Берегись велосипеда

Прогулка по новым постройкам Амстердама и визит на архитектурный факультет Делфтского университета.

Автор текста:
Ольга Тарасова

mainImg
Вода в Нидерландах повсюду: она льется с неба и захватывает города, пронизывая их каналами. Страна знаменита своей промозглой, очень влажной погодой, но благодаря ей становится проще понять традиционные и современные архитектурные решения Амстердама, с которого началось наше короткое путешествие по Голландии.
Музей Ван Гога. Слева - корпус Курокавы, справа - корпус Ритвелда. Фото Lin ChangChih via Wikimedia Commons
zooming
Музей Ван Гога. Корпус Геррита Ритвелда. Фото Warrox via Wikimedia Commons

Центр Амстердама почти не тронут современными постройками: он сохранил атмосферу северного города средних веков. Образ голландской столицы дополняется высокими и стройными горожанами, передвигающимися исключительно на велосипедах. Скорость перемещения велосипедистов и полное отсутствие контроля за их движением приводят в ужас даже заезжего жителя мегаполиса. Внешний вид голландцев соответствует историческому облику Амстердама: лаконичные формы, строгие детали, сдержанные цвета. Во многих домах сохранилась знаменитая традиция не закрывать окна шторами и занавесками: она позволяет сюжетам улиц проникать в дома и, наоборот, домашней жизни – выплескиваться за пределы комнат. Интерьеры, которые можно случайно подсмотреть во время прогулки, могут служить идеальными иллюстрациями для каталогов ИКЕА.
zooming
Музей Ван Гога. Слева - корпус Курокавы, справа - корпус Ритвелда. Фото Wladyslaw via Wikimedia Commons

Наша прогулка по городу началась с южной части – района музеев. Здание музея Винсента ван Гога возведено по проекту Геррита Ритвелда в 1973 году. Оно представляет собой композицию из параллелепипедов различного размера c разномасштабным членением. Его внутреннее пространство организовано по вертикали: осью служит лестница, вокруг которой и размещены залы. Вся экспозиция занимает 4 этажа. На подземном уровне находится переход в экспозиционное крыло, открывшееся в 1999: построенное по проекту Кисё Курокава, именно оно стало «визитной карточкой» всего музея.
Музей Ван Гога. Корпус Геррита Ритвелда. Фото Hajotthu via Wikimedia Commons

В нескольких метрах от корпусов, хранящих работы ван Гога, находится Музей Стеделейк, построенный в 1895 архитектором А.В. Вейсманом в стиле неоренессанс – крупнейший музей современного искусства и дизайна в Нидерландах, хотя его название переводится всего лишь как «городской».
Музей Стеделейк. Исторический корпус. Фото Rijksdienst voor het Cultureel Erfgoed via Wikimedia Commons
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло © John Lewis Marshall & Jannes Linders

Особое внимание обращает на себя его корпус 2012 года бюро Benthem Crouwel: сейчас тут хранится крупнейшее за пределами бывшего СССР собрание работ Казимира Малевича. Местные жители называют эту постройку «ванной», и действительно, это первая ассоциация, которую вызывает здание. Оно представляет собой огромный белый объем, приподнятый над землей за счет стеклянного первого этажа, где находятся главный вход в музей и книжный магазин.
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло © John Lewis Marshall & Jannes Linders
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова

Недоумение вызывает гигантский вынос крыши на уровне карниза исторического корпуса Стеделейк, но оно рассеивается, как только начинается привычный для города ливень. Все прохожие стекаются под этот навес, и площадка перед входом начинает работать как общественное пространство не менее эффективно, чем интерьер музея.
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова

Наши поиски современной архитектуры Амстердама продолжились в противоположной, северной части города. За зданием Центрального вокзала открывается вид на недавно построенный в новом районе Оверхукс киномузей – институт кино EYE, работу австрийского бюро Delugan Meissl. Этот важный элемент перепланировки северного берега озера Эй расположен у основания башни бывшего главного офиса компании Shell. Одетый в белые алюминиевые панели, несколько инородный объект глазом-символом «смотрит» на зрителя с другого берега.
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова

Здание поднято на стеклянный цоколь, в котором находятся офисы, кинотеатр, частные залы проката и выставочные площади. Ломанное внутреннее пространство полностью подчинено форме оболочки. Вход расположен на первом этаже в конце лестницы с простым деревянным настилом. Этот настил проходит вдоль здания, организуя большой балкон-террасу, достигает «арены», после чего спускается сквозь здание, как мост.
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова

В «арене» – сердце киноинститута – находится бар-ресторан; она отделена от наружной террасы огромным витражом, а поднимающаяся оттуда лестница служит амфитеатром. В нескольких точках лестницу-трибуны пронизывают входы в коридоры, ведущие к кинозалам, что подчеркивает динамику огромного пространства «арены».
zooming
Комплекс IJdock. Архитекторы Zeistra Van Gelderen и другие. Фото © Ольга Тарасова

Впрочем, добраться до музея EYE оказалось совсем не просто. Так как ближайший мост находился лишь в нескольких километрах, мы решили воспользоваться водным транспортом. Второпях запрыгнув на паром, идущий не в том направлении, вместо противоположного берега мы оказались в западной части города.
zooming
Комплекс IJdock. Архитекторы Zeistra Van Gelderen и другие. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Жилой комплекс Silodam бюро MVRDV. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Жилой комплекс Silodam бюро MVRDV. Фото © Ольга Тарасова

Ошибка обернулась удачей – нам удалось посмотреть новые районы Амстердама со стороны Эй. А главным успехом стала встреча с легендарным жилым зданием Silodam 2002 года постройки мастерской MVRDV. Имитация поставленных друг на друга транспортных контейнеров точно передает атмосферу окружающего порта, и здание органично вписывается в среду. Здесь играют роль и разные масштаб и ритм окон каждого блока, и цвета, более привычные для индустриального пейзажа, чем для жилого комплекса.
zooming
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Следующий день поездки был посвящен главной цели всего путешествия – Делфту, а именно – его знаменитому архитектурному факультету Технического университета (TU Delft). Пристроившись за молодым человеком с тубусом наперевес, мы вошли в здание института. Наш немного жалкий после длинной дороги вид вместе с сразу заметным полным непониманием происходящего привлек внимание проходящего мимо голландца, который проводил нас до стойки администрации. Оформлена она была в виде маленького домика, расписанного в стиле делфтского фарфора. Работающая там девушка сообщила, что, пока мы ждем сотрудников международного отдела, все здание находится в нашем распоряжении: доступ в любое помещение института открыт. Такое дружелюбие несколько удивило нас – особенно по сравнению со строжайшим пропускным режимом в наших вузах.
zooming
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

В коридорах первого этажа выставлены макеты шедевров мировой архитектуры, где почетное место занимает детальный макет дома Мельникова в разрезе. Два самых больших помещения факультета находятся в перекрытых дворах здания. Одно из них – макетная мастерская площадью около 1000 м2. Огромные помещения для работы с металлом, пластиком и деревом отделены от общего пространства. В этих зонах располагаются всевозможные инструменты, начиная от циркулярных пил в столярной мастерской и заканчивая 3D-принтером в соответствующем отделе. В открытой общей части учащиеся вместе с преподавателями клеят макеты.
Трибуны The Why Factory бюро MVRDV. Фото © Rob’t Hart

Другой двор служит многофункциональным общественным пространством. В нем проходят выставки проектов, лекции и другие мероприятия. В центре там расположена оранжевая лестница-трибуна The Why Factory, созданная по проекту MVRDV. Под ней на разных уровнях расположены небольшие помещения со столами – удобное рабочее пространство.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Во время нашего визита в этом дворе проходила выставка дипломных проектов. Ожидания увидеть что-то кардинально новое и недоступное для нас на сегодняшний день, к сожалению, не оправдались. Но качество макетов и проработку деталей конструкций сложно было не оценить. Поэтому самую большую зависть, конечно, вызвал имеющийся в здании факультета архитектурный магазин: разнообразие видов проволоки, трубок из оргстекла и металла всевозможных диаметров, профилей разных масштабов и материалов привело нас в восторг.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Беседа с работниками международного отдела завершилась их демократичным советом: пообщаться со студентами о системе обучения прямо в коридоре, просто спросив их об этом. И все же кое-что об учебном курсе на степень магистра нам удалось выяснить из официальных источников. При поступлении студент выбирает одно из 10 направлений, среди которых – «нежилые здания», «интерьеры», «нестандартная и интерактивная архитектура», «города будущего», «реставрация, модификация, интервенция и трансформация», «проектирование и политика». Учебная программа рассчитана на 2 года и включает в себя, помимо проектирования, изучение конструкций, истории архитектуры, лекции об архитектурном дизайне. Но отличительной чертой обучения на архитектурном факультете TU Delft является, конечно, не концептуальное мышление, а доскональное знание технической стороны проектирования и строительства.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Наше путешествие завершилось поездкой в Роттердам, описание которого требует отдельного рассказа. Неповторимую атмосферу голландских городов чувствуешь с первых минут пребывания там, а архитектурные эксперименты вдохновляют своей смелостью и силой исполнения.
zooming
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова


28 Января 2014

Автор текста:

Ольга Тарасова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.