Суд города Берлин постановил, что немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn AG обязана разобрать только что сооруженные перекрытия перрона подземного уровня нового столичного вокзала, так как они не соответствуют проекту мастерской gmp.
UPD: хотя суд и постановил демонтировать подвесной потолок подземного зала вокзала и хотя бы прикрепить к нему своды, изначально задуманные gmp, в итоге Deutsche Bahn AG по соглашению сторон заплатила за самоуправство штраф в пользу благотворительной организации.
Главный вокзал Берлина. Фото. Современное состояние
Комплекс Главного вокзала стоимостью 700 млн евро открылся в мае 2006-го после 13 лет строительства. Он расположен в центре города, на территории бывшей пограничной зоны между Восточным и Западным Берлином. Также сооружение выходит на реку Шпрее и к зданию аппарата канцлера.
В ходе строительства заказчик, Deutsche Bahn AG, несмотря на протесты Майнхарда фон Геркана и архитекторов его мастерской, укоротили длину верхней платформы почти на треть. В итоге, при взгляде с улицы, здание стало несимметричным, что отметил и бывший канцлер Герхард Шредер, окна кабинета которого выходили на вокзал; он даже сравнил его с «надкусанной колбасой». Но более серьезно пострадал подземный зал: там заказчики заменили сводчатые перекрытия подземного перронного зала на плоские. Через этот зал проходит большинство пассажиров, пользующихся вокзалом (300 тысяч ежедневно), и фон Геркан стремился превратить его в «собор транспорта» в духе огромных вокзалов рубежа XIX – XX веков. Теперь же его вид кардинально изменен к худшему, ушла легкость и элегантность, заложенная в проекте.
Главный вокзал Берлина. Подземный перрон. Проект gmp
Суд рассматривал именно последнее искажение планов gmp. Компания Deutsche Bahn AG обвинялась в нарушении авторских прав, но ее представители попытались доказать, что все изменения проекта были сделаны из-за непомерно высокой стоимости реализации проекта gmp, которые якобы не смогли вписаться в заложенный еще в задание архитектурного конкурса бюджет. Архитекторы возражали, что никаких подобных заявлений Deutsche Bahn AG до этого не делала, и что в виденных ими финансовых документах были заметны следы подлога.
Радикальное решение суда – возведение заново перекрытий главного перрона – связано с тем, что именно это пространство представляет собой «публичное лицо» вокзала, его видят большинство берлинцев и гостей города. Deutsche Bahn AG подала апелляцию, заявив, что эти работы потребуют закрытия вокзала на три года и будут стоить 40 млн евро. Архитекторы gmp, со своей стороны, утверждают, что все это будет стоить не более 20 млн евро, а закрывать вокзал вовсе не потребуется.
Этот вердикт – значительный шаг вперед в правовой сфере для архитекторов всей Европы. Прецеденты подобных процессов, особенно с безоговорочной победой обиженных заказчиками архитекторов, крайне редки, а в таком гигантском масштабе их не было вообще. Теперь немецкие архитекторы надеются, что их клиенты будут осторожнее обходиться с их проектами, опасаясь судебных разбирательств.
|