Берегись велосипеда

Прогулка по новым постройкам Амстердама и визит на архитектурный факультет Делфтского университета.

mainImg
Вода в Нидерландах повсюду: она льется с неба и захватывает города, пронизывая их каналами. Страна знаменита своей промозглой, очень влажной погодой, но благодаря ей становится проще понять традиционные и современные архитектурные решения Амстердама, с которого началось наше короткое путешествие по Голландии.
Музей Ван Гога. Слева - корпус Курокавы, справа - корпус Ритвелда. Фото Lin ChangChih via Wikimedia Commons
zooming
Музей Ван Гога. Корпус Геррита Ритвелда. Фото Warrox via Wikimedia Commons

Центр Амстердама почти не тронут современными постройками: он сохранил атмосферу северного города средних веков. Образ голландской столицы дополняется высокими и стройными горожанами, передвигающимися исключительно на велосипедах. Скорость перемещения велосипедистов и полное отсутствие контроля за их движением приводят в ужас даже заезжего жителя мегаполиса. Внешний вид голландцев соответствует историческому облику Амстердама: лаконичные формы, строгие детали, сдержанные цвета. Во многих домах сохранилась знаменитая традиция не закрывать окна шторами и занавесками: она позволяет сюжетам улиц проникать в дома и, наоборот, домашней жизни – выплескиваться за пределы комнат. Интерьеры, которые можно случайно подсмотреть во время прогулки, могут служить идеальными иллюстрациями для каталогов ИКЕА.
zooming
Музей Ван Гога. Слева - корпус Курокавы, справа - корпус Ритвелда. Фото Wladyslaw via Wikimedia Commons

Наша прогулка по городу началась с южной части – района музеев. Здание музея Винсента ван Гога возведено по проекту Геррита Ритвелда в 1973 году. Оно представляет собой композицию из параллелепипедов различного размера c разномасштабным членением. Его внутреннее пространство организовано по вертикали: осью служит лестница, вокруг которой и размещены залы. Вся экспозиция занимает 4 этажа. На подземном уровне находится переход в экспозиционное крыло, открывшееся в 1999: построенное по проекту Кисё Курокава, именно оно стало «визитной карточкой» всего музея.
Музей Ван Гога. Корпус Геррита Ритвелда. Фото Hajotthu via Wikimedia Commons

В нескольких метрах от корпусов, хранящих работы ван Гога, находится Музей Стеделейк, построенный в 1895 архитектором А.В. Вейсманом в стиле неоренессанс – крупнейший музей современного искусства и дизайна в Нидерландах, хотя его название переводится всего лишь как «городской».
Музей Стеделейк. Исторический корпус. Фото Rijksdienst voor het Cultureel Erfgoed via Wikimedia Commons
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло © John Lewis Marshall & Jannes Linders

Особое внимание обращает на себя его корпус 2012 года бюро Benthem Crouwel: сейчас тут хранится крупнейшее за пределами бывшего СССР собрание работ Казимира Малевича. Местные жители называют эту постройку «ванной», и действительно, это первая ассоциация, которую вызывает здание. Оно представляет собой огромный белый объем, приподнятый над землей за счет стеклянного первого этажа, где находятся главный вход в музей и книжный магазин.
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло © John Lewis Marshall & Jannes Linders
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова

Недоумение вызывает гигантский вынос крыши на уровне карниза исторического корпуса Стеделейк, но оно рассеивается, как только начинается привычный для города ливень. Все прохожие стекаются под этот навес, и площадка перед входом начинает работать как общественное пространство не менее эффективно, чем интерьер музея.
zooming
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова

Наши поиски современной архитектуры Амстердама продолжились в противоположной, северной части города. За зданием Центрального вокзала открывается вид на недавно построенный в новом районе Оверхукс киномузей – институт кино EYE, работу австрийского бюро Delugan Meissl. Этот важный элемент перепланировки северного берега озера Эй расположен у основания башни бывшего главного офиса компании Shell. Одетый в белые алюминиевые панели, несколько инородный объект глазом-символом «смотрит» на зрителя с другого берега.
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова

Здание поднято на стеклянный цоколь, в котором находятся офисы, кинотеатр, частные залы проката и выставочные площади. Ломанное внутреннее пространство полностью подчинено форме оболочки. Вход расположен на первом этаже в конце лестницы с простым деревянным настилом. Этот настил проходит вдоль здания, организуя большой балкон-террасу, достигает «арены», после чего спускается сквозь здание, как мост.
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова

В «арене» – сердце киноинститута – находится бар-ресторан; она отделена от наружной террасы огромным витражом, а поднимающаяся оттуда лестница служит амфитеатром. В нескольких точках лестницу-трибуны пронизывают входы в коридоры, ведущие к кинозалам, что подчеркивает динамику огромного пространства «арены».
zooming
Комплекс IJdock. Архитекторы Zeistra Van Gelderen и другие. Фото © Ольга Тарасова

Впрочем, добраться до музея EYE оказалось совсем не просто. Так как ближайший мост находился лишь в нескольких километрах, мы решили воспользоваться водным транспортом. Второпях запрыгнув на паром, идущий не в том направлении, вместо противоположного берега мы оказались в западной части города.
zooming
Комплекс IJdock. Архитекторы Zeistra Van Gelderen и другие. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Жилой комплекс Silodam бюро MVRDV. Фото © Ольга Тарасова
zooming
Жилой комплекс Silodam бюро MVRDV. Фото © Ольга Тарасова

Ошибка обернулась удачей – нам удалось посмотреть новые районы Амстердама со стороны Эй. А главным успехом стала встреча с легендарным жилым зданием Silodam 2002 года постройки мастерской MVRDV. Имитация поставленных друг на друга транспортных контейнеров точно передает атмосферу окружающего порта, и здание органично вписывается в среду. Здесь играют роль и разные масштаб и ритм окон каждого блока, и цвета, более привычные для индустриального пейзажа, чем для жилого комплекса.
zooming
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Следующий день поездки был посвящен главной цели всего путешествия – Делфту, а именно – его знаменитому архитектурному факультету Технического университета (TU Delft). Пристроившись за молодым человеком с тубусом наперевес, мы вошли в здание института. Наш немного жалкий после длинной дороги вид вместе с сразу заметным полным непониманием происходящего привлек внимание проходящего мимо голландца, который проводил нас до стойки администрации. Оформлена она была в виде маленького домика, расписанного в стиле делфтского фарфора. Работающая там девушка сообщила, что, пока мы ждем сотрудников международного отдела, все здание находится в нашем распоряжении: доступ в любое помещение института открыт. Такое дружелюбие несколько удивило нас – особенно по сравнению со строжайшим пропускным режимом в наших вузах.
zooming
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

В коридорах первого этажа выставлены макеты шедевров мировой архитектуры, где почетное место занимает детальный макет дома Мельникова в разрезе. Два самых больших помещения факультета находятся в перекрытых дворах здания. Одно из них – макетная мастерская площадью около 1000 м2. Огромные помещения для работы с металлом, пластиком и деревом отделены от общего пространства. В этих зонах располагаются всевозможные инструменты, начиная от циркулярных пил в столярной мастерской и заканчивая 3D-принтером в соответствующем отделе. В открытой общей части учащиеся вместе с преподавателями клеят макеты.
Трибуны The Why Factory бюро MVRDV. Фото © Rob’t Hart

Другой двор служит многофункциональным общественным пространством. В нем проходят выставки проектов, лекции и другие мероприятия. В центре там расположена оранжевая лестница-трибуна The Why Factory, созданная по проекту MVRDV. Под ней на разных уровнях расположены небольшие помещения со столами – удобное рабочее пространство.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Во время нашего визита в этом дворе проходила выставка дипломных проектов. Ожидания увидеть что-то кардинально новое и недоступное для нас на сегодняшний день, к сожалению, не оправдались. Но качество макетов и проработку деталей конструкций сложно было не оценить. Поэтому самую большую зависть, конечно, вызвал имеющийся в здании факультета архитектурный магазин: разнообразие видов проволоки, трубок из оргстекла и металла всевозможных диаметров, профилей разных масштабов и материалов привело нас в восторг.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Беседа с работниками международного отдела завершилась их демократичным советом: пообщаться со студентами о системе обучения прямо в коридоре, просто спросив их об этом. И все же кое-что об учебном курсе на степень магистра нам удалось выяснить из официальных источников. При поступлении студент выбирает одно из 10 направлений, среди которых – «нежилые здания», «интерьеры», «нестандартная и интерактивная архитектура», «города будущего», «реставрация, модификация, интервенция и трансформация», «проектирование и политика». Учебная программа рассчитана на 2 года и включает в себя, помимо проектирования, изучение конструкций, истории архитектуры, лекции об архитектурном дизайне. Но отличительной чертой обучения на архитектурном факультете TU Delft является, конечно, не концептуальное мышление, а доскональное знание технической стороны проектирования и строительства.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Наше путешествие завершилось поездкой в Роттердам, описание которого требует отдельного рассказа. Неповторимую атмосферу голландских городов чувствуешь с первых минут пребывания там, а архитектурные эксперименты вдохновляют своей смелостью и силой исполнения.
zooming
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

28 Января 2014

Похожие статьи
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.