28.01.2014

Берегись велосипеда

Прогулка по новым постройкам Амстердама и визит на архитектурный факультет Делфтского университета.

информация:

Музей Ван Гога. Слева - корпус Курокавы, справа - корпус Ритвелда. Фото Lin ChangChih via Wikimedia Commons
Музей Ван Гога. Слева - корпус Курокавы, справа - корпус Ритвелда. Фото Lin ChangChih via Wikimedia Commons

Вода в Нидерландах повсюду: она льется с неба и захватывает города, пронизывая их каналами. Страна знаменита своей промозглой, очень влажной погодой, но благодаря ей становится проще понять традиционные и современные архитектурные решения Амстердама, с которого началось наше короткое путешествие по Голландии.
Музей Ван Гога. Корпус Геррита Ритвелда. Фото Warrox via Wikimedia Commons
Музей Ван Гога. Корпус Геррита Ритвелда. Фото Warrox via Wikimedia Commons

Центр Амстердама почти не тронут современными постройками: он сохранил атмосферу северного города средних веков. Образ голландской столицы дополняется высокими и стройными горожанами, передвигающимися исключительно на велосипедах. Скорость перемещения велосипедистов и полное отсутствие контроля за их движением приводят в ужас даже заезжего жителя мегаполиса. Внешний вид голландцев соответствует историческому облику Амстердама: лаконичные формы, строгие детали, сдержанные цвета. Во многих домах сохранилась знаменитая традиция не закрывать окна шторами и занавесками: она позволяет сюжетам улиц проникать в дома и, наоборот, домашней жизни – выплескиваться за пределы комнат. Интерьеры, которые можно случайно подсмотреть во время прогулки, могут служить идеальными иллюстрациями для каталогов ИКЕА.
Музей Ван Гога. Слева - корпус Курокавы, справа - корпус Ритвелда. Фото Wladyslaw via Wikimedia Commons
Музей Ван Гога. Слева - корпус Курокавы, справа - корпус Ритвелда. Фото Wladyslaw via Wikimedia Commons

Наша прогулка по городу началась с южной части – района музеев. Здание музея Винсента ван Гога возведено по проекту Геррита Ритвелда в 1973 году. Оно представляет собой композицию из параллелепипедов различного размера c разномасштабным членением. Его внутреннее пространство организовано по вертикали: осью служит лестница, вокруг которой и размещены залы. Вся экспозиция занимает 4 этажа. На подземном уровне находится переход в экспозиционное крыло, открывшееся в 1999: построенное по проекту Кисё Курокава, именно оно стало «визитной карточкой» всего музея.
Музей Ван Гога. Корпус Геррита Ритвелда. Фото Hajotthu via Wikimedia Commons
Музей Ван Гога. Корпус Геррита Ритвелда. Фото Hajotthu via Wikimedia Commons

В нескольких метрах от корпусов, хранящих работы ван Гога, находится Музей Стеделейк, построенный в 1895 архитектором А.В. Вейсманом в стиле неоренессанс – крупнейший музей современного искусства и дизайна в Нидерландах, хотя его название переводится всего лишь как «городской».
Музей Стеделейк. Исторический корпус. Фото Rijksdienst voor het Cultureel Erfgoed via Wikimedia Commons
Музей Стеделейк. Исторический корпус. Фото Rijksdienst voor het Cultureel Erfgoed via Wikimedia Commons
Музей Стеделейк - новое крыло © John Lewis Marshall & Jannes Linders
Музей Стеделейк - новое крыло © John Lewis Marshall & Jannes Linders

Особое внимание обращает на себя его корпус 2012 года бюро Benthem Crouwel: сейчас тут хранится крупнейшее за пределами бывшего СССР собрание работ Казимира Малевича. Местные жители называют эту постройку «ванной», и действительно, это первая ассоциация, которую вызывает здание. Оно представляет собой огромный белый объем, приподнятый над землей за счет стеклянного первого этажа, где находятся главный вход в музей и книжный магазин.
Музей Стеделейк - новое крыло © John Lewis Marshall & Jannes Linders
Музей Стеделейк - новое крыло © John Lewis Marshall & Jannes Linders
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова

Недоумение вызывает гигантский вынос крыши на уровне карниза исторического корпуса Стеделейк, но оно рассеивается, как только начинается привычный для города ливень. Все прохожие стекаются под этот навес, и площадка перед входом начинает работать как общественное пространство не менее эффективно, чем интерьер музея.
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
Музей Стеделейк - новое крыло. Бюро Benthem Crouwel. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова

Наши поиски современной архитектуры Амстердама продолжились в противоположной, северной части города. За зданием Центрального вокзала открывается вид на недавно построенный в новом районе Оверхукс киномузей – институт кино EYE, работу австрийского бюро Delugan Meissl. Этот важный элемент перепланировки северного берега озера Эй расположен у основания башни бывшего главного офиса компании Shell. Одетый в белые алюминиевые панели, несколько инородный объект глазом-символом «смотрит» на зрителя с другого берега.
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова

Здание поднято на стеклянный цоколь, в котором находятся офисы, кинотеатр, частные залы проката и выставочные площади. Ломанное внутреннее пространство полностью подчинено форме оболочки. Вход расположен на первом этаже в конце лестницы с простым деревянным настилом. Этот настил проходит вдоль здания, организуя большой балкон-террасу, достигает «арены», после чего спускается сквозь здание, как мост.
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова
Институт кино EYE бюро Delugan Meissl. Фото © Ольга Тарасова

В «арене» – сердце киноинститута – находится бар-ресторан; она отделена от наружной террасы огромным витражом, а поднимающаяся оттуда лестница служит амфитеатром. В нескольких точках лестницу-трибуны пронизывают входы в коридоры, ведущие к кинозалам, что подчеркивает динамику огромного пространства «арены».
Комплекс IJdock. Архитекторы Zeistra Van Gelderen и другие. Фото © Ольга Тарасова
Комплекс IJdock. Архитекторы Zeistra Van Gelderen и другие. Фото © Ольга Тарасова

Впрочем, добраться до музея EYE оказалось совсем не просто. Так как ближайший мост находился лишь в нескольких километрах, мы решили воспользоваться водным транспортом. Второпях запрыгнув на паром, идущий не в том направлении, вместо противоположного берега мы оказались в западной части города.
Комплекс IJdock. Архитекторы Zeistra Van Gelderen и другие. Фото © Ольга Тарасова
Комплекс IJdock. Архитекторы Zeistra Van Gelderen и другие. Фото © Ольга Тарасова
Жилой комплекс Silodam бюро MVRDV. Фото © Ольга Тарасова
Жилой комплекс Silodam бюро MVRDV. Фото © Ольга Тарасова
Жилой комплекс Silodam бюро MVRDV. Фото © Ольга Тарасова
Жилой комплекс Silodam бюро MVRDV. Фото © Ольга Тарасова

Ошибка обернулась удачей – нам удалось посмотреть новые районы Амстердама со стороны Эй. А главным успехом стала встреча с легендарным жилым зданием Silodam 2002 года постройки мастерской MVRDV. Имитация поставленных друг на друга транспортных контейнеров точно передает атмосферу окружающего порта, и здание органично вписывается в среду. Здесь играют роль и разные масштаб и ритм окон каждого блока, и цвета, более привычные для индустриального пейзажа, чем для жилого комплекса.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Следующий день поездки был посвящен главной цели всего путешествия – Делфту, а именно – его знаменитому архитектурному факультету Технического университета (TU Delft). Пристроившись за молодым человеком с тубусом наперевес, мы вошли в здание института. Наш немного жалкий после длинной дороги вид вместе с сразу заметным полным непониманием происходящего привлек внимание проходящего мимо голландца, который проводил нас до стойки администрации. Оформлена она была в виде маленького домика, расписанного в стиле делфтского фарфора. Работающая там девушка сообщила, что, пока мы ждем сотрудников международного отдела, все здание находится в нашем распоряжении: доступ в любое помещение института открыт. Такое дружелюбие несколько удивило нас – особенно по сравнению со строжайшим пропускным режимом в наших вузах.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

В коридорах первого этажа выставлены макеты шедевров мировой архитектуры, где почетное место занимает детальный макет дома Мельникова в разрезе. Два самых больших помещения факультета находятся в перекрытых дворах здания. Одно из них – макетная мастерская площадью около 1000 м2. Огромные помещения для работы с металлом, пластиком и деревом отделены от общего пространства. В этих зонах располагаются всевозможные инструменты, начиная от циркулярных пил в столярной мастерской и заканчивая 3D-принтером в соответствующем отделе. В открытой общей части учащиеся вместе с преподавателями клеят макеты.
Трибуны The Why Factory бюро MVRDV. Фото © Rob’t Hart
Трибуны The Why Factory бюро MVRDV. Фото © Rob’t Hart

Другой двор служит многофункциональным общественным пространством. В нем проходят выставки проектов, лекции и другие мероприятия. В центре там расположена оранжевая лестница-трибуна The Why Factory, созданная по проекту MVRDV. Под ней на разных уровнях расположены небольшие помещения со столами – удобное рабочее пространство.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Во время нашего визита в этом дворе проходила выставка дипломных проектов. Ожидания увидеть что-то кардинально новое и недоступное для нас на сегодняшний день, к сожалению, не оправдались. Но качество макетов и проработку деталей конструкций сложно было не оценить. Поэтому самую большую зависть, конечно, вызвал имеющийся в здании факультета архитектурный магазин: разнообразие видов проволоки, трубок из оргстекла и металла всевозможных диаметров, профилей разных масштабов и материалов привело нас в восторг.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Беседа с работниками международного отдела завершилась их демократичным советом: пообщаться со студентами о системе обучения прямо в коридоре, просто спросив их об этом. И все же кое-что об учебном курсе на степень магистра нам удалось выяснить из официальных источников. При поступлении студент выбирает одно из 10 направлений, среди которых – «нежилые здания», «интерьеры», «нестандартная и интерактивная архитектура», «города будущего», «реставрация, модификация, интервенция и трансформация», «проектирование и политика». Учебная программа рассчитана на 2 года и включает в себя, помимо проектирования, изучение конструкций, истории архитектуры, лекции об архитектурном дизайне. Но отличительной чертой обучения на архитектурном факультете TU Delft является, конечно, не концептуальное мышление, а доскональное знание технической стороны проектирования и строительства.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

Наше путешествие завершилось поездкой в Роттердам, описание которого требует отдельного рассказа. Неповторимую атмосферу голландских городов чувствуешь с первых минут пребывания там, а архитектурные эксперименты вдохновляют своей смелостью и силой исполнения.
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова
Архитектурный факультет Технического университета Делфта. Фото © Ольга Тарасова

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Концертный зал Уолта Диснея
Фрэнк Гери, 1999 – 2003
Концертный зал Уолта Диснея

Технологии:

16.05.2019

Комфорт в загородном доме – это прежде всего безопасность и надежность

Олег Панитков, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения, о требованиях к современному загородному дому со стороны заказчика, и о тех параметрах, на которые действительно стоит обращать внимание, затевая его строительство.
15.05.2019

Итоги конкурса Insulating Design

Проекты участников продемонстрировали функциональные и декоративные решения с применением стеновых и кровельных панелей Isopan и архитектурной фасадной системы ARK WALL.
ISOPAN
14.05.2019

FunderMax: для людей, которые создают

В конце февраля в центра дизайна ARTPLAY открылся шоу-рум компании FunderMax.
Материалы FunderMax
14.05.2019

Xpress. Архитектурные системы комфорт-класса

Realit Xpress – это новая алюминиевая архитектурная серия комфорт-класса от признанного лидера отрасли. Высокое качество, лучшая цена на рынке и постоянное наличие на складе – вот основные характеристики системы Xpress.
Архитектурные системы «Реалит»
08.05.2019

Клинкерное семейство

Каждый корпус социального жилого комплекса Space-S в голландском Эйндховене получил фасад из своей сортировки клинкера Hagemeister – чтобы одновременно подчеркнуть различия и родство этих зданий. Выбирали клинкер сами жильцы.
АО «Фирма «КИРИЛЛ», Inbo
другие статьи