Стартапы под соломенной крышей

Традиционная английская кровельная технология использована в самом энергоэффективном и экологичном здании Великобритании на сегодняшний день – Центре предпринимательства в Норидже по проекту Architype.

Автор текста:
Екатерина Ровнова

mainImg
Новый Центр предпринимательства Университета Восточной Англии – первое общественное здание подобного масштаба в Великобритании, получившее одновременно «выдающуюся» степень экологичности (outstanding) по шкале BREEAM и статус Passivhaus по энергоэффективности. Центр стал входными вратами университета, объединив образовательную и коммерческую функции. Задуманный в качестве лаборатории по взращиванию специалистов в области строительных технологий, связанных с низкой эмиссией углерода, и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства в этой сфере, он должен отражать декламируемые принципы: этим отражением и стали его соломенные фасады и крыша.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Такая попытка объединить форму и содержание роднит английский Центр предпринимательства с канадским Центром дерева Майкла Грина (Архи.ру подробно писал о нем): здание демонстрирует свое предназначение, рекламируя процесс для общества «снаружи» и вдохновляя результатом профессионалов «внутри». Центр, представляющий собой пример использования низкоэмиссионных технологий, был реализован по заказу Adapt Low Carbon Group и Университета Восточной Англии командой архитекторов Architype, инженеров и конструкторов BDP и ландшафтных архитекторов Churchman Landscape Architects.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Эффектный соломенный фасад визуализирует идею устойчивого проектирования: интеграцию в окружающую среду, локальную идентичность и историческую преемственность посредством использования традиционных технологий, труда местных мастеров и собственно соломы – легко собираемой, обрабатываемой и быстро возобновляемой культуры с отрицательной эмиссией углерода из источников неподалеку от строительного участка. Кроме того, в процессе строительства присутствовали элементы безотходного производства: оставшиеся после завершения работ обрезки фасадной соломы отправлялись на переработку в муку и пшеничное пиво.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Укладку камышовой кровли завершили за четыре недели, используя традиционные инструменты и принципы строительства, однако соломенный фасад потребовал изобретения новой технологии. Совместными усилиями специалисты из Architype, Morgan Sindall и мастера-укладчики разработали систему скользящих фасадных кассет, заполненных соломенными панелями. Кассеты 1,2 м х 3 м из еловой фанеры собирались заранее, зимой, чтобы не занимать относительно короткий в Англии сухой и теплый сезон, подходящий для работы с соломой. Заполнение кассет состоит из смеси специально подобранных сортов пшеничной соломы с более короткими, чем необходимо для кровли, стеблями, чтобы получить рваную, щетинистую фактуру. Свежая солома создала золотистый колорит здания, но с течением времени, под воздействием ветра и осадков она покроется дымчатой патиной, которая подчеркнет форму здания.
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Также одной из задач проекта было максимальное увеличение доли местных сортов дерева в несущей конструкции, что непросто, так как сегодня бóльшая часть конструкционной европейской древесины производится в Австрии. В итоге, в фасадном каркасе 70% стоек – древесина сосны черной из леса Тетфорд в 48 км от стройплощадки, 30% – ели ситхинской, произраставшей хоть и в Ирландии, но все же на территории Британских островов; заполнение – ориентированно-стружечная плита английского производства. Из лесов близлежащих графств «произрастают» лиственничные клееные колонны, поддерживающий эффектный навес над входом с востока. Тем не менее, основная несущая конструкция – клееная рама и лифтовые шахты из CLT-панелей – австрийская продукция. Огромные усилия по поиску локальных поставщиков, описываемые авторами проекта, можно трактовать не в качестве протекционизма (хотя, по всей видимости, и он имеет место быть), а – оставаясь в рамках экологического дискурса – как попытку уменьшить итоговый объем выбросов СО2, сократив транспортные издержки.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Многие старые предметы, в том числе служившие университету на протяжении долгого времени, обрели вторую жизнь во внутренней и внешней отделке здания. Например, навес над входной зоной облицован одноцветными панелями из древесины африканского ироко: это экзотическое дерево с 1960-х служило столешницами в лабораториях химического факультета. В главное фойе первого этажа из принадлежащего этому же вузу Центра изобразительных искусств Сейнсбери по проекту Нормана Фостера была перенесена стойка администратора, также созданная Фостером: такое вторичное использование показывает взаимосвязь нового строения с историей всего образовательного комплекса.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Здание общей площадью 3400 м2 вмещает в себя лекционный зал на 300 мест, расположенный в центре внутреннего двора, а по периметру – трансформируемые офисные и учебные помещения и выставочные пространства. Комнаты на втором этаже освещаются через зенитные фонари над широкими коридорами – пространством, предназначенным не столько для транзита, сколько для встреч, взаимодействия, совместной работы, переговоров.
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

В интерьере в общих зонах использован реечный потолок из хвойной древесины, а в помещениях, требующих особого звукового режима – офисах, учебных аудиториях, лекционном зале – акустические панели из древесного волокна; для отделки стен выбрали разнообразные натуральные материалы: деревянную обшивку, панели из камыша, текстильные обои из конопляного и крапивного волокна, глиняную и известковую штукатурку. В местах наибольшей нагрузки в качестве напольного покрытия выступают переработанные автомобильные шины, покрытые краской на натуральной основе. Кровля теплоизолирована целлюлозным утеплителем на основе переработанной газетной бумаги, а акустический и отделочный слой выполнен из наносимого напылением целлюлозного продукта с 85% содержанием переработанной макулатуры.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

На крыше расположились коллекторы дождевой воды для технического водоснабжения, а также 480 м2 солнечных панелей с предполагаемой выработкой 43,58 МВт⋅ч электроэнергии за первый год: при прогнозируемой потребности Центра в 123 кВт⋅ч/м2, эти батареи будут вырабатывать 10% необходимой энергии (общая площадь здания составила 3 400 м2). Предполагаемый объем выброса углерода на протяжении 100-летнего жизненного цикла Центра предпринимательства составит 443 кг/м2 (без учета операционного энергопотребления): это около четверти эмиссии CO2 строением такого же объема и назначения в традиционной железобетонной конструкции.
 
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW

Стоимость строительства самого «зеленого» бизнес-инкубатора Великобритании, финансированного инженерной компанией BRE, несколькими государственными институциями (UEA, Norwich Research park, BBSRC) и Европейским фондом регионального развития, составила £11,6 млн.
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Dennis Gilbert/VIEW
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype
Центр предпринимательства Университета Восточной Англии © Architype

15 Сентября 2015

Автор текста:

Екатерина Ровнова
comments powered by HyperComments
Architype: другие проекты
Фасад в динамике
«Олимпийский дом» в Лозанне по проекту датского бюро 3XN построен на месте старого здания МОК, 95% материалов которого после сноса было использовано повторно.
Живая лаборатория
Snøhetta и Гарвардский университет превратили довоенный дом в Кембридже в энергоэффективный офис, способный адаптироваться к погодным условиям и смене времен года.
Открытый небу
На выставке 2018 China House Vision архитекторы MAD представили собственную концепцию дома будущего — в формате «живого сада». Экспериментальный павильон питается от солнечных батарей.
Четыре башни
Новое здание Копенгагенской международной школы по проекту C.F. Møller получило фасад из 12 000 солнечных батарей.
Стадион-передовик
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на проект деревянного футбольного стадиона, который должен стать самым экологичным в мире.
Около ноля
Самое большое в Европе «пассивное» офисное здание возведено в Брюсселе по проекту голландского бюро cepezed.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.