Главный вокзал Берлина. Фото. Современное состояние
Комплекс Главного вокзала стоимостью 700 млн евро открылся в мае 2006-го после 13 лет строительства. Он расположен в центре города, на территории бывшей пограничной зоны между Восточным и Западным Берлином. Также сооружение выходит на реку Шпрее и к зданию аппарата канцлера.
В ходе строительства заказчик, Deutsche Bahn AG, несмотря на протесты Майнхарда фон Геркана и архитекторов его мастерской, укоротили длину верхней платформы почти на треть. В итоге, при взгляде с улицы, здание стало несимметричным, что отметил и бывший канцлер Герхард Шредер, окна кабинета которого выходили на вокзал; он даже сравнил его с «надкусанной колбасой». Но более серьезно пострадал подземный зал: там заказчики заменили сводчатые перекрытия подземного перронного зала на плоские. Через этот зал проходит большинство пассажиров, пользующихся вокзалом (300 тысяч ежедневно), и фон Геркан стремился превратить его в «собор транспорта» в духе огромных вокзалов рубежа XIX – XX веков. Теперь же его вид кардинально изменен к худшему, ушла легкость и элегантность, заложенная в проекте.
Главный вокзал Берлина. Подземный перрон. Проект gmp
Суд рассматривал именно последнее искажение планов gmp. Компания Deutsche Bahn AG обвинялась в нарушении авторских прав, но ее представители попытались доказать, что все изменения проекта были сделаны из-за непомерно высокой стоимости реализации проекта gmp, которые якобы не смогли вписаться в заложенный еще в задание архитектурного конкурса бюджет. Архитекторы возражали, что никаких подобных заявлений Deutsche Bahn AG до этого не делала, и что в виденных ими финансовых документах были заметны следы подлога.
Радикальное решение суда – возведение заново перекрытий главного перрона – связано с тем, что именно это пространство представляет собой «публичное лицо» вокзала, его видят большинство берлинцев и гостей города. Deutsche Bahn AG подала апелляцию, заявив, что эти работы потребуют закрытия вокзала на три года и будут стоить 40 млн евро. Архитекторы gmp, со своей стороны, утверждают, что все это будет стоить не более 20 млн евро, а закрывать вокзал вовсе не потребуется.
Этот вердикт – значительный шаг вперед в правовой сфере для архитекторов всей Европы. Прецеденты подобных процессов, особенно с безоговорочной победой обиженных заказчиками архитекторов, крайне редки, а в таком гигантском масштабе их не было вообще. Теперь немецкие архитекторы надеются, что их клиенты будут осторожнее обходиться с их проектами, опасаясь судебных разбирательств.