Стартапы под соломенной крышей

Традиционная английская кровельная технология использована в самом энергоэффективном и экологичном здании Великобритании на сегодняшний день – Центре предпринимательства в Норидже по проекту Architype.

mainImg
Новый Центр предпринимательства Университета Восточной Англии – первое общественное здание подобного масштаба в Великобритании, получившее одновременно «выдающуюся» степень экологичности (outstanding) по шкале BREEAM и статус Passivhaus по энергоэффективности. Центр стал входными вратами университета, объединив образовательную и коммерческую функции. Задуманный в качестве лаборатории по взращиванию специалистов в области строительных технологий, связанных с низкой эмиссией углерода, и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства в этой сфере, он должен отражать декламируемые принципы: этим отражением и стали его соломенные фасады и крыша.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Такая попытка объединить форму и содержание роднит английский Центр предпринимательства с канадским Центром дерева Майкла Грина (Архи.ру подробно писал о нем): здание демонстрирует свое предназначение, рекламируя процесс для общества «снаружи» и вдохновляя результатом профессионалов «внутри». Центр, представляющий собой пример использования низкоэмиссионных технологий, был реализован по заказу Adapt Low Carbon Group и Университета Восточной Англии командой архитекторов Architype, инженеров и конструкторов BDP и ландшафтных архитекторов Churchman Landscape Architects.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Эффектный соломенный фасад визуализирует идею устойчивого проектирования: интеграцию в окружающую среду, локальную идентичность и историческую преемственность посредством использования традиционных технологий, труда местных мастеров и собственно соломы – легко собираемой, обрабатываемой и быстро возобновляемой культуры с отрицательной эмиссией углерода из источников неподалеку от строительного участка. Кроме того, в процессе строительства присутствовали элементы безотходного производства: оставшиеся после завершения работ обрезки фасадной соломы отправлялись на переработку в муку и пшеничное пиво.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Укладку камышовой кровли завершили за четыре недели, используя традиционные инструменты и принципы строительства, однако соломенный фасад потребовал изобретения новой технологии. Совместными усилиями специалисты из Architype, Morgan Sindall и мастера-укладчики разработали систему скользящих фасадных кассет, заполненных соломенными панелями. Кассеты 1,2 м х 3 м из еловой фанеры собирались заранее, зимой, чтобы не занимать относительно короткий в Англии сухой и теплый сезон, подходящий для работы с соломой. Заполнение кассет состоит из смеси специально подобранных сортов пшеничной соломы с более короткими, чем необходимо для кровли, стеблями, чтобы получить рваную, щетинистую фактуру. Свежая солома создала золотистый колорит здания, но с течением времени, под воздействием ветра и осадков она покроется дымчатой патиной, которая подчеркнет форму здания.
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Также одной из задач проекта было максимальное увеличение доли местных сортов дерева в несущей конструкции, что непросто, так как сегодня бóльшая часть конструкционной европейской древесины производится в Австрии. В итоге, в фасадном каркасе 70% стоек – древесина сосны черной из леса Тетфорд в 48 км от стройплощадки, 30% – ели ситхинской, произраставшей хоть и в Ирландии, но все же на территории Британских островов; заполнение – ориентированно-стружечная плита английского производства. Из лесов близлежащих графств «произрастают» лиственничные клееные колонны, поддерживающий эффектный навес над входом с востока. Тем не менее, основная несущая конструкция – клееная рама и лифтовые шахты из CLT-панелей – австрийская продукция. Огромные усилия по поиску локальных поставщиков, описываемые авторами проекта, можно трактовать не в качестве протекционизма (хотя, по всей видимости, и он имеет место быть), а – оставаясь в рамках экологического дискурса – как попытку уменьшить итоговый объем выбросов СО2, сократив транспортные издержки.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Многие старые предметы, в том числе служившие университету на протяжении долгого времени, обрели вторую жизнь во внутренней и внешней отделке здания. Например, навес над входной зоной облицован одноцветными панелями из древесины африканского ироко: это экзотическое дерево с 1960-х служило столешницами в лабораториях химического факультета. В главное фойе первого этажа из принадлежащего этому же вузу Центра изобразительных искусств Сейнсбери по проекту Нормана Фостера была перенесена стойка администратора, также созданная Фостером: такое вторичное использование показывает взаимосвязь нового строения с историей всего образовательного комплекса.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Здание общей площадью 3400 м2 вмещает в себя лекционный зал на 300 мест, расположенный в центре внутреннего двора, а по периметру – трансформируемые офисные и учебные помещения и выставочные пространства. Комнаты на втором этаже освещаются через зенитные фонари над широкими коридорами – пространством, предназначенным не столько для транзита, сколько для встреч, взаимодействия, совместной работы, переговоров.
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

В интерьере в общих зонах использован реечный потолок из хвойной древесины, а в помещениях, требующих особого звукового режима – офисах, учебных аудиториях, лекционном зале – акустические панели из древесного волокна; для отделки стен выбрали разнообразные натуральные материалы: деревянную обшивку, панели из камыша, текстильные обои из конопляного и крапивного волокна, глиняную и известковую штукатурку. В местах наибольшей нагрузки в качестве напольного покрытия выступают переработанные автомобильные шины, покрытые краской на натуральной основе. Кровля теплоизолирована целлюлозным утеплителем на основе переработанной газетной бумаги, а акустический и отделочный слой выполнен из наносимого напылением целлюлозного продукта с 85% содержанием переработанной макулатуры.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

На крыше расположились коллекторы дождевой воды для технического водоснабжения, а также 480 м2 солнечных панелей с предполагаемой выработкой 43,58 МВт⋅ч электроэнергии за первый год: при прогнозируемой потребности Центра в 123 кВт⋅ч/м2, эти батареи будут вырабатывать 10% необходимой энергии (общая площадь здания составила 3 400 м2). Предполагаемый объем выброса углерода на протяжении 100-летнего жизненного цикла Центра предпринимательства составит 443 кг/м2 (без учета операционного энергопотребления): это около четверти эмиссии CO2 строением такого же объема и назначения в традиционной железобетонной конструкции.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Стоимость строительства самого «зеленого» бизнес-инкубатора Великобритании, финансированного инженерной компанией BRE, несколькими государственными институциями (UEA, Norwich Research park, BBSRC) и Европейским фондом регионального развития, составила £11,6 млн.
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype

15 Сентября 2015

Architype: другие проекты
«Восьмерка» над метро
Штаб-квартира компании Infinitus по проекту Zaha Hadid Architects талией своего объема-«восьмерки» перекинута через тоннель метро в Гуанчжоу.
Фасад в динамике
«Олимпийский дом» в Лозанне по проекту датского бюро 3XN построен на месте старого здания МОК, 95% материалов которого после сноса было использовано повторно.
Живая лаборатория
Snøhetta и Гарвардский университет превратили довоенный дом в Кембридже в энергоэффективный офис, способный адаптироваться к погодным условиям и смене времен года.
Открытый небу
На выставке 2018 China House Vision архитекторы MAD представили собственную концепцию дома будущего — в формате «живого сада». Экспериментальный павильон питается от солнечных батарей.
Четыре башни
Новое здание Копенгагенской международной школы по проекту C.F. Møller получило фасад из 12 000 солнечных батарей.
Стадион-передовик
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на проект деревянного футбольного стадиона, который должен стать самым экологичным в мире.
Около ноля
Самое большое в Европе «пассивное» офисное здание возведено в Брюсселе по проекту голландского бюро cepezed.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.