Возвращение к корням

Объявлен шорт-лист Премии Стерлинга: 6 построек, из которых в Великобритании выберут лучшее здание года.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Премия Стерлинга вручается уже в 20-й раз: Королевский институт британских архитекторов (RIBA) отмечает ею постройку, которая внесла наибольший вклад в развитие архитектуры за текущий год. С 2015-го на премию могут претендовать только обладатели Национальных премий RIBA (Архи.ру публиковал все 37 этих построек), то есть лучшие реализованные на территории Объединенного королевства проекты. Раньше на высшую награду RIBA могли рассчитывать и объекты-лауреаты Международных премий (работы британцев за пределами страны, такие, как мадридский аэропорт Барахас Ричарда Роджерса, удостоенный Премии Стерлинга в 2006, или даже работы иностранных членов RIBA в любой точке планеты), но времена изменились, и было решено вернуться от глобальности к «корням».

Из упомянутых 37 построек и были выбраны шесть объектов «короткого списка»; лучшее здание Великобритании назовут 15 октября 2015. Пока же президент RIBA Стивен Ходдер, чей корпус Солфордского университета в 1996 стал самым первым «лауреатом» Премии Стерлинга, отметил «исключительный уровень исполнения мастерски изготовленных деталей» у всех построек шорт-листа и – традиционно – посочувствовал жюри, которому предстоит выбрать лучший из равно замечательных объектов.

В этот раз среди авторов зданий, составивших шорт-лист, лишь одна «звезда» – Ричард Роджерс, дважды становившийся лауреатом Премии Стерлинга и еще три раза попадавший в «короткий список». Остальные участники не могут похвастаться таким списком наград, хотя и не менее интересны. В то же время, пять из шести построек общественно значимы, и даже шестая – дорогой жилой комплекс рядом с Тейт Модерн, как раз работа лорда Роджерса – вполне уместное дополнение к городской среде с элементом «социальной ответственности».

Публикуем все шесть зданий, вошедших в шорт-лист.



Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне
Allford Hall Monaghan Morris
Бюджет: 40 млн фунтов
Площадь: 21 405 м2
 
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Timothy Soar
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Rob Parrish
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Timothy Soar

Постройка дополнила огромный кампус государственной средней школы для девочек, создававшийся на протяжении десятилетий. Жюри отметило качество и элегантность проекта, напомнившего им кампус университета «Лиги плюща», его светлые и просторные пространства и атмосферу дружелюбия.
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Timothy Soar
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Timothy Soar
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Timothy Soar

Это последний проект программы «Школы будущего», закрытой правительством консерваторов как неоправданно дорогой, к возмущению архитектурной – и не только – общественности.
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Timothy Soar
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Timothy Soar
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Timothy Soar
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Timothy Soar
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Timothy Soar
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Timothy Soar
Академия Бернтвуд в районе Уондсуорт в Лондоне © Timothy Soar




Социальный жилой дом Darbishire Place в Лондоне
Niall McLaughlin Architects
Бюджет: 23 млн фунтов
Площадь: 1084 м2
 
Социальный жилой дом Darbishire Place в Лондоне © Nick Kane
Социальный жилой дом Darbishire Place в Лондоне © Nick Kane
Социальный жилой дом Darbishire Place в Лондоне © Nick Kane

Многоквартирное здание заняло пустырь в Ист-энде, оставшийся от попадания Фау-2 в годы Второй Мировой войны. Весь квартал, включая расположенные рядом дома эдвардианской эпохи, принадлежит одному застройщику, Peabody, который не только поддержал архитекторов в их стремлении к высокому качеству проекта, но и счистил копоть с фасадов соседних построек, чтобы и новый корпус, и старые дома радовали глаз одинаковыми «бледно-медовыми» кирпичными стенами. Однако постройка Niall McLaughlin Architects в остальном не пытается подражать своим «товарищам»: у нее вполне современный формальный язык.
 
