Старость как светлое будущее

Четыре проекта концептуального конкурса двух министерств на идеи для домов престарелых нового типа, которые планируется в будущем предложить как типовые решения.

mainImg
Конкурс на концепцию дома престарелых был проведен Минстроем и Минтруда РФ в июне-сентябре текущего года, четыре победителя объявлены 19 сентября в здании Госдумы. Соревнование проходило в 2 этапа: на первом по портфолио из 25 заявок отобрали 10 команд, на втором из 10 проектов выбрали четыре. Победители разделили призовой фонд 4,8 млн рублей.

Тема, действительно, в нашей стране не развита и не проработана на современном уровне, так что сам факт проведения конкурса можно считать событием позитивным, если, конечно, за ним последует дальнейшая работа. Само по себе название – дом престарелых, – у нас употребляют в устной речи, а в письменной скорее стесняются, что становится причиной для сложных и тяжеловесных названий, в частности, определение проектируемого объекта в конкурсе звучало так: «концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп», – согласитесь, довольно сложно для восприятия и произнесения. Участники, между тем, восприняли задачу с энтузиазмом, что неудивительно, ее пафос очевиден в стареющем европейском мире и особенно в нашей с еще большей скоростью стареющей стране, где очень дорогие, мягко говоря элитные дома престарелых соседствуют с такими, где цена содержания на человека в день составляет хорошо если 600 рублей.

Цель, поставленную перед участниками, можно передать примерно так: изучив зарубежный опыт, предложить концепцию дома престарелых с современным подходом, способную преодолеть сложившиеся в нашем обществе стереотипы, в частности – что такого рода учреждения предназначены для стариков, которым больше некуда пойти, что это место страданий и тяжелого «доживания» последних лет, что отдать туда родственников более чем стыдно. Дома престарелых должны стать местами комфортной и интересной жизни, – считают организаторы конкурса. Если же говорить о задачах, то здания проектировались намеренно без какой-либо географической привязки и по достаточно обтекаемому техзаданию. Предполагается, что доработанные проекты будут рекомендованы губернаторам и станут основой для развития отрасли на новом уровне и в новом ключе: «внесены в Реестр экономически эффективной проектной документации повторного применения, что позволит тиражировать лучшие решения по всей стране», как сообщает Минтруд.

Между тем в условиях было оговорено, что здания необходимо планировать для городской среды, их высотность – 2-3 этажа, расчетное число обитателей – 150 человек. Речь, кроме того, идет не о столице, а о регионах. Конкурс сопровождался семинарами и совещаниями с участием представителей организацией, работающих с учреждениями подобного типа. Перед архитекторами, в числе прочего, была поставлена задача предложить свой взгляд на необходимость корректировки нормативов для рассматриваемой типологии.

Публикуем четыре победивших проекта.

1 место: МАРХИ
руководитель Мария Троян, архитектор Никита Колбовский;
Московский Архитектурный Институт и Лаборатория архитектурных решений для пожилых 

Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
© МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян

Проект-победитель разработан командой МАРХИ под руководством Марии Троян и в подаче предварен литературно-трогательным обзором аудитории: активной пенсионерки «бабы Розы», прикованного к постели, но с интересом наблюдающего за окружающим «Василия Евгеньевича» и мальчика Феди из соседнего детского сада, причем история разворачивается таким образом, что баба Роза читает сказки детям, а Федя читает стих Василию Евгеньевичу: «…один старик благодарил меня и плакал». Так из вводной части проекта мы понимаем и даже получаем возможность прочувствовать, как важен для пожилых людей круг общения в целом и общение с детьми, звуки молодого мира, в частности.
  • zooming
    1 / 3
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян
  • zooming
    2 / 3
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян
  • zooming
    3 / 3
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян

Проект, также как и другие предложения, не только нацелен на уход за пожилыми людьми, но учитывает необходимость их социализации и интеграции комплекса в город; общение становится одним из ключевых пунктов. Но подкупает в проекте-победителе именно обилие нюансов и детализации.
Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
© МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян

Так, авторы формулируют алгоритм выбора территорий для его размещения: в городе, на пересечении пешеходных путей, вблизи городских общественных зон, детского сада для общения с детьми, храма и автобусной остановки (поскольку «пожилые люди предпочитают пользоваться автобусами», читай – не метро). Размещение на границе парка, подчеркивают авторы, может помочь сократить площадь под застройку на 20-30%.
Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
© МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян

Авторы подчеркивают важность вариативности, трансформируемости, многофункциональности и модульности, отмечая, в частности, важность таких вещей, как переезд «вблизи от прежнего жилища», не теряя межпоколенческие связи или, скажем, «возможность переехать со своим котом». Предложено 4 модуля общественных пространств, в зависимости от степени ухода и мобильности обитателей центра – причем доступность между ними должна быть «тапочная», – еще одно новое понятие. Один из модулей – коммерческий, ориентирован на город и включен в городскую инфраструктуру, предполагает доступность для всех горожан, наличие кафе, магазинов и сервисов. Среди общественных функций также названы: аптека, библиотека, компьютерный класс и постомат для получения интернет-заказов.
Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
© МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян

Архитекторы предполагают даже возможность надстройки комплекса жилыми этажами для большей его интеграции в городскую жизнь: «строительство подобных гибридов позволило бы провоцировать межпоколенческое общение и гуманное воспитание поколений», – уточняют они, считая, что выбранная Н-образная форма плана удобна для роста здания вверх.
  • zooming
    1 / 6
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян
  • zooming
    2 / 6
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян
  • zooming
    3 / 6
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян
  • zooming
    4 / 6
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян
  • zooming
    5 / 6
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян
  • zooming
    6 / 6
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © МАРХИ / коллектив под руководством Марии Троян

Предложена «бескоридорная» планировка, отдельный акцент сделан на обилии естественного освещения: световые фонари, сплошное остекление общественных зон, окна в пол и зенитные. Базовая высотность 2 этажа и силуэт со скатной кровлей придают комплексу черты традиционной архитектуры, что на фоне преобладающей в нашей стране типовой застройки послевоенного периода будет выглядеть скорее инновационным, чем консервативным.

В этом проекте много слов; сочетание лирически-литературной составляющей с множеством деталей, таких, как постомат или кот, с которым можно переехать, подчеркивает исследовательскую аналитичность подхода и внимание к проблемам пожилых людей; впрочем, грань избыточной сентиментальности авторы не переходят, так что перечисленные качества можно считать скорее достоинством победившего предложения.
***

2 место: DK architects
  • zooming
    1 / 3
    Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    2 / 3
    Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    3 / 3
    Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects

Ярославское бюро DK architects Григория Дайнова сделало акцент на универсальности прямоугольных блоков с плоской кровлей, чья форма перекликается с типовой малоэтажной застройкой, широко распространенной в городах РФ. Но, в отличие от последней, в проекте активно использованы преимущества плоской кровли: эксплуатируемая, зеленая, там размещен сад-огород, столь любимый пожилыми людьми. Он компенсирует отсутствие или недоступность дачи или приусадебного участка, – справедливо поясняют авторы, отдавая этой части значительную площадь, фактически равную этажу всего здания.
  • zooming
    1 / 4
    Взрыв-схема. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    2 / 4
    Аналитические схемы. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    3 / 4
    Аналитические схемы. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    4 / 4
    Аналитические схемы. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects

Григорий Дайнов, как и его коллеги по соревнованию, комбинирует жилые помещения с развитыми общественными – называя последние «универсальным ядром» и размещая там: места для занятий спортом и творчеством, рекреации, офисы администрации. Типология жилых пространств подразделяется на 4 варианта: независимое для тех, кто в уходе не нуждается; ассистированное – с минимальной поддержкой; и два более серьезных, с квалифицированной сестринским и гериатрическим уходом. Два последних типа занимают в проекте большую площадь и располагаются на втором этаже, нижнем из жилых. Первый этаж отдан инфраструктуре, творческим и спортивным блокам, на третьем живут те, кому серьезная поддержка не нужна. Авторы особо подчеркивают, что трехэтажные здания более компактны, чем предложенные в ТЗ двухэтажные, и универсальны для любого городского контекста.
  • zooming
    1 / 6
    Генплан. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    2 / 6
    Аксонометрия. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    3 / 6
    Фасады. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    4 / 6
    План второго этажа. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    5 / 6
    План первого этажа. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    6 / 6
    Ситуационный план. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects

Ячейки-параллелепипеды трактованы как универсальные модули, предполагающие разные виды компоновок: архитекторы рифмуют варианты расстановки корпусов с разными типами планировки русских городов, но для примера берут Н-образный план со сдвигом и двумя полуоткрытыми приватными дворами, «отвечающий микрорайонному типу городской застройки», который «наиболее распространен в нашей стране». Авторы рекомендуют меридиональную ориентацию для лучшей инсоляции, и внешнюю стену каждой комнаты располагают диагонально: как для уловления света, так и ради треугольного балкона. Фасады становятся зигзагообразными, а здания напоминают уже не типовые трехэтажки, а архитектуру санаториев и домов отдыха, советских и не только.
  • zooming
    1 / 4
    Интерьеры. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    2 / 4
    Интерьеры. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    3 / 4
    Интерьеры. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects
  • zooming
    4 / 4
    Интерьеры. Дом для проживания пожилых людей
    © DK architects

DK architects также, в отличие от коллег, предлагают конкретную тестовую площадку, в Ярославле на Тутаевском шоссе, при том подчеркивая, что проект "адаптивен к большинству микрорайонов позднесоветской застройки".
***

3 место: Сергей Киселёв и Партнёры
Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
© Сергей Киселев и Партнёры

Два главных акцента предложения архитекторов компании «Сергей Киселёв и Партнёры» – полная открытость общественных пространств нижнего яруса городу и гибкая система модулей, похожих на лаконичный конструктор. Архитекторы позиционируют свой проект как «открытую систему»: здание не изолировано от города, напротив, его общественные пространства рассчитаны на использование как обитателями комплекса, так и – наравне с ними – горожанами. «Для пожилых людей важна возможность быть включенными в жизнь социума, возможность, может быть, не всегда участвовать, но чувствовать себя причастными, – поясняет ГАП проекта Антон Бусалов. – Важно, чтобы человека окружала жизнь: не только сверстники, но и люди разных возрастов, способные насытить пространство разнообразными эмоциями, поддержать связь с социумом. Так что по нашему замыслу город должен буквально «войти» в нижний ярус здания».
  • zooming
    1 / 4
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    2 / 4
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    3 / 4
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    4 / 4
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры

Авторы предложили два модуля: для общественного и жилого ярусов. Модуль первого этажа – прямоугольное пространство, ячейка, в которую может поместиться практически «что угодно»: ФОК, бассейн, кафе, столовая, помещения для кружков, сад и огород, – наполнение, как и количество ячеек, могут изменяться в зависимости от места и задач. Элементы общественных пространств, составляющие стилобат, объединены широкой галереей, в которой можно проводить выставки и ярмарки. На кровле стилобата расположены дворы для жителей комплекса, закрытые от посторонних, но зеленые.
  • zooming
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры

Жилые помещения разделены на три типа: жилье для пожилых людей, нуждающихся в постоянном уходе, маломобильных и с нарушениями памяти; жилье для людей, которым такой уход не нужен, но была бы полезна близость медицинской помощи и возможность общения с людьми того же возраста; и гостиницу. В первых предусмотрена столовая на каждом этаже, медицинский блок, а в комнатах – ниша для помощника, если человек нуждается в постоянном уходе. Вторые больше похожи на апартаменты, предполагается даже переезд туда с собственной мебелью. Везде намечены зоны для общения – просторные для открытого, небольшие для частного, например, встреч с родственниками, в блоках первого типа они размещены в атриумах и снабжены стеклянными стенами.
  • zooming
    1 / 4
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    2 / 4
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    3 / 4
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    4 / 4
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры

Так появились 4 варианта зданий разных пропорций: для первого типа предложены два вида секций – побольше с двумя атриумами, и поменьше с одним. В итоговом наборе их количество и наличие могут варьироваться, гостиница появляется в комплексе с максимальной «комплектацией». Располагать блоки, привязывая к ядру, можно разными способами – так авторы добиваются цельности и разнообразия.
  • zooming
    1 / 6
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    2 / 6
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    3 / 6
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    4 / 6
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    5 / 6
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    6 / 6
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры

Фасады жилых корпусов предполагают натуральные материалы, дерево и кирпич, и современные стеклянные ограждения балконов и кровли стилобата, окна предложены «в пол», а мебель в «апартаментах» интерпретирует темы дизайна 1970-х. Фасады гостиницы – из стекла и алюминия; все вместе производит впечатление современного отеля или жилого комплекса. «Уже сейчас многие пожилые люди ценят современную обстановку и комфорт, – поясняет руководитель СКиП Игорь Шварцман. – С нашей точки зрения намеренное «ретро», нацеленное на гипотетическую аудиторию «бабушек», неуместно, в своем предложении мы учитывали консерватизм пожилых людей, но в умеренной степени. Кроме того мы видим цель работы в том, чтобы предложить сценарий жизни не только для нынешних бабушек и дедушек, которым, предположим, могут понадобиться условный старый комод и патефон, – но и взглянуть шире, подумать о тех, кто сегодня еще молод, здоров и прогрессивен. Пройдет не так много времени, и обитателям таких комплексов понадобится hi-end аппаратура, wi-fi и прочее – поэтому мы считаем правильным закладывать в проект максимальную гибкость, особенно учитывая перспективу его повторяемости».
  • zooming
    1 / 5
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    2 / 5
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    3 / 5
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    4 / 5
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
  • zooming
    5 / 5
    Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Сергей Киселев и Партнёры
***

4 место: Semrén+Månsson
Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
© Semrén+Månsson

Описание от архитекторов:
«Мы представили модульный блок, объединяющий две ячейки, каждая из которых включает 6 одноместных комнат для проживания, объединенных вокруг общего многофункционального холла. Жилые блоки могут быть адаптированы под любой тип ухода и выстраиваются в цепочки, конфигурация которых может свободно варьироваться в зависимости от местоположения и требований проекта.
 
  • zooming
    1 / 8
    Формирование концепции. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson
  • zooming
    2 / 8
    Гибкость. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson
  • zooming
    3 / 8
    Связь архитектура / ландшафт. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson
  • zooming
    4 / 8
    Общественные пространства. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson
  • zooming
    5 / 8
    Зимние сады / террасы / палисадники. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson
  • zooming
    6 / 8
    Жилая ячейка. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson
  • zooming
    7 / 8
    Комната. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson
  • zooming
    8 / 8
    Концепция фасадных решений. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson

Модульные блоки формируются вокруг общественного пространства, которое в каждом конкретном проекте может быть уникальным, поскольку компоновка блоков принципиально разнообразна. Проект предполагает вариативную этажность, от двух до трех этажей. В числе прочего она зависит от рельефа местности. Подход к ландшафту и набор его функций также строятся по модульному принципу: комбинируясь, ландшафтные модули разных типологий и типоразмеров: газон, цветник, теплица, сад ароматных трав, водоем, деревянный настил, спортивная площадка, и создают разнообразные тематические и досуговые зоны.

Основной замысел авторов концепции – формирование комфортной и функциональной среды для проживающих, сотрудников и посетителей через создание ощущения домашнего уюта, связь и взаимодействие с обществом и природой.
 
  • zooming
    1 / 5
    Мастерплан. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson
  • zooming
    2 / 5
    План 2 этажа. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson
  • zooming
    3 / 5
    План 3 этажа. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson
  • zooming
    4 / 5
    План -1 этажа. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson
  • zooming
    5 / 5
    План блока. Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson

Жилые модули в плане имеют квадратную форму. Их внутреннее ядро – несколько сдвинутый относительно центра модуля многосветный зимний сад-атриум, обеспечивающий проникновение внутрь здания необходимого количества дневного света, благоприятный микроклимат и позитивную эмоциональную среду. Мобильные перегородки позволяют трансформировать общественные пространства в более и менее приватные и менять их функции. Каждый блок имеет пост дежурного, санитарные помещения и комнату для психологической работы.
 
  • zooming
    Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson
  • zooming
    Проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
    © Semrén+Månsson

Общественные пространства первого этажа группируются вокруг благоустроенных внутренних дворов и соединяются между собой прозрачными переходами. Предусмотрены бассейн, зоны для занятий гимнастикой и киносеансов, парикмахерская, творческие студии, огород, теплицы и даже небольшие водоёмы для рыбалки.

Проект разработан в соответствии с актуальным нормативами, и поэтому полностью реализуем при использовании сухотрубов и силовых штанг на кровле для доступа в закрытые дворы. Применение таких решений допустимо в соответствии с пожарными и эвакуационными требованиями и оформляется специальными техническими условиями.

Фасады задуманы лаконичными и подчиненными единой концепции, но разнообразными за счет материалов: кирпича, керамики или фиброцемента, разнящихся в соседних блоках, обеспечивая их индивидуальность. Большие окна дают обилие дневного света и возможность любоваться природой, а просторные балконы с кашпо предоставляют возможность людям с ограниченными возможностями передвижения находиться на свежем воздухе и выращивать цветы или другие растения. Силуэт тяготеет к многоскатному, но по-современному асимметричен».
***
 

15 Октября 2019

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.