Северная характерность

В сентябре на норвежском побережье Баренцева моря прошел симпозиум Нордкалотт-2014, посвященный архитектуре и урбанизму Полярного региона.

mainImg
Непросто сразу представить себе некий образ «полярной архитектуры»: известны передовые советские проекты для условий вечной мерзлоты, Канада показала в этом году на венецианской биеннале 100-летнюю историю сооружений для своего Крайнего Севера, и так далее, но все это – фрагменты, которые не складываются в общую картину. К тому же понятно, что сложнее «контекста» для проектирования найти трудно: кроме сурового климата, полярной ночи, низкой плотности населения, рассредоточенного по огромным пространствам, к проблемам Арктического региона добавляется еще и известная «утилитарность» среды, обусловленная и частым развитием городов по остаточному принципу – как дополнение к ресурсодобывающей отрасли или же военному форпосту, и, если брать север Норвегии, наследием Второй Мировой, когда поселения там были стерты с лица земли в ходе тяжелых продолжительных боев и строились заново в непростых послевоенных условиях.
 
zooming
Баренцево море. Фото: Нина Фролова
zooming
Киркенес. Фото: Нина Фролова

Но, возможно, именно сложность и актуальность задач, стоящих здесь перед проектировщиками, и обуславливает тот факт, что в скандинавском Заполярье живет и активно работает достаточно архитекторов, ландшафтных архитекторов, урбанистов. Они готовы обсуждать уникальность условий своей работы, и потому темой симпозиума Нордкалотт-2014 была выбрана «Полярная особенность» (The Polar Particular).
 
zooming
Дискуссия по итогам первого дня симпозиума. Фото © NAF / Øystein Nermo

Симпозиум проводится периодически с 1982 года, причем в этот раз он прошел после особенно большого перерыва – в 18 лет. Эта нерегулярность объясняется его негосударственным и некоммерческим характером: он основан архитекторами для архитекторов, и за официальной поддержкой ассоциации архитекторов Северной Норвегии, союза архитекторов Швеции и северных подразделений объединения финских архитекторов SAFA стоит энтузиазм конкретных – причем сравнительно немногих ­людей. У истоков симпозиума стоял архитектор Нильс Мьоланн, принявший участие в событии и в этот раз, когда руководство проектом взяла на себя ландшафтный архитектор Анита Вейсет. 
 
zooming
Докладчики первого дня симпозиума. Фото © NAF / Øystein Nermo

Такой подход характерен для самого северного региона Европы: как и в прошлом, сегодня очень многое зависит здесь от инициативности и энергии местных жителей. Конечно, нельзя сказать, что «государство о них забыло»: в Норвегии имеется даже специальное ведомство – Баренц-секретариат – которое занимается проблемами региона (сейчас его возглавляет уроженец здешних мест Рюне Рафаэльсен, чей доклад открыл Нордкалотт-2014), но все же для «южан» расстояние от Осло до, к примеру, Киркенеса, порта на Баренцевом море в 9 км от российской границы, кажется гораздо более значительным, чем оно есть на самом деле (два часа полета). Поэтому неудивительно, что на Севере не особенно стремятся спрашивать у столичных чиновников их мнение по каждому поводу и вполне преуспели в самоуправлении. На том же принципе самостоятельности и контактов между конкретными людьми строится здесь и международные отношения, которые заслуживают отдельного разговора; так, живым и разнообразным связям между Киркенесом и российскими городами Никелем, Заполярным и Печенгой была посвящена прошедшая летом 2013 в институте «Стрелка» небольшая конференция.
 
zooming
Вардё. Фото © NAF / Øystein Nermo

В течение веков регион «Северный Калотт» воспринимали как периферию. В этом многие участники симпозиума полусерьезно – полушутя винят Герарда Меркатора, автора первой карты мира современного образца, где «Глобальный Север» изображен как полоска по верхнему краю: если бы Арктика была помещена в центр, история могла бы пойти по другому пути. Такое «серединное» положение Северного полюса также отразило бы нынешнюю ситуацию, когда Заполярье привлекает все больше внимания крупнейших  держав и транснациональных корпораций. Так, благодаря глобальному потеплению Северный морской путь становится оптимальным маршрутом для торговых судов, следующих из Китая в Европу и обратно (при том, что 90% внешней торговли КНР ведется именно морским транспортом), превращая порты региона в более важные, чем когда-либо, перевалочные пункты.
 
Киркенес. Фото: Нина Фролова

Кроме того, истощающиеся ресурсы в более южных районах заставляют добывающие компании двигаться на Север. Однако они не спешат вкладывать средства в развитие региона: так, в норвежском Заполярье немало шахт принадлежит австралийцам, которые предпочитают сотрудников-соотечественников, работающих вахтовым методом, а не местных жителей. То же относится и к норвежским компаниям, чьи работники прилетают на Север в понедельник утром и спешат вернуться домой на юг страны в пятницу вечером.
 
zooming
Вадсё. Фото: Нина Фролова

А вот среди архитекторов можно наблюдать обратную картину: среди успешно работающих здесь профессионалов можно найти тех, кто переехал с юга Норвегии или Швеции на север в поисках заслуживающей внимания работы из-за экономического кризиса начала 1990-х. Сейчас миграция стала международной: на симпозиуме можно было встретить обосновавшихся в заполярной Норвегии молодых архитекторов из Канады и Китая. Организаторы хотели бы видеть также  участников из северных областей России и планируют обязательно добиться этого в следующий раз, однако в этом году – впервые в истории симпозиума Нордкалотт – отечественные докладчики все же там были: об истории освоения нашего Севера рассказали Антон Кальгаев (Институт «Стрелка») и Иван Курячий («Новая Земля»), а о феномене северных городов-близнецов – разделенных государственной границей поселений – Екатерина Михайлова (ВШЭ).
 
zooming
Доклад Сами Ринтала. Фото © NAF / Øystein Nermo

Специфику своих проектов для Заполярья описали сотрудники бюро Snøhetta и Wingårdh Arkitektkontor, а также Сами Ринтала, Райнер Махламяки (Lahdelma & Mahlamäki) и Болле Там (Tham & Videgård Arkitekter). Однако еще более ценным кажется опыт главных архитекторов полярных городов Хаммерфест (Норвегия) Ойвинда Сундквиста, Питео (Швеция) Гудрун Острём и Леви (Финляндия) Эвы Перссон Пуурула по созданию комфортной среды: вполне по европейскому стандарту, однако далеко не в среднеевропейских условиях. Особенно интересен пример Леви – создававшегося практически с нуля центра горнолыжной курортной зоны, куда туристы приезжают лишь на рождественские и пасхальные каникулы. Благодаря «традиционной» застройке в духе нового урбанизма, определенной жесткими нормативами, сейчас, через 20 лет после старта проекта, он оказался достаточно привлекательным для отдыха и жизни, что «мертвого сезона» там нет в принципе (это и было задачей планировщиков).
 
zooming
Болле Там, партнер шведского бюро Tham & Videgård Arkitekter. Фото © NAF / Øystein Nermo
Tham & Videgård Arkitekter. «Отель на дереве» на севере Швеции. 2010. Фото © Åke E:son Lindman
zooming
Вардё. На заднем плане - радар НАТО. Фото: Нина Фролова

Начавшийся в Киркенесе симпозиум завершился в Вардё, считающемся самым северным городом Европы. Это поселение на соединенном тоннелем с материком острове местный активист Свейн Харальд Хольмен назвал «мини-Детройтом». Его окрестности чрезвычайно богаты рыбой, и жители традиционно занимались рыболовством, но в начале 1990-х из-за стечения экономических и политических обстоятельств рыбная отрасль оказалась в глубоком кризисе, порядка 700 человек потеряло работу, и Вардё превратился в убывающий город.
 
zooming
Граффити в Вардё. Фото: Нина Фролова

В результате, особенно ценные для этой местности, где большинство городов сравняли с землей в войну, старые деревянные дома, которых здесь сохранилось немало, оказывались заброшенными. И даже те жилища, которые еще не потеряли владельцев, нередко находятся не в лучшем состоянии: на любое поновление нужны деньги, которых у хозяев нет, а государство не может полностью профинансировать такой проект. Поэтому Хольмен взял на себя посредническую функцию, ведет переговоры со всеми заинтересованными сторонами, и дома все же восстанавливаются – при активном участии жителей.
 
Граффити в Вардё. Фото: Нина Фролова

Но для этого участия, которое подразумевает вложение значительных сил и средств, необходимо как-то воодушевить горожан, заставить их поверить, что у Вардё – и у них как его жителей – есть будущее; этой цели служат разные формы стрит-арта. В первую очередь, это граффити, которые наносит на оставшиеся без владельцев дома известный норвежский художник этого жанра Пёбель. Когда его работ в городе набралось достаточно, в 2012 там был проведен фестиваль «Кома-фест»: его название намекает на не лучшее состояние города в наши дни. Сейчас в планах художника – разместить в витринах пустующих магазинов на главной улице инсталляции с подсветкой, чтобы придать ей более живой вид, что особенно существенно полярной ночью.
 
zooming
Граффити в Вардё. Фото © NAF / Øystein Nermo
zooming
Доклад Тормода Амундсена. Фото © NAF / Øystein Nermo

Еще один основанный на энтузиазме проект для Вардё – соединение архитектуры и наблюдения за птицами («бердинга»), придуманное Тормодом Амундсеном. Этот архитектор создал целую программу мероприятий по привлечению на берега Варангер-фьорда, где расположены Киркенес и Вардё, любителей наблюдения за птицами со всего мира, в частности, из Британии, где это хобби особенно распространено. Этот фьорд – единственный в Норвегии, обращенный на восток: туда заворачивает Гольфстрим и массово прилетают зимовать водоплавающие птицы из Сибири, включая очень редкие виды. Таким образом, это самое удобное и доступное место, где любитель природы может увидеть их и других полярных птиц, причем также возможны экскурсии в тайгу и тундру провинции Финнмарк, где фауна также весьма богата. Амундсен проектирует и строит убежища для наблюдения за птицами и практически в одиночку смог обеспечить Варангеру приток туристов, что он рассматривает как экологически чистую альтернативу добывающей промышленности.
 
Тихоокеанский подвид гаги обыкновенной в Вардё. Фото: Tormod Amundsen © Biotope
zooming
Участники симпозиума направляются к Мемориалу Стейлнесет в Вардё. Фото © NAF / Øystein Nermo

Безусловно, Вардё ощущает и поддержку государства: недавно там открылся новый Дом культуры, который по своему размеру и качеству проекта вполне подошел бы и гораздо более крупному городу. Но самый известный объект современной архитектуры там – Мемориал Стейлнесет, посвященный памяти женщин и мужчин, в XVII веке сожженных в Финнмарке по обвинению колдовстве (об этом объекте мы уже подробно писали). Его авторам – Петеру Цумтору и скульптору Луизе Буржуа – этот заказ был поручен в рамках государственной программы «Национальные туристические маршруты», призванной привлекать людей в живописные уголки Норвегии с помощью оригинальных произведений архитектуры. В дни симпозиума Цумтор был приглашен вновь посетить свое творение (швейцарский архитектор не был в Вардё с его официального открытия в день летнего солнцестояния 2011 года), провел для участников экскурсию по мемориалу и прочел лекцию о нем.
 
zooming
Петер Цумтор на симпозиуме Нордкалотт-2014 Фото © NAF / Øystein Nermo

В 2014 симпозиум Нордкалотт был в некотором смысле «перезагружен», состоявшись вновь после почти 20-летней паузы: его общая тема позволила обсудить максимально широкий спектр сюжетов, но теперь можно задуматься и над более конкретными вопросами, благо Заполярье их ставит перед нами немало. Планируется, что следующий симпозиум состоится в 2016 в Финляндии, где будут рады и участникам-архитекторам с Русского Севера.
zooming
Мемориал Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
zooming
ФМемориал Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
zooming
Мемориал Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
zooming
Петер Цумтор (в центре) и участники симпозиума у Мемориала Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
Мемориал Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
zooming
Мемориал Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
Петер Цумтор у Мемориала Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
zooming
Лекция Петера Цумтора на симпозиуме Нордкалотт-2014 Фото © NAF / Øystein Nermo
Берег моря близ Вадсё. Фото: Нина Фролова

06 Октября 2014

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.