»
Владимир Кузьмин. Зодчество′2018
© фестиваль «Зодчество»

В чем вы видите «консерватизм» фестиваля? Что в нем никак нельзя изменить?

В.С.: Проход первых лиц по выставке: он должен быть удобен, нагляден, должен идти от маяка к маяку – желательно, четко выстроенной дорогой. Мы же рассматриваем экспозицию как лабиринт с разной степенью открытости. В имеющихся условиях это тяжело осуществить, но ничего страшного в этом нет. Второй момент – это регионы, которые не всегда охотно поддаются нашим требованиям и пожеланиям. Можно заявить тему «Прозрачность», дать свободу регионам, но они все равно привезут свой парк, свою новую архитектуру, будут смотреть на участие в выставке в большей степени с отчетно-политической стороны, в меньшей – с художественной. Зато так у нас появляется больше свободы и акцента на тропе, которую мы освобождаем (в смысле прозрачности) и отдаем тем, кто играет по нашим правилам – коллегам, проектировщикам, учебным заведениям, которые откликаются более непосредственно, открыто, доброжелательно и пытаются ответить на этот кураторский вопрос: что же такое прозрачность в современной проектной культуре и архитектуре, дизайне, искусстве. Наша профессия вообще компромиссная, поэтому между вот таких двух полюсов мы и стараемся завязать экспозицию, не забывая про дизайнерские объекты, которые будут открыты и тоже пространственно почти прозрачны, будут нести какой-то функциональный смысл. Например, когда делают навигацию, всегда ставят столб и указатель, а мы хотим оставить указатели, но убрать столбы. Конечно, это не так легко сделать, но мы это спроектировали и в настоящее время реализуем.
Владислав Савинкин. Зодчество′2018
© фестиваль «Зодчество»

У вас был опыт организации подобных мероприятий до того, как вы впервые выступили экспозиционерами «Зодчества»?

Владимир Кузьмин: Да, к тому времени мы уже успели выступить в роли кураторов на нескольких мероприятиях, в том числе на выставке «АРХ Москва», сопоставимой по масштабам с «Зодчеством», а в 2008 году мы работали в тесной связи с кураторами Венецианской биеннале. Мы довольно часто курировали мероприятия различного масштаба, но вот «Зодчеством» до 2005-2006 годов ни разу не занимались.

Как изменилось «Зодчество’19» по сравнению с 2006 годом?

В.К.: Главное отличие – мы сейчас намного старше, чем были, когда делали первую выставку. Наш взгляд на жизнь, наши возможности и устремления довольно сильно изменились за это время. Не изменилось главное: мы продолжаем быть архитекторами-дизайнерами, любить эту профессию, работать с пространством. Но мы все-таки стали старше, а это значит, что появились люди моложе и интереснее нас, которые знают то, о чем мы и не догадываемся и чего не будем знать никогда. С каждым годом их становится все больше. Принципиально важно то, что фестиваль поворачивается сейчас лицом к этим людям. Если раньше он был ориентирован на демонстрацию достижений регионов и конкурс всего-всего, то теперь у нас есть возможность в какой-то степени обозначать, отслеживать и пытаться реализовывать все с точки зрения актуальности, потому что время меняется крайне быстро. Чем более чутко «Зодчество» будет реагировать на эти изменения, тем более точно оно сможет отражать сегодняшний день и сегодняшние устремления людей, которые только входят в нашу профессию, начинают работать в совершенно изменившемся мире.
Проект экспозиции фестиваля «Зодчество» в Гостином дворе: эскизное предложение
© Савинкин & Кузьмин

В.С.: Сегодня все стали думать об экспозиции. Уже нет ни компаний, ни архитектурных бюро, ни сокураторов, которые привозят пять планшетов, вешают их и уезжают. Все проектируют экспозицию – кто-то вместе с нами, кто-то отдельно, кто-то сообществами и коллективами, но они заботятся о том, что и как представить. Это не наша заслуга, но мы внесли свой вклад в то, что на фестивале стало мало планшетной развески. Мы с этим боролись и в 2006, и в 2012 году, и хотели если не ликвидировать ее, то хотя бы как-то изменить. Сейчас по выставке интересно ходить и с коллегами, и с родителями, и со студентами – то есть, она стала по-настоящему ярким архитектурно-дизайнерским событием, общественным пространством – кратковременным, но таким, на которое приходят все. Мне кажется, что в этом году «Зодчество» становится еще более открытым. Ты не просто пришел, ничего не понял и ушел. Теперь ты попадаешь в такой лабиринт, в котором тебе интересно побывать. Это самая большая заслуга всех кураторов, которые были на протяжении долгих лет, и мы к этому тоже приложили свою руку.

В.К.: «Зодчество 2006» полностью соответствовало концепции создания фестиваля того времени. Был конкурс, куда подавались все и принимались все, была выставка регионов и еще несколько сопутствующих выставок каких-то материалов, технологий. Не было даже кураторского проекта как такового. Мы чуть ли не первые, кто создал отдельный блок кураторских проектов. Я не берусь судить, возможно, и до нас были такие попытки, но я точно помню, что в том виде и объеме, в котором это есть сейчас, этого не было. Все только начиналось в 2006 году: мы предложили идею, как реорганизовать «рынок архитектуры», который тогда представляла собой выставка. Получилось отодвинуть планшеты немного назад, а впереди мы сделали специальную зону, которая формировала визуальный имидж экспозиции. В дальнейшем, уже через шесть лет, у нас появилась возможность ясно сформулировать средовую концепцию, последовательно ее провести, жестко выделив кураторскую зону. Она была представлена в медиаформате – в виде огромной стены, на которую проецировалась гигантская видеоинсталляция. То, что получилось в 2018 году, и то, что, мы надеемся, получится в 2019 году – это развитие кураторского блока, акцентирование его. Мы благодарны Союзу архитекторов, что он на это идет, всячески пытается найти возможности для реализации нашей идеи. Кроме того, нас поддерживают и компании-партнеры, которые тоже участвуют в создании пространства, видят в этом смысл.
Проект экспозиции фестиваля «Зодчество» в Гостином дворе: первоначальная визуализация
© Савинкин & Кузьмин

Вы сказали, что «Зодчество» становится более открытым молодым людям, которые только входят в профессию. В чем выражается эта открытость?

В.К.: В том, что они в принципе появляются на фестивале, становятся не просто номинальными участниками некого заочного абстрактного конкурса планшетов с изображениями, а они уже входят в контекст работы отдельных частей экспозиции – и в рамках кураторских проектов, и в рамках специальных проектов. В этом году у нас будет представлено несколько архитектурных школ, а Ассамблея молодых архитекторов сделает отдельную экспозицию. Разные специальные проекты, по сути, представляют собой инициативы достаточно молодых специалистов.

Как вы придумали тему «Прозрачность»? Что она подразумевает?

В.С.: Мы сейчас открываем человеку город, открываем доступ даже к каким-то секретным зданиям. Мои студенты из Института бизнеса и дизайна участвовали в конкурсе на дизайн лабораторий; кто-нибудь когда-нибудь проектировал лаборатории открыто? А теперь об этом говорят. Казалось бы, лаборатория – это что-то секретное, и дизайн интерьера ей не нужен, лишь бы ничего не взорвалось. А теперь люди понимают, что там должна быть комфортная среда и для сотрудников, и для гостей – не только членов правительства. Например, там можно устраивать выставки для школьников, показывать им, как рождается искусственная нефть или еще что-то. Вот в этом состоит открытость. Мне не хочется говорить, что открытость – это стеклянные фасады, обнаженные конструкции, открытые перегородки, мобильность, это само собой разумеется. Дематериализация стен давно уже присутствует. Они утончаются, перегородки исчезают, мир становится открытым вместе с архитектурой. У этого явления есть и обратная сторона: ты такой открытый и замечательный бежишь и вдруг ударяешься лбом о стеклянную стену, и никто тебя не отгородил, никто не уберег ни от кирпича, который падает сверху, ни от встречи с дураком.

В.К.: Надеемся, что в рамках специальных и кураторских проектов, которые мы представим на фестивале, мы все вместе попробуем ответить на вопрос о том, что такое прозрачность. Ведь в этом и состоит задача кураторов – создавать такие условия, в которых возникают разные ответы.
  • zooming
    1 / 4
    Проект экспозиции фестиваля «Зодчество» в Гостином дворе, модель 07.02.2019
    © Савинкин & Кузьмин
  • zooming
    2 / 4
    Проект экспозиции фестиваля «Зодчество» в Гостином дворе: план 1
    © Савинкин & Кузьмин
  • zooming
    3 / 4
    Проект экспозиции фестиваля «Зодчество» в Гостином дворе: план 2
    © Савинкин & Кузьмин
  • zooming
    4 / 4
    Проект экспозиции фестиваля «Зодчество» в Гостином дворе: боковая перспектива
    © Савинкин & Кузьмин

Вы уже назвали некоторые технологии и материалы, которые позволяют достичь прозрачности. Кроме стекла и утончения стен, что еще используется для этого?

В.С.: Вода, воздух. Разные художественные и архитектурные экспозиции, выполненные с дизайнерской точки зрения, давно нам показывают, что можно проходить через воздушную стену. Например, мы приезжаем в Милан и по пути на железнодорожный вокзал попадаем под струю охлаждающего пара. Проходя через эту границу, мы становимся новыми людьми. Можно сказать, что это что-то точечное, сиюминутное, художественный жест, но вот еще пример: как мы проходим в Сингапуре турникеты? Мы просто идем и нас считывают.

Какие еще материалы вы могли бы привести в пример?

В.К.: Сетки, различные полимеры, структуры разной степени заполненности, системы элементов и конструкций, которые так или иначе характеризуются как прозрачные. Существуют приемы, обеспечивающие использование стандартных обычных материалов в ситуациях, когда они становятся прозрачными.

Что это за приемы?

В.К.: Возьмем бетон. Мы знаем, что он совершенно непрозрачен сам по себе, но представьте себе, что есть бетон светопрозрачный. В нем есть соответствующая структура, которая позволяет ему достичь определённой степени прозрачности, но при этом он остается бетоном. Любой материал, который существует в реальности – любой камень, дерево – при определенных условиях может так или иначе быть связан с идеей прозрачности. Об этом наша кураторская экспозиция.

В прошлом году пространственной концепцией был архитектон, а что планируется в этом году? Как будет выглядеть пространство?

В.С.: Сохранится ось, которая, с одной стороны, станет сложнее, с другой – прозрачнее. Будет использоваться прозрачный пластик в разных своих ипостасях – как стена, как колонна. Прозрачные макеты покажут архитектуру с новой стороны. Выставка будет о том, что в любом общественном пространстве, в любом своем архитектурном проекте мы можем увидеть открытость. Никто сейчас не будет огораживать индивидуальный жилой дом четырехметровым забором, мир изменился. Твой дом должен быть открыт семье, родственникам, гостям. Если говорить об общественном, офисном здании – мы видим лобби, холлы, скульптуры, которые как бы заманивают, демонстрируют какую-то современность этих компаний. О том, что экстерьер и интерьер интегрируются друг в друга, думаю, уже знает вся российская архитектура. Где бы мы ни находились, мы сейчас видим один и тот же принцип построения зданий: ты как бы все время находишься в аркаде, гуляешь по аркадам. Вроде бы ты на улице, но в это же время в домике. Ты можешь пройти расстояния размером с Бульварное кольцо по аркаде, не промокнув от дождя. Естественно, можешь выйти и вовне – это тоже открытость. Мы предлагаем нашим коллегам и партнерам в любом своем найти эту долю, степень, массу открытости или прозрачности на разных уровнях и продемонстрировать ее на выставке.

Какие спецпроекты вы представите в этом году на «Зодчестве»?

В.К.: Будет спецпроект, связанный с темой прозрачности города, – это такое художественное визионерское представление о том, как выглядит и как воспринимается город через фото- и видеоряд, фиксирующий мгновения этой прозрачности городской среды. Кроме того, мы представим работу, демонстрирующую идеологическую прозрачность почти тридцатилетнего опыта российской архитектуры нового времени – это продолжение выставки, которую делали в музее Щусева. Также посетители смогут посетить выставку журнала «Проект Россия», который покажет несколько отдельных, ими подобранных молодых, перспективных, быстро развивающихся архитектурных бюро с этакой манифестальной демонстрацией идеи прозрачности. Компании-производители расскажут об опыте использования прозрачных конструкций в мире. Свои работы покажут и Совет молодых архитекторов, и дети. Ассоциация деревянного домостроения представит проект, который будет как бы декларировать прозрачность в рамках деревянной архитектуры. Представители высокотехнологичных проектных структур также поделятся своим опытом в этой области.

