Голливудские холмы: прошлое и настоящее

В прошедшую пятницу в галерее ВХУТЕМАС по приглашению Ц:СА прочел лекцию лос-анджелесский архитектор Джефри Айстер. Пять лет назад, вдохновившись послевоенным проектом поселка, состоящего из домов Case Study Houses на Голливудских холмах, он построил там же еще 18 домов – об этом опыте переосмысления проекта 50-летней давности архитектор и рассказывал на лекции. Джефри Айстер приехал не один, а со своей подругой Яной, лос-анджелесским адвокатом русского происхождения, которая переводила и давала ценные комментарии к рассказу архитектора. Оказалось, что оба гостя, и Джефри, и Яна живут на Голливудских холмах и знают о жизни и проблемах этого района Лос-Анджелеса не понаслышке.

Мы привыкли, что Голливудские Холмы – это самое престижное место Лос-Анджелеса, где живет голливудские знаменитости, на улицах за ними охотятся папарацци, а недвижимость здесь, пожалуй, одна из самых дорогих в мире. Но чуть больше, чем 100 лет назад, на месте Лос-Анджелеса была крошечная деревушка. В 1923 г. появилась всемирно известная надпись «HOLLYWOODLAND», от которой впоследствии осталось только «HOLLYWOOD». Холмы Голливуда расположены прямо над этой надписью, и долгое время на них никто не хотел жить, потому что туда практически невозможно было добраться и доставить материалы для строительства. Когда все же начали появляться постройки, а сначала это были дачи для режиссеров и актеров Голливуда, они строились в хаотичном порядке, без единой планировки территории.
zooming


Большой сдвиг в застройке голливудских холмов произошел тогда, когда распространились автомобили – на машине можно было подняться на холмы и поднять строительные материалы. После Второй мировой войны Голливудских холмов коснулся общеамериканский проект, инициированный журналом Art&Architecture (http://en.wikipedia.org/wiki/Case_Study_Houses) – Case Study Houses. Журнал заказал известным архитекторам своего времени спроектировать и построить недорогие, но удобные и «эффективные» дома для американцев среднего достатка в расчете на солдат, вернувшихся с войны. Всего по этой программе было сделано 36 проектов, но не все были построены. Большинство же реализованных домов оказалось в окрестностях Лос-Анжелеса, многие – в Голливудских холмах, где они образовали особую агломерацию, потому что были построены не хаотично, а по единому генплану.
zooming


Вообще говоря, Case Study (исследование ситуаций) – это термин, пришедший из психологии в бизнес. Он означает описание и исследование конкретных ситуаций. В проекции на архитектуру – это изучение того, как человек живет, как он реагирует на окружающую среду, и как она, в свою очередь влияет на человека. Для журнала Art&Architecture это был популярный эксперимент с социальным оттенком, который принес изданию дополнительную славу и замечательные стильные черно-белые фотографии, сделанные Юлиусом Шульманом. Как можно догадаться, дальнейшего распространения проект не получил, зато новые дома привлекли тысячи зрителей: люди приезжали посмотреть на диковину.
zooming


Среди домов Case Study Houses были модернистские коробки со стеклянными стенами, были и более сложные многочастные структуры, и даже «летающая тарелка» на ножке. Главная достопримечательность всех этих построек в Голливудских холмах –  замечательный вид на город. Во время реализации архитекторы столкнулись с целым рядом проблем строительства на холмах. Во-первых, сложные фундаментные работы, занимают 60 процентов всего времени строительства. Во-вторых, Лос-Анджелес – сейсмически активный город, здесь часто бывают землетрясения, которые повреждают здания, поэтому при проектировании этот фактор также пришлось учитывать. Все это происходило в период 1945-1966 гг., после чего проект был закрыт.
zooming


И вот недавно, всего лишь пять лет тому назад Джефри Айстеру (Jeffrey Eyster) представилась возможность спроектировать еще 18 домов в холмах Голливуда.
Архитектор поставил перед собой задачу – спроектировать дома так, чтобы они были не индивидуальными постройками, а единым целым. Айстер решил создать сообщество, поселок, такой, чтобы людей в нем объединяло не только место жительства, но и что-то большее; чтобы люди проводили там досуг и всячески общались друг с другом. Как ни странно это прозвучит, для Лос-Анджелеса такая концепция революционна – там люди в основном передвигаются  на машинах в разные точки города, а у себя дома только спят. Создать поселок для всех стадий жизни, замкнутый в себе и самодостаточный – это было ново. Отправной точкой в работе над этим поселком стали воспоминания о легендарном проекте Case Study Houses. По словам Айстера, он получил невероятную возможность проанализировать то, что сделали архитекторы полвека назад, проследить в их работах динамику отношений человека и его окружения, посмотреть, насколько традиции и стандарты, которые туда вложены, могли бы быть актуальны на сегодняшний день, и что могло бы быть изменено с связи с современным контекстом.
zooming


Проект Джефри Айстера предполагает создание трех новых улиц, вдоль которых и будут расположены 18 домов. Для проектов домов архитектор решил взять одну структуру и сделать ее вариации для участков разной формы. Получилось 4 типа: «плавающая коробка», 2 отдельные коробки, повернутые друг к другу под углом, ряд наложенных друг на друга коробок и ряд коробок, поставленных друг на друга, чтобы приспособиться к участку с большим перепадом высот.
zooming


Пока что построен только один дом из этого поселка; строительство закончилось в прошлом году. Это дом типа «плавающая коробка». Он расположен высоко, чтобы постройки соседей не закрывали вид на город – главный плюс дома на Голливудских холмах. Чтобы «плавающая коробка» действительно плыла, Джефри Айстер спрятал здание гаража в холме, визуально обособив дом, как будто зависший над холмом. Для того, чтобы попасть в дом, надо сначала пройти подземный тоннель, ведущий из гаража наверх, а потом подняться 52 ступеньки по лестнице.
zooming


До этого у Джефри Айстера было много построек, но в строительстве этого дома он решил принять непосредственное участие. Строительство было сложным, и, по словам архитектора, он получил ценные знания и опыт. Первая проблема, которая возникла на начальном этапе строительства – это подъем материалов на участок. Ее решением стала прокладка новых дорог, а также конструкции, смонтированные в другом месте и потом привезенные на участок – их установка оказалась намного быстрее, проще и дешевле. Большие трудности технического характера составило провезти на участок специальную машину, забивающую сваи, потому что улицы настолько узкие, что две машины там не разъедутся. Чтобы дом не свалился с холма и не пострадал от землетрясения, была создана специальная структура, которая позволяет проложить 12 метров арматуры, с уровня холма до уровня улицы. Вообще, Джефри Айстер считает, что постройки должны быть долговечными, поэтому в своих домах он использует прочные материалы – бетон и металл.

Готовый дом имеет свободный план, там мало стен и много пространства. Ритм дому задает система стоек и балок, которая придает дому-коробке более интересный вид, также как и многочисленные детали, которые так любит Джефри Айстер. Система стоек и балок  диктует четкие условия ритма дома, и чтобы не нарушить его даже лестницу на второй этаж пришлось вписать в промежуток между потолочными балками. В остальные промежутки встроены различные системы, в том числе противопожарная, которая является обязательной на Голливудских холмах.

Полвека назад известный архитектурный фотограф Юлиус Шульман  фотографировал дома Case Study Houses. Многие из тех его фотографий известны во всем мире. В 2008 году, когда был окончен первый дом Джефри Айстера на Голливудских холмах, 98-летний Юлиус Шульман выразил желание фотографировать его. Фотографии получились, в основном, черно-белыми, поскольку Шульман считает, что черно-белая фотография более точно воспроизводит архитектурные детали.  Интересно сравнивать работы фотографа, которые были сделаны 50 лет назад и сейчас, старый проект Case Study Houses и новый.

Проект нового поселка на Голливудских Холмах  Джефри Айстера – это современный ответ проекту Case Study Houses, содержащий концептуальные  и прагматические ответы на вопрос: как жить в Лос-Анджелесе сегодня? По мнению Джефри Айстера, надо жить сообща. И миссия архитектора здесь – создать такую среду, которая бы способствовала лучшему взаимоотношению среди соседей.

13 Апреля 2009

Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.