Рассвет на Куликовом поле

Репортаж о лауреатах «Зодчества». Репутация – у Михаила Хазанова. Лучшая мастерская – ПТАМ Виссарионова.

mainImg
Церемония награждения состоялась в последний день работы XXIV международного фестиваля «Зодчество» на территории Трёхгорной мануфактуры. Из-за чрезмерно длинного списка лауреатов награждение, как и в прошлом году, провели в два этапа. Первый состоялся 17 октября, второй и наиболее торжественный – 20 октября. Несмотря на это в последний день фестиваля его герои поднимались на сцену без перерыва более трёх часов. И это объяснимо, ведь объявляли результаты десяти тематических смотров-конкурсов, свои экспозиции представили девять регионов РФ, а в двух корпусах мануфактуры было показано в общей сложности около 450 работ и больше десяти спецпроектов. В рамках деловой программы состоялось свыше 140 встреч, лекций и дискуссий, которые за семь дней фестиваля посетили более 20 тысяч гостей.

Дедал
Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Тульская обл., деревня Моховое. Мастерская Сергея Гнедовского «Архитектура и культурная политика ПНКБ». С.В. Гнедовский, А.А. Любимкин, Е.С. Любимкина, И.В. Бушминский. Фотография © www.kulpole.ru
Вручение «Хрустального Дедала». Гран-при в руках у Сергея Гнедовского. Фотография © Александр Портов
Вручение «Хрустального Дедала». Гран-при в руках у Сергея Гнедовского. Фотография © Александр Портов
Вручение «Хрустального Дедала». Фотография © Александр Портов

Главным героем «Зодчества» и обладателем «Хрустального Дедала» стало бюро Сергея Гнедовского «Архитектура и культурная политика ПНКБ». Реализованный этой мастерской государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» был признан лучшей постройкой. Гнедовский признался, что это была крайне сложная работа: «Перед нами стояла задача создать метафору грандиозного события, но при этом удержаться от литературности, ненужных и лишних ассоциаций. Мы старались создать объект, который не нарушил бы великолепное пространство Куликова поля, не помешал пейзажу, открывающемуся со смотровой площадки».

Куликово поле – это главный экспонат музея, построенного в Тульской области, в устье реки Смолки. Поэтому само здание на его фоне всячески пытается замаскироваться, не выдать себя. При взгляде с Красного холма оно скрыто рельефом и выглядит как курган или зелёный холм, на вершину которого ведет белая лестница. Там устроена смотровая площадка. Внизу «холм» рассекает надвое широкая дорожка, ведущая ко входу. Площадь новой экспозиции – 2000 м², еще 300 м² отведено под временные выставки. Жюри отметило, что авторам удалось не нарушить естественный природный ландшафт заповедника и сделать новый музейный комплекс его гармоничным дополнением.
Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Архитектор: Сергей Гнедовский. Реализация, 2015
Фотография © Роман Солопов
Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Архитектор: Сергей Гнедовский. Реализация, 2015. Фотография © Роман Солопов
Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Архитектор: Сергей Гнедовский. Реализация, 2015. Фотография © Роман Солопов
***

Постройки: золото
Золото среди построек получил МФК на «Полежаевской» под названием «Хорошо!». Этот четырехэтажный комплекс из стекла и металла открылся совсем недавно, в сентябре. Он построен на Хорошевском шоссе, на месте бывшей промзоны. Авторы из проектного бюро IQ с удовольствием отметили, что несколько лет назад эта работа уже получала награду – серебряный знак фестиваля в разделе «Проекты». Теперь комплекс отмечен золотом как одна из лучших реализаций.
Основатель и руководитель IQ studio Эрик Валеев. Фотография © Алла Павликова
МФК на Хорошевском шоссе. Проект, 2013 © IQ Studio

Ещё одна высшая награда досталась петербургской мастерской «Земцов, Кондиайн и партнеры». По их проекту построен крупный жилой комплекс «Смольный парк», отмеченный жюри как одна из самых сильных работ, представленных в рамках нынешнего фестиваля. Золотой знак в номинации «Реставрация и реконструкция» был присужден проектному институту «Костромапроект» за реставрацию железнодорожного вокзала в Рыбинске. Вручая награду авторам проекта, Виктор Логвинов сказал, что за всю историю «Зодчества» это первая награда, уехавшая в Рыбинск.
Виктор Логвинов вручает золотой диплом Юрию Земцову. Фотография © Алла Павликова
zooming
Жилой комплекс «Смольный парк» в Санкт-Петербурге © «Земцов, Кондиайн и партнеры»
zooming
Жилой комплекс «Смольный парк» в Санкт-Петербурге © «Земцов, Кондиайн и партнеры»
zooming
Жилой комплекс «Смольный парк» в Санкт-Петербурге © «Земцов, Кондиайн и партнеры»
Награждение представителей «Костромапроект». Фотография © Алла Павликова
Отреставрированный железнодорожный вокзал в Рыбинске © «Костромапроект»
***

Постройки: серебро
Серебряные награды получили сразу пять построек. Среди них – МФК с апартаментами «Актер Гэлакси» в Сочи и комплекс Atlantic Apartments на Можайском валу в Москве, построенные SPEECH. Сочинский комплекс с ассиметричными выступами, французскими окнами и граненой облицовкой фасадов из натурального камня включает сто тридцать шесть апартаментов.
МФК с апартаментами «Актер Гэлакси» в Сочи © Speech
zooming
Комплекс Atlantic Apartments на Можайском валу в Москве © Speech
Анна Мартовицкая получает диплом архитектурного бюро Speech. Фотография © Алла Павликова

Другие серебряные призёры – спортивный клуб «Оранж-фитнес» в Нижнекамске Ильи Сафиуллина, жилой дом, построенный в Уфе Юлией Мусиной и Александром Сафаровым, и частный загородный дом Hampton house Романа Леонидова. В номинации «Лучшая иностранная постройка» диплом СА вручили архитектору Нареку Саргсяну за правительственный комплекс в Ереване.
Хэмтон Хаус. Загородный дом. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Романа Леонидова
***

Татлин
В разделе «Проекты» гран-при – «Премия Владимира Татлина» – присуждена апартаментам в стиле лофт «Рассвет 3.34», спроектированному мастерской ДНК аг. Проект был отмечен как пример качественной и деликатной работы с промышленной территорией. Протяженный фасад заводского корпуса архитекторы разделили визуально на шесть частей, из-за чего он больше походит на уютную городскую улочку. Таким образом, сохранив индивидуальный характер здания, удалось создать сомасштабную человеку городскую среду.
Вручение премии «Татлин» мастерской ДНК аг. Фотография © Александр Портов
Вручение премии «Татлин» мастерской ДНК аг. Фотография © Александр Портов
Вручение премии «Татлин» мастерской ДНК аг. Фотография © Алла Павликова
«Рассвет 3.34» © ДНК аг
«Рассвет 3.34» © ДНК аг
«Рассвет 3.34» © ДНК аг
***

Проекты: золото и серебро
Традиционно щедрое на награды жюри фестиваля в разделе «Проекты» в этом году вручило три золотых диплома, не считая обладателей «Татлина». Один достался Максиму Любецкому за проект дома для молодых семей в Сочи, другой – архитектурному бюро «План_Б», представившему проект «Усадьба_OSTROV» в Ярославской области. «Студия 44» Никиты Явейна получила золото за проект музея науки и техники в Томске. Жюри понравилось, как авторы работают с таким традиционным материалом, как дерево. Уникально, что в этом случае дерево становится основным материалом строительства крупного общественного и культурного объекта. Никита Явейн объяснил, что, пройдя множество согласований и получив множество сертификатов, их мастерская создала прецедент, который открывает новое будущее для деревянного строительства в нашей стране. Ещё один диплом, на этот раз серебряный, Никита Явейн получил за проект жилого дома на улице Чапаева в Санкт-Петербурге.
Концепция Музея науки и техники в Томске
© Студия 44
Награждение Никиты Явейна, Студия 44. Фотография © Алла Павликова

Также серебряными дипломами были отмечены МФК с апартаментами в Москве в Береговом проезде – работа компании «Инград Проект», концепция реконструкции спортивно-оздоровительного комплекса с отелем Golden Tulip в Подмосковье, разработанная бюро ArchGroup под руководством Алексея Горяинова, деловой центр «Жуков-21», спроектированный компанией «Альянс-бюро». За серийный проект индивидуальных жилых домов наградили группу молодых архитекторов из АБ «Архслон».
Реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса с отелем Golden Tulip в Подмосковье © Arch Group
Награждение Алексея Горяинова, Arch Group. Фотография © Алла Павликова

Благоустройство
Отдельно в этом году отметили проекты благоустройства. Золота в этой номинации не оказалось, а вот серебро присудили институту «Ленгипрогор» за благоустройство набережной вдоль берега Сакского лечебного озера в Крыму, а также институту «Гипрокоммундотранс», разработавшему проект устройства Романовского сквера с двухуровневой подземной парковкой в Воронеже. Проектная организация НПО «Вектор» совместно с НИУ «МГСУ» получили золотой знак в номинации «Локальные проекты» за создание единого рекреационного пространства «Парк Яуза».
Награждение представителя института «Гипрокоммундотранс». Фотография © Алла Павликова

Репутация
Премию имени Сергея Киселева вручили двумя днями ранее, на церемонии награждения 17 октября. Среди всех заявленных бюро в этом году самым достойным, по мнению жюри, оказалась мастерская Михаила Хазанова и сам Михаил Давидович.
***

Градоустройство
В смотре-конкурсе «Градоустройство» в разных разделах и номинациях так или иначе были отмечены практически все экспозиции регионов. Ростов, где формируется крупнейшая линейная агломерация, и Екатеринбург, продемонстрировавший на конкретных примерах эффективность взаимодействия с населением, получили серебряные знаки. Воронеж взял и золото, и серебро. Красноярск, сохранивший от многоэтажной застройки практически весь центр города, состоящий из нескольких островов в русле Енисея, включая зелёную береговую линию; Хабаровск, показавший развитие своего города; а также Комсомольск-на-Амуре и Москва получили дипломы СА.

Золотого знака в разделе «Политика пространственного развития» удостоился стенд Якутии, охвативший крупнейшие проекты, реализованные в регионе за последние два года. Особо был отмечен представленный в экспозиции комплекс «Земля Олонхо» – как убедительная попытка создания проекта, учитывающего национальные особенности и культуру Якутии. Получая награды, представители Якутии сказали, что их главная задача – сохранять свою самобытность.

В новой номинации фестиваля «Регионы – лучшее в архитектурно-градостроительной практике» золотым знаком отметили экспозиции Екатеринбурга и Красноярска. Серебро в этом разделе досталось Москве и Московской области.
Награждение экспозиции Екатеринбурга. Фотография © Алла Павликова
Награждение стенда Воронежской области. Фотография © Александр Портов
Награждение стенда Якутии. Фотография © Алла Павликова
***

Коллективы
Лучшей проектной организацией этого года была признана мастерская ПТАМ Виссарионова. Юрий Виссарионов и Константин Савкин поднялись на сцену вместе с молодыми проектировщиками своего бюро, а Андрей Гнездилов, вручавший золотой знак и диплом, отметил, что эта награда уже давно должна была оказаться в руках одной из старейших в Москве мастерских. Серебро в этой номинации досталось, напротив, молодому коллективу из Екатеринбурга «ОСА».
Мастерская ПТАМ Виссарионова. Фотография © Алла Павликова
***

Устойчивая архитектура
Ещё один традиционный смотр-конкурс «Экоустойчивая архитектура» выбрал победителей среди 12 работ студентов вузов и авторских коллективов из Москвы, Костромы, Уфы, Воронежа и Владивостока. Высшую награду присудили Дарье Бурдиной за проект реновации жилой среды поселка Рыбокомбинат на острове Попова в Приморском крае.
Главная премия «Экоустойчивая архитектура». Фотография © Александр Портов
Главная премия «Экоустойчивая архитектура». Фотография © Александр Портов
***

Кураторы
Свои награды получили также кураторы спецпроектов, представленных на фестивале. А итог церемонии подвел Андрей Асадов, который вместе с братом Никитой вот уже который год курирует «Зодчество», успевшее за это время существенно преобразиться.
Андрей Асадов. Фотография © Алла Павликова

Андрей Асадов:
«Мы очень рады, что нам удалось превратить фестиваль в реальный инструмент развития территории, сделать его ответом и продолжением заявленной в прошлом году темы «Архитектура и новые индустрии как драйвер развития городов». Трёхгорная мануфактура стала продолжением мирового тренда по превращению промышленных зон в новые точки роста экономики. Обширная выставочная и деловая программы позволили затронуть такие темы, как реновация промзон, комфортная городская среда, социальные и культурные центры нового типа, новая жизнь архитектурного наследия и навыки, необходимые архитектору в современном мире. Следующий шаг развития фестиваля мы видим уже в формате архитектурного форума пространственного развития страны. Формат форума позволит «Зодчеству» стать активатором территорий и импульсом развития не только отдельно взятой площадки, но и других подобных пространств в масштабе всей страны».
 
Куратор Анна Медлева. Фотография © Алла Павликова
Михаил Бейлин, Даниил Никишин, кураторы экспозиции «Развязка Москвы». Фотография © Алла Павликова

24 Октября 2016

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.