Московский стройкомплекс начал «поедать» памятники с удвоенной скоростью

Во вторник в Музее архитектуры руководители «Архнадзора» собрали пресс-конференцию, возвестив о тревожной тенденции нынешнего лета – историческая застройка Москвы, от которой осталось уже не так много, все чаще идет под снос ради расчистки стройплощадок. И это несмотря на кризис.

mainImg

Как рассказали представители «Архнадзора», новая волна наступления властей на историческую застройку началась в мае с распоряжения правительства Москвы о создании Межведомственной комиссии по постановке на госохрану объектов регионального значения. Комиссией руководит Владимир Ресин, заместитель мэра, глава столичного стройкомплекса, а также – председатель печально известной «несносной» комиссии при правительстве Москвы по сохранению зданий в исторически сложившейся части города. С мая новая межведомственная комиссия определяет, достойно ли то или иное здание охраны как «объект культурного наследия регионального значения». Комиссия отсеивает все, что считает недостойным охраны, а список оставшихся в итоге объектов передает Москомнаследию, которое, таким образом, имеет дело с уже отфильтрованными списками и на судьбу зданий, не прошедших ресинскую комиссию, повлиять не может.

Владимиру Ресину лично предстоит до 1 января будущего года рассмотреть около двух с половиной тысяч памятников. Впрочем, комиссия работает быстро: уже на первом заседании 17 июня успели посмотреть около 100 адресов, включающих более 200 памятников. Около 110 объектов поставили на учет, а 131 при этом было рекомендовано вывести из-под охраны. Таким образом, по словам Александра Можаева, баланс работы комиссии в итоге оказался отрицательным – сняли с охраны больше, чем предложили поставить.

Причем некоторые объекты из числа «отверженных», мягко говоря, удивляют: прежде всего, это дом деда Льва Толстого, князя Волконского на Воздвиженке, 9. Того самого, что был прототипом старого князя Болконского, а само здание было описано в «Войне и мире». Правда в ходе недавней реконструкции оно уже утратило свои интерьеры, однако «Архнадзор» и директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимир Толстой намерены защищать это здание.
Еще одно здание, которое сейчас выводят из-под охраны – московская соборная мечеть на Олимпийском проспекте. Ее планируется снести и построить заново в составе нового молельного комплекса значительной площади (проект недавно был рассмотрен московским архитектурным советом). Снос постройки 1904 года, по словам присутствовавшего на пресс-конференции заместителя директора Музеев Кремля Андрея Баталова, обосновывается ложным богословским заявлением, будто бы михраб мечети неверно ориентирован. В то же время техническая экспертиза показала, что здание находится в удовлетворительном состоянии.

Наконец под удар попал целый ряд «рабочих поселков» 1920-1930-х гг., которые, видимо, будут снесены как ветхий жилой фонд. Уже выведены из-под охраны Буденновский, Усачевский, Нижнее-Пресненский, Погодинский и Русаковский поселки, а также комплекс студенческих общежитий в Анненгофской роще. Показательно, что это решение совпало с событием в судьбе авангардного наследия Германии, где, как пишет «Газета», подобные нашим поселкам «зидлунги» были, наоборот, внесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Основанием для вывода из-под охраны, по словам Александра Можаева, являются не заявления специалистов, историков и искусствоведов, а письма «хозяйствующих субъектов» непосредственно к Владимиру Ресину с просьбой посодействовать скорейшему избавлению объекта от статуса памятника, что связывает им руки в проведении надлежащей реконструкции. Александр Можаев даже зачитал собравшимся ряд таких писем.

В то же время в числе объектов, недавно поставленных под охрану, фигурируют значительные и ценные памятники, до сих пор как бы и не замеченные, что само по себе говорит о большой запущенности в данной сфере. Не секрет, что многие заявки пылятся в Москомнаследии с 1970-х годов. Среди них – англиканская церковь напротив Консерватории, усадьба Секретарева на углу Гагаринского пер. и Гоголевского бульвара, где жил архитектор Константин Тон, ограда усадьбы Вяземского, где жил Николай Карамзин, несколько адресов Федора Шехтеля.

Буквально вслед созданию упомянутой межведомственной комиссии правительство Москвы издало распоряжение № 932-рп «О сносе отселенных жилых домов и строений на территории города Москвы», до сих пор, как пишет «Архнадзор», не опубликованное на официальном сервере, но уже активно действующее. На повестке 110 отселенных домов, многие из которых доведены до аварийного состояния за десятилетия бесхозности, пожаров и прочих бед. Многие, правда, еще выглядят сравнительно крепкими. Причем, около шестидесяти из них – старинные здания, среди которых есть и весьма ценные:среди них постройки усадьбы графа Разумовского середины XVIII в. на Большой Никитской, 9. Перестроенный, а с 2004 года аварийный, дворец в свое время был внесен Матвеем Казаковым в хрестоматийные альбомы лучших московских зданий. На сайте Москомнаследия он до сих пор числится выявленным памятником, что, однако, не мешает его снести.

