Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»

Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.

mainImg
В конце августа архитектурная школа «Эволюция» провела очередной практический курс под названием «Погружение» – на этот раз выездной – в поселке Шексна Вологодской области. Тема – разработка концепций первой очереди развития Никольской набережной проекта «Русские берега». Результаты работы молодых архитекторов и студентов из разных городов – можно увидеть здесь. Конкусные работы показали в октябре на фестивле «Зодчество», там же состоялась обсуждение перспектив их реализации с участием главы Шекснинского района Евгения Богомазова и его главного архитектора Дениса Позднякова. Публикуем интервью, подготовленное по итогам обсуждения.

– Наряду с сельскими поселениями малые города более всего пострадали за последнюю четверть века, лишившись весомой части населения, рабочих мест, объектов социальной инфраструктуры, а многие – и в целом какой-либо перспективы. Как Шексна пережила этот исторический прессинг?

Евгений Богомазов:
глава Шекснинского района Вологодской области
– Любая территория обладает как минимум четырьмя позициями, при наличии которых население будет на ней оставаться и жить. Если просто – что прежде всего нужно любому человеку, помимо жилья? Первое – это работа. Второе – медицинские услуги. Третье – качественное начальное и среднее образование, чтобы детей не приходилось возить в детский сад и школу за тридевять земель. Четвертое – учреждения культуры, и сюда же можно отнести наличие у данной территории исторической составляющей, историко-культурного потенциала. Не будет работы – люди мало-помалу переберутся в другое место. То же – с медициной, образованием, культурой.

В 2015 году Вологодская область полностью перекрыла показатели по выпуску сельхозпродукции образца 1982 г. – по производству мяса, молока и зерновых. Шекснинский район не исключение. При уменьшении численности работающих в сельскохозяйственном производстве в настоящее время по сравнению с 1982 годом в 6 раз, производственные показатели увеличились. Нам удалось остановить отток населения – уже есть и прирост. Безработица – 0,6%, это крохи. При этом на 90-100 безработных у нас порядка 200-243 рабочих мест со средней зарплатой 17-18 тысяч рублей. Для нашей территории это неплохо.
Концепция «Равновесие». Куратор: Арсения Новикова. Участники: Александра Короткевич, Наталия Кутьенкова, Ольга Ларина. Предоставлено архитектурной школой «Эволюция»
Концепция «Равновесие». Куратор: Арсения Новикова. Участники: Александра Короткевич, Наталия Кутьенкова, Ольга Ларина. Предоставлено архитектурной школой «Эволюция»

Когда два года назад я пришел в выпускные классы одной из наших школ, на мой вопрос: «Кто из вас останется в Шексне?» из 63 человек руку подняло всего трое. С того времени мы создали программу, предполагающую в том числе патриотическое воспитание –показываем молодым людям, что и здесь, на малой родине, можно предложить себя, и здесь жизнь может быть не хуже, чем где бы то ни было – и не надо никуда ехать.

Денис Поздняков:
главный архитектор Шекснинского района Вологодской области
– Чтобы район был перспективным, необходимо развитие индустриальных площадок. Пример: вот воспитывают молодежь на своем заводе 3-4 года, они становятся профессионалами, после чего этот технически подкованный персонал переманивают наши соседи. А почему? Они могут предоставить более комфортные условия. Нашим же предприятиям приходится заново воспитывать смену.

Что делать в таком случае? Надо улучшать социальные условия. Создавать соответствующую среду на территории нашего района. На это работает в том числе плотность событий – та же школа «Эволюция», причем надо не просто нарисовать картинки, а дать понять, что это начало реализации.

Следующий этап – мы начинаем сейчас работать со школьниками, чтобы они попытались представить свою набережную, а там – быть может, поучаствовали в следующем интенсиве, который уже обрёл название – «Наводнение».
Концепция «Метаполис». Куратор: Денис Поздняков. Участники: Дмитрий Тарасевич, Евгений Лядский, Александр Таслунов, Кристина Олейник. Предоставлено архитектурной школой «Эволюция»

Вот у меня дом в деревне под Шексной. Почему семья ко мне не переезжает жить из Вологды? Потому что недостаточно возможностей получить дополнительное образование. Нет высших учебных заведений. В Шексне есть кинотеатр, но его недостаточно – нужен медийный комплекс. Кинотеатр без сопутствующих функций не сумеет увлечь людей. Необходим календарь интересных событий, которые аккумулировали бы общественную энергию. И люди бы не уезжали.

Надо этими инструментами пользоваться, пытаться приспособить их к своим условиям. Вот привели в порядок набережную в Вологде, народ перестал там по привычке употреблять, стал заниматься спортом, и появился туристический поток.
Концепция «Метаполис». Куратор: Денис Поздняков. Участники: Дмитрий Тарасевич, Евгений Лядский, Александр Таслунов, Кристина Олейник. Предоставлено архитектурной школой «Эволюция»

– Что давало жизнь городу в советский период? Сохранилась ли преемственность, что дошло до наших дней?

Е.Б.: Прежде всего промышленность и сельское хозяйство. Промышленные предприятия, сельхозпроизводство и сейчас работают и развиваются в районе. Далее – культурно-рекреационная активность. Очень важна составляющая облика района – это, самобытная народная культура и традиции, которые сейчас являются основой туристической привлекателности Шекснинского района. У нас есть 12-часовые экскурсионные туры – это музейный показ, знакомство с местной обрядовой практикой, к примеру такой промысел, как изготовление кукол.

– Шексна находится на перекрестье путей – водных, автомобильных, воздушных. И «Северный поток» проходит совсем рядом. Воспользоваться этим обстоятельством, что называется, сам Бог велел. Вы решили начать с речного фасада, сделав его визитной карточкой города?

Е.Б.: На территории района располагается индустриальный парк. Там представлены три предприятия: трубопрокатный завод, завод по переработке отходов животного происхождения, и завод по выпуску газового оборудования.

Мы не хотели бы на этом останавливаться. Тем более, что Череповец сегодня продвигается в сторону Шекснинского района. Ведь до «Северстали» всего-то 30 км – это полчаса езды по хорошей дороге. Так что жильё для сотрудников предприятия в экологически чистом месте, на берегу Волго-Балта – это перспективный ход, который позволил бы удержать высококвалифицированные кадры. А здесь жильё по определению доступнее, дешевле, чем в самом Череповце. У нас красивейшие места, при этом посёлок расположен вдоль реки, а это 7–8 км – и нет ни одного пляжа. Потенциал развития просто на виду.
Концепция «Водоворот». Куратор: Пётр Виноградов. Участники: Дарья Диканчук, Анастасия Баранова, Елизавета Олейник. Предоставлено архитектурной школой «Эволюция»

Д.П.: Промышленную территорию надо реконструировать, восстанавливать. Но если начать с поселка или с промтерритории – сложнее будет раскрутить весь проект. А тут – на выходе квартиры с видом на реку Шексна, с обустроенной набережной, какой-то интересной историей. Наши предложения были включены в повестку Госсовета по развитию водного хозяйства. В настоящее время запущен проект круизного лайнера, который должен быть спущен на воду в 2019 году. Первая навигация предполагается от Санкт-Петербурга до Москвы – это летний маршрут, потом – осенний – от Москвы до Сочи, и зимний – от Сочи до Турции и Египта, уже по морям. В этой перспективе наша площадка находится как раз посередине первого этапа, а, как известно, спрос на путешествия по воде очень большой. Уже сегодня в летнюю навигацию мимо Шексны проплывает более 400 судов.

– Территория, которую планируется обустроить, насчитывает почти сотню гектаров. Для малого города это значительный масштаб. Но начинать надо с обозримого участка. Почему выбрана именно эта площадка в качестве пилотной?

Е.Б.: Два года назад была реконструирована вся шлюзовая система – это в непосредственной близости от пилотного участка. Можно считать это стартовой точкой всей программы.

Д.П.: Есть арендатор территории бывшего бетонного завода – неэкологичного производства, на котором поставлен крест. Сейчас он занимается строительством в Череповце. Это наш будущий инвестор, которого мы рассматриваем, то есть собственник, который хочет это реализовать. Но чтобы всё было правильно – нам нужно проработать сценарии развития территории, мы хотим, чтобы появлялись различные уникальные архитектурные сооружения, которыми мы могли бы гордиться, возможно – на конкурсной основе. Отсюда – эта идея музея Волго-Балта с сопутствующей рекреационной инфраструктурой.
Концепция «Водоворот». Куратор: Пётр Виноградов. Участники: Дарья Диканчук, Анастасия Баранова, Елизавета Олейник. Предоставлено архитектурной школой «Эволюция»

– Три полученных в результате летнего интенсива проекта объединяет урбанистический пафос, хотя в «Водовороте» и «Метагороде» он носит едва ли не запредельный характер. Вряд ли они могут выступить в режиме взаимодополнительности. Как вы их оцениваете с точки зрения: а) стартовой точки развития города, б) перспективы реализации?

Е.Б.: Как вы понимаете, я чистый практик, прагматик. Один из наших застройщиков возводит сейчас жильё с нестандартными планировками по цене 40 тыс. руб. за м2. Не успел достроить, все раскуплено подчистую.

В настоящее время востребованность жилья не сиюминутная, люди хотят жить не только удобно, но и эстетично. С видами из окон. С качественным окружением. Инвесторы из Череповца отказываются от проектов в Подмосковье, отдают предпочтение нам, чувствуют перспективу. Так что семинарские работы легли на подготовленную почву.

У людей, которые присутствовали на защите проектов, был культурный шок. Они увидели иную перспективу внутри наших реалий, шекснинской повседневности. Быть может, инвесторами будут приняты какие-то отдельные идеи. Это их прерогатива. А зерно есть в каждом из предложений.

Д.П.: Мне нравятся все три проекта. Но у нас есть цель – представить возможности территории. Заурядные вещи на это не способны. Нужна сильная заявка. Идея Петра с водоворотом – очень звонкая. По сути, это бренд территории, точка роста – причем не только Шексны. Концепция Арсении более природная, уютная; размывание границ. А наш проект приближен к условиям строительства. В рамках общей концепции в принципе может быть реализована едва ли не любая архитектурная идея, включая как первую, так и вторую. Именно поэтому мы и назвали свое предложение «Метаполис».

– Вряд ли Шексна сможет получить соответствующее федеральное и региональное финансирование под подобную урбанистическую программу в условиях экономического кризиса. В таком случае – что делать? Вероятно, разработка экономической модели и проектная деятельность должны идти параллельно?

Е.Б.: Ну почему же? Недавно выделены федеральные средства на реконструкцию набережной города Череповец. Так что надежда есть.

Но всё же главное – инвестиционная составляющая. Надо запустить проект усилиями заинтересованного инвестора. А остальные подтянутся. Как только мы вышли в информационное поле с результатами выездного курса школы «Эволюция» – появился и второй потенциальный инвестор, сейчас уже ведём переговоры. И поддержка губернатора, конечно, исключительно важна. Она имеется, существуют определенные договоренности. Если ты привлекаешь инвестиции на свою территорию, тебе помогают. Если сидишь сложа руки, ничего не делаешь, то зачем тебя поддерживать?

Д.П.: У государства есть программа по берегоукреплению, распространяющаяся в том числе на Волго-Балт. В принципе, мы подпадаем под её действие: береговая линия – это городская территория, и она размывается. Надо использовать и такой шанс.

– Недавно президент РФ санкционировал переподчинение главных архитекторов главам субъектов федерации. По факту в Шексне эта диспозиция уже сложилась. Это была инициатива самого руководства города? Что это даёт?

Е.Б.: Когда я формировал административную структуру два года назад, Дениса Ивановича ещё не было на горизонте, и вопрос о том, что именно он будет главным архитектором района, не стоял. Это произошло чуть позже. Когда я прописывал структуру администрации, задумался над тем, куда же относить архитектуру? И куда бы я её не примерял, получалось, что она не подходит ни под один управленческий блок. Поэтому я принял решение, что буду искать на должность главного архитектора человека, которому я могу доверять, человека, полностью погруженного в свою профессию – и при этом реалиста.

А потом уже появилась кандидатура Дениса Позднякова. Я сразу понял, что он вольный художник, и жёстко ограничивать его в рамках структуры – непродуктивно. Дал ему возможность и штат прописать, и людей подобрать под себя. В том числе, чтобы у него была возможность свободно мыслить и иметь возможность посещать такие замечательные мероприятия, как «Зодчество» или «Арх Москва».

И у нас это получилось. Денис умеет людей зажечь, заинтересовать. Мы с ним прошли уже большой путь. И население нас поддерживает, в том числе и по этому проекту. А вообще – любой руководитель должен быть заинтересован, чтобы главный архитектор работал в непосредственной связи, в тесном контакте с ним.

Как-то Денис Иванович предложил: «Давайте примем регламент по размещению вывесок, как в Москве». И мы это сделали. Теперь у нас уменьшается визуальный беспорядок. Опыт такого взаимодействия лишь уверил меня, что проблемы развития поселения необходимо решать в союзе с главным архитектором.

Д.П.: Для нас, для архитекторов, понятно, что важно выполнить свою определенную миссию. Когда между главой и главным архитектором вырастает вереница посредников, управление территорией не может не страдать. Архитектору, даже и обычному практикующему, необходимо, чтобы его непосредственно слышал глава, потому что есть законы композиции, некие нормы, правила, которых он не знает. Мы-то не все знаем, но по крайней мере человек должен доверять. А доверять на расстоянии – сложно. И если глава принимает такие решения, это полезно, потому что личная ответственность архитектора возрастает.
 

22 Декабря 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.