Сегодня посетители дома-музея и Детского центра испытывают ряд неудобств, связанных с расположенной рядом автомагистралью: начиная от шумового загрязнения среды и заканчивая загрязнением воздуха. Кроме того, в районе плохо развита навигация, поэтому туристам и горожанам непросто найти и родной дом Андерсена, и «Огниво».
Дом-музей Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. Фото с сайта museum.odense.dk
К счастью, в скором времени Оденсе ожидают большие перемены: правительство запускает крупный градостроительный проект, в рамках которого планируют перенести пути скоростного трамвая, построить много жилых домов, концертный зал и театр. Возможно, что район дома-музея Ганса Христиана Андерсена также затронут эти положительные изменения. Целью конкурса идей как раз и явился поиск возможных концепций развития Музея Андерсена и преобразования его в масштабный комплекс с садом для туристов и жителей города – так называемый «Дом сказок», где посетители могли бы погрузиться в атмосферу мира, созданного писателем в его книгах. Участникам в своих проектах необходимо было сохранить дом, в котором писатель родился, жил и творил, а также несколько близлежащих жилищ. В будущем на основе этого конкурса идей планируют организовать еще одно соревнование – уже с целью реализации проекта-победителя.
Первое место в конкурсе заняли сразу три участника: наш соотечественник Родион Китаев (Rodion Kitaev), известный художник-иллюстратор, работавший с такими изданиями, как «Большой город», «The Prime Russian Magazine», «Вокруг света», «Секрет фирмы», а также сотрудник бюро «Космос», с которым вместе он и работал над датским проектом; Лейт Керр (Leith Kerr) из Великобритании и норвежское бюро Transborder Studio. Представляем работы победителей состязания, проект, занявший второе место, а также концепции, отмеченные специальными призами.
1 место. Родион Китаев
Башня и лабиринт
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev
«Дом сказок» состоит из четырех основных элементов: башни, лабиринта, сада и дома-музея Андерсена. Башня является главенствующим компонентом композиции Культурного центра, как с точки зрения доминирования в окружающей застройке (ее высота – 50 метров), так и в идейном аспекте: четко очерченный силуэт башни символизирует развитие и устремленность в будущее, а оболочка, имитирующая традиционную для местной архитектуры фахверковую конструкцию – связь с прошлым. В башне планируется разместить отель, библиотеку и кафе.
Лабиринт – это пространство, расположенное ниже уровня земли, в котором размещены выставочные помещения различных геометрических форм, хранилище и парковка. По замыслу автора, лабиринт должен возбуждать чувства посетителей: в экспозиционных пространствах будут использоваться различные материалы, уровень освещенности, акустические эффекты и температура – все это будет способствовать созданию сказочной атмосферы. Сад станет объединяющим элементом для всех составляющих проекта.
1 место. Лейт Керр
Бумажный домик
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr
Идея этого Комплекса очень проста – в качестве основы использован архетип: лаконичный двускатный объем с самыми обыкновенными окнами и дверьми. Однако впечатление он производит вполне сказочное: словно стены и крышу дома вырезали из белоснежного листа бумаги.
Перед Центром расположен бассейн-озеро. Основные выставочные пространства «спрятаны» под землю.
1 место. Transborder Studio
Hortus Conclusus Андерсена
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio
Hortus Conclusus – в переводе с латыни «Запертый сад». Как следует из этого названия, музейный комплекс представляет из себя «сказочный» сад пятиугольной формы, по периметру которого расположены помещения музея.
Планируется, что здесь будут не только выставочные пространства, но и исследовательский центр, посвященный творчеству Ганса Христиана Андерсена.
2 место. Norell/Rodhe Arkitektur
Один сад – семь характеров
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe
Архитекторы из шведского бюро предложили вариант, в котором на территории сада, кроме дома писателя и Мемориального зала за ним, появятся 7 домиков-павильонов, сомасштабных постройкам времен Андерсена.
Большинство из этих павильонов связаны друг с другом большими подземными пространствами.
Поощрительные премии
Soriano & Asociados arquitectos
Эта работа, как и предложение Лейта Керра, занявшее первое место, отсылает к еще одной страсти Ганса Христиана Андерсена – вырезанию силуэтов из бумаги. Идея выражена в первую очередь в планировочной структуре сада и подземного уровня: как будто фигурки персонажей сказок писателя стали компонентами плана.
Peter Sand
Основной объем Культурного центра автор опускает на уровень подземного и цокольного этажей. А вся территория на поверхности отводится под многоуровневый сад. Жюри посчитало, что, при всех своих достоинствах, проект обладает одним существенным недостатком – недостаточной «сказочностью».
Бюро bFarchitecture
Музейный комплекс представляет собой 10 многофункциональных сюрреалистичных башен, силуэт которых получился путем трансформации традиционного дома с двускатной крышей. Как и во многих других проектах, здесь музейные площади убраны в подземный этаж. Фасад башен украшен андерсоновскими «бумажными» орнаментами.
Magdalena Jagoda, Katarzyna Kokot
Дом Ганса Христиана Андерсена и Мемориальный зал за ним объединяются под крышей надземного павильона, из которого посетители попадают в подземные музейные пространства. В саду разместились своеобразные кратеры – окна на уровне земли, освещающие помещения музея внизу.
Studio Weave
Авторы предлагают разместить на территории музейного комплекса 13 небольших строений с различными функциями: кафе, галереи, художественные мастерские. Стилистически эти здания будут напоминать домики времен Андерсена и создавать поистине волшебную атмосферу. Между домами создадут уютные общественные пространства.
Panni Bodonyi
Территория волшебного сада – это множество зеленых кругов разного диаметра, расположенных в различных уровнях. Также в саду есть несколько цилиндров-«озер» с стеклянными стенками. Один из таких цилиндров служит входом в музей.