Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
«Теперь настала наша очередь добавить свою главу в историю этого места», – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, выступивший в качестве автора проекта совместно с главой бюро KAMEN Иваном Грековым.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Нам важно было придумать что-то необычное, ведь здесь учат создавать архитектуру, суть которой – волшебство. И студенты должны впитать это со школьной скамьи. Мы решили сделать здание, которое продолжает авангардные традиции ВХУТЕМАСа – ведь именно там корни МАРХИ. Нам хотелось, чтобы архитектура была сложной, смелой, почти инженерным вызовом: мощные консоли, “парящие” элементы, ощущение механизма, а не привычного облика зданий. Это конструкция, в которой есть и динамика, и точность, и немножко русского идеала – в том смысле, что в ней чувствуется масштаб и внутренняя поэзия. Это здание – о нашем времени. О том, что традиции можно продолжать не копируя, а переосмысляя. О том, что архитектура – это всегда открытие. Учебный корпус будет располагаться в глубине двора. Его почти не будет видно с улицы, только из-за угла, с Кузнецкого Моста. Основное открытие происходит внутри: идешь по привычным дворовым маршрутам, сворачиваешь раз, другой – и вдруг перед тобой возникает эта неожиданная архитектурная “машина”. В этом тоже заложена драматургия: здание не кричит о себе, а ждет, чтобы его нашли.
Впрочем, Сергей Кузнецов и Иван Греков не первые архитекторы, задумавшиеся об увеличении площадей МАРХИ. Сейчас к югу от главного здания, дворца усадьбы Воронцова, стоит недостроенный, также предназначавшийся для института, корпус 2008 года, выполненный в преимущественно принятой в то время при строительстве в историческом центре логике имитации классической архитектуры: протяженный домик с треугольным фронтоном по центру – воспроизводящий здание «каретного сарая конца XVIII века, находившегося на этом месте до начала 2000-х годов». Очевидно, каретный сарай снесли, а затем, надо думать по требованию охраны наследия, начали воспроизводить из новых материалов в прежних формах.
Недострой не снесут, а адаптируют, покрыв фасады архитектурным бетоном с асимметричным орнаментом круглых углублений, вероятно, с зеркальным дном.
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Над «старой» частью нависает новая: насколько можно судить по изображениям, она группируется к западу от «псевдо-флигеля» вокруг трубы сквозного на всю высоту атриума под световым фонарем. На его умозрительной оси нарощены, как на шарнире, четыре яруса, причем каждый, а особенно два верхних, парят в пространстве почти независимыми объемами консолей с зеркальной подпушкой нижних поверхностей. Шарнирность пластического замысла особенно заметна при взгляде сверху – интересно, в МАРХИ же ведь есть окна, выходящие сюда, на юг? – и с тыльной стороны, которая, впрочем, вряд ли будет доступна для обозрения; хотя как знать.
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Смелая композиция консольных объемов похожа на швейцарский ножик и еще на канцелярский прибор, хотя, в отличие от этих некрупных предметов, предполагать подвижность консолей в здании было бы, думаю, слишком гипотетично.
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Иван Греков, KAMEN Architects
Этот объект-“скульптура” соединяет прошлое и будущее, отдавая дань памяти месту и интегрируя часть усадьбы И. Л. Воронцова – массивный, невысокий объем, где фасад представляет слепок элементов и параметров исторического флигеля.
Авторы представляют здание как пример смелого соединения истории и современности, призванный способствовать развитию у студентов МАРХИ соответствующих навыков – авангардности ВХУТЕМАСа, собственно, с упоминания о ней и начинается пресс-релиз. Хотя собственно здание, в котором в 1920-е располагались ключевые студии ВХУТЕМАСа, было построено в начале Первой мировой войны как новый корпус Строгановского училища; как известно, железобетон способствовал устройству там большепролетных залов «производственной части».
С другой стороны, примечательно, что авторы здания 1910–1915 года – Александр Галецкий, штатный архитектор Строгановки, и Александр Кузнецов, архитектор-инженер, известный своими опытами с железобетоном и подключившийся к проектированию в 1912. Он построил ЦАГИ на улице Радио и ВЭИ на Красноказарменной.
Так вот. Если к северу от дворца – корпус Строгановки, связанный с воспоминаниями о ВХУТЕМАСе, спроектирован Галецким и Кузнецовым, то к югу от него теперь будет корпус, вдохновленный, по словам авторов, воспоминаниями о ВХУТЕМАСе, спроектированный Грековым и Кузнецовым.
Ох как все запутано. И еще над всеми этими учебными заведениями, исторически и образно, парит, благословляя, призрак Бауманки, консоль МГТУ...
Дмитрий Швидковский
Мы в МАРХИ очень ждем новый корпус, надеемся, что он позволит распространить нашу педагогическую систему на новую область – предполагаем организовать в нем детскую художественную школу, какие существуют уже в ведущих архитектурно-строительных университетах: чем раньше молодые люди будут приобщаться к искусству зодчества, тем лучше. Мы очень ценим, что выдающийся выпускник МАРХИ, ставший главным архитектором столицы и успешно добивающийся совершенствования ее облика, обратился в своем творчестве к комплексу МАРХИ, который учит будущих архитекторов переплетениям художественных традиций трех веков. Теперь к ним присоединится яркое и интересное здание, способное передать будущему память нашего времени.
Итак, в новом корпусе планируют разместить детскую художественную школу. А также: "зона ожидания, гардероб, детская игровая комната, мастерские скульптуры, учебные кабинеты, на втором – классы теоретических занятий, третий и четвертый этажи здания отведут под классы рисунка и живописи, пятый займет технический этаж. Под землей будут располагаться помещения инженерно-технического оснащения и хранения методических материалов".
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Очень хочется видеть планы и разрезы, просто очень. Измерение на Яндексе показывает ширину недостроя на месте каретного сарая – около 8 метров, значит пространство внутри в ширину не больше 7 метров. Все расстояние между главным зданием МАРХИ и тыльными фасадами доходников – около 22 метров. Это будет очень, очень виртуозное размещение учебных площадей. И дорогое, предположу, в пересчете на метр. Хотя МАРХИ же. Они же учат там волшебников, ничего для их эстетического развития не возможно пожалеть. Лишь бы выросли хорошие архитекторы.
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Новый учебный корпус с мастерскими для Московского архитектурного института (МАРХИ)
© Сергей Кузнецов, Иван Греков / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры