English version

Шаг к мечте

Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.

mainImg
Мастерская:
АБ ASADOV http://www.asadov.ru/
Проект:
Гимназия им. Н. В. Пушкова
Россия, Троицк, Октябрьский проспект, владение 35

Авторский коллектив:
Авторский коллектив:
Руководители: А.А. Асадов, А.Р. Асадов
Архитекторы: ГАП: О. Григорьева, М. Матвеев, К. Згурская, А. Балюк; 
Интерьеры
ГАП: С. Соболев, архитекторы: А. Курятников, Д. Певзнер, В. Павловец, Д. Шмаков, А. Леликова, В. Иванова, Е. Ходырева


2019 / 2021 — 9.2024

Генпроектировщик: компания Академпроект
Руководитель Д. Ефромеенко, ГАП Н. Фомичева
 
Между проектом и реализацией всегда есть отличия. В процессе разработки документации и строительства неизбежны корректировки, замены, иногда утраты. С этим сложно смириться, когда речь идет о новаторском проекте, в разработке которого принимали участие и учителя, и будущие ученики, и особенно когда школа строится на бюджетные деньги и в перспективе может стать примером для десятков новых школ по всей стране.

К счастью, проект школы в Троицке (подробнее о проекте читайте здесь) был реализован с минимальным количеством изменений, чему способствовала настойчивость вкупе с изобретательностью архитекторов, поддержка со стороны Департамента образования и науки Москвы и руководства школы, а также веский аргумент в виде премии мэра Москвы в области архитектуры, присужденной авторскому коллективу в 2020 году.

Интересно проследить, какие проектные решения удалось реализовать, какие пришлось скорректировать, а также – как они показали себя на практике в течение первого полугодия эксплуатации школы.
А для того, чтобы читателям было удобнее сравнивать и находить отличия между проектом и реализацией, мы включили несколько визуализаций в подборку фотографий в этой публикации.

Вид на гимназию из леса
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
Среди деревьев
Для строительства школы был выделен участок в лесном массиве, что стало причиной длительных и ожесточенных «баталий» с местными жителями, протестовавшими против вырубки деревьев и перекрытия прогулочной тропы. Чтобы нивелировать конфликт и минимизировать ущерб природе, проектировщикам пришлось тщательно выбирать пятно застройки, учитывая не только необходимые по требованиям пожарной безопасности отступы от границ участка, но и трассировку тропы и подземных коммуникаций.

В дальнейшем коммуникации было решено все-таки демонтировать. А вместо тропы в проект благоустройства была включена специальная дорожка, разделяющая территорию школы на спортивную зону и собственно здание. С обеих сторон дорожки были сделаны калитки в заборе, которые по требованиям безопасности должны быть закрыты. Вот такой парадокс!
Вид на гимназию из леса
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

Ограничения по площади застройки и стремление сохранить максимальное количество деревьев в сочетании с техническим заданием, впечатляющим по составу и объему необходимых функциональных зон и помещений, стали основой для изобретательной планировки в виде не то неопрятной морской звезды, не то асимметричного листа, с пятью «отростками»-корпусами, выходящими из одного центрального блока с атриумом.

Благодаря такой живописной конфигурации комплекса удалось осветить естественным светом максимальное количество помещений и более того, раскрыть виды на окружающий лес через большие окна на фасадах и витражи на торцах корпусов.
Один из торцевых фасадов с логотипом гимназии
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

Важность лесного окружения подчеркнута и в фасадной отделке. В проекте предполагалась облицовка из керамических панелей красновато-коричневого и желтовато-оранжевого оттенков, которые должны были напоминать цвет стволов сосен, освещенных солнцем. Уже на этапе рабочего проектирования, чтобы остаться в бюджетных рамках, керамику пришлось поменять на мелкоштучные бетонные плитки с мраморной крошкой. Соответственно, изменился и дизайн фасада: скорректировались оттенки и ритм чередования цветов. Но главный образ – осенний лес – сохранился, как и оригинальные фрагменты фасадов, выступающие под углом из плоскости стены. Также фасады украшены мозаичными орнаментами, наподобие тех, что украшали здания в стиле советского модернизма, которые образуют несколько нарядных паттернов.
  • zooming
    Ситуационный план
    © бюро ASADOV
  • zooming
    Генеральный план территории гимназии
    © бюро ASADOV

Смена отделочного материала на более мелкоразмерный имела еще один положительный эффект: она позволила скрыть строительные дефекты, возникшие на этапе возведения монолитных и блочных стен. Некоторые стены оказались искривлены в трех измерениях, но благодаря навесному фасаду все эти огрехи с большей или меньшей степенью успешности удалось компенсировать.

