Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.05.2024

Бетон, проволока и калька

Анастасия Петракова

Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.

Одно из центральных мест выставки «Чего ты боишься?», которая откроется 22 мая в ЦСИ Винзавод и будет исследовать тему страха в искусстве, займет объект Даниила Пирогова – масштабная инсталляция, напоминающая колонну из земли.

Даниил получил образование и опыт работы в области архитектуры: закончил магистратуру ННГАСУ, участвовал в программе архитекторы.рф в партнерстве со Strelka Institute, работал в Bureau Plombir, с единомышленниками придумал проект arh.kvartirnik, направленный на создание сообщества молодых архитекторов в Нижнем Новгороде. А сейчас пишет диссертацию на тему быстровозводимой архитектуры.

Все это время архитектор создавал и художественные объекты: для фестивалей «Место» и «Артлуга», арт-резиденций в Выксе и Сысерти. О некоторых из них – наш материал.  

 
Даня Пирогов, художник
Основные принципы, которые я перенес в искусство из архитектуры – работа с пространством и выбор медиумов. Еще один пункт – работа со строительными материалами. Мне нравится бетон, смеси с добавлением арболита или керамзита, проволока. Люблю работать с материалами, которые изначально предназначены для утилитарных задач. Из них я создаю объекты тотемического, ритуального толка.

В графике мой визуальный стиль образно и по технике отсылает к архитектурному эскизированию – я использую бумагу, картон и шариковую ручку, через кальку отпечатываю изображения.

Также мне близка работа с тотальной инсталляцией, когда я не просто фокусирую внимание на серии объектов, а полностью погружаюсь в атмосферу или среду.
Гнездо Косху

Фестиваль «Место», Нижний Новгород, 2022

«Места для художественных объектов я начал искать, еще когда работал архитектором. В Нижнем много заброшенных кварталов и не логичных с точки зрения архитектуры территорий, которые ломают голову», – рассказывает Даниил. Одним из таких мест стала крыша, которая лежала на земле посередине пустующего двора, где прежде стояли исторические здания. На нее художник установил «Гнездо Косху» – объект из проволоки, который сгнил и исчез так же, как и крыша, на которой он стоял, отразив состояние среды и отдельных территорий города. Всего «гнезд» четыре, три уже утрачены.

Из серии Гнёзда Косху, ржавая проволока . Фестиваль уличного искусства Место, 2022 НижнийНовгород, улица Грузинская (работа утрачена).
Из серии Гнёзда Косху, ржавая проволока . Фестиваль уличного искусства Место, 2022 НижнийНовгород, улица Грузинская (работа утрачена).
© Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Башни для птиц

Фестиваль «АртЛуга»

Работа связана с темой памяти и возвращением птиц после зимовки. Сильное влияние на нее оказал Петер Цумтор, утверждавший, что «время – тоже инструмент, оно умеет менять архитектуру своим способом». Три башни из обожженного дерева, установленные в разных точках Артёмовских лугов в Нижегородской области, ограничивали территорию и подводили зрителя к месту, откуда открывался красивый вид на реку. Ежегодно друзья и знакомые художника присылали фотографии, наблюдая за тем, как башни преображаются. 

Башни для птиц, Обожженное дерево, ветки. Фестиваль-экспедиция Артлуга, 2022, Нижегородская область © Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Башни для птиц, Обожженное дерево, ветки. Фестиваль-экспедиция Артлуга, 2022, Нижегородская область
© Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Башни для птиц, Обожженное дерево, ветки. Фестиваль-экспедиция Артлуга, 2022, Нижегородская область © Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Башни для птиц, Обожженное дерево, ветки. Фестиваль-экспедиция Артлуга, 2022, Нижегородская область
© Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Башни для птиц, Обожженное дерево, ветки. Фестиваль-экспедиция Артлуга, 2022, Нижегородская область © Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Башни для птиц, Обожженное дерево, ветки. Фестиваль-экспедиция Артлуга, 2022, Нижегородская область
© Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Invertitur | Инверсия

Персональная выставка

Выставка объединяет работы, которые предлагают три способа осмысления одного архитектурного элемента – колонны. В работе «Катки» колонна с каннелюрами падает и раскалывается на несколько частей, которые превращаются в шестеренки. В «Шалаше» колонна перестает выполнять функцию непоколебимой опоры, на которой держатся перекрытия. Образно три сплетенные колонны отсылают к сэрге, якутским постройкам, которые обозначают, что у места есть хозяин. По традиции их нельзя разрушать, они сами должны прийти в негодность. 

INVERTITUR I ИНВЕРСИЯ.  Персональная выставка, Калуга, галерея Pro Art_s, 2023.  Куратор Ангелина Ворона © Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
INVERTITUR I ИНВЕРСИЯ. Персональная выставка, Калуга, галерея Pro Art_s, 2023. Куратор Ангелина Ворона
© Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
INVERTITUR I ИНВЕРСИЯ.  Персональная выставка, Калуга, галерея Pro Art_s, 2023.  Куратор Ангелина Ворона © Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
INVERTITUR I ИНВЕРСИЯ. Персональная выставка, Калуга, галерея Pro Art_s, 2023. Куратор Ангелина Ворона
© Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Незначительное

Архстояние, 2023

Для этого проекта художник снова выбрал работу со средой и маршрутом зрителя. Модули из местного валежника рассредоточены по территории леса, а центральную инсталляцию видно издалека, что позволяет говорить о формировании ансамбля, хотя зритель мог и не видеть всех его элементов. «Здесь на меня повлиял принцип комплексности, – рассказывает художник, – когда имеется среда, в которой идентичные элементы формируют маршрут, но и растворяются в пространстве».

Незначительное. Валежник, ветки. Архстояние.Кэмпы, в кэмпе ЦСИ Сияние. Куратор Ольга Широкоступ.  Никола-Ленивец, 2023 © Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Незначительное. Валежник, ветки. Архстояние.Кэмпы, в кэмпе ЦСИ Сияние. Куратор Ольга Широкоступ. Никола-Ленивец, 2023
© Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Незначительное. Валежник, ветки. Архстояние.Кэмпы, в кэмпе ЦСИ Сияние. Куратор Ольга Широкоступ.  Никола-Ленивец, 2023 Незначительное. Валежник, ветки. