Пять вредных вопросов

Интернет-издание Fast Company попыталось выяснить, какие вопросы лучше не задавать самому себе, чтобы не растерять свой творческий потенциал. К разговору о проблеме подключились специалисты, которые исследуют творчество или работу мозга.

Автор текста:
Алина Измайлова

10 Декабря 2018
mainImg
Умение задавать вопросы – один из пусковых механизмов развития (творческого в том числе) и ключевой навык в образовательном процессе. Вопросы будят воображение, помогают преодолевать творческие блоки, работать с полезной критикой. Некоторые однако дают противоположный эффект: могут пошатнуть творческую уверенность или заставляют двигаться в неверном направлении. Ниже приведены пять вопросов, которые ведут в никуда; их можно назвать разрушителями креативности. Авторы исследования призывают: если вы вдруг обнаружили себя задающим такие вопросы – немедленно остановитесь.

Творческий ли я?

Это первый и самый распространенный «неправильный вопрос». Дэвид Буркус, автор книги «Муза не придет», говорит, что один из самых живучих мифов – представление о том, что одни люди появляются на свет с творческими способностями, а другие – без. На самом деле, говорит писатель, правильней было бы размышлять о творчестве как «о даре, доступном каждому». Достаточно вспомнить, что в детстве большинство людей проявляет высокий уровень изобретательности и фантазии, а по мере взросления всё куда-то пропадает. Буркус предполагает, что виной могут служить внешние факторы: нетворческие работа и образование, отсутствие уверенности в себе.

Научные изыскания это подтверждают – гена креативности не существует. Учёные говорят, что креативность – это не прирождённый талант, а скорее «тип мышления», которому можно обучиться. У нас у всех есть возможность посмотреть на что-то, оценить – проблему, предмет, ситуацию, тему – и выдвинуть собственную идею и интерпретацию.

Где взять оригинальную идею?

Этот вопрос часто сопровождается еще одним: разве не всё придумано до нас? Предполагается, что свежие идеи должны создаваться с нуля. Но оригинальные идеи часто вдохновляются и складываются из вещей, которые уже существуют в мире. Они словно ждут, чтобы их заметили, а потом переосмыслили в новом формате. Посмотрите на iPhone: компания Apple соединила элементы сотового телефона Blackberry, камеры и iPod`а в один оригинальный комбо.

Американский невролог и нейропсихолог Оливер Сакс (автор знаменитой книги «Человек, который принял жену за шляпу») объясняет, что наши мозги заточены под то, чтобы создавать новые связи и комбинации. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы заимствовать детали от других творений, если «соединять это с собственным опытом, мыслями, чувствами» и «выражать новым способом, своим собственным», уверен Оливер Сакс.
Crayons. Изображение находится в свободном доступе. Автор AlaitzZabaletaSarobe
Brain. Изображение находится в свободном доступе. Автор ElisaRiva
И нет ничего более парализующего, чем попытка придумать «великую идею» из ничего. Важно помнить, что везде есть сырой материал, который можно изучать, «играть» с ним, даже если не сразу понятно, каким именно образом его можно видоизменить.

Где найти время, чтобы творить?

Что делает этот вопрос непродуктивным, так это слово «найти». На самом деле, задача заключается не в поиске дополнительного времени, а в его правильном распределении. Для глубокой творческой работы необходимы продолжительные временные блоки: чтобы успеть втянуться в процесс, разогнаться да ещё что-то создать.

Венчурный инвестор и сооснователь стартап-инкубатора Y Combinator (откуда вышли reddit, Airbnb, Dropbox) Пол Грэм считает, что проблема заключается в ошибочном выстраивании рабочего дня: большинство интуитивно живёт по «графику организатора», когда день разбит на небольшие полу- и часовые блоки. Этот способ подходит тем, чья работа заключается в проведении встреч и обсуждений. Но чтобы созидать (и не тратить каждый раз кучу времени на погружение в задачу) необходим «график творца», состоящий из пары-тройки многочасовых интервалов. Поэтому вместо вопроса «как найти время», лучше задаваться вопросом «как я могу перейти от «графика менеджера» к «графику творца?»
Заха Хадид. Фотография находится в свободном доступе. Автор Dmitry Ternovoy
И второй аспект, который угрожает процессу: отсутствие фокуса. Чтобы выполнять творческую работу, необходимо оставаться сосредоточенным в течение длительного периода и при этом понимать, зачем ты делаешь эту работу и куда она ведёт. В своё время в интервью журналу DesignBoom Заха Хадид дала совет молодому поколению архитекторов: «Вы должны полностью сфокусироваться и упорно работать, но не [бесцельно]. Задачи могут меняться, но их обязательно [нужно ставить]. [Чтобы] знать, что именно вы пытаетесь понять».

Как придумать гениальную идею?

Часто молодые специалисты заранее устанавливают невероятно высокую планку: если и трудиться, то непременно чтобы заработать миллион или изменить мир, не меньше. Амбиции это здорово, но в начале пути лучше сосредоточиться на том, чтобы просто делать работу и делать её хорошо.

Даже опытным творцам не всегда удаётся спрогнозировать, какая идея выстрелит и каких результатов от усилий стоит ожидать. Некоторых настигает случайный успех, другим помогает производительность (тот случай, когда количество перерастает в качество). Фрэнк Гери, которого называют одним из наиболее креативных и смелых архитекторов в мире, в интервью для TED говорит, что каждый новый проект он начинает с неуверенностью и вообще не знает, к чему он в итоге придёт. К любой новой работе Гери относится с трепетом и считает, что риск – один из аспектов реальной работы. «[Когда] я начинаю проект, я не уверен, куда я двигаюсь – и если бы я знал, то просто не стал бы его делать. Когда я могу предсказать или запланировать его, я его не делаю. Я отказываюсь от него», – рассказывает Фрэнк Гери.
zooming
Фрэнк Гери. Лицензия CC BY 2.0
Если вы пытаетесь понять, стоит ли продолжать работу над проектом, спросите себя: если бы я самого начала знал, что не приобрету ни славы, ни денег, стал бы я этим заниматься?

С чего начать?

Канадский дизайнер Брюс Мау (вместе с Ремом Колхасом Мау выпустил книгу «S, M, L, XL» об итогах 20 лет работы бюро OMA), который занимается образовательной деятельностью, однажды сказал, что самая распространенная жалоба от студентов – «я не знаю, с чего начать». В ответ на это Мау часто цитирует композитора Джона Кейджа, автора знаменитой пьесы «4′33″»: «Начни с любого места».

Совет применим и к работе композитора, и к работе архитектора: не зацикливайтесь на поиске идеальной отправной точки, поскорее начните с того, что у вас есть уже сейчас. Даже если это неоформленная идея, эскиз, черновой вариант. Предварительные исследования важны, но зачастую под них маскируется банальная прокрастинация, за которой стоит страх неизбежного столкновение с пустой страницей, чистым холстом или белым экраном компьютера.
Drawing pad. Изображение находится в свободном доступе. Автор 1681551
Специалисты советуют больше внимания уделять процессу, нежели результату: то, что вы сейчас генерируете, скорее всего, будет пересмотрено или даже окажется в мусорной корзине, но наработанный опыт останется с вами. И пока мозг работает в фоновом режиме, удачные варианты могут приходить в неожиданных ситуациях. «Другие работы я смотрю для того, чтобы иногда так раскрутить сознание. Завести мотор. Надо подлить бензина, масла и так далее. Очень часто за чашкой кофе открываю журнал и начинаю его листать, – рассказывает о своём рабочем опыте Сергей Скуратов. – И вдруг вижу какую-то вещь и даже совершенно не связанное с этой вещью, и у меня запускается механизм, и я начинаю рисовать свой собственный дом с той самой точки, на которой остановился. Вдруг прозрение. Бывает какая-то непонятная ассоциативная связь» .

10 Декабря 2018

Автор текста:

Алина Измайлова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.