Северная характерность

В сентябре на норвежском побережье Баренцева моря прошел симпозиум Нордкалотт-2014, посвященный архитектуре и урбанизму Полярного региона.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Непросто сразу представить себе некий образ «полярной архитектуры»: известны передовые советские проекты для условий вечной мерзлоты, Канада показала в этом году на венецианской биеннале 100-летнюю историю сооружений для своего Крайнего Севера, и так далее, но все это – фрагменты, которые не складываются в общую картину. К тому же понятно, что сложнее «контекста» для проектирования найти трудно: кроме сурового климата, полярной ночи, низкой плотности населения, рассредоточенного по огромным пространствам, к проблемам Арктического региона добавляется еще и известная «утилитарность» среды, обусловленная и частым развитием городов по остаточному принципу – как дополнение к ресурсодобывающей отрасли или же военному форпосту, и, если брать север Норвегии, наследием Второй Мировой, когда поселения там были стерты с лица земли в ходе тяжелых продолжительных боев и строились заново в непростых послевоенных условиях.
 
zooming
Баренцево море. Фото: Нина Фролова
zooming
Киркенес. Фото: Нина Фролова

Но, возможно, именно сложность и актуальность задач, стоящих здесь перед проектировщиками, и обуславливает тот факт, что в скандинавском Заполярье живет и активно работает достаточно архитекторов, ландшафтных архитекторов, урбанистов. Они готовы обсуждать уникальность условий своей работы, и потому темой симпозиума Нордкалотт-2014 была выбрана «Полярная особенность» (The Polar Particular).
 
zooming
Дискуссия по итогам первого дня симпозиума. Фото © NAF / Øystein Nermo

Симпозиум проводится периодически с 1982 года, причем в этот раз он прошел после особенно большого перерыва – в 18 лет. Эта нерегулярность объясняется его негосударственным и некоммерческим характером: он основан архитекторами для архитекторов, и за официальной поддержкой ассоциации архитекторов Северной Норвегии, союза архитекторов Швеции и северных подразделений объединения финских архитекторов SAFA стоит энтузиазм конкретных – причем сравнительно немногих ­людей. У истоков симпозиума стоял архитектор Нильс Мьоланн, принявший участие в событии и в этот раз, когда руководство проектом взяла на себя ландшафтный архитектор Анита Вейсет. 
 
zooming
Докладчики первого дня симпозиума. Фото © NAF / Øystein Nermo

Такой подход характерен для самого северного региона Европы: как и в прошлом, сегодня очень многое зависит здесь от инициативности и энергии местных жителей. Конечно, нельзя сказать, что «государство о них забыло»: в Норвегии имеется даже специальное ведомство – Баренц-секретариат – которое занимается проблемами региона (сейчас его возглавляет уроженец здешних мест Рюне Рафаэльсен, чей доклад открыл Нордкалотт-2014), но все же для «южан» расстояние от Осло до, к примеру, Киркенеса, порта на Баренцевом море в 9 км от российской границы, кажется гораздо более значительным, чем оно есть на самом деле (два часа полета). Поэтому неудивительно, что на Севере не особенно стремятся спрашивать у столичных чиновников их мнение по каждому поводу и вполне преуспели в самоуправлении. На том же принципе самостоятельности и контактов между конкретными людьми строится здесь и международные отношения, которые заслуживают отдельного разговора; так, живым и разнообразным связям между Киркенесом и российскими городами Никелем, Заполярным и Печенгой была посвящена прошедшая летом 2013 в институте «Стрелка» небольшая конференция.
 
zooming
Вардё. Фото © NAF / Øystein Nermo

В течение веков регион «Северный Калотт» воспринимали как периферию. В этом многие участники симпозиума полусерьезно – полушутя винят Герарда Меркатора, автора первой карты мира современного образца, где «Глобальный Север» изображен как полоска по верхнему краю: если бы Арктика была помещена в центр, история могла бы пойти по другому пути. Такое «серединное» положение Северного полюса также отразило бы нынешнюю ситуацию, когда Заполярье привлекает все больше внимания крупнейших  держав и транснациональных корпораций. Так, благодаря глобальному потеплению Северный морской путь становится оптимальным маршрутом для торговых судов, следующих из Китая в Европу и обратно (при том, что 90% внешней торговли КНР ведется именно морским транспортом), превращая порты региона в более важные, чем когда-либо, перевалочные пункты.
 
Киркенес. Фото: Нина Фролова

Кроме того, истощающиеся ресурсы в более южных районах заставляют добывающие компании двигаться на Север. Однако они не спешат вкладывать средства в развитие региона: так, в норвежском Заполярье немало шахт принадлежит австралийцам, которые предпочитают сотрудников-соотечественников, работающих вахтовым методом, а не местных жителей. То же относится и к норвежским компаниям, чьи работники прилетают на Север в понедельник утром и спешат вернуться домой на юг страны в пятницу вечером.
 
zooming
Вадсё. Фото: Нина Фролова

А вот среди архитекторов можно наблюдать обратную картину: среди успешно работающих здесь профессионалов можно найти тех, кто переехал с юга Норвегии или Швеции на север в поисках заслуживающей внимания работы из-за экономического кризиса начала 1990-х. Сейчас миграция стала международной: на симпозиуме можно было встретить обосновавшихся в заполярной Норвегии молодых архитекторов из Канады и Китая. Организаторы хотели бы видеть также  участников из северных областей России и планируют обязательно добиться этого в следующий раз, однако в этом году – впервые в истории симпозиума Нордкалотт – отечественные докладчики все же там были: об истории освоения нашего Севера рассказали Антон Кальгаев (Институт «Стрелка») и Иван Курячий («Новая Земля»), а о феномене северных городов-близнецов – разделенных государственной границей поселений – Екатерина Михайлова (ВШЭ).
 
zooming
Доклад Сами Ринтала. Фото © NAF / Øystein Nermo

Специфику своих проектов для Заполярья описали сотрудники бюро Snøhetta и Wingårdh Arkitektkontor, а также Сами Ринтала, Райнер Махламяки (Lahdelma & Mahlamäki) и Болле Там (Tham & Videgård Arkitekter). Однако еще более ценным кажется опыт главных архитекторов полярных городов Хаммерфест (Норвегия) Ойвинда Сундквиста, Питео (Швеция) Гудрун Острём и Леви (Финляндия) Эвы Перссон Пуурула по созданию комфортной среды: вполне по европейскому стандарту, однако далеко не в среднеевропейских условиях. Особенно интересен пример Леви – создававшегося практически с нуля центра горнолыжной курортной зоны, куда туристы приезжают лишь на рождественские и пасхальные каникулы. Благодаря «традиционной» застройке в духе нового урбанизма, определенной жесткими нормативами, сейчас, через 20 лет после старта проекта, он оказался достаточно привлекательным для отдыха и жизни, что «мертвого сезона» там нет в принципе (это и было задачей планировщиков).
 
zooming
Болле Там, партнер шведского бюро Tham & Videgård Arkitekter. Фото © NAF / Øystein Nermo
Tham & Videgård Arkitekter. «Отель на дереве» на севере Швеции. 2010. Фото © Åke E:son Lindman
zooming
Вардё. На заднем плане - радар НАТО. Фото: Нина Фролова

Начавшийся в Киркенесе симпозиум завершился в Вардё, считающемся самым северным городом Европы. Это поселение на соединенном тоннелем с материком острове местный активист Свейн Харальд Хольмен назвал «мини-Детройтом». Его окрестности чрезвычайно богаты рыбой, и жители традиционно занимались рыболовством, но в начале 1990-х из-за стечения экономических и политических обстоятельств рыбная отрасль оказалась в глубоком кризисе, порядка 700 человек потеряло работу, и Вардё превратился в убывающий город.
 
zooming
Граффити в Вардё. Фото: Нина Фролова

В результате, особенно ценные для этой местности, где большинство городов сравняли с землей в войну, старые деревянные дома, которых здесь сохранилось немало, оказывались заброшенными. И даже те жилища, которые еще не потеряли владельцев, нередко находятся не в лучшем состоянии: на любое поновление нужны деньги, которых у хозяев нет, а государство не может полностью профинансировать такой проект. Поэтому Хольмен взял на себя посредническую функцию, ведет переговоры со всеми заинтересованными сторонами, и дома все же восстанавливаются – при активном участии жителей.
 
Граффити в Вардё. Фото: Нина Фролова

Но для этого участия, которое подразумевает вложение значительных сил и средств, необходимо как-то воодушевить горожан, заставить их поверить, что у Вардё – и у них как его жителей – есть будущее; этой цели служат разные формы стрит-арта. В первую очередь, это граффити, которые наносит на оставшиеся без владельцев дома известный норвежский художник этого жанра Пёбель. Когда его работ в городе набралось достаточно, в 2012 там был проведен фестиваль «Кома-фест»: его название намекает на не лучшее состояние города в наши дни. Сейчас в планах художника – разместить в витринах пустующих магазинов на главной улице инсталляции с подсветкой, чтобы придать ей более живой вид, что особенно существенно полярной ночью.
 
zooming
Граффити в Вардё. Фото © NAF / Øystein Nermo
zooming
Доклад Тормода Амундсена. Фото © NAF / Øystein Nermo

Еще один основанный на энтузиазме проект для Вардё – соединение архитектуры и наблюдения за птицами («бердинга»), придуманное Тормодом Амундсеном. Этот архитектор создал целую программу мероприятий по привлечению на берега Варангер-фьорда, где расположены Киркенес и Вардё, любителей наблюдения за птицами со всего мира, в частности, из Британии, где это хобби особенно распространено. Этот фьорд – единственный в Норвегии, обращенный на восток: туда заворачивает Гольфстрим и массово прилетают зимовать водоплавающие птицы из Сибири, включая очень редкие виды. Таким образом, это самое удобное и доступное место, где любитель природы может увидеть их и других полярных птиц, причем также возможны экскурсии в тайгу и тундру провинции Финнмарк, где фауна также весьма богата. Амундсен проектирует и строит убежища для наблюдения за птицами и практически в одиночку смог обеспечить Варангеру приток туристов, что он рассматривает как экологически чистую альтернативу добывающей промышленности.
 
Тихоокеанский подвид гаги обыкновенной в Вардё. Фото: Tormod Amundsen © Biotope
zooming
Участники симпозиума направляются к Мемориалу Стейлнесет в Вардё. Фото © NAF / Øystein Nermo

Безусловно, Вардё ощущает и поддержку государства: недавно там открылся новый Дом культуры, который по своему размеру и качеству проекта вполне подошел бы и гораздо более крупному городу. Но самый известный объект современной архитектуры там – Мемориал Стейлнесет, посвященный памяти женщин и мужчин, в XVII веке сожженных в Финнмарке по обвинению колдовстве (об этом объекте мы уже подробно писали). Его авторам – Петеру Цумтору и скульптору Луизе Буржуа – этот заказ был поручен в рамках государственной программы «Национальные туристические маршруты», призванной привлекать людей в живописные уголки Норвегии с помощью оригинальных произведений архитектуры. В дни симпозиума Цумтор был приглашен вновь посетить свое творение (швейцарский архитектор не был в Вардё с его официального открытия в день летнего солнцестояния 2011 года), провел для участников экскурсию по мемориалу и прочел лекцию о нем.
 
zooming
Петер Цумтор на симпозиуме Нордкалотт-2014 Фото © NAF / Øystein Nermo

В 2014 симпозиум Нордкалотт был в некотором смысле «перезагружен», состоявшись вновь после почти 20-летней паузы: его общая тема позволила обсудить максимально широкий спектр сюжетов, но теперь можно задуматься и над более конкретными вопросами, благо Заполярье их ставит перед нами немало. Планируется, что следующий симпозиум состоится в 2016 в Финляндии, где будут рады и участникам-архитекторам с Русского Севера.
zooming
Мемориал Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
zooming
ФМемориал Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
zooming
Мемориал Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
zooming
Петер Цумтор (в центре) и участники симпозиума у Мемориала Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
Мемориал Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
zooming
Мемориал Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
Петер Цумтор у Мемориала Стейлнесет. Фото: Нина Фролова
zooming
Лекция Петера Цумтора на симпозиуме Нордкалотт-2014 Фото © NAF / Øystein Nermo
Берег моря близ Вадсё. Фото: Нина Фролова

06 Октября 2014

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платорме профессиольное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха