English version

Дом-коммуна Наркомфина на Новинском бульваре станет бутик-отелем

В многосерийной эпопее вокруг печально известного дома-коммуны Наркомфина на Новинском бульваре, похоже, наступил финал: дом сохранят, отреставрируют и разместят в нем бутик-отель. Совместный проект группы компаний «МИАН» – нового собственника дома, и Алексея Гинзбурга, внука знаменитого архитектора-конструктивиста вместе с мастерской ООО «Гинзбург Архитектс» станет первым в Москве коммерческим проектом научной реставрации памятника авангарда

mainImg

После многолетней дискуссии вокруг исчезающего на наших глазах конструктивистского шедевра мирового уровня наконец найден компромисс: группа компаний «МИАН» осуществит проект реставрации дома, сохранив за ним статус обитаемого – здание превратится в бутик-отель на 40 апартаментов, зато максимально полно воссоздающий первоначальное решение вплоть до фурнитуры, окраски стен, посуды и прочих мелочей. Благо, как заметил на пресс-конференции доктор искусствоведения Владимир Седов, мы почти стопроцентно знаем, как выглядел дом, поэтому никаких фантазий при реставрации не будет. Привлечь общественность к столь знаменательному событию решили, устроив в Музее архитектуры выставку.

К нынешнему решению о реставрации шли долго и трудно. Для городских властей дом был словно бельмо на глазу – иностранцы к нему косяками ходят, архитекторы экскурсии устраивают, а от него на глазах у экскурсантов куски отваливаются, стыдно показывать. Парадоксально, но для города памятник, по-видимому, долгое время не представлял никакой ценности – вспомнить хотя бы, что на генплане 1935 года его попросту не было. К счастью, смена стилистического курса с авангарда на сталинский классицизм не закончилась для дома трагедией, в свое время про дом Гинзбурга забыли – его даже не перестраивали, он дошел до нас «как был», но и не ремонтировали, поэтому он очень подлинный (сохранились фрагменты штукатурки 80-летней давности), но и очень ветхий. 

С началом реабилитации авангарда в постсоветский период о доме заговорили, но его консервации так и не произошло. Пассивное созерцание картины дальнейшего разрушения памятника отчасти было связано с тем, что до недавнего времени его никак не могли поделить – к зданию примеривались самые разные организации с взаимоисключающими проектами. Абсурдная ситуация, учитывая, что иностранцы уже не первый год бьют в барабаны, поставив по ходатайству московского Института наследия дом Наркомфина в список 100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение, на одно из первых мест.

К счастью, «МИАН» появился на горизонте в тот момент, когда дом еще можно было реставрировать – если протянуть еще несколько лет, мы могли бы лишиться памятника окончательно – считает внук Моисея Гинзбурга Алексей, который, что символично, занимается проектом реставрации дома.

Нынешний переход здания в частную собственность не является трагедией, заверил директор МУАРа Давид Саркисян, поскольку «только имея разные формы финансирования и собственности, мы можем сегодня спасать исторические архитектурные объекты». Итальянцы, заметил Саркисян, до сих пор живут на виллах Палладио и в многочисленных палаццо, но никому даже в голову не приходит что-то там перестроить, дабы улучшить свои бытовые условия. Главное, чтобы после реставрации сохранилось ощущение прикосновения к настоящей вещи, подлинной структуре, подчеркнул Владимир Седов, и это в принципе возможно, как показали немцы, восстановив свой Баухауз вплоть до подлинного материала подоконников и дверных ручек.

Лейтмотивом выставки в МУАРе стала остроумно подмеченная параллель между идеалом социалистического расселения, к которому стремился Гинзбург, и образом жизни современного человека. На первый взгляд абсурдно, что механизм соцбыта, который с трудом вводился в 1920-е гг. путем строительства домов-коммун с обобществленным бытовым блоком сегодня добровольно избирается людьми высокого достатка. Это была гениальная догадка, опередившая даже Ле Корбюзье. Пытаясь избегать крайностей насильственного обращения в новый стиль жизни, Моисей Гинзбург ввел в своем доме эти принципы довольно осторожно, оставляя за жильцами право выбора. Тогда, кстати, существовали и более жесткие эксперименты, к которым относятся дома-коммуны Николаева и Кузьмина, о которых Гинзбург писал в книге «Жилище». В тех утопических проектах расписанный по минутам человек просто терял право всякого выбора, вставая по зову радиорубки и засыпая при помощи усыпляющих веществ в своей «ячейке», которая только и оставалась пространством его частной жизни. Вся остальная активность протекла в коллективе, хочешь ни хочешь, а кухни, санузла и прочих бытовых радостей в индивидуальном порядке не было предусмотрено.

Сегодня даже то, что сделал Гинзбург, кажется некоторым людям дикостью в смысле коммунальности быта, хотя его вариант был очень умеренным – недаром проект назывался «домом переходного типа». Во всяком случае, именно специфика быта, заложенная в планировке, являлась одним из главных вопросов при возможной реставрации, ведь достраивать санузлы или кухни – значит утратить аутентичность памятника, а без них – кто же тогда будет здесь жить? Однако приравнивать дом к большой коммуналке все-таки не стоит, в нем, как это ни парадоксально, напротив, были заложены все «капиталистические настроения»: двухуровневые квартиры, пентхаус наркома и зимний сад на крыше. Под эту схему лучше других подошел тип камерной гостиницы, которая, как отметил Алексей Гинзбург, сохраняет жилую функцию здания, т.е. аутентичное его назначение.

Оба корпуса и переход между ними, а также парковая зона в проекте сохраняются. В основном 8-этажном здании, где Гинзбургом были спроектированы квартиры разных типов для разных семей, будут теперь гостиничные номера, ресепшн, холл, гардероб, магазин, лобби-бар. Площадь 4-этажного коммунального корпуса вместит переговорную, бизнес-центр, конференц-зал, фойе, ресторан, и все это естественно камерных масштабов, поскольку эксклюзивный «авангардный аттракцион» рассчитан на совсем не большое количество постояльцев.

Реставрационное обследование дома продолжается до сих пор, для российских реставраторов работа с авангардом в новинку, поэтому помогать будут немцы. «МИАН» собирается потратить на этот проект 60 млн. долларов. Как сказал на пресс-конференции председатель совета директоров «МИАН» Александр Сенаторов, сам факт того, что памятники авангарда могут быть реставрированы, да еще и приносить доход, должен обратить внимание на эту пустующую нишу, на разрушающиеся памятники – а ничего подобного советским домам-коммунам, как заметил Владимир Седов, мы не найдем больше нигде в мире. К 2011 году реставрацию обещают закончить, так что через несколько лет иностранные поклонники авангарда, раньше приходившие сюда смотреть на аварийное здание с пластами отвалившейся штукатурки, смогут здесь пожить и, как говорится, прочувствовать на себе все прелести социалистического быта.

Макет реставрации
Проект реставрации дома Наркомфин. Северная сторона. Автор проекта В.М. Гинзбург, А.В. Гинзбург. 1995-2007 гг. Мастерская архитектора В.М.Гинзбурга.
Проект реставрации дома Наркомфин. Вид крыши. Автор проекта В.М. Гинзбург, А.В. Гинзбург. 1995-2007 гг. Мастерская архитектора В.М.Гинзбурга.
Дом Наркомфина. Перспектива. Фотографии с утраченных фиксационных чертежей.
Дом Наркомфина. Процесс стройки (М. Я Гинзбург — по центру). Автор съемки В.Г. Грюнталь (?).Начало 1930-х гг
М.Я. Гинзбург.
Дом Наркомфина. Фрагмент южного фасада. 1930–1940-е гг.
Дом Наркомфина. Процесс стройки. Автор съемки В.Г. Грюнталь (?). Начало 1930-х гг.
Дом Наркомфина. Внутренность квартиры — тип «К».
Дом Наркомфина. Внутренний вид коммунального корпуса. Автор съемки В.Г. Грюнталь. Начало 1930-х гг.
Дом Наркомфина. Фрагмент интерьера жилой ячейки. 1930-е гг.
Дом Наркомфина. Вид с крыши коммунального корпуса. Автор съемки В.Г. Грюнталь. Начало 1930-х гг.
Дом Наркомфина. Боковой (южный) фасад жилого корпуса. Автор съемки М.М. Чураков. 1967 г.
Дом Наркомфина. Северная сторона.

19 Марта 2008

Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Пресса: Дом Наркомфина. Жизненные коллизии
Дом Наркомфина – это словосочетание сразу вызывает ощущение тревоги и необходимости что-то предпринимать в защиту уникального памятника. Проблемами его защиты озабочены многие: профессионалы – историки и архитекторы, общественность и даже чиновники. Тем не менее, разрушающееся здание так и стоит в центре Москвы «немым укором». В этом материале мы приводим не только историю строительства памятника, но и хронику продолжающейся борьбы за его сохранение, а также проект предмета охраны комплекса дома Наркомфина, разработанный специалистами Мастерской №20 Моспроекта-2
Пресса: Второй виток утопии. "Дом Наркомфина" в Музее архитектуры
Светлое, просторное, лаконичное и ясное по планировке, рационально организованное - таким видели отвечающее духу времени здание архитекторы эпохи авангарда. Немногие сегодня вспомнят эти постулаты, спеша по своим делам мимо Дома Наркомфина на Новинском бульваре. Прямо скажем, оптимизма его нынешний вид не внушает: трудновато разглядеть в обшарпанной, со следами протечек и облупившейся штукатуркой, полуразвалине, помимо основных жильцов недавно заселенной еще и бомжами, шедевр архитектуры модернизма. Далеко не все москвичи знают, где стоит он, в 1930-е известный и как "2-й дом Совнаркома": он удален от красной линии улицы, отделен сквером и загорожен теперь зданием посольства США. Однако памятнику, каковым дом все же является, прописано мощное лекарство в виде реконструкции - к счастью, без сноса, но с отселением. Чтобы планы не остались прожектами, архитекторы, реставраторы, инвесторы и примкнувшие к ним архитектуроведы вышли к публике с мощной промоутерской кампанией. Визуальное ее выражение - выставка в Музее архитектуры имени Щусева
Пресса: Дом Наркомфина: свет в конце туннеля?
Наследие московского конструктивизма после многолетнего небрежения попало под яркий свет юпитеров. Реставрируются эпохальные сооружения 1920-30-х годов – Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, Дом культуры им. Горького (фабрики «Свобода») на Вятской улице, Дом культуры завода «Компрессор» на шоссе Энтузиастов и др. Пришёл черёд обратить внимание ещё на один шедевр конструктивистской архитектуры - дом-коммуну сотрудников Наркомфина на Новинском бульваре, построенный по проекту Моисея Гинзбурга совместно с Игнацием Милинисом. 18 марта в МУАРе открылась выставка «Дом Наркомфина и его значение»
Пресса: Бутик Наркомфина. В Москве презентовали план спасения...
Подготовленная агентством недвижимости МИАН, Музеем архитектуры имени Щусева, пиар-агентством marka:ff, дизайнерской фирмой Ostengruppe выставка «Дом Наркомфина и его значение» -- удачный пример того, как не надо делать экспозиции на тему архитектуры вообще, а архитектуры авангарда особенно
Пресса: Нарком-отель. Коммуна и гостиничный бизнес: параллельные...
18 марта в Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка «Дом Наркомфина и его значение». Еще задолго до открытия выставки в зале музея собралась интеллигентная публика, оживленно рассматривающая и фотографирующая установленные на столах освещенные голубоватым светом макеты здания, развешанные за стеклом типовые схемы, документы, черно-белые фото и чертежи. Казалось бы, вся эта строительная «кухня» может быть интересна только узкопрофессиональному кругу людей. Но не в данном случае. Экстраординарность выставки определена необычностью архитектурного объекта, которым стал шедевр советского конструктивизма – легендарный Дом Наркомфина, построенный архитекторами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинсоном по заказу наркома финансов Николая Милютина. Он вошел в историю как уникальная попытка создать многоквартирный образцово-показательный дом-коммуну
Пресса: Памятник оценили. Выставка-призыв в Музее архитектуры...
Экспозиция «Дом Наркомфина и его значение» – проект, связанный с реконструкцией прошлого, с печальным настоящим данного памятника и с возможным светлым будущим (к которому, собственно, и устремлялась изо всех сил эта архитектура тогда, в 1928–1930 годах)
Пресса: Будущее дома-коммуны
Обветшавший памятник конструктивизма мирового значения, вошедший во все учебники по архитектуре, на родине не ценят. Мало кто знает, что это первый опытно-показательный дом-коммуна. Новый тип советского человека, свободного от мещанского быта архитектор Моисей Гинзбург поселил в двухуровневые ячейки. Никаких ванн — только душевой элемент, никаких кухонь. Предполагалось, что обитатели будут питаться в общей столовой, книги читать в библиотеке, одежду сдавать в прачечную, а укреплять здоровье в физкультурном зале
Пресса: МИАН хочет жить в доме Наркомфина. В его реконструкцию...
Вчера ГК «МИАН» объявила, что намерена вложить 60 млн долл. в реконструкцию знаменитого дома Наркомфина на Новинском бульваре в Москве. Компания уже купила большую часть квартир в доме и хочет стать владельцем всего здания. Однако 100-процентной гарантии, что именно МИАН выступит инвестором рекон­струкции, пока нет: столичные власти объявили о намерении провести тендер
Пресса: Бутик-отель Наркомфина
Решилась судьба одного из самых известных и самых пострадавших от времени памятников архитектуры XX века – Дома Наркомфина. Группа компаний МИАН планирует отреставрировать здание и создать там бутик-отель, вложив в проект 60 миллионов долларов. Такие планы были озвучены на пресс-брифинге, посвященном презентации проекта "Дом Наркомфина", который состоялся 18 марта в музее архитектуры им. Щусева
Пресса: Вторая жизнь общежития. Планы реконструкции дома...
В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка "Дом Наркомфина". Она посвящена знаменитому дому-коммуне Моисея Гинзбурга на Новинском бульваре и представляет организацию, которая пытается его реконструировать. И с тем и с другим знакомился ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН
Пресса: Неравный брак. В Музее архитектуры открылась выставка...
Выставка, открывавшаяся вчера весь день в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева (сначала показ для прессы, вечером - для почетных гостей, с предварительной публикацией их имен в светских хрониках), называется «Дом Наркомфина и его значение». Вообще-то сохранение московского архитектурного наследия - дело почти безнадежное: всем известна судьба Военторга, гостиницы «Москва» и Манежа. Так что культурно-мемориальный проект, рекламируемый с размахом, выглядит не вполне психологически достоверно
Пресса: Дом-корабль всплыл со дна
Музей архитектуры представил проект реставрации дома Наркомфина — уникального памятника-развалины
Пресса: Непростая судьба жемчужины авангарда
Сегодня в московском Музее архитектуры показали, как будет спасен шедевр конструктивизма, который сейчас превратился в развалину. Речь идет о доме Наркомфина. По плану спасения, в здесь должен открыться концептуальный отель за ночь, в котором ценители будут выкладывать кругленькие суммы
Пресса: Дом Наркомфина будет отреставрирован
Дом Наркомфина на Новинском бульваре, задуманный как дом-коммуна и возведенный на рубеже 20-х – 30х годов, сейчас находится в запустении, и судьба его незавидна. Жемчужина русского конструктивизма, вершина творчества Моисея Гинзбурга пребывает в катастрофическом состоянии. Более чем за восемьдесят лет здание никогда не ремонтировали. Однако, похоже, решение проблемы найдено. Уже готов проект реставрации, которая должна завершиться к 2011 году. О том, какое будущее ожидает дом-коммунну, журналистам рассказали на пресс-конференции в Музее архитектуры и представили выставку «Дом Наркомфина и его значение». Рассказывают «Новости культуры»
Пресса: Вторая жизнь символа эпохи
В Москве открывается выставка, которая посвящена одному из символов советской эпохи — дому Наркомфина. Он находится на Новинском бульваре. Здание, которое построено по проекту Гинзбурга, собираются реконструировать. Корреспондент НТВ Илья Бухтуев осмотрел легендарное здание
Пресса: Будущее шедевра конструктивизма
В столичном Музее архитектуры во вторник открылась выставка в честь знаменитого Дома Наркомфина. Этот яркий памятник русского авангарда давно в упадке. Более известный как Дом-коммуна - он был построен для воплощения грандиозного социального замысла, а теперь будет подвергнут небывалому бизнес-эксперименту
Пресса: ГК Миан реставрирует Дом Наркомфина
Группа компаний «Миан» реализует проект научной реставрации одного из самых известных архитектурных памятников Москвы – дома № 25 б на Новинском бульваре, более известного как Дом Наркомфина. Об этом Guide to Property сообщили в пресс-службе компании
Дом-коммуна Наркомфина на Новинском бульваре станет...
В многосерийной эпопее вокруг печально известного дома-коммуны Наркомфина на Новинском бульваре, похоже, наступил финал: дом сохранят, отреставрируют и разместят в нем бутик-отель. Совместный проект группы компаний «МИАН» – нового собственника дома, и Алексея Гинзбурга, внука знаменитого архитектора-конструктивиста вместе с мастерской ООО «Гинзбург Архитектс» станет первым в Москве коммерческим проектом научной реставрации памятника авангарда
Пресса: Блеск и нищета столичного конструктивизма
Судьбы двух самых знаменитых московских творений архитектора Моисея Гинзбурга, расположенных в весьма престижных и дорогих местах - на Гоголевском и Новинском бульварах, разошлись, как жизни разлученных при рождении близнецов в бразильских сериалах: первый благополучен и богат, второй, несмотря на знатное происхождение, терпит унижения и носит лохмотья. Оба дома - признанные шедевры советского конструктивизма, здания-памятники, оба строились в конце 1920-х - начале 1930-х, когда было принято экономить на качестве стройматериалов. Но почему в одном обитает сегодня продвинутая московская элита, сделавшая удачный вклад в уникальную недвижимость, а в другом влачат жалкое существование последние 15 семей, которым просто некуда податься? И есть ли надежда на благополучный финал?
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.