По сведениям «Архнадзора», уже снесены дома в Малом Тишинском пер. 13 и 15, в Костомаровском пер. 15, по ул. Гиляровского 64 и 76, по Садовнической, 39 и проч. Примечательно, что сносы проводятся под знаменем «антитеррористической безопасности» населения.
В этот ряд попал и целый квартал исторических домов на Садовнической набережной, бывших в конце XIX–начале XX вв. во владении купцов Бахрушиных. Сигналом послужило трагическое обрушение дома № 71/8/стр.3, где нелегально проводилась разборка стены. На место, как это бывает в таких случаях, выехала комиссия из представителей Москомнаследия, Госстройнадзора, Объединения административно-технических инспекций и Стройкомплекса Москвы под руководством префекта ЦАО Алексея Александрова. Был составлен акт о сносе здания во избежание дальнейшего обрушения – Александров заявляет, что акт касался и дома № 71, и дома № 80. По информации же «Архнадзора» в акте записан лишь первый (документ продемонстрировали присутствующим), и на этом основании незаконно снесен весь квартал, хотя соседние здания (по адресу 80/2/стр. 1,2,3) находились в 100 и более метрах от обрушения. Скорость, с какой действовали городские власти, просто не позволила бы сделать техническую экспертизу, считает Наталья Самовер. Однако, на протесты общественности префект ЦАО заявил, как цитирует «Независимая газета», что «здание в свое время было расселено и стояло в планах «под снос» – для последующего строительства муниципального жилья». Это противоречит тому факту, что еще 10 июня «сносная» комиссия Ресина приняла решение о сохранении комплекса зданий по Садовнической 80/2. «Да, он находится на территории охранной зоны, утвержденной соответствующим постановлением правительства Москвы, – полагает префект, – но это не значит, что здание имеет какую-то историческую ценность».

Строительство муниципального жилья на этом месте, по элементарным подсчетам, которые изложила Наталья Самовер, попросту миф, тщательно поддерживаемый главным архитектором и городскими властями. На самом деле образовавшийся пустырь вкупе с большой автостоянкой по другую сторону Садовнического переулка превратился в лакомый кусок, который можно выгодно продать застройщику. Кстати, все 110 домов из списка на снос находятся в городской собственности. Как комментирует распоряжение  о сносе газета «МК», выставить на аукцион город вправе только пустые участки без обременений, поэтому властям приходится расчищать их под разными предлогами самостоятельно.

«Политика городских властей  в июне стала чудовищной, – заявил свою позицию директор Музея архитектуры Давид Саркисян. –  Мы не можем кидаться под бульдозер,  но мы должны зафиксировать свою позицию, и пусть история нас рассудит». Заместитель директора Музеев Кремля Андрей Баталов заметил, что снос в Садовниках и подобные ему факты отнюдь не неожиданность. По его словам, сносы неизбежны, так как они являются частью механизма, определяющего всю градостроительную политику Москвы. Раздражение, вызывающее у некоторых представителей власти деятельность общественников, напомнило Баталову дело сотрудников центральных реставрационных мастерских 1934 года, которые препятствовали сносу «ненужных» зданий. Ситуация во многом повторяется. И если сегодня памятники архитектуры стали более или менее неприкосновенны, то комплекс так называемых «ценных объектов градостроительной среды» от сноса не застрахован.

Помнится, не так давно мэр грозил уголовной ответственностью за порчу архитектурных памятников. Однако, как заметил Константин Михайлов, не всегда находится тот, кого наказывать. На вопрос представителей «Архнадзора» по поводу сноса исторических домов в Печатниковом переулке управа ответила, что, оказывается, не разрешала никому ничего делать. Кто же тогда тот неизвестный инвестор, люди которого приходят на стройплощадку, предъявляя в качестве документа водительские права, и пытаются удалить со стройки назойливых общественников, запасшихся на это специальными разрешениями?  Противник ясен, но неуловим. Однако «Архнадзор» не собирается опускать руки.

Константин Михайлов, Давид Саркисян, Рустам Рахматуллин, Наталья Самовер, Андрей Баталов. Фото Натальи Коряковской.
Садовническая набережная, д. 39: снесён
Улица Гиляровского, д. 64: снесён
zooming
Садовническая улица, д. 80 /2
zooming
Квартал на Садовнической набережной. Снесен.
zooming
Большая Никитская, д. 9: под угрозой
zooming
Будённовский «рабочий посёлок» Б. Почтовая ул., д. 18/20 кор.1: рекомендовано вывести из списка памятников
zooming
Московская соборная мечеть Выползов пер., д. 7: рекомендовано вывести из списка памятников
zooming
Улица Воздвиженка, д. 9: рекомендовано вывести из списка памятников

30 Июня 2009

Пресса: Тень павшего дома. Исторический облик Москвы не пережил...
В июне архитектурный облик Москвы претерпел серьезные изменения. Всего за месяц было снесено восемь зданий, представляющих собой историческую ценность. Снос целого квартала на Садовнической улице вызвал сильный общественный резонанс. Но еще большее количество архитектурных памятников только ожидают своей очереди на уничтожение или реконструкцию.
Пресса: "Мы, как собственник, озабочены..."
В тот самый день, когда в Москве началась катастрофа на Садовнической набережной, межведомственная комиссия столичного правительства разбирала вопрос о статусе исторических памятников. Как предложить в Москве памятник на госохрану — известно: написать заявку в Москомнаследие. А есть ли куда написать, чтобы памятник с охраны сняли?
Пресса: Наступление на столицу
Невзирая на экономический кризис, столичные власти, в частности Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, продолжают уничтожать историческое наследие города. Активисты движения «Архнадзор» бьют тревогу.
Пресса: На месте разобранного дома на Садовнической набережной...
На Садовнической набережной на месте разобранного дома, примыкавшего к рухнувшему зданию, построят 10 тыс. кв м муниципального жилья. Об этом 24 июня сообщил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. По его словам, новое здание, которое планируется возвести на этом месте, будет вписываться в архитектуру района, не превысит этажность сложившейся застройки и будет передано под заселение по различным социальным программам.
Пресса: Власти Москвы обсудят целесообразность сохранения...
Московские власти в связи с обрушением дома на Садовнической набережной, в результате которого погибли люди, пересмотрят свое решение о сохранении почти половины аварийных зданий в центре столицы, сообщил журналистам в среду главный архитектор города Александр Кузьмин.
Пресса: Дом с кариатидами
В Москве множество “домов с кариатидами”, но знающему москвичу это словосочетание, скорее всего, напомнит о доме 7 в Печатниковом переулке. Его кариатиды самые залихватские, самые породистые; несколько чудаковатые, но совершенно очаровательные. Они служат не одним из элементов декора, а главным украшением фасада небольшого здания, делают его похожим на диковинную резную шкатулку.
Пресса: Исторический облик останется в воспоминаниях
Дома начала прошлого века столице уже не нужны. Постройки на Садовнической набережной исторической ценности не представляют. Их снесут и заменят копиями. Десять тысяч квадратных метров нового жилья в центре достанутся москвичам, которые стоят в очереди на квартиру - пообещал сегодня главный архитектор Москвы.
Пресса: Об "Архдозорах" и "Архконтролях". Не каждый дом в центре...
Тема недавнего обрушения части здания на Садовнической набережной (дом № 71) на минувшей неделе обошла многие СМИ. Как, впрочем, и история со сносом после этого соседнего дома № 80. При этом в ряде изданий утверждалось, причем со ссылкой в основном на краеведов и общественников, что здание № 80 – «уникальный исторический памятник».
Пресса: Охранная грамота. В столице усиливается надзор за...
Московские власти пытаются сделать более быстрой и эффективной процедуру постановки под государственную охрану памятников исторического и культурного наследия. С этой целью была создана Межведомственная комиссия при правительстве Москвы по вопросам постановки объектов, обладающих историко-культурной ценностью, под охрану.
Пресса: Москва и кирпичи. Столичные власти утверждают: снесенные...
Вчера главный архитектор Москвы Александр Кузьмин собрал журналистов, чтобы ответить на критические публикации, связанные со сносом квартала в исторической застройке города - на Садовнической набережной.
Пресса: Садовники: рухнул дом - сносят квартал
Обрушение дома 71 по Садовнической набережной, повлекшее человеческие жертвы, было главной темой новостей на минувшей неделе. Дом - казалось бы, вещественное доказательство незаконных строительных работ - снесен на следующий день после открытия уголовного дела.
Пресса: Старую Москву сносят, не забывая о духовности
Разрушение комплекса исторических зданий в центре Москве продолжается, несмотря на протесты историков архитектуры. Рабочие говорят, что снос домов санкционирован столичными властями.
Пресса: Снос домов на Садовнической. Вопросы без ответов
По факту обрушения здания на Садовнической набережной возбуждено уголовное дело - по статье "Нарушение правил строительных работ, повлёкшее смерть двух и более лиц". Сейчас следственный комитет при прокуратуре устанавливает ответственных за случившееся.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Почти утраченная Стрелка
На нижегородской Стрелке 23 декабря прошла очередная акция против зачистки территории бывшего порта. Не исключено, что остатки подлинных построек, борьба за которые не прекращалась в течение года, в январе будут утрачены.
Руины Лондона. Часть II
Продолжаем публикацию эссе историка архитектуры Александра Можаева, посвященного практике сохранения остатков старинных зданий в Лондоне. На этот раз речь о средневековье.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.