Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»

Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.

mainImg
В конце августа архитектурная школа «Эволюция» провела очередной практический курс под названием «Погружение» – на этот раз выездной – в поселке Шексна Вологодской области. Тема – разработка концепций первой очереди развития Никольской набережной проекта «Русские берега». Результаты работы молодых архитекторов и студентов из разных городов – можно увидеть здесь. Конкусные работы показали в октябре на фестивле «Зодчество», там же состоялась обсуждение перспектив их реализации с участием главы Шекснинского района Евгения Богомазова и его главного архитектора Дениса Позднякова. Публикуем интервью, подготовленное по итогам обсуждения.

– Наряду с сельскими поселениями малые города более всего пострадали за последнюю четверть века, лишившись весомой части населения, рабочих мест, объектов социальной инфраструктуры, а многие – и в целом какой-либо перспективы. Как Шексна пережила этот исторический прессинг?

Евгений Богомазов:
глава Шекснинского района Вологодской области
– Любая территория обладает как минимум четырьмя позициями, при наличии которых население будет на ней оставаться и жить. Если просто – что прежде всего нужно любому человеку, помимо жилья? Первое – это работа. Второе – медицинские услуги. Третье – качественное начальное и среднее образование, чтобы детей не приходилось возить в детский сад и школу за тридевять земель. Четвертое – учреждения культуры, и сюда же можно отнести наличие у данной территории исторической составляющей, историко-культурного потенциала. Не будет работы – люди мало-помалу переберутся в другое место. То же – с медициной, образованием, культурой.

В 2015 году Вологодская область полностью перекрыла показатели по выпуску сельхозпродукции образца 1982 г. – по производству мяса, молока и зерновых. Шекснинский район не исключение. При уменьшении численности работающих в сельскохозяйственном производстве в настоящее время по сравнению с 1982 годом в 6 раз, производственные показатели увеличились. Нам удалось остановить отток населения – уже есть и прирост. Безработица – 0,6%, это крохи. При этом на 90-100 безработных у нас порядка 200-243 рабочих мест со средней зарплатой 17-18 тысяч рублей. Для нашей территории это неплохо.
Концепция «Равновесие». Куратор: Арсения Новикова. Участники: Александра Короткевич, Наталия Кутьенкова, Ольга Ларина. Предоставлено архитектурной школой «Эволюция»
Концепция «Равновесие». Куратор: Арсения Новикова. Участники: Александра Короткевич, Наталия Кутьенкова, Ольга Ларина. Предоставлено архитектурной школой «Эволюция»

Когда два года назад я пришел в выпускные классы одной из наших школ, на мой вопрос: «Кто из вас останется в Шексне?» из 63 человек руку подняло всего трое. С того времени мы создали программу, предполагающую в том числе патриотическое воспитание –показываем молодым людям, что и здесь, на малой родине, можно предложить себя, и здесь жизнь может быть не хуже, чем где бы то ни было – и не надо никуда ехать.

Денис Поздняков:
главный архитектор Шекснинского района Вологодской области
– Чтобы район был перспективным, необходимо развитие индустриальных площадок. Пример: вот воспитывают молодежь на своем заводе 3-4 года, они становятся профессионалами, после чего этот технически подкованный персонал переманивают наши соседи. А почему? Они могут предоставить более комфортные условия. Нашим же предприятиям приходится заново воспитывать смену.

Что делать в таком случае? Надо улучшать социальные условия. Создавать соответствующую среду на территории нашего района. На это работает в том числе плотность событий – та же школа «Эволюция», причем надо не просто нарисовать картинки, а дать понять, что это начало реализации.

Следующий этап – мы начинаем сейчас работать со школьниками, чтобы они попытались представить свою набережную, а там – быть может, поучаствовали в следующем интенсиве, который уже обрёл название – «Наводнение».
Концепция «Метаполис». Куратор: Денис Поздняков. Участники: Дмитрий Тарасевич, Евгений Лядский, Александр Таслунов, Кристина Олейник. Предоставлено архитектурной школой «Эволюция»

Вот у меня дом в деревне под Шексной. Почему семья ко мне не переезжает жить из Вологды? Потому что недостаточно возможностей получить дополнительное образование. Нет высших учебных заведений. В Шексне есть кинотеатр, но его недостаточно – нужен медийный комплекс. Кинотеатр без сопутствующих функций не сумеет увлечь людей. Необходим календарь интересных событий, которые аккумулировали бы общественную энергию. И люди бы не уезжали.

Надо этими инструментами пользоваться, пытаться приспособить их к своим условиям. Вот привели в порядок набережную в Вологде, народ перестал там по привычке употреблять, стал заниматься спортом, и появился туристический поток.
Концепция «Метаполис». Куратор: Денис Поздняков. Участники: Дмитрий Тарасевич, Евгений Лядский, Александр Таслунов, Кристина Олейник. Предоставлено архитектурной школой «Эволюция»

– Что давало жизнь городу в советский период? Сохранилась ли преемственность, что дошло до наших дней?

Е.Б.: Прежде всего промышленность и сельское хозяйство. Промышленные предприятия, сельхозпроизводство и сейчас работают и развиваются в районе. Далее – культурно-рекреационная активность. Очень важна составляющая облика района – это, самобытная народная культура и традиции, которые сейчас являются основой туристической привлекателности Шекснинского района. У нас есть 12-часовые экскурсионные туры – это музейный показ, знакомство с местной обрядовой практикой, к примеру такой промысел, как изготовление кукол.

– Шексна находится на перекрестье путей – водных, автомобильных, воздушных. И «Северный поток» проходит совсем рядом. Воспользоваться этим обстоятельством, что называется, сам Бог велел. Вы решили начать с речного фасада, сделав его визитной карточкой города?

Е.Б.: На территории района располагается индустриальный парк. Там представлены три предприятия: трубопрокатный завод, завод по переработке отходов животного происхождения, и завод по выпуску газового оборудования.

Мы не хотели бы на этом останавливаться. Тем более, что Череповец сегодня продвигается в сторону Шекснинского района. Ведь до «Северстали» всего-то 30 км – это полчаса езды по хорошей дороге. Так что жильё для сотрудников предприятия в экологически чистом месте, на берегу Волго-Балта – это перспективный ход, который позволил бы удержать высококвалифицированные кадры. А здесь жильё по определению доступнее, дешевле, чем в самом Череповце. У нас красивейшие места, при этом посёлок расположен вдоль реки, а это 7–8 км – и нет ни одного пляжа. Потенциал развития просто на виду.
Концепция «Водоворот». Куратор: Пётр Виноградов. Участники: Дарья Диканчук, Анастасия Баранова, Елизавета Олейник. Предоставлено архитектурной школой «Эволюция»

Д.П.: Промышленную территорию надо реконструировать, восстанавливать. Но если начать с поселка или с промтерритории – сложнее будет раскрутить весь проект. А тут – на выходе квартиры с видом на реку Шексна, с обустроенной набережной, какой-то интересной историей. Наши предложения были включены в повестку Госсовета по развитию водного хозяйства. В настоящее время запущен проект круизного лайнера, который должен быть спущен на воду в 2019 году. Первая навигация предполагается от Санкт-Петербурга до Москвы – это летний маршрут, потом – осенний – от Москвы до Сочи, и зимний – от Сочи до Турции и Египта, уже по морям. В этой перспективе наша площадка находится как раз посередине первого этапа, а, как известно, спрос на путешествия по воде очень большой. Уже сегодня в летнюю навигацию мимо Шексны проплывает более 400 судов.

– Территория, которую планируется обустроить, насчитывает почти сотню гектаров. Для малого города это значительный масштаб. Но начинать надо с обозримого участка. Почему выбрана именно эта площадка в качестве пилотной?

Е.Б.: Два года назад была реконструирована вся шлюзовая система – это в непосредственной близости от пилотного участка. Можно считать это стартовой точкой всей программы.

Д.П.: Есть арендатор территории бывшего бетонного завода – неэкологичного производства, на котором поставлен крест. Сейчас он занимается строительством в Череповце. Это наш будущий инвестор, которого мы рассматриваем, то есть собственник, который хочет это реализовать. Но чтобы всё было правильно – нам нужно проработать сценарии развития территории, мы хотим, чтобы появлялись различные уникальные архитектурные сооружения, которыми мы могли бы гордиться, возможно – на конкурсной основе. Отсюда – эта идея музея Волго-Балта с сопутствующей рекреационной инфраструктурой.
Концепция «Водоворот». Куратор: Пётр Виноградов. Участники: Дарья Диканчук, Анастасия Баранова, Елизавета Олейник. Предоставлено архитектурной школой «Эволюция»

– Три полученных в результате летнего интенсива проекта объединяет урбанистический пафос, хотя в «Водовороте» и «Метагороде» он носит едва ли не запредельный характер. Вряд ли они могут выступить в режиме взаимодополнительности. Как вы их оцениваете с точки зрения: а) стартовой точки развития города, б) перспективы реализации?

Е.Б.: Как вы понимаете, я чистый практик, прагматик. Один из наших застройщиков возводит сейчас жильё с нестандартными планировками по цене 40 тыс. руб. за м2. Не успел достроить, все раскуплено подчистую.

В настоящее время востребованность жилья не сиюминутная, люди хотят жить не только удобно, но и эстетично. С видами из окон. С качественным окружением. Инвесторы из Череповца отказываются от проектов в Подмосковье, отдают предпочтение нам, чувствуют перспективу. Так что семинарские работы легли на подготовленную почву.

У людей, которые присутствовали на защите проектов, был культурный шок. Они увидели иную перспективу внутри наших реалий, шекснинской повседневности. Быть может, инвесторами будут приняты какие-то отдельные идеи. Это их прерогатива. А зерно есть в каждом из предложений.

Д.П.: Мне нравятся все три проекта. Но у нас есть цель – представить возможности территории. Заурядные вещи на это не способны. Нужна сильная заявка. Идея Петра с водоворотом – очень звонкая. По сути, это бренд территории, точка роста – причем не только Шексны. Концепция Арсении более природная, уютная; размывание границ. А наш проект приближен к условиям строительства. В рамках общей концепции в принципе может быть реализована едва ли не любая архитектурная идея, включая как первую, так и вторую. Именно поэтому мы и назвали свое предложение «Метаполис».

– Вряд ли Шексна сможет получить соответствующее федеральное и региональное финансирование под подобную урбанистическую программу в условиях экономического кризиса. В таком случае – что делать? Вероятно, разработка экономической модели и проектная деятельность должны идти параллельно?

Е.Б.: Ну почему же? Недавно выделены федеральные средства на реконструкцию набережной города Череповец. Так что надежда есть.

Но всё же главное – инвестиционная составляющая. Надо запустить проект усилиями заинтересованного инвестора. А остальные подтянутся. Как только мы вышли в информационное поле с результатами выездного курса школы «Эволюция» – появился и второй потенциальный инвестор, сейчас уже ведём переговоры. И поддержка губернатора, конечно, исключительно важна. Она имеется, существуют определенные договоренности. Если ты привлекаешь инвестиции на свою территорию, тебе помогают. Если сидишь сложа руки, ничего не делаешь, то зачем тебя поддерживать?

Д.П.: У государства есть программа по берегоукреплению, распространяющаяся в том числе на Волго-Балт. В принципе, мы подпадаем под её действие: береговая линия – это городская территория, и она размывается. Надо использовать и такой шанс.

– Недавно президент РФ санкционировал переподчинение главных архитекторов главам субъектов федерации. По факту в Шексне эта диспозиция уже сложилась. Это была инициатива самого руководства города? Что это даёт?

Е.Б.: Когда я формировал административную структуру два года назад, Дениса Ивановича ещё не было на горизонте, и вопрос о том, что именно он будет главным архитектором района, не стоял. Это произошло чуть позже. Когда я прописывал структуру администрации, задумался над тем, куда же относить архитектуру? И куда бы я её не примерял, получалось, что она не подходит ни под один управленческий блок. Поэтому я принял решение, что буду искать на должность главного архитектора человека, которому я могу доверять, человека, полностью погруженного в свою профессию – и при этом реалиста.

А потом уже появилась кандидатура Дениса Позднякова. Я сразу понял, что он вольный художник, и жёстко ограничивать его в рамках структуры – непродуктивно. Дал ему возможность и штат прописать, и людей подобрать под себя. В том числе, чтобы у него была возможность свободно мыслить и иметь возможность посещать такие замечательные мероприятия, как «Зодчество» или «Арх Москва».

И у нас это получилось. Денис умеет людей зажечь, заинтересовать. Мы с ним прошли уже большой путь. И население нас поддерживает, в том числе и по этому проекту. А вообще – любой руководитель должен быть заинтересован, чтобы главный архитектор работал в непосредственной связи, в тесном контакте с ним.

Как-то Денис Иванович предложил: «Давайте примем регламент по размещению вывесок, как в Москве». И мы это сделали. Теперь у нас уменьшается визуальный беспорядок. Опыт такого взаимодействия лишь уверил меня, что проблемы развития поселения необходимо решать в союзе с главным архитектором.

Д.П.: Для нас, для архитекторов, понятно, что важно выполнить свою определенную миссию. Когда между главой и главным архитектором вырастает вереница посредников, управление территорией не может не страдать. Архитектору, даже и обычному практикующему, необходимо, чтобы его непосредственно слышал глава, потому что есть законы композиции, некие нормы, правила, которых он не знает. Мы-то не все знаем, но по крайней мере человек должен доверять. А доверять на расстоянии – сложно. И если глава принимает такие решения, это полезно, потому что личная ответственность архитектора возрастает.
 

22 Декабря 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.