Правда, не удалось исправить творческое отношение строителей к использованию в витражах стемалитовых панелей, которые оказались установлены лицевой стороной внутрь. Интересно, что ошибка была замечена архитекторами вовремя, но по указанию так и оставшегося неизвестным «начальника» строители продолжили установку задом-наперед. Но, к счастью, подобных инцидентов было немного.
  • zooming
    1 / 4
    Одна из игровых площадок возле гимназии
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 4
    Благоустроенная территория гимназии
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 4
    Вид на гимназию со стороны спортивных площадок
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 4
    Один из внутренних двориков гимназии
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
Пространство общения
Звездообразная конфигурация школы объясняется не только спецификой участка, но и, в первую очередь, стремлением архитекторов найти баланс между изначальной задачей разделить школу на функциональные блоки и необходимостью создать общественные зоны, места для отдыха и коммуникации, воплощением которых стал многосветный атриум, расположенный в точке соединения блоков.
Один из торцевых фасадов с витражным остеклением
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

Сегодняшним детям не так важно запоминать информацию, как уметь ее находить и использовать, объединяясь с другими людьми для выхода за рамки своих возможностей. Школа может провоцировать к общению, взаимодействию, совместному творчеству. От проекта к проекту мы исследуем типологию школы и ищем в ней новые возможности. Поэтому ключевым элементом нового подхода для нас стали атриумные пространства с амфитеатрами, пространства коммуникации и свободы. 

Другая важная тема – образ города: атриум напоминает ратушную площадь, кабинеты похожи на офисные центры, обычные классы – это жилые кварталы, актовый и спортивные залы – общественные центры, а коридоры и лестницы превращаются в магистрали и проезды. Даже модели поведения внутри школы выстраиваются по аналогии с социальными стандартами городского комьюнити.
 
Мы хотим двигаться дальше, превращая школы в центры общественной жизни района. В Троицке нам удалось частично этого добиться, но надо продолжать работу над типологией и существующими стандартами.

  • zooming
    Интерьер атриума. Фотография
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    Интерьер атриума. Визуализация
    © бюро ASADOV

Многочастность функционального наполнения школы усложняла работу над планировками. Особое внимание было уделено возможности изолировать помещения для младших учащихся от блоков старшей школы. Для них были сделаны разные входы, кроме того, внутри комплекса предусмотрены двери, которые можно по желанию закрывать или открывать. Для малышей есть своя часть столовой и даже в библиотеке для них выделено отдельное пространство. Но после открытия администрация не стала изолировать младшие классы, что оказалось очень удобно для всех.

Были случаи, когда кто-то из малышей терялся, и старшие с радостью помогали им найти дорогу.

Нужно сказать, что в случае с бюджетной школой, для которой, в отличие от коммерческих учреждений, не рассматривался вариант с проектированием по спецтехусловиям, соблюдение нормативов и регламентов было непростым процессом, даже с учетом утвержденного в декабре 2021 года стандарта «Московская школа» (подробнее о стандарте и входящих в него документах и рекомендациях смотрите здесь). С 2021 года стандарт регулярно актуализируется, и на сегодняшний день действует версия 2.1.

Но стандарты не могут предусмотреть все нюансы и актуализировать все требования, какими бы устаревшими или нелогичными сейчас они не казались, поэтому многие решения проектировщикам приходилось уточнять в процессе согласования.
  • zooming
    1 / 7
    Интерьер атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 7
    Интерьер атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 7
    Интерьер атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 7
    Интерьер атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    5 / 7
    Интерьер атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    6 / 7
    Интерьер атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    7 / 7
    Фрагмент интерьера атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

cic = 1

Ольга Григорьева, главный архитектор проекта, АБ ASADOV

Внутри каждого из функциональных блоков были свои сложности. К примеру, мы долго прорабатывали кухонный блок с точки зрения технологии. У нас был прототип, но в процессе работы над проектом поменялись нормативы и пришлось все переделывать.
 
Значительный перепад высотных отметок на участке позволил нам развести разные функции и блоки по высоте: в частности, группы для малышей и ученики постарше входят в школу в одном месте, но на разных уровнях, благодаря чему удалось организовать и амфитеатр на склоне.
 
Рельеф и ставил перед нами задачи, и подсказывал решения. Все учебные блоки – трехэтажные, но в месте их соединения из-за перепада получилось четыре этажа, и спортивный блок, который по нормативам должен быть не выше второго этажа, оказался, если считать от уровня младших классов, на третьем. Но переносить его было нельзя, так как все функции были уже распределены в объеме. Тогда, проанализировав еще раз съему здания, мы поняли, что часть первого этажа младших классов с гардеробом, а также часть общественного блока с бассейном могут быть трактованы как цокольный этаж, а двусветный актовый зал, расположенный под спортивным залом, может считаться за один уровень. Получилось, что спортивные залы находятся на втором этаже. Мы соблюли нормы и не сломали логику планировки школы благодаря гибкости изначальной структуры.

Функциональная схема
© бюро ASADOV

Отдельные входы в школу предусматривались не только для разных возрастных групп. Согласно заданию, большой актовый зал на 775 мест и бассейн должны были использоваться в вечернее время.  И этого удалось добиться благодаря дополнительным входам в изолированную от учебных блоков зону, частью помещений могут пользоваться жители близлежащих районов. Например, начиная с декабря 2024 года в бассейне начались вечерние занятия акваэробикой и оздоровительным плаванием.

На сегодняшний день, к сожалению, родители не могут попасть на территорию школы и ждут детей за воротами, хотя по проекту, в том числе для них, устраивался небольшой амфитеатр со скамейками перед обоими входами в школу. Тем не менее дети с удовольствием проводят там время в теплое время года, как на остальных игровых и спортивных площадках, устроенных рядом со школой.
Открытый амфитеатр перед входом в гимназию. Хорошо видны разделенные входы в младшую ;внизу) и старшую (вверху) школы
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

Безопасность стала причиной еще одного изменения в проекте. Центральный атриум должен был быть открытым и выходящие в него галереи планировалось огородить стандартными металлическими поручнями высотой 1.2 м. Для обеспечения пожарной безопасности закладывались специальные противопожарные шторы, изолировавшие атриум от дыма. Но уже на последних этапах строительства стало понятно, что дети скорее всего будут забираться на перила и для страховки было принято решение поставить витражные конструкции по периметру атриума. Это, конечно, изменило восприятие пространства, но одновременно существенно расширило спектр его использования. Ведь со стеклянными стенами в атриуме можно проводить мероприятия, шум которых не будет мешать ученикам и учителям в соседних классах.
  • zooming
    1 / 3
    Интерьер бассейна
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 3
    Интерьер бассейна. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 3
    Интерьер бассейна
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
Цвет и свет
Пространство школы задумывалось как стимулирующее. Оно должно вдохновлять, воодушевлять, придавать сил и создавать позитивный настрой у детей и учителей. Для этого в школе сделано многое: обилие естественного света, чередование открытых и камерных пространств, продуманная колористика в интерьерах, нетривиальные отделочные материалы и многие другие приемы использовались архитекторами для создания особой атмосферы. Также, по заказу руководства школы, архитекторы разработали бренд-бук, с логотипом и фирменным стилем, что также стало частью комплексного проекта и было использовано в навигации.
cic = 1

Святослав Соболев, руководитель отдела интерьеров, АБ ASADOV

Для образовательных учреждений важно позаботиться о влиянии интерьерных решений на психологическое состояние учащихся и преподавателей; а для бюджетных проектов надо еще и найти баланс между эстетичностью, экономичностью и долговечностью отделочных материалов. Кроме того мы всегда стремимся найти решение, которое будет выполнять еще какую-то сверхзадачу, например, помогать в навигации.
 
В данном случае мы предложили сквозной прием – геометрический паттерн из пересекающихся полос и фигур, благодаря вариабельности которого по-разному оформили как просторные помещения холлов и коридоров школы, так и небольшие учебные комнаты. Подобрали цветовые комбинации для каждого блока школы. При выборе цветов мы отдавали предпочтение жизнеутверждающим и энергичным оттенкам, но тщательно следили за визуальным балансом между акцентными и фоновыми цветами, прежде всего в учебных классах.

Еще одним преимуществом разработанного для школы паттерна стала легкость его нанесения во время отделочных работ. Крупный масштаб и прямые линии позволили нанести графику на стены строителям без специальной квалификации, не привлекая художников.

Интерьер холла возле атриума
Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

Для создания оригинальных интерьерных пространств архитекторы использовали даже конструктивные элементы, которые в других условиях, скорее всего, были бы спрятаны за обшивкой. Для перекрытия актового зала планировалось использовать балки, но конструкторы вместе с архитекторами приняли решение заменить их на фермы, по высоте равными этажу, расположенному выше. Именно там должны были находится классы черчения и рисования, а также, частично, школьная библиотека. Стойки и раскосы фермы не стали прятать внутри перегородок, а покрасили в светлый цвет и превратили в не то ширму, не то структуру, создающую отличный антураж для творческих занятий.

Еще одним нестандартным приемом, отлично показавшим себя на деле, оказались фонари верхнего света в библиотеке, которые удалось сделать за счет перепада уровней кровли. Благодаря им в пространство читального зала поступает рассеянный естественный свет, позитивное впечатление от которого усиливается за счет ярко-желтых стен.
  • zooming
    1 / 10
    Интерьер класса естественных наук. Старшая школа
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 10
    Интерьер класса естественных наук. Старшая школа. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 10
    Интерьер класса
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 10
    Интерьер класса старшей школы. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    5 / 10
    Интерьер класса младшей школы
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    6 / 10
    Интерьер класса младшей школы. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    7 / 10
    Интерьер коридора в учебном блоке
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    8 / 10
    Интерьер коридора в учебном блоке
    © бюро ASADOV
  • zooming
    9 / 10
    Интерьер коридора в учебном блоке
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    10 / 10
    Интерьер холла возле атриума
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV

Прошедшие с момента открытия школы полгода стали временем проверки проекта на прочность, пользу и красоту. Сами архитекторы имели возможность неоднократно посетить школу и составить свое представление о каждом ее классе, коридоре и лестнице, и уже получили важный материал для использования в следующих проектах. Но самые главные тестировщики – это реальные пользователи, ученики и учителя, которые также продолжают анализировать свои впечатления и охотно делятся ими с проектировщиками.
cic =

Елена Матюшенко, заместитель директора по содержанию образования ГАОУ Гимназия им. Н. В. Пушкова

Педагогический коллектив школы принимал самое активное участие в разработке проекта. По нашей инициативе в него включили лаборантскую при кабинетах информатики для хранения оборудования, обсерваторию и площадку для наблюдения за звездами. На более поздних этапах мы разделили кафедры по этажам и пронумеровали кабинеты. Помимо учителей, в процесс создания будущей школы включились и дети. Летом состоялся воркшоп, на котором ребята придумывали свои варианты навигации, организации умывальной зоны возле школьной столовой и информационных зон. Что-то из общих наработок было учтено в проекте, а что-то – нет, но вовлеченность в проект и заинтересованность в его качестве объединили всех нас.

Это чувствуется и сейчас, когда школа уже открылась. Наиболее позитивными решениями, с нашей точки зрения, стали высокие потолки, обилие естественного света, атриумные пространства, просторные кабинеты и коридоры, большой бассейн, удобные библиотека и медиацентр, продуманные цветовые решения и, конечно, современное материально-техническое обеспечение. Но есть и нарекания. В некоторых кабинетах появляется эхо, некоторые окна установлены плохо и пропускают холодный воздух, краска на стенах коридоров легко пачкается и плохо отмывается. Медицинский кабинет неудобно расположен, а малый актовый зал не оправдал ожиданий: телескопическая трибуна занимает слишком много места, там недостаточно света и плохая акустика. В результате негде проводить балы, дискотеки и другие мероприятия. Мы стараемся анализировать наш пользовательский опыт и делимся им с проектировщиками и методистами, чтобы можно было что-то исправить и сделать нашу школу лучше и комфортнее, а какие-то моменты учесть в следующих проектах.

  • zooming
    Интерьер библиотеки
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    Интерьер библиотеки. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    1 / 13
    Интерьер актового зала
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 13
    Интерьер актового зала. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 13
    Интерьер спортивного зала
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 13
    Интерьер спортивного зала. Визулизация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    5 / 13
    Интерьер спортивного зала
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    6 / 13
    Интерьер столовой
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    7 / 13
    Интерьер столовой. ВИзуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    8 / 13
    Интерьер столовой
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    9 / 13
    Интерьер умывальных при столовой
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    10 / 13
    Интерьер умывальных при столовой. Визуализация
    © бюро ASADOV
  • zooming
    11 / 13
    Интерьер гардероба
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    12 / 13
    Интерьер гардероба. Визуализация
    юро ASADOV
  • zooming
    13 / 13
    Интерьер санузла
    Фотография © Андрей Асадов/ предоставлена бюро ASADOV
  • zooming
    1 / 6
    План на отм. 0.000
    © бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 6
    План на отм. +5.700
    © бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 6
    План на отм. +9.000
    © бюро ASADOV
  • zooming
    4 / 6
    План на отм. +14.000
    © бюро ASADOV
  • zooming
    5 / 6
    Разрез, совмещенный с аксонометрией
    © бюро ASADOV
  • zooming
    6 / 6
    Разрез по спортивному залы
    © бюро ASADOV
Мастерская:
АБ ASADOV http://www.asadov.ru/
Проект:
Гимназия им. Н. В. Пушкова
Россия, Троицк, Октябрьский проспект, владение 35

Авторский коллектив:
Авторский коллектив:
Руководители: А.А. Асадов, А.Р. Асадов
Архитекторы: ГАП: О. Григорьева, М. Матвеев, К. Згурская, А. Балюк; 
Интерьеры
ГАП: С. Соболев, архитекторы: А. Курятников, Д. Певзнер, В. Павловец, Д. Шмаков, А. Леликова, В. Иванова, Е. Ходырева


2019 / 2021 — 9.2024

Генпроектировщик: компания Академпроект
Руководитель Д. Ефромеенко, ГАП Н. Фомичева
 

07 Февраля 2025

АБ ASADOV: другие проекты
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
В духе РОСТа
Новый тракторный завод Ростсельмаш, концепцию которого подготовило бюро ASADOV, прямо сейчас достраивается в Ростове-на-Дону. Отсылки к советской архитектуре 1920-х и 1960-х годов откликаются на миссию и стратегическое значение предприятия, а также соответствуют пожеланию заказчика: отдать дань уважения ростовскому конструктивизму.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Уступы и завихрения
Жилой комплекс «Новая заря» по проекту бюро Asadov станет одним из примеров комплексного развития территории во Владивостоке. Микрорайон будут отличать разнообразные типологии жилых секций и полифункциональность – помимо социальной инфраструктуры здесь появятся пешеходные бульвары, торгово-офисные центры и рекреационные пространства. Все это вписано в рельеф с перепадом высоты в 40 метров и ориентировано на Амурский залив.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Белая подкова
Детский сад, спроектированный в екатеринбургском микрорайоне «Солнечный» архитекторами ASADOV, получил необычную форму, отсылающую к наследию свердловского конструктивизма. Его функциональное наполнение обеспечивает детям время, насыщенное разнообразной деятельностью, а планировка – включенность территории в жизнь района в вечерние часы и выходные дни.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Бежит ручей
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
От винта
Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Похожие статьи
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.