Уже известно, какие регионы будут экспонироваться в этом году?

В.К.: По традиции фланкируют выставку Москва и Московская область, Санкт-Петербург, а за ними идут порядка пятнадцати регионов. Мы организуем большую открытую центральную зону, которую можно обойти восьмёркой, а регионы и мастерские будут как бы смотреть в эту зону, это такая скрытая открытость.

Каких изменений от «Зодчества» вы ждете в будущем?

В.К.: Нужно прийти к тому, чтобы все предоставляемые материалы соответствовали теме и времени. Наш фестиваль – не то место, где есть жесткая воля кураторов, он предполагает весьма толерантное отношение ко всему и показывает приблизительно следующее: сейчас мы выглядим так. Это неправильно, если мы все время будем тиражировать себя такими, какие мы есть сейчас, в чем же будет развитие? Нужно ориентироваться на завтра и на послезавтра. Кроме того, у фестиваля есть достаточно большой бэкграунд очень интересных персонажей, которые были кураторами. Создание комитета экс-кураторов может стать очень ресурсным форматом помощи будущим кураторам. Это уже отчасти проводилось в форме консультативного собрания совета на прошлом «Зодчестве». Я надеюсь, что и в этом году мы устроим такую встречу экс-кураторов и партнеров, заинтересованных в обсуждении возможных путей развития фестиваля. Мы очень приветствуем такие вещи.

В манифесте «Зодчества’19» говорится, что «сегодня нет иного выхода, кроме как самим раскрывать свои творческие кредо, сокровенные мысли, тайные проекты, «мощные двери», «заполненные кладовые». Какое ваше творческое кредо сейчас? Какие свои тайные проекты вы стремитесь реализовать в рамках фестиваля?

В.С.: Не знаю, созрею я или нет показать свои записные книжки. Что у меня есть? За годы работы наберется высотой два метра восемьдесят сантиметров каких-то блокнотов, молескинов, альбомов. Собственно, это моя жизнь. Я бы мог их разложить, и пусть там смотрят мои рисунки, почеркушки, записи, эскизы, намерения, проекты, переживания, иногда стихи. Я сознаю, что мало кому интересно копаться внутри другого человека. Высшая степень открытости – продемонстрировать то, с чем ты остаешься один на один. Это же выставка, художественный жест, мечта. Не думаю, конечно, что выставлю их, но внутренне я созрел для этого. Мы с Владимиром закончили в этом году учебную группу в МАРХИ, там у нас есть энное количество дипломов с какой-то степенью прозрачности, открытости: прозрачные макеты, прозрачные фасады. Скорее всего, мы их продемонстрируем. О себе мы мало думаем сейчас, мы думаем, как бы все, с кем мы общаемся, выступили так, как нам надо. А свои проекты… Не знаю, будет ли у нас закуток «Открытость кураторов». Мы об этом пока не думали. По сути, вся наша открытость будет выражена в экспозиции. Там будут видны наши приемы и ходы.

В.К.: Работа с фестивалем – это и есть то многогранное представление о сегодняшнем дне, которое нам представляется актуальным. Оно не претендует на некий всеобъемлющий характер, но оно совершенно точно стереоскопично, оно как бы не имеет границ, и, пожалуй, эта безграничность и прозрачность проектного процесса, понимание того, что он не заканчивается завершением строительства какого-то объекта или созданием экспозиции фестиваля – это и есть наше кредо. Его мы сделали темой фестиваля и адресовали всему архитектурному сообществу.

ХХVII Международный фестиваль «Зодчество’19» будет проходить с 17 по 19 октября в Гостином дворе. Ознакомиться с подробной информацией о событии и зарегистрироваться на фестиваль в качестве гостя можно на официальном сайте www.zodchestvo.com.

23 Сентября 2019

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.