Пятое измерение МАРХИ

Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.

mainImg
Архитектор:
Сергей Кузнецов
Иван Греков
Мастерская:
KAMEN Architects http://www.kamen.ru/
Проект:
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
Россия, Москва, улица Рождественка, владение 11

Авторский коллектив:
Сергей Кузнецов, Иван Греков

2025
Вот казалось бы, нет в центре Москвы участков – но при необходимости удивления достойно, каким образом опытный архитектор способен встроить новый объем в не то чтобы высокоплотную в смысле квадратных метров, но затесненную, это точно, квартальную застройку XIX – начала XX века. В душу закрадываются подозрения о секретном учебном курсе по основам «пятого измерения» для наиболее способных учеников МАРХИ. Тем более что речь именно о московском Архитектурном институте. Вчера Москомархитектура показала проект его нового корпуса. 
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

«Теперь настала наша очередь добавить свою главу в историю этого места», – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, выступивший в качестве автора проекта совместно с главой бюро KAMEN Иваном Грековым. 
cic = 1

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы

Нам важно было придумать что-то необычное, ведь здесь учат создавать архитектуру, суть которой – волшебство. И студенты должны впитать это со школьной скамьи. Мы решили сделать здание, которое продолжает авангардные традиции ВХУТЕМАСа – ведь именно там корни МАРХИ. Нам хотелось, чтобы архитектура была сложной, смелой, почти инженерным вызовом: мощные консоли, “парящие” элементы, ощущение механизма, а не привычного облика зданий. Это конструкция, в которой есть и динамика, и точность, и немножко русского идеала – в том смысле, что в ней чувствуется масштаб и внутренняя поэзия. Это здание – о нашем времени. О том, что традиции можно продолжать не копируя, а переосмысляя. О том, что архитектура – это всегда открытие. Учебный корпус будет располагаться в глубине двора. Его почти не будет видно с улицы, только из-за угла, с Кузнецкого Моста. Основное открытие происходит внутри: идешь по привычным дворовым маршрутам, сворачиваешь раз, другой – и вдруг перед тобой возникает эта неожиданная архитектурная “машина”. В этом тоже заложена драматургия: здание не кричит о себе, а ждет, чтобы его нашли.

Впрочем, Сергей Кузнецов и Иван Греков не первые архитекторы, задумавшиеся об увеличении площадей МАРХИ. Сейчас к югу от главного здания, дворца усадьбы Воронцова, стоит недостроенный, также предназначавшийся для института, корпус 2008 года, выполненный в преимущественно принятой в то время при строительстве в историческом центре логике имитации классической архитектуры: протяженный домик с треугольным фронтоном по центру – воспроизводящий здание «каретного сарая конца XVIII века, находившегося на этом месте до начала 2000-х годов». Очевидно, каретный сарай снесли, а затем, надо думать по требованию охраны наследия, начали воспроизводить из новых материалов в прежних формах.

Недострой не снесут, а адаптируют, покрыв фасады архитектурным бетоном с асимметричным орнаментом круглых углублений, вероятно, с зеркальным дном. 
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Над «старой» частью нависает новая: насколько можно судить по изображениям, она группируется к западу от «псевдо-флигеля» вокруг трубы сквозного на всю высоту атриума под световым фонарем. На его умозрительной оси нарощены, как на шарнире, четыре яруса, причем каждый, а особенно два верхних, парят в пространстве почти независимыми объемами консолей с зеркальной подпушкой нижних поверхностей. Шарнирность пластического замысла особенно заметна при взгляде сверху – интересно, в МАРХИ же ведь есть окна, выходящие сюда, на юг? – и с тыльной стороны, которая, впрочем, вряд ли будет доступна для обозрения; хотя как знать.  
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Смелая композиция консольных объемов похожа на швейцарский ножик и еще на канцелярский прибор, хотя, в отличие от этих некрупных предметов, предполагать подвижность консолей в здании было бы, думаю, слишком гипотетично. 
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

cic =

Иван Греков, KAMEN Architects

Этот объект-“скульптура” соединяет прошлое и будущее, отдавая дань памяти месту и интегрируя часть усадьбы И. Л. Воронцова – массивный, невысокий объем, где фасад представляет слепок элементов и параметров исторического флигеля.

Авторы представляют здание как пример смелого соединения истории и современности, призванный способствовать развитию у студентов МАРХИ соответствующих навыков – авангардности ВХУТЕМАСа, собственно, с упоминания о ней и начинается пресс-релиз. Хотя собственно здание, в котором в 1920-е располагались ключевые студии ВХУТЕМАСа, было построено в начале Первой мировой войны как новый корпус Строгановского училища; как известно, железобетон способствовал устройству там большепролетных залов «производственной части». 

С другой стороны, примечательно, что авторы здания 1910–1915 года – Александр Галецкий, штатный архитектор Строгановки, и Александр Кузнецов, архитектор-инженер, известный своими опытами с железобетоном и подключившийся к проектированию в 1912. Он построил ЦАГИ на улице Радио и ВЭИ на Красноказарменной. 

Так вот. Если к северу от дворца – корпус Строгановки, связанный с воспоминаниями о ВХУТЕМАСе, спроектирован Галецким и Кузнецовым, то к югу от него теперь будет корпус, вдохновленный, по словам авторов, воспоминаниями о ВХУТЕМАСе, спроектированный Грековым и Кузнецовым. 

Ох как все запутано. И еще над всеми этими учебными заведениями, исторически и образно, парит, благословляя, призрак Бауманки, консоль МГТУ... 

cic =

Дмитрий Швидковский

Мы в МАРХИ очень ждем новый корпус, надеемся, что он позволит распространить нашу педагогическую систему на новую область – предполагаем организовать в нем детскую художественную школу, какие существуют уже в ведущих архитектурно-строительных университетах: чем раньше молодые люди будут приобщаться к искусству зодчества, тем лучше. Мы очень ценим, что выдающийся выпускник МАРХИ, ставший главным архитектором столицы и успешно добивающийся совершенствования ее облика, обратился в своем творчестве к комплексу МАРХИ, который учит будущих архитекторов переплетениям художественных традиций трех веков. Теперь к ним присоединится яркое и интересное здание, способное передать будущему память нашего времени.

Итак, в новом корпусе планируют разместить детскую художественную школу. А также: "зона ожидания, гардероб, детская игровая комната, мастерские скульптуры, учебные кабинеты, на втором – классы теоретических занятий, третий и четвертый этажи здания отведут под классы рисунка и живописи, пятый займет технический этаж. Под землей будут располагаться помещения инженерно-технического оснащения и хранения методических материалов". 
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Очень хочется видеть планы и разрезы, просто очень. Измерение на Яндексе показывает ширину недостроя на месте каретного сарая – около 8 метров, значит пространство внутри в ширину не больше 7 метров. Все расстояние между главным зданием МАРХИ и тыльными фасадами доходников – около 22 метров. Это будет очень, очень виртуозное размещение учебных площадей. И дорогое, предположу, в пересчете на метр. Хотя МАРХИ же. Они же учат там волшебников, ничего для их эстетического развития не возможно пожалеть. Лишь бы выросли хорошие архитекторы.  
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Архитектор:
Сергей Кузнецов
Иван Греков
Мастерская:
KAMEN Architects http://www.kamen.ru/
Проект:
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
Россия, Москва, улица Рождественка, владение 11

Авторский коллектив:
Сергей Кузнецов, Иван Греков

2025

10 Сентября 2025

Похожие статьи
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.