14.12.2006

Юридическая победа архитектуры

Суд города Берлин постановил, что немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn AG обязана разобрать только что сооруженные перекрытия перрона подземного уровня нового столичного вокзала, так как они не соответствуют проекту мастерской gmp.

информация:

Главный вокзал Берлина. Фото. Современное состояние
Главный вокзал Берлина. Фото. Современное состояниеоткрыть большое изображение

Комплекс Главного вокзала стоимостью 700 млн. евро открылся в мае 2006 после 13 лет строительства. Он расположен в центре города, на территории бывшей разделительной зоны между Восточным и Западным Берлином. Также сооружение выходит на реку Шпрее и к зданию аппарата канцлера.

В ходе строительства заказчик, Deutsche Bahn AG, несмотря на протесты Майнхарда фон Геркана и архитекторов его мастерской, укоротили длину верхней платформы почти на треть и заменили сводчатые перекрытия подземного перронного зала на плоские. В итоге, при взгляде с улицы, здание стало несимметричным, что отметил и бывший канцлер Герхард Шредер, окна кабинета которого выходили на вокзал; он даже сравнил его с «надкусанной колбасой». Но более серьезно пострадал подземный зал. Через него проходят большинство пассажиров, пользующихся вокзалом (300 тысяч ежедневно), и фон Геркан попытался превратить его в «собор транспорта» в духе огромных вокзалов рубежа 19 - 20 веков. Теперь же его вид кардинально изменен к худшему, ушла легкость и элегантность, заложенная в проекте.

Главный вокзал Берлина. Подземный перрон. Проект gmp
Главный вокзал Берлина. Подземный перрон. Проект gmpоткрыть большое изображение

Суд рассматривал именно последнее искажение планов gmp. Компания Deutsche Bahn AG обвинялась в нарушении авторских прав, но ее представители попытались доказать, что все изменения проекта были сделаны из-за непомерно высокой стоимости реализации проекта gmp, которые, якобы, не смогли вписаться в заложенный еще в задание архитектурного конкурса бюджет. Архитекторы возражали, что никаких подобных заявлений Deutsche Bahn AG до этого не делала, и что в виденных ими финансовых документах были заметны следы подлога.

Радикальное решение суда – постройка заново перекрытий главного перрона – связано с тем, что именно это пространство представляет собой «публичное лицо» вокзала, его видят большинство берлинцев и гостей города. Deutsche Bahn AG подала апелляцию, заявив, что эти работы потребуют закрытия вокзала на три года и будут стоить 40 млн. евро. Архитекторы gmp, со своей стороны, утверждают, что все это будет стоить не более 20 млн. евро, а закрывать вокзал вовсе не потребуется.

Этот вердикт – значительный шаг вперед в правовой сфере для архитекторов всей Европы. Прецеденты подобных процессов, особенно с безоговорочной победой обиженных заказчиками архитекторов, крайне редки, а в таком гигантском масштабе их не было вообще. Теперь немецкие архитекторы надеются, что их клиенты будут осторожнее обходиться с их проектами, опасаясь судебных разбирательств.


comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Магазин Peek & Cloppenburg
Ренцо Пьяно, – 2005
Магазин "Peek & Cloppenburg"

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи