Пространство взаимодействия

К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

14 Августа 2019
mainImg
Проект:
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36

Авторский коллектив:
SPEECH
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Архитекторы проекта: Марина Кузнецкая (ГАП) Анастасия Гриценко, Александр Лайко, Виталий Чеканов, Наталья Шитвина, Иван Шутиков, Людмила Макухина (ГИП)

ТПО «Резерв»
Руководитель авторского коллектива ТПО «Резерв»: Владимир Плоткин
Архитекторы проекта: Сергей Успенский (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Антон Егерев (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Анастасия Иванова (ГАП), Татьяна Максимова, Андрей Нигматулин (ГАП), Азат Хасанов, Евгений Чебышев
Инженеры: Игорь Кортышко (ГИП), Владимир Паненков, Вадим Семенов, Виктор Андреев, Людмила Каверзнева, Ольга Бурмистрова

2006 — 2013 / 2013 — 2020

Заказчик: ЗАО «Управляющая компания «Динамо»
0 Проект застройки территории к востоку от Новой Башиловки, к западу от парка Динамо, появился в середине нулевых – тогда по инициативе руководства стадиона на участке площадью порядка 7 га, контуры которого напоминают асимметричный факел, расширяющийся от пересечения с Третьим кольцом в сторону Нижней Масловки, планировалось построить МФК, состоящий в основном из офисов. В то время над проектными предложениями работало несколько мастерских, но значительное число вариантов сделали архитекторы ТПО «Резерв»: разнообразных форм и плотности, в числе прочих – крупный зигзаг объемного меандра, заполнивший собой территорию целиком как лабиринт. Была масса и других вариантов (несколько иллюстраций можно найти здесь). Однако после кризиса 2008 года руководство «Динамо» потеряло право управления территорией, которое перешло к инвестору, банку ВТБ, стадион получил название ВТБ-Арена, а застройка вокруг стала называться ВТБ Арена Парк. Функция с преимущественно офисной сменилась на преимущественно жилую и гостиничную, а плотность, надо сказать, по сравнению с предыдущим проектом сократилась примерно вдвое, до 400 тысяч м2, проект в целом уменьшился. Статус генпроектировщика получила компания SPEECH, но проектирование объемов архитекторы поделили приблизительно пополам, чередуя разные варианты в рамках общего дизайн-кода, который подразумевает внутренние улицы, в жилой части дворы без машин, пространственное взаимодействие с парком и фасады из светлого известняка.
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    © SPEECH
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    © SPEECH
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    © SPEECH
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    © SPEECH
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    © SPEECH

Строительство, надо сказать, развернулось не то чтобы быстро: несколько лет жители Москвы, постоянно проезжая здесь по Третьему кольцу, имели возможность наблюдать рост бетонных каркасов и их постепенную облицовку. Сейчас возведение комплекса ускорилось, он готов больше чем наполовину. Осенью 2017 открылись корпуса гостиницы 5* и апарт-отеля Hyatt Regency, спроектированные архитекторами SPEECH, летом 2018 – следующий ряд из трех офисных корпусов севернее, между двумя поперечными проездами. На следующем пятиугольном участке продолжается строительство ЖК «Арена Парк», три из его домов, вдоль западного контура участка, сданы весной текущего года. Пять П-образных корпусов здесь отведены под апартаменты, один угловой, почти квадратный в плане и выходящий на ТТК – офисный. Всё: гостиницы, офисы и жилье, – размещается на общем пятне двухъярусной парковки.

Мы привыкли к Арене Парку, из-за того, что он расположен на одном из самых заметных мест Москвы, перекрестке ТТК с Ленинградским проспектом, за прошедшие 2-3 года стало казаться, что он был здесь всегда. Между тем с ним связано несколько тем: роста масштаба московской застройки, ощущений, возникающих внутри и собственно архитектурная – двух «рук», играющих одну пластическую партию. Комплекс дорогой, фасады каменные, архитекторы смогли позволить себе здесь достаточно ресурсоемкие решения, работу с материалом и формой.

Время роста
Высотность, определенно, повысилась. Москва растет вверх быстро и решительно, за Ленинградкой к югу – ЖК «Царская площадь» бюро SPEECH, до 19 этажей, напротив шедевр московского модернизма, «Дом на ножках» Андрея Меерсона, 14 этажей плюс опоры. В перспективе БЦ Нордстар, 42 этажа, еще чуть дальше Сити. Город вырос, теперь пятиэтажки со стороны улицы Марины Расковой, кстати не вошедшие в программу реновации, выглядят паузой, слепым пятном.

Сергей Чобан рассматривает «Арену Парк» – застройку вдоль Башиловки, – прежде всего как градостроительный ответ, группу объемов, уравновешивающих крупную, хотя и не то чтобы высокую, градостроительную доминанту – здание реконструированного стадиона «Динамо». Архитекторы SPEECH занимались мастер-планом всей территории Динамо, включая парк и стадион, и вели проект реконструкции стадиона, первая версия которого была предложена Эриком Эгераатом и затем переработана Дэвидом Маникой.
  • zooming
    ВТБ Арена Парк: благоустройство
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    ВТБ Арена Парк: благоустройство
    Фотография: Архи.ру

«Стадион – это большой и заметный, в чем-то «экзальтированный» объем, – говорит Сергей Чобан. – Такого рода иконическая архитектура требует достойных кулис – «корсета» или «оправы», а в окрестностях, напротив, наблюдается множество пустот, «проседаний» застройки. Кроме того сами по себе трассы Ленинградского проспекта и ТТК в этом месте – очень широкие, расстояние между зданиями с разных сторон проспекта почти 200 м, такие пролеты тоже требуют архитектуры значительного масштаба. На мой взгляд теперь дома ЖК «Царская площадь», с одной стороны, и Hyatt, с другой – неплохо «держат» перекресток, работают как два «бастиона» на углах развязки. Возможно, Hyatt даже мог бы быть чуть выше. Их архитектура, с одной стороны, фоновая, сдержанная, а с другой – она насыщена деталями, что позволяет лучше воспринимать фасады человеческому глазу».

Тихий город
Удивительно, но несмотря на соседство двух шумных трасс, комплекс, если съехать с ТТК на дублер и войти внутрь, оказывается довольно тихим внутри, вероятно из-за того, что трасса достаточно далеко, а между корпусами образуется сравнительно спокойный, если учесть расположение участка в целом, и благоустроенный городок. В нем даже есть несколько наземных парковок. Слева, к северу, парк Динамо, в торце, вдоль эстакады Ленинградки, длинный сквер Динамо, обустроенный в результате конкурса 2015 года. Летом там совершенный покой, только подъезжают дорогие машины с людьми в костюмах да пробегают участники каких-то фестивалей, призванных разнообразить пятизвездочную жизнь. Открылось несколько ресторанов, один выстроил внушительную террасу со стороны сквера.

Одним из достижений проекта 2010 года Сергей Чобан считает, помимо уменьшения плотности предшествующего проекта вдвое, появление разрывов между корпусами. Действительно, зигзаг-«змея» ушел, разделился на отдельные здания, между которыми появились «прострелы» – цезуры, в сторону парка и трассы. Один из лучей, между домами в западной части ЖК, направлен в центр парка.

Благоустройство по современным московским меркам обычное, хотя и не дешевое: трава, подсветка, в том числе встроенная в мощение, ритмическое чередование светло-бежевых и темно-серых плит откликается на фасады, где известняк соседствует с темным камнем и стеклом. Некоторые фасады в солнечный день отбрасывают на асфальт блики, которые рифмуются с вымосткой. Ходить вокруг и внутри довольно приятно и легко, возможно благодаря близкому расположению зданий, – им в целом удалось уловить масштаб исторического города XVIII–XIX века, подчеркнув типологическое сходство фактурой натурального камня. Подобный образ сейчас часто озвучивают в рекламных буклетах, он стал этакой притчей во языцех, но поймать нужную интонацию получается далеко не всегда. Здесь, пожалуй, получилось. Причем с трассы это совершенно не чувствуется, необходимо погулять внутри.
  • zooming
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency, вход
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency, стеклянный объем конференц-зала
    Фотография: Архи.ру

Два пианиста
Работая вместе, деликатно чередуя объемы, SPEECH и «Резерв» разыграли ту же «карту», что и в Wine house и нескольких других проектах: одни классицисты, другие модернисты, одни апеллируют к архетипам наследия, другие – не разрушают их, но приводят к более смелым, алгебраическим, свежим решениям. Все это – в рамках общей респектабельности, фактуры плотного белого камня и стекла и даже близкого цвета.

«Цвет камня в наших зданиях более светлый, почти белый», – замечает Владимир Плоткин. И действительно, камень здесь белее, и между корпусами возникает гризайльно-акварельная игра оттенков, как будто мазков, слегка отличающихся по тону, создающих еле заметную, но возможно ощутимую на уровне подкорки вибрацию. Действительно, если все было одинаково белым или предсказуемо бежевым, было бы скучнее.

Камень – в случае со зданием Hyatt травертин, – укрепили для российских условий. Русская зима вредна для травертина, влага в кавернах замерзает и может их разрушить, повредить структуру камня. Каверны заполнили смолой вакуумным способом и армировали с незаметной тыльной стороны. 

Ар-деко+
Первый блок корпусов, завершенных, как мы помним, осенью 2017 – гостиница и апарт-отель Hyatt, спроектированные и построенные SPEECH. Два здания выстроены трапециевидным «покоем», крылья раскрыты на север, на кровлю двухъярусного стилобата. Между корпусами – целиком стеклянный, почти зеркальный, но достаточно крупный и весомый, двухъярусный переход с волнообразным верхом и конференц-центром внутри. Он нависает над входами в гостиницу – слева, и в апарт-отель справа, образуя защиту от дождя – своего рода массивный «козырек», общий для двух зданий; зеркальное стекло отражает мощение и улавливая дополнительную толику света и изменяя ощущение пространства зеркальным потолком и стенами, играя с перспективой.
  • zooming
    1 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    2 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    3 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    4 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    5 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    6 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    7 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design

В стеклянном створе входа гостиницы хорошо виден интерьер просторного лобби и эффектная винтовая лестница без дополнительных опор – ось входного пространства, освещенная сверху через овальный купол во втором этаже.

«В нашей стране почти нет новых отелей с высокими входными холлами и ясным пространством общественных зон, нередко все тесновато и запутано. – говорит Сергей Чобан. – Думаю, нам удалось восполнить этот пробел, создать высокое, репрезентативное пространство, где легко сориентироваться и понять, где конференц-зал, а где бассейн. Мы вынесли все технические структуры наверх, освободили холл от лифтовых шахт и соединили весь «костяк» здания централизованно в систему анфиладных, просматриваемых, раскрывающихся друг за другом пространств по горизонтали и вертикали. Получилось достаточно эффектно: бассейн нависает над входом и освещен естественным светом сверху и с торцов, вся плавательная дорожка получила дневной свет, один из видов – на «волну» конференц-зала. Фитнес-центр получил шикарный вид на Ленинградский проспект, бар на верхнем этаже – большую террасу. Внутри отель выглядит не скучно, а репрезентативно, парадно, что важно для гостиниц такого класса и звездности. Неудивительно, что Hyatt принимал гостей финала ЧМ’18».

Эффектная лестница холла (его интерьер и все общественные пространства разработаны Ara design) окружена широкими круглыми колоннами, которые облицованы полосками мрамора, похожими на каннелюры – прием, известный по московскому метро и американскому ар-деко.
  • zooming
    1 / 3
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    2 / 3
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    3 / 3
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design

Стилистике ар-деко, обобщенной и настроенной на восприятие XXI века, но вполне узнаваемой, подчинен внешний облик обоих корпусов, хотя они и различаются в нюансах. На сходство работают сочетание камня, стекла, тонких бронзово-золотистых металлических рамок, обрамляющих все элементы нижнего яруса, и угловатых «восьмерок», вставленных в рамы окон верхних ярусов. С ними перекликаются темно-желтые вертикальные полоски между окнами, определенно напоминающие каннелюры, а с «каннелюрами» – фризы горизонтальных полос стилобата, бежевых и черных, вызывающих уже не классицистические, а ретро-техногенные ассоциации, напоминающие о предметах дизайна 1930-х – 1960-х, радиоприемниках и хиппи-автобусах. Здание оказывается целиком подчинено схеме вертикальных и горизонтальных полос, которые «держат» его объем достаточно жестко, как часть механизма, каннелюры ассоциируются здесь с треками какого-то конвейера, – возможно, это определено соседством автомобильной развязки, ведь ближайший сосед фасадов Хайата – эстакада Ленинградки. И полукруглый эркер на углу ТТК напоминает не столько конструктивистский «нос», например, как у Наркомзема Щусева, сколько поворот механической ленты или шарнир. Намек на классическую архитектуру настолько вплетен здесь в образность технического плана, что они срослись, даже сложно отделить одно от другого.
  • zooming
    1 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    2 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    3 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    4 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    5 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография: Архи.р
  • zooming
    6 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография: Архи.р
  • zooming
    8 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    9 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов

Верхний ярус первого корпуса решен как терраса под крупным каменным козырьком, а часть технических сооружений оформлена как широкие скругленные каменные столбы, напоминая одновременно и традиционные «трубы с парохода» дома-корабля, и скульптурные вентшахты Марсельской единицы Ле Корбюзье. Эта форма, если конечно запрокинуть голову и рассматривать верх гостиницы, достаточно ясно апеллирует к прототипам классического модернизма. В «Доме-сороконожке» Андрея Меерсона прямо таких форм нет, но – можно себе представить, что объемы на кровле Хайат перекликаются с его овальными лестницами-башнями.
  • zooming
    1 / 3
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    3 / 3
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов

Архитекторы соединили в формах корпусов Hyatt прямоугольник и круг, – поясняет Сергей Чобан, – сочетание, типичное, по словам архитектора, для допетровской архитектуры. Из соединения получились в целом ортогональные, несмотря на трапециевидное расширение, объемы, и строгая сетка фасадов, а также два полукруглых эркера, формирующих южный фасад с помощью симметричной стереометрической фигуры, немного напоминающей растянутый эспандер. Внимание: эркер, видимый в Третьего кольца, не единственный, у него есть пара с противоположной стороны. Из сочетания прямоугольника и круга получилась также обтекаемая скругленная форма углов объемов и пилястр, – отчего здание выглядит оформленным, очень добротным, или даже качественно «обтесанным», как хорошее украшение или предмет ювелирного искусства, – особенность, присущая архитектуре ар-деко и, возможно, наиболее ярко подчеркивающая родство здания Hyatt с ним.

Второй корпус, тот, что делает первый шаг вглубь участка, не так жёсток с переплетением вертикалей и горизонталей. Здесь появляется стена, окна попарно по горизонтали объединены неглубокими филенками, каннелюры намечены тоньше – ассоциации с «постконструктистской» архитектурой 1930-х здесь сильнее. Хотя родственность корпусов очевидна: она проявляется в общем решении стилобата из двух высоких общественных этажей, оформленного лопатками черного камня, разделяющими широкие, витринного типа окна с бронзово-металлической разрганкой, широким фризом полосатого камня, опоясывающим оба здания выше стилобата, как будто их перевязали лентой. Надо сказать, тема «перевязанности лентой» в данном случае важна, она еще нам встретится в дальнейшем.
  • zooming
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency, второй корпус
    Фотография: Архи.ру

Модернизм
Два офисных здания, спроектированных Владимиром Плоткиным, занимают угловые положения в третьей линии, они фланкируют третий офисный корпус архитекторов SPEECH. И демонстрируют иной, во многом противоположный – так и задумано, показать две «руки» – подход к форме. Помимо ощутимо более светлого, почти белого, цвета – здесь вообще нет скругленных углов, все углы прямые, кое-где острые. Так и вспоминаются известные стихи про овал и угол. Сами углы – в предыдущих зданиях каменные, а здесь часто раскрываются угловым окном, а там, где окна на углах сделать было нельзя, появляются обозначающие их ниши-филенки, отмечая единство логики построения. Профилировка минимальная, ее нет, никаких срезов, скруглений, ступенек, филенок.

Окна и простенки чередуются в шахматном порядке, но в восточном корпусе их высота один этаж, ритм фасадов западного объединяет по два этажа в высокие стройные ленты и здесь между двухъярусными лентами появляется тонкая горизонтальная полка, самого простого контура, без профилировок. Здание кажется составленным, как гробница Хатшепсут, из поставленных друг на друга пилонад. Такие опыты, с множеством пилонад, в современной архитектуре известны, в них прочитывается латентная классика, но в очень лаконичном изводе.
  • zooming
    1 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру

Но пилонады – не каждая, а через одну – еще и экспериментируют с шириной проемов, плавным градиентом уменьшая и увеличивая проемы то в ту, то в другую сторону. Методом ассоциаций это построение напоминает металлофон, по которому молоточким провели по туда, то сюда – в детстве мне всегда казалось, что когда звуки делают при этом «вжжжик», то и клавиши немного меняют ширину под напором руки. Еще башня напоминает игру Дженга, где из сооружения надо вытаскивать кубики: чередование градиентов производит впечатление устойчивой нестабильности, качания. Покрутишь головой, глядя на него – того гляди закружится. Эффект организован методом оп-арта: межэтажные линии в результате кажутся не горизонтальными, как будто полы внутри «заваливаются». Но тряхнешь головой – наваждение проходит, все же не все полосы градиентны, а через одну, если бы таким градиентным был каждый этаж, ощущение было бы, надо думать, слишком сильным.

Игру подхватывает пара прозрачных решеток-«пергол», вырезанных в теле здания, внизу – в качестве угловой галереи, вверху как обрамление террасы; и над входом во втором ярусе. В сущности та же сетка, но объем «вынут», и на северо-западе, где угол здания острый из-за конфигурации участка, он удален, как будто для удобства пешеходов, чтобы «срезать» маршрут. Не то чтобы это существенно уменьшало путь, но интересно само возникающее в результате ощущение относительности массы, отсутствия жесткой предопределенности – объем не строгий кубик, из него можно что-то вынуть: вспоминаем Дженгу. На ту же относительность, на оттенок нестабильности, работают и градиенты ширин. В какой-то степени подход противоположен основательной, ненарушаемой симметрии 5-звездной, то есть серьезной и респектабельно-устойчивой по определению, гостиницы. Там – контрабас, басовитый и весомый, здесь – какой-то легкий клавикорд или даже тема из «Алисы в Стране чудес», книги, которую, как известно, написал математик, играя с лингвистикой. Угловые корпуса предстают своего рода математической игрой, достаточно абстрактной для того, чтобы не вызывать никаких сомнений у поверхностного зрителя, но исподволь раскачивающих, облегчающих сугубую серьезность соседей, превращая камень – по ощущением – в бумагу или гипс, материалы для логической игры.
  • zooming
    1 / 6
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру

Приемы, от лаконичной сетки до срезанного, или «вынутого» угла, встречаются в работах Владимира Плоткина. Вспомним хотя бы офисное здание на улице Красина, где методом среза с прозрачной решеткой устроена галерея первого этажа. А игра с плавно изменяемой шириной окон напоминает центральный ризалит Wine house. Но и различия очевидны: в здании на Красина не было и следа неустойчивости, разве что чуть-чуть, для облегчения целого. Здесь образная неустойчивость, открытость на грани хрупкости тонкого дерева на ветру, причем несколько углов ветром как будто уже выдуло, – стала основой сюжета. Сравним опять с гостиницей: она не просто очень структурна, детализирована, устойчива, она еще и многократно «перевязана» горизонтальными полосами. Хрупкий объем корпуса «Резерва» едва схвачен тонкими полками и стоит, как кажется, на моральном стержне какого-то внутреннего упорства.

Второй, восточный, корпус ТПО «Резерв» использует те же принципы, но каменных поверхностей здесь больше, шахматный порядок строго соблюден – никаких оптических качаний, вырезы входных лоджий массивнее, верхняя пергола только намечена черными вставками. Поверхность цельная, никаких профилировок нет совсем, даже тонких полок. Зато каменные простенки между окнами обведены тонкими отступами и выглядят как костяшки домино, равномерно выстроенные с нахлестом вокруг окон, что тоже антиклассично, поскольку хоть и не скрывает, но маскирует, а значит эстетически игнорирует межэтажные горизонтали. Корпус более весом и основателен, его стереометрия серьезнее, правила строже, хотя шахматный ритм окон все равно противопоставлен «классической» клетке, в которой окна принято ставить одно над другим.
  • zooming
    1 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру

Если первый корпус был похож на неустойчивую конструкцию тонких пилонад, то второй как будто блок известняка, аккуратно обтесанный, с вырезанными «по линейке» проемами. Что и понятно – он представляет свою версию комплекса городу, машинам, едущим по кольцу, он должен быть прост, ясен и «работать» издали. А стройный, тонкий, колышущийся западный корпус обращен к парку, отсюда различия в трактовке одной темы.

Неоклассика или модерн? 
Здание SPEECH в обрамлении двух башен «Резерва» остро отличается. Оказавшись между минималистскими пропилеями, авторы пошли от ар-деко вглубь и обратились за поддержкой к модерну. Причем скорее даже не к архитектуре модерна начала века, прямого сходства здесь нет, а к его плакату и гравюре, что позволило укрупнить форму. Модерн, как известно, был тотальным стилем, который стремился захватить собой все виды искусства и больше внимания уделял дизайну, оформлению, всяким оберткам и афишам. Для кого-то это милые мелочи, а для стиля это был способ проникнуть в жизнь людей и коммерцию повсеместно. К чему это я? – а к тому, что средний корпус, если подумать, похож на подарочную коробку в плиссированной бумаге, перетянутую орнаментальными лентами. Ленты, надо сказать, даже не модерн, а неоклассика: гирлянды с рельефом лаврового венка напоминают о Максе Клингере и еще о доходном доме 1917 года на Краснопролетарской улице, в двух шагах от офиса SPEECH, там они обрамляют подъезды, есть ощущение, что архитекторы попросту заметили их, идя мимо на работу, и развили тему, превратив в основную и «скрестив» с модерном из-за укрупнения элемента.
  • zooming
    1 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру

От гирлянд, вероятно, происходит и двойная «перевязанность» корпуса: они сами перевиты, и в то же время опоясывают здание.
Дом на Краснопролетарской улице. 1917
Фотография: Архи.ру

«Плиссировка» очень крупная – это ряды треугольных эркеров, одна часть каменная, другая, пошире, стеклянная. Углы скруглены по большому диаметру, их сочетание с широкими плоскими вертикалями напоминает сытинскую типографию «Утро России» и банковские здания Китай-города. Но не совсем: зигзаг, перевязанный «лентами», все же впрямую не похож ни на одно здание модерна. Объемный трехгранный эркер там появиться с легкостью мог, а треугольный вряд ли. Так что, с одной стороны, сходство, а с другой – довольно высокая степень обобщения и остранения – вызывают довольно неожиданный эффект при восприятии; оно кажется модерном, который крутнули как юлу, и его фасады «поехали» по часовой стрелке – ощущение, построенное примерно как стена-штора Джулио Романо в палаццо дель Те, найденное маньеристами и в современной архитектуре популярное, поскольку связано с нашим представлением о динамике архитектуры, искусства в основе статичного, но увлеченного намеком на движение.

Дальнейшее развитие темы в домах ЖК следует тем же принципам, разве что напряжение сопоставления несколько размывается – «руки» и подходы заметно разнятся, а материал, пропорции и композиция едва-едва, что обеспечивает цельность. Высотность к северу растет, а композиция, начатая трапециевидным «покоем» гостиницы, завершается подобным ему домом с раскрытыми крыльями, обращенными навстречу крыльям гостиницы, то есть внутрь территории. Четыре П-образных дома-рамки раскрыты к общему бульвару, но сохраняют и собственные дворы. «Резерв» придерживается тонкой минималистической решетки, раскрывает стеклянные углы – SPEECH варьирует классические мотивы и орнаментику.
Офисный корпус, ТПО «Резерв»
Фотография: Архи.ру
Два офисных корпуса, SPEECH и ТПО «Резерв», в общей перспективе
Фотография: Архи.ру

Есть и еще одна особенность: при всем имманентном различии подходов, подчеркнутом в тонкостях, здания поставлены рядом, достаточно плотно, и в некоторых вещах, помимо сходного материала, «взаимопроникают». К примеру можно вспомнить, что зигзагообразный фасад в других случаях – любимый прием Владимира Плоткина, вот он появляется не только в доме-воспоминании о модерне, но и во входной группе здания «Резерва» напротив – как будто один корпус отпечатался в другом. Но при восприятии существенны еще и отражения. Стекла здесь имеют достаточно высокий коэффициент зеркальности, конечно не блестят как новогодняя елка, но отражают отлично, и ходя между зданиями мы видим одно из них в стекле другого, что довольно занимательно, особенно там, где три разных корпуса поставлены рядом. Один подход буквально накладывается на другой, и тут становится очевидна важность единого кода, пропорций и близкого материала, наличие некоей общей базы. Заметим, что соседство разных фасадов в рамках близкой высотности и пропорционального строя – особенность исторического города, а вот взаимодействие через отражения скорее модернистский прием, распространившийся в эпоху качественного, и желательно чтобы и хорошо вымытого, стекла. В данном случае мы наблюдаем, как этот модернистский принцип проникает в комплекс, построенный на принципах нового урбанизма, помогает выстраивать отношения между разными пластическими подходами, разбрасывает солнечные зайчики вокруг, формирует некий новый, в сущности, конгломерат, вариант города, который одним определением: классический, современный, – не опишешь. Что и правильно, подхода-то здесь – как минимум два, оба играют на хорошем пластическом уровне, и темы вступают в диалог на равных, задавая даже разные пути такого диалога.

Поставщики, технологии

Проект:
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36

Авторский коллектив:
SPEECH
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Архитекторы проекта: Марина Кузнецкая (ГАП) Анастасия Гриценко, Александр Лайко, Виталий Чеканов, Наталья Шитвина, Иван Шутиков, Людмила Макухина (ГИП)

ТПО «Резерв»
Руководитель авторского коллектива ТПО «Резерв»: Владимир Плоткин
Архитекторы проекта: Сергей Успенский (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Антон Егерев (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Анастасия Иванова (ГАП), Татьяна Максимова, Андрей Нигматулин (ГАП), Азат Хасанов, Евгений Чебышев
Инженеры: Игорь Кортышко (ГИП), Владимир Паненков, Вадим Семенов, Виктор Андреев, Людмила Каверзнева, Ольга Бурмистрова

2006 — 2013 / 2013 — 2020

Заказчик: ЗАО «Управляющая компания «Динамо»

14 Августа 2019

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
СПИЧ, ТПО «Резерв»: другие проекты
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Похожие статьи
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.