Социальный жилой дом Darbishire Place в Лондоне © Nick Kane
Социальный жилой дом Darbishire Place в Лондоне © Nick Kane
Социальный жилой дом Darbishire Place в Лондоне © Nick Kane

Все, кроме самых маленьких из ее 13 квартир, выходят на обе стороны дома, а напоминающую об океанском лайнере лестницу жюри оценило на «миллион долларов». У всех жильцов есть удобный балкон и личный «вестибюль» на лестничной площадке, также для жителей всех домов Peabody создан собственный сад.
Социальный жилой дом Darbishire Place в Лондоне © Nick Kane
Социальный жилой дом Darbishire Place в Лондоне © Nick Kane
Социальный жилой дом Darbishire Place в Лондоне © Nick Kane
Социальный жилой дом Darbishire Place в Лондоне © Nick Kane
Социальный жилой дом Darbishire Place в Лондоне © Nick Kane




Онкологический центр Мэгги в больнице Монклэндс в Эйрдри,
графство Ланаркшир, Шотландия

Reiach and Hall Architects
Бюджет: 1,8 млн фунтов
Площадь: 314 м2
 
Онкологический центр Мэгги в больнице Монклэндс в Эйрдри © David Grandorge
Онкологический центр Мэгги в больнице Монклэндс в Эйрдри © David Grandorge
Онкологический центр Мэгги в больнице Монклэндс в Эйрдри © David Grandorge

Это еще одна постройка из серии благотворительных Центров Мэгги, которые дополняют крупнейшие онкологические центры Объединенного королевства (Архи.ру не раз писал о них, а такая постройка Ричарда Роджерса в Лондоне получила Премию Стерлинга в 2009). Там, в максимально комфортной атмосфере пациенты и члены их семей могут получить бесплатную психологическую и юридическую помощь, почитать книги из специализированной библиотеки, выпить чаю или посидеть в саду, пообщаться с товарищами по несчастью. Эти учреждения максимально далеки от часто бесчеловечной больничной среды, наносящей тяжело больному человеку дополнительную травму. Место строительства центра в Эйрдри – угол больничной парковки, и от окружения из малопривлекательных больничных корпусов и многоквартирных домов его защищают две старые липы и проницаемая ограда из датского кирпича ручной работы: из «утопленного» дворика видно только небо.
 
Онкологический центр Мэгги в больнице Монклэндс в Эйрдри © David Grandorge
Онкологический центр Мэгги в больнице Монклэндс в Эйрдри © David Grandorge
Онкологический центр Мэгги в больнице Монклэндс в Эйрдри © David Grandorge

Особенность Центра Мэгги в Эйрдри – его целевая аудитория: здесь среди онко-пациентов преобладают мужчины рабочих профессий, которым такое учреждение может казаться чуждым и бесполезным – как и разговор о своих проблемах. Однако архитекторы учли это в своем проекте, сделав его сдержаннее, чем некоторые другие объекты той же серии, и, судя по отзывам, центр работает вполне эффективно.
Онкологический центр Мэгги в больнице Монклэндс в Эйрдри © David Grandorge
Онкологический центр Мэгги в больнице Монклэндс в Эйрдри © David Grandorge
Онкологический центр Мэгги в больнице Монклэндс в Эйрдри © David Grandorge
Онкологический центр Мэгги в больнице Монклэндс в Эйрдри © Tricia Malley & Ross Gillespie
Онкологический центр Мэгги в больнице Монклэндс в Эйрдри © Tricia Malley & Ross Gillespie




Жилой комплекс Neo Bankside в Лондоне
Rogers Stirk Harbour + Partners и John Robertson Architects
Бюджет: 132 млн фунтов
Площадь: 42 000 м2
 
Жилой комплекс NEO Bankside © Edmund Sumner
Жилой комплекс NEO Bankside © Edmund Sumner
Жилой комплекс NEO Bankside © Edmund Sumner

Архитекторы вместе со специалистами по ландшафту Gillespies создали вокруг комплекса из элитных башен полноценное городское пространство с лавочками, кафе и магазинами, доступное в дневные часы всем лондонцам. Жилые корпуса выглядят скромно – и с точки зрения жилья класса «люкс», и с точки зрения стиля хай-тек; использование сборных элементов позволило удешевить строительство, а крупный «экзокаркас» на фасаде скрадывает реальный масштаб башен. В качестве «обременения» инвестор бесплатно передал часть участка соседствующей с ним галерее Тейт Модерн.
Жилой комплекс NEO Bankside © Edmund Sumner
Жилой комплекс NEO Bankside © Edmund Sumner
Жилой комплекс NEO Bankside © Edmund Sumner
Жилой комплекс NEO Bankside © Edmund Sumner
Жилой комплекс NEO Bankside © Gillespies
Жилой комплекс NEO Bankside © Edmund Sumner
Жилой комплекс NEO Bankside © Edmund Sumner
Жилой комплекс NEO Bankside © Nick Guttridge
Жилой комплекс NEO Bankside © Philip Durrant



Библиотека и учебный корпус Гринвичского университета в Лондоне
Heneghan Peng Architects
Бюджет: 38,9 млн фунтов
Площадь: 15 200 м2
Кампус Гринвичского университета на Стоквелл-Стрит © Hufton + Crow
Кампус Гринвичского университета на Стоквелл-Стрит © Hufton + Crow
Кампус Гринвичского университета на Стоквелл-Стрит © Hufton + Crow

Здание библиотеки и факультетов архитектуры, ландшафта и искусств располагается в зоне объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако архитекторы сумели даже в таких жестких условиях создать выразительную постройку. Снаружи она «отзывается» на масштаб и материал окружения, а в интерьере создан эффектный спектакль с лестницей из темного металла, объединяющей все ярусы зрительно и физически, трехсветным главным общественным пространством и террасами для ландшафтных экспериментов на крыше. Жюри особо отметило качество акустического решения и открытость здания городу – для публики доступны галерея, кафе и магазин.
Кампус Гринвичского университета на Стоквелл-Стрит © Hufton + Crow
Кампус Гринвичского университета на Стоквелл-Стрит © Hufton + Crow
Кампус Гринвичского университета на Стоквелл-Стрит © Hufton + Crow
Кампус Гринвичского университета на Стоквелл-Стрит © Hufton + Crow
Кампус Гринвичского университета на Стоквелл-Стрит © Hufton + Crow
Кампус Гринвичского университета на Стоквелл-Стрит © Hufton + Crow
Кампус Гринвичского университета на Стоквелл-Стрит © Hufton + Crow


Галерея The Whitworth Манчестерского университета
MUMA
Бюджет: не сообщается
Площадь: 1856 м2
 
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams

Речь идет о расширении и реконструкции уже реконструированного в 1960-х здания XIX столетия – художественной галерее «Уитворт» на краю одноименного манчестерского парка. Архитекторы убрали многое из «наслоений» середины прошлого века, в первую очередь – скрывавшие своды и балки викторианской эпохи навесные потолки, добавили новый кирпичный корпус в духе «Аалто периода 1950-х годов».
 
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams

Галерея теперь обращена к парку элегантным стеклянным фасадом с зеркальными стальными ламелями. Кроме функционального и эстетического обновления здания, авторы проекта также позаботились о его «устойчивости». Получившийся в результате объект вполне международного уровня уже оценили эксперты: The Whitworth была названа британским «Музеем года»–2015.
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams
Галерея The Whitworth Манчестерского университета © Alan Williams

17 Июля 2015

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
«Способность радовать»
В коротком списке премии Стерлинга, которую получит лучшее здание Великобритании–2019 – социальное жилье стандарта PassivHaus, дом из пробки, лондонский вокзал и загородный оперный театр в бывших конюшнях XVII века.
Мирный атом
Лучшим зданием Шотландии–2018 стал Nucleus, архив гражданской ядерной энергетики и графства Кейтнесс, а «Домом года» Великобритании – жилище художника-керамиста в шотландских горах.
Награда офису Блумберга
Лучшим зданием Великобритании 2018 года названа штаб-квартира агентства Bloomberg в Лондоне. Для Нормана Фостера это уже третья премия Стерлинга.
Архитектура в контексте
Представлены финалисты Международной премии RIBA: университет в Будапеште, музыкальное училище в Токио, школа-интернат на границе джунглей Амазонии и озелененный небоскреб в Милане.
Тяга к материалу
Названы здания-финалисты Премии Стерлинга–2018 – кандидаты на звание лучшего здания Великобритании по версии RIBA. Впервые за историю награды в списке оказались общественный центр, кладбище и студенческое общежитие.
Пирс для народа
Премию Стерлинга, главную архитектурную награду Великобритании, получило бюро dRMM за превращение пострадавшего от пожара пирса на юге Англии в современное общественное пространство.
Технологии и материалы
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.