Сказочный дом

Работы победителей и участников конкурса идей на проект музейного комплекса Ганса Христиана Андерсена в датском городе Оденсе. Среди призеров есть и россиянин.

mainImg
В городе Оденсе в Дании в самом центре города на пересечении двух улиц стоит маленький желтый домик – дом-музей Ганса Христиана Андерсена, где в 1805 родился великий сказочник. В 60-е годы XX века большая часть зданий исторического квартала, в котором расположен этот музей, была уничтожена, а на ее месте появилась 4-х полосная дорога с трамвайными путями. В 1997 рядом с музеем был построен Детский культурный центр «Огниво».

Сегодня посетители дома-музея и Детского центра испытывают ряд неудобств, связанных с расположенной рядом автомагистралью: начиная от шумового загрязнения среды и заканчивая загрязнением воздуха. Кроме того, в районе плохо развита навигация, поэтому туристам и горожанам непросто найти и родной дом Андерсена, и «Огниво».

К счастью, в скором времени Оденсе ожидают большие перемены: правительство запускает крупный градостроительный проект, в рамках которого планируют перенести пути скоростного трамвая, построить много жилых домов, концертный зал и театр. Возможно, что район дома-музея Ганса Христиана Андерсена также затронут эти положительные изменения. Целью конкурса идей как раз и явился поиск возможных концепций развития Музея Андерсена и преобразования его в масштабный комплекс с садом для туристов и жителей города – так называемый «Дом сказок», где посетители могли бы погрузиться в атмосферу мира, созданного писателем в его книгах. Участникам в своих проектах необходимо было сохранить дом, в котором писатель родился, жил и творил, а также несколько близлежащих жилищ. В будущем на основе этого конкурса идей планируют организовать еще одно соревнование – уже с целью реализации проекта-победителя.

Первое место в конкурсе заняли сразу три участника: наш соотечественник Родион Китаев (Rodion Kitaev), известный художник-иллюстратор, работавший с такими изданиями, как «Большой город», «The Prime Russian Magazine», «Вокруг света», «Секрет фирмы», а также сотрудник бюро «Космос», с которым вместе он и работал над датским проектом; Лейт Керр (Leith Kerr) из Великобритании и норвежское бюро Transborder Studio. Представляем работы победителей состязания, проект, занявший второе место, а также концепции, отмеченные специальными призами.

1 место. Родион Китаев
Башня и лабиринт

Дом-музей Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. Фото с сайта museum.odense.dk

«Дом сказок» состоит из четырех основных элементов: башни, лабиринта, сада и дома-музея Андерсена. Башня является главенствующим компонентом композиции Культурного центра, как с точки зрения доминирования в окружающей застройке (ее высота – 50 метров), так и в идейном аспекте: четко очерченный силуэт башни символизирует развитие и устремленность в будущее, а оболочка, имитирующая традиционную для местной архитектуры фахверковую конструкцию – связь с прошлым. В башне планируется разместить отель, библиотеку и кафе.


Лабиринт – это пространство, расположенное ниже уровня земли, в котором размещены выставочные помещения различных геометрических форм, хранилище и парковка. По замыслу автора, лабиринт должен возбуждать чувства посетителей: в экспозиционных пространствах будут использоваться различные материалы, уровень освещенности, акустические эффекты и температура – все это будет способствовать созданию сказочной атмосферы.

Сад станет объединяющим элементом для всех составляющих проекта.
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev
zooming
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev
zooming
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev



1 место. Лейт Керр
Бумажный домик

1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Rodion Kitaev

Идея этого Комплекса очень проста – в качестве основы использован архетип: лаконичный двускатный объем с самыми обыкновенными окнами и дверьми. Однако впечатление он производит вполне сказочное: словно стены и крышу дома вырезали из белоснежного листа бумаги.
Перед Центром расположен бассейн-озеро. Основные выставочные пространства «спрятаны» под землю.
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr



1 место. Transborder Studio
Hortus Conclusus Андерсена

1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Leith Kerr

Hortus Conclusus – в переводе с латыни «Запертый сад». Как следует из этого названия, музейный комплекс представляет из себя «сказочный» сад пятиугольной формы, по периметру которого расположены помещения музея. Планируется, что здесь будут не только выставочные пространства, но и исследовательский центр, посвященный творчеству Ганса Христиана Андерсена.
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio
zooming
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio
zooming
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio
1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio



2 место. Norell/Rodhe Arkitektur
Один сад – семь характеров

1-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Transborder Studio

Архитекторы из шведского бюро предложили вариант, в котором на территории сада, кроме дома писателя и Мемориального зала за ним, появятся 7 домиков-павильонов, сомасштабных постройкам времен Андерсена. Большинство из этих павильонов связаны друг с другом большими подземными пространствами.
zooming
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe
zooming
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe
zooming
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe
zooming
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe
zooming
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe



Поощрительные призы

Soriano & Asociados arquitectos

Эта работа, как и предложение Лейта Керра, занявшее первое место, отсылает к еще одной страсти Ганса Христиана Андерсена –  вырезанию силуэтов из бумаги. Идея выражена в первую очередь в планировочной структуре сада и подземного уровня: как будто фигурки персонажей сказок писателя стали компонентами плана.
zooming
2-е место. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Daniel Norell and Einar Rodhe
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Soriano & Asociados arquitectos



Peter Sand
Основной объем Культурного центра автор опускает на уровень подземного и цокольного этажей. А вся территория на поверхности отводится под многоуровневый сад. Жюри посчитало, что, при всех своих достоинствах, проект обладает одним существенным недостатком – недостаточной «сказочностью».
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Soriano & Asociados arquitectos
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Peter Sand



Бюро bFarchitecture
Музейный комплекс представляет собой 10 многофункциональных сюрреалистичных башен, силуэт которых получился путем трансформации традиционного дома с двускатной крышей. Как и во многих других проектах, здесь музейные площади убраны в подземный этаж. Фасад башен украшен андерсоновскими «бумажными» орнаментами.
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Peter Sand
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © bFarchitecture. Bobby Fogel



Magdalena Jagoda, Katarzyna Kokot
Дом Ганса Христиана Андерсена и Мемориальный зал за ним объединяются под крышей надземного павильона, из которого посетители попадают в подземные музейные пространства. В саду разместились своеобразные кратеры – окна на уровне земли, освещающие помещения музея внизу.
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © bFarchitecture. Bobby Fogel
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Magdalena Jagoda & Katarzyna Kokot



Studio Weave
Авторы предлагают разместить на территории музейного комплекса 13 небольших строений с различными функциями: кафе, галереи, художественные мастерские. Стилистически эти здания будут напоминать домики времен Андерсена и создавать поистине волшебную атмосферу. Между домами  создадут уютные общественные пространства.
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Magdalena Jagoda & Katarzyna Kokot
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Studio Weave



Panni Bodonyi
Территория волшебного сада – это множество зеленых кругов разного диаметра, расположенных в различных уровнях. Также в саду есть несколько цилиндров-«озер» с стеклянными стенками. Один из таких цилиндров служит входом в музей.
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Studio Weave
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Panni Bodonyi, Sandor Guba & Peter Hamori
Поощрительная премия. Концепция музейного комплекса имени Ганса Христиана Андерсена в Оденсе. © Panni Bodonyi, Sandor Guba & Peter Hamori

17 Июня 2014

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.