Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.12.2018

Пять вредных вопросов

Алина Измайлова

Интернет-издание Fast Company попыталось выяснить, какие вопросы лучше не задавать самому себе, чтобы не растерять свой творческий потенциал. К разговору о проблеме подключились специалисты, которые исследуют творчество или работу мозга.

Crayons. Изображение находится в свободном доступе. Автор AlaitzZabaletaSarobe
Crayons. Изображение находится в свободном доступе. Автор AlaitzZabaletaSarobe

Умение задавать вопросы – один из пусковых механизмов развития (творческого в том числе) и ключевой навык в образовательном процессе. Вопросы будят воображение, помогают преодолевать творческие блоки, работать с полезной критикой. Некоторые однако дают противоположный эффект: могут пошатнуть творческую уверенность или заставляют двигаться в неверном направлении. Ниже приведены пять вопросов, которые ведут в никуда; их можно назвать разрушителями креативности. Авторы исследования призывают: если вы вдруг обнаружили себя задающим такие вопросы – немедленно остановитесь.

Творческий ли я?

Это первый и самый распространенный «неправильный вопрос». Дэвид Буркус, автор книги «Муза не придет», говорит, что один из самых живучих мифов – представление о том, что одни люди появляются на свет с творческими способностями, а другие – без. На самом деле, говорит писатель, правильней было бы размышлять о творчестве как «о даре, доступном каждому». Достаточно вспомнить, что в детстве большинство людей проявляет высокий уровень изобретательности и фантазии, а по мере взросления всё куда-то пропадает. Буркус предполагает, что виной могут служить внешние факторы: нетворческие работа и образование, отсутствие уверенности в себе.

Научные изыскания это подтверждают – гена креативности не существует. Учёные говорят, что креативность – это не прирождённый талант, а скорее «тип мышления», которому можно обучиться. У нас у всех есть возможность посмотреть на что-то, оценить – проблему, предмет, ситуацию, тему – и выдвинуть собственную идею и интерпретацию.

Где взять оригинальную идею?

Этот вопрос часто сопровождается еще одним: разве не всё придумано до нас? Предполагается, что свежие идеи должны создаваться с нуля. Но оригинальные идеи часто вдохновляются и складываются из вещей, которые уже существуют в мире. Они словно ждут, чтобы их заметили, а потом переосмыслили в новом формате. Посмотрите на iPhone: компания Apple соединила элементы сотового телефона Blackberry, камеры и iPod`а в один оригинальный комбо.

Американский невролог и нейропсихолог Оливер Сакс (автор знаменитой книги «Человек, который принял жену за шляпу») объясняет, что наши мозги заточены под то, чтобы создавать новые связи и комбинации. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы заимствовать детали от других творений, если «соединять это с собственным опытом, мыслями, чувствами» и «выражать новым способом, своим собственным», уверен Оливер Сакс.
Brain. Изображение находится в свободном доступе. Автор ElisaRiva
Brain. Изображение находится в свободном доступе. Автор ElisaRiva

И нет ничего более парализующего, чем попытка придумать «великую идею» из ничего. Важно помнить, что везде есть сырой материал, который можно изучать, «играть» с ним, даже если не сразу понятно, каким именно образом его можно видоизменить.

Где найти время, чтобы творить?

Что делает этот вопрос непродуктивным, так это слово «найти». На самом деле, задача заключается не в поиске дополнительного времени, а в его правильном распределении. Для глубокой творческой работы необходимы продолжительные временные блоки: чтобы успеть втянуться в процесс, разогнаться да ещё что-то создать.

Венчурный инвестор и сооснователь стартап-инкубатора Y Combinator (откуда вышли reddit, Airbnb, Dropbox) Пол Грэм считает, что проблема заключается в ошибочном выстраивании рабочего дня: большинство интуитивно живёт по «графику организатора», когда день разбит на небольшие полу- и часовые блоки. Этот способ подходит тем, чья работа заключается в проведении встреч и обсуждений. Но чтобы созидать (и не тратить каждый раз кучу времени на погружение в задачу) необходим «график творца», состоящий из пары-тройки многочасовых интервалов. Поэтому вместо вопроса «как найти время», лучше задаваться вопросом «как я могу перейти от «графика менеджера» к «графику творца?»
Заха Хадид. Фотография находится в свободном доступе. Автор Dmitry Ternovoy
Заха Хадид. Фотография находится в свободном доступе. Автор Dmitry Ternovoy

И второй аспект, который угрожает процессу: отсутствие фокуса. Чтобы выполнять творческую работу, необходимо оставаться сосредоточенным в течение длительного периода и при этом понимать, зачем ты делаешь эту работу и куда она ведёт. В своё время в интервью журналу DesignBoom Заха Хадид дала совет молодому поколению архитекторов: «Вы должны полностью сфокусироваться и упорно работать, но не [бесцельно]. Задачи могут меняться, но их обязательно [нужно ставить]. [Чтобы] знать, что именно вы пытаетесь понять».

Как придумать гениальную идею?

Часто молодые специалисты заранее устанавливают невероятно высокую планку: если и трудиться, то непременно чтобы заработать миллион или изменить мир, не меньше. Амбиции это здорово, но в начале пути лучше сосредоточиться на том, чтобы просто делать работу и делать её хорошо.

Даже опытным творцам не всегда удаётся спрогнозировать, какая идея выстрелит и каких результатов от усилий стоит ожидать. Некоторых настигает случайный успех, другим помогает производительность (тот случай, когда количество перерастает в качество). Фрэнк Гери, которого называют одним из наиболее креативных и смелых архитекторов в мире, в интервью для TED говорит, что каждый новый проект он начинает с неуверенностью и вообще не знает, к чему он в итоге придёт. К любой новой работе Гери относится с трепетом и считает, что риск – один из аспектов реальной работы. «[Когда] я начинаю проект, я не уверен, куда я двигаюсь – и если бы я знал, то просто не стал бы его делать. Когда я могу предсказать или запланировать его, я его не делаю. Я отказываюсь от него», – рассказывает Фрэнк Гери.
Фрэнк Гери. Лицензия CC BY 2.0
Фрэнк Гери. Лицензия CC BY 2.0

Если вы пытаетесь понять, стоит ли продолжать работу над проектом, спросите себя: если бы я самого начала знал, что не приобрету ни славы, ни денег, стал бы я этим заниматься?

С чего начать?

Канадский дизайнер Брюс Мау (вместе с Ремом Колхасом Мау выпустил книгу «S, M, L, XL» об итогах 20 лет работы бюро OMA), который занимается образовательной деятельностью, однажды сказал, что самая распространенная жалоба от студентов – «я не знаю, с чего начать». В ответ на это Мау часто цитирует композитора Джона Кейджа, автора знаменитой пьесы «4′33″»: «Начни с любого места».

Совет применим и к работе композитора, и к работе архитектора: не зацикливайтесь на поиске идеальной отправной точки, поскорее начните с того, что у вас есть уже сейчас. Даже если это неоформленная идея, эскиз, черновой вариант. Предварительные исследования важны, но зачастую под них маскируется банальная прокрастинация, за которой стоит страх неизбежного столкновение с пустой страницей, чистым холстом или белым экраном компьютера.
Drawing pad. Изображение находится в свободном доступе. Автор 1681551
Drawing pad. Изображение находится в свободном доступе. Автор 1681551

Специалисты советуют больше внимания уделять процессу, нежели результату: то, что вы сейчас генерируете, скорее всего, будет пересмотрено или даже окажется в мусорной корзине, но наработанный опыт останется с вами. И пока мозг работает в фоновом режиме, удачные варианты могут приходить в неожиданных ситуациях. «Другие работы я смотрю для того, чтобы иногда так раскрутить сознание. Завести мотор. Надо подлить бензина, масла и так далее. Очень часто за чашкой кофе открываю журнал и начинаю его листать, – рассказывает о своём рабочем опыте Сергей Скуратов. – И вдруг вижу какую-то вещь и даже совершенно не связанное с этой вещью, и у меня запускается механизм, и я начинаю рисовать свой собственный дом с той самой точки, на которой остановился. Вдруг прозрение. Бывает какая-то непонятная ассоциативная связь» .
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора