Сказочный дом

Работы победителей и участников конкурса идей на проект музейного комплекса Ганса Христиана Андерсена в датском городе Оденсе. Среди призеров есть и россиянин.

Автор текста:
Настя Маврина

mainImg
В городе Оденсе в Дании в самом центре города на пересечении двух улиц стоит маленький желтый домик – дом-музей Ганса Христиана Андерсена, где в 1805 родился великий сказочник. В 60-е годы XX века большая часть зданий исторического квартала, в котором расположен этот музей, была уничтожена, а на ее месте появилась 4-х полосная дорога с трамвайными путями. В 1997 рядом с музеем был построен Детский культурный центр «Огниво».

Сегодня посетители Музея и Детского центра испытывают ряд неудобств, связанных с расположенной рядом автомагистралью: начиная от шумового загрязнения среды и заканчивая загрязнением воздуха. Кроме того, в районе плохо развита навигация, поэтому туристам и горожанам непросто найти и дом-музей, и «Огниво».

К счастью, в скором времени Оденсе ожидают большие перемены: правительство запускает крупный градостроительный проект, в рамках которого планируют перенести пути скоростного трамвая, построить много жилых домов, концертный зал и театр. Возможно, что район дома-музея Ганса Христиана Андерсена также затронут эти положительные изменения. Целью конкурса идей как раз и явился поиск возможных концепций развития Музея Андерсена и преобразования его в масштабный комплекс с садом для туристов и жителей города – так называемый «Дом сказок», в котором посетители могли бы погрузиться в атмосферу невероятного мира, созданного писателем в его книгах. Участникам в своих проектах необходимо было сохранить дом, в котором писатель родился, жил и творил, а также несколько близлежащих особняков. В будущем на основе этого конкурса идей планируют организовать еще одно соревнование – уже с целью реализации проекта-победителя.

Первое место в конкурсе заняли сразу три участника: наш соотечественник Родион Китаев (Rodion Kitaev), известный художник-иллюстратор, работавший с такими изданиями, как «Большой город», «The Prime Russian Magazine», «Вокруг света», «Секрет фирмы» [сейчас он руководит бюро «Космос», которое недавно в том же составе получило поощрительный приз за конкурсный проект благоустройства Триумфальной площади]; Лейт Керр (Leith Kerr) из Великобритании и норвежское бюро Transborder Studio. Представляем работы победителей состязания, проект, занявший второе место, а также концепции, получившие специальные призы.

1 место. Родион Китаев
Башня и лабиринт

Дом-музей Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. Фото с сайта museum.odense.dk
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev

«Дом сказок» состоит из четырех основных элементов: башни, лабиринта, сада и дома-музея Андерсена. Башня является главенствующим компонентом композиции Культурного центра, как с точки зрения доминирования в окружающей застройке (ее высота – 50 метров), так и в идейном аспекте: четко очерченный силуэт башни символизирует развитие и устремленность в будущее, а оболочка, имитирующая традиционную для местной архитектуры фахверковую конструкцию – связь с прошлым. В башне планируется разместить отель, библиотеку и кафе.


Лабиринт – это пространство, расположенное ниже уровня земли, в котором размещены выставочные помещения различных геометрических форм, хранилище и парковка. По замыслу автора, лабиринт должен возбуждать чувства посетителей: в экспозиционных пространствах будут использоваться различные материалы, уровень освещенности, акустические эффекты и температура – все это будет способствовать созданию сказочной атмосферы.

Сад станет объединяющим элементом для всех составляющих проекта.
zooming
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev
zooming
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev



1 место. Лейт Керр
Бумажный домик

1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr

Идея этого Комплекса очень проста – в качестве основы использован архетип: лаконичный двускатный объем с самыми обыкновенными окнами и дверьми. Однако впечатление он производит вполне сказочное: словно стены и крышу дома вырезали из белоснежного листа бумаги.
Перед Центром расположен бассейн-озеро. Основные выставочные пространства «спрятаны» под землю.
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr



1 место. Transborder Studio
Hortus Conclusus Андерсена

1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio

Hortus Conclusus – в переводе с латыни «Запертый сад». Как следует из этого названия, музейный комплекс представляет из себя «сказочный» сад пятиугольной формы, по периметру которого расположены помещения музея. Планируется, что здесь будут не только выставочные пространства, но и исследовательский центр, посвященный творчеству Ганса Христиана Андерсена.
zooming
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio
zooming
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio



2 место. Norell/Rodhe Arkitektur
Один сад – семь характеров

zooming
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe

Архитекторы из шведского бюро предложили вариант, в котором на территории сада, кроме дома писателя и Мемориального зала за ним, появятся 7 домиков-павильонов, сомасштабных постройкам времен Андерсена. Большинство из этих павильонов связаны друг с другом большими подземными пространствами.
zooming
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe
zooming
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe
zooming
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe
zooming
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe
zooming
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe



Поощрительные призы

Soriano & Asociados arquitectos

Эта работа, как и предложение Лейта Керра, занявшее первое место, отсылает к еще одной страсти Ганса Христиана Андерсена –  вырезанию силуэтов из бумаги. Идея выражена в первую очередь в планировочной структуре сада и подземного уровня: как будто фигурки персонажей сказок писателя стали компонентами плана.
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Soriano & Asociados arquitectos
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Soriano & Asociados arquitectos



Peter Sand
Основной объем Культурного центра автор опускает на уровень подземного и цокольного этажей. А вся территория на поверхности отводится под многоуровневый сад. Жюри посчитало, что, при всех своих достоинствах, проект обладает одним существенным недостатком – недостаточной «сказочностью».
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Peter Sand
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Peter Sand



Бюро bFarchitecture
Музейный комплекс представляет собой 10 многофункциональных сюрреалистичных башен, силуэт которых получился путем трансформации традиционного дома с двускатной крышей. Как и во многих других проектах, здесь музейные площади убраны в подземный этаж. Фасад башен украшен андерсоновскими «бумажными» орнаментами.
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © bFarchitecture. Bobby Fogel
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © bFarchitecture. Bobby Fogel



Magdalena Jagoda, Katarzyna Kokot
Дом Ганса Христиана Андерсена и Мемориальный зал за ним объединяются под крышей надземного павильона, из которого посетители попадают в подземные музейные пространства. В саду разместились своеобразные кратеры – окна на уровне земли, освещающие помещения музея внизу.
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Magdalena Jagoda & Katarzyna Kokot
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Magdalena Jagoda & Katarzyna Kokot



Studio Weave
Авторы предлагают разместить на территории музейного комплекса 13 небольших строений с различными функциями: кафе, галереи, художественные мастерские. Стилистически эти здания будут напоминать домики времен Андерсена и создавать поистине волшебную атмосферу. Между домами  создадут уютные общественные пространства.
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Studio Weave
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Studio Weave



Panni Bodonyi
Территория волшебного сада – это множество зеленых кругов разного диаметра, расположенных в различных уровнях. Также в саду есть несколько цилиндров-«озер» с стеклянными стенками. Один из таких цилиндров служит входом в музей.
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Panni Bodonyi, Sandor Guba & Peter Hamori
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Panni Bodonyi, Sandor Guba & Peter Hamori

17 Июня 2014

Автор текста:

Настя Маврина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Победа пополам
Конкурс на концепцию развития центральной части Саратова завершился победой сразу двух участников. Показываем проекты победителей и рассказываем, чем конкретно займется каждый из них.
Пора вставать
Рассказываем об итогах конкурса «Ресурс периферии», который петербургский Комитет по градостроительству и архитектуре организовал для улучшения среды спальных районов. Работы победивших команд будут взяты за основу при разработке и реализации программы.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.