Рассвет на Куликовом поле

Репортаж о лауреатах «Зодчества». Репутация – у Михаила Хазанова. Лучшая мастерская – ПТАМ Виссарионова.

mainImg
Церемония награждения состоялась в последний день работы XXIV международного фестиваля «Зодчество» на территории Трёхгорной мануфактуры. Из-за чрезмерно длинного списка лауреатов награждение, как и в прошлом году, провели в два этапа. Первый состоялся 17 октября, второй и наиболее торжественный – 20 октября. Несмотря на это в последний день фестиваля его герои поднимались на сцену без перерыва более трёх часов. И это объяснимо, ведь объявляли результаты десяти тематических смотров-конкурсов, свои экспозиции представили девять регионов РФ, а в двух корпусах мануфактуры было показано в общей сложности около 450 работ и больше десяти спецпроектов. В рамках деловой программы состоялось свыше 140 встреч, лекций и дискуссий, которые за семь дней фестиваля посетили более 20 тысяч гостей.

Дедал
Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Тульская обл., деревня Моховое. Мастерская Сергея Гнедовского «Архитектура и культурная политика ПНКБ». С.В. Гнедовский, А.А. Любимкин, Е.С. Любимкина, И.В. Бушминский. Фотография © www.kulpole.ru
Вручение «Хрустального Дедала». Гран-при в руках у Сергея Гнедовского. Фотография © Александр Портов
Вручение «Хрустального Дедала». Гран-при в руках у Сергея Гнедовского. Фотография © Александр Портов
Вручение «Хрустального Дедала». Фотография © Александр Портов

Главным героем «Зодчества» и обладателем «Хрустального Дедала» стало бюро Сергея Гнедовского «Архитектура и культурная политика ПНКБ». Реализованный этой мастерской государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» был признан лучшей постройкой. Гнедовский признался, что это была крайне сложная работа: «Перед нами стояла задача создать метафору грандиозного события, но при этом удержаться от литературности, ненужных и лишних ассоциаций. Мы старались создать объект, который не нарушил бы великолепное пространство Куликова поля, не помешал пейзажу, открывающемуся со смотровой площадки».

Куликово поле – это главный экспонат музея, построенного в Тульской области, в устье реки Смолки. Поэтому само здание на его фоне всячески пытается замаскироваться, не выдать себя. При взгляде с Красного холма оно скрыто рельефом и выглядит как курган или зелёный холм, на вершину которого ведет белая лестница. Там устроена смотровая площадка. Внизу «холм» рассекает надвое широкая дорожка, ведущая ко входу. Площадь новой экспозиции – 2000 м², еще 300 м² отведено под временные выставки. Жюри отметило, что авторам удалось не нарушить естественный природный ландшафт заповедника и сделать новый музейный комплекс его гармоничным дополнением.
Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Архитектор: Сергей Гнедовский. Реализация, 2015
Фотография © Роман Солопов
Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Архитектор: Сергей Гнедовский. Реализация, 2015. Фотография © Роман Солопов
Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Архитектор: Сергей Гнедовский. Реализация, 2015. Фотография © Роман Солопов
***

Постройки: золото
Золото среди построек получил МФК на «Полежаевской» под названием «Хорошо!». Этот четырехэтажный комплекс из стекла и металла открылся совсем недавно, в сентябре. Он построен на Хорошевском шоссе, на месте бывшей промзоны. Авторы из проектного бюро IQ с удовольствием отметили, что несколько лет назад эта работа уже получала награду – серебряный знак фестиваля в разделе «Проекты». Теперь комплекс отмечен золотом как одна из лучших реализаций.
Основатель и руководитель IQ studio Эрик Валеев. Фотография © Алла Павликова
МФК на Хорошевском шоссе. Проект, 2013 © IQ Studio

Ещё одна высшая награда досталась петербургской мастерской «Земцов, Кондиайн и партнеры». По их проекту построен крупный жилой комплекс «Смольный парк», отмеченный жюри как одна из самых сильных работ, представленных в рамках нынешнего фестиваля. Золотой знак в номинации «Реставрация и реконструкция» был присужден проектному институту «Костромапроект» за реставрацию железнодорожного вокзала в Рыбинске. Вручая награду авторам проекта, Виктор Логвинов сказал, что за всю историю «Зодчества» это первая награда, уехавшая в Рыбинск.
Виктор Логвинов вручает золотой диплом Юрию Земцову. Фотография © Алла Павликова
zooming
Жилой комплекс «Смольный парк» в Санкт-Петербурге © «Земцов, Кондиайн и партнеры»
zooming
Жилой комплекс «Смольный парк» в Санкт-Петербурге © «Земцов, Кондиайн и партнеры»
zooming
Жилой комплекс «Смольный парк» в Санкт-Петербурге © «Земцов, Кондиайн и партнеры»
Награждение представителей «Костромапроект». Фотография © Алла Павликова
Отреставрированный железнодорожный вокзал в Рыбинске © «Костромапроект»
***

Постройки: серебро
Серебряные награды получили сразу пять построек. Среди них – МФК с апартаментами «Актер Гэлакси» в Сочи и комплекс Atlantic Apartments на Можайском валу в Москве, построенные SPEECH. Сочинский комплекс с ассиметричными выступами, французскими окнами и граненой облицовкой фасадов из натурального камня включает сто тридцать шесть апартаментов.
МФК с апартаментами «Актер Гэлакси» в Сочи © Speech
zooming
Комплекс Atlantic Apartments на Можайском валу в Москве © Speech
Анна Мартовицкая получает диплом архитектурного бюро Speech. Фотография © Алла Павликова

Другие серебряные призёры – спортивный клуб «Оранж-фитнес» в Нижнекамске Ильи Сафиуллина, жилой дом, построенный в Уфе Юлией Мусиной и Александром Сафаровым, и частный загородный дом Hampton house Романа Леонидова. В номинации «Лучшая иностранная постройка» диплом СА вручили архитектору Нареку Саргсяну за правительственный комплекс в Ереване.
Хэмтон Хаус. Загородный дом. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Романа Леонидова
***

Татлин
В разделе «Проекты» гран-при – «Премия Владимира Татлина» – присуждена апартаментам в стиле лофт «Рассвет 3.34», спроектированному мастерской ДНК аг. Проект был отмечен как пример качественной и деликатной работы с промышленной территорией. Протяженный фасад заводского корпуса архитекторы разделили визуально на шесть частей, из-за чего он больше походит на уютную городскую улочку. Таким образом, сохранив индивидуальный характер здания, удалось создать сомасштабную человеку городскую среду.
Вручение премии «Татлин» мастерской ДНК аг. Фотография © Александр Портов
Вручение премии «Татлин» мастерской ДНК аг. Фотография © Александр Портов
Вручение премии «Татлин» мастерской ДНК аг. Фотография © Алла Павликова
«Рассвет 3.34» © ДНК аг
«Рассвет 3.34» © ДНК аг
«Рассвет 3.34» © ДНК аг
***

Проекты: золото и серебро
Традиционно щедрое на награды жюри фестиваля в разделе «Проекты» в этом году вручило три золотых диплома, не считая обладателей «Татлина». Один достался Максиму Любецкому за проект дома для молодых семей в Сочи, другой – архитектурному бюро «План_Б», представившему проект «Усадьба_OSTROV» в Ярославской области. «Студия 44» Никиты Явейна получила золото за проект музея науки и техники в Томске. Жюри понравилось, как авторы работают с таким традиционным материалом, как дерево. Уникально, что в этом случае дерево становится основным материалом строительства крупного общественного и культурного объекта. Никита Явейн объяснил, что, пройдя множество согласований и получив множество сертификатов, их мастерская создала прецедент, который открывает новое будущее для деревянного строительства в нашей стране. Ещё один диплом, на этот раз серебряный, Никита Явейн получил за проект жилого дома на улице Чапаева в Санкт-Петербурге.
Концепция Музея науки и техники в Томске
© Студия 44
Награждение Никиты Явейна, Студия 44. Фотография © Алла Павликова

Также серебряными дипломами были отмечены МФК с апартаментами в Москве в Береговом проезде – работа компании «Инград Проект», концепция реконструкции спортивно-оздоровительного комплекса с отелем Golden Tulip в Подмосковье, разработанная бюро ArchGroup под руководством Алексея Горяинова, деловой центр «Жуков-21», спроектированный компанией «Альянс-бюро». За серийный проект индивидуальных жилых домов наградили группу молодых архитекторов из АБ «Архслон».
Реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса с отелем Golden Tulip в Подмосковье © Arch Group
Награждение Алексея Горяинова, Arch Group. Фотография © Алла Павликова

Благоустройство
Отдельно в этом году отметили проекты благоустройства. Золота в этой номинации не оказалось, а вот серебро присудили институту «Ленгипрогор» за благоустройство набережной вдоль берега Сакского лечебного озера в Крыму, а также институту «Гипрокоммундотранс», разработавшему проект устройства Романовского сквера с двухуровневой подземной парковкой в Воронеже. Проектная организация НПО «Вектор» совместно с НИУ «МГСУ» получили золотой знак в номинации «Локальные проекты» за создание единого рекреационного пространства «Парк Яуза».
Награждение представителя института «Гипрокоммундотранс». Фотография © Алла Павликова

Репутация
Премию имени Сергея Киселева вручили двумя днями ранее, на церемонии награждения 17 октября. Среди всех заявленных бюро в этом году самым достойным, по мнению жюри, оказалась мастерская Михаила Хазанова и сам Михаил Давидович.
***

Градоустройство
В смотре-конкурсе «Градоустройство» в разных разделах и номинациях так или иначе были отмечены практически все экспозиции регионов. Ростов, где формируется крупнейшая линейная агломерация, и Екатеринбург, продемонстрировавший на конкретных примерах эффективность взаимодействия с населением, получили серебряные знаки. Воронеж взял и золото, и серебро. Красноярск, сохранивший от многоэтажной застройки практически весь центр города, состоящий из нескольких островов в русле Енисея, включая зелёную береговую линию; Хабаровск, показавший развитие своего города; а также Комсомольск-на-Амуре и Москва получили дипломы СА.

Золотого знака в разделе «Политика пространственного развития» удостоился стенд Якутии, охвативший крупнейшие проекты, реализованные в регионе за последние два года. Особо был отмечен представленный в экспозиции комплекс «Земля Олонхо» – как убедительная попытка создания проекта, учитывающего национальные особенности и культуру Якутии. Получая награды, представители Якутии сказали, что их главная задача – сохранять свою самобытность.

В новой номинации фестиваля «Регионы – лучшее в архитектурно-градостроительной практике» золотым знаком отметили экспозиции Екатеринбурга и Красноярска. Серебро в этом разделе досталось Москве и Московской области.
Награждение экспозиции Екатеринбурга. Фотография © Алла Павликова
Награждение стенда Воронежской области. Фотография © Александр Портов
Награждение стенда Якутии. Фотография © Алла Павликова
***

Коллективы
Лучшей проектной организацией этого года была признана мастерская ПТАМ Виссарионова. Юрий Виссарионов и Константин Савкин поднялись на сцену вместе с молодыми проектировщиками своего бюро, а Андрей Гнездилов, вручавший золотой знак и диплом, отметил, что эта награда уже давно должна была оказаться в руках одной из старейших в Москве мастерских. Серебро в этой номинации досталось, напротив, молодому коллективу из Екатеринбурга «ОСА».
Мастерская ПТАМ Виссарионова. Фотография © Алла Павликова
***

Устойчивая архитектура
Ещё один традиционный смотр-конкурс «Экоустойчивая архитектура» выбрал победителей среди 12 работ студентов вузов и авторских коллективов из Москвы, Костромы, Уфы, Воронежа и Владивостока. Высшую награду присудили Дарье Бурдиной за проект реновации жилой среды поселка Рыбокомбинат на острове Попова в Приморском крае.
Главная премия «Экоустойчивая архитектура». Фотография © Александр Портов
Главная премия «Экоустойчивая архитектура». Фотография © Александр Портов
***

Кураторы
Свои награды получили также кураторы спецпроектов, представленных на фестивале. А итог церемонии подвел Андрей Асадов, который вместе с братом Никитой вот уже который год курирует «Зодчество», успевшее за это время существенно преобразиться.
Андрей Асадов. Фотография © Алла Павликова

Андрей Асадов:
«Мы очень рады, что нам удалось превратить фестиваль в реальный инструмент развития территории, сделать его ответом и продолжением заявленной в прошлом году темы «Архитектура и новые индустрии как драйвер развития городов». Трёхгорная мануфактура стала продолжением мирового тренда по превращению промышленных зон в новые точки роста экономики. Обширная выставочная и деловая программы позволили затронуть такие темы, как реновация промзон, комфортная городская среда, социальные и культурные центры нового типа, новая жизнь архитектурного наследия и навыки, необходимые архитектору в современном мире. Следующий шаг развития фестиваля мы видим уже в формате архитектурного форума пространственного развития страны. Формат форума позволит «Зодчеству» стать активатором территорий и импульсом развития не только отдельно взятой площадки, но и других подобных пространств в масштабе всей страны».
 
Куратор Анна Медлева. Фотография © Алла Павликова
Михаил Бейлин, Даниил Никишин, кураторы экспозиции «Развязка Москвы». Фотография © Алла Павликова

24 Октября 2016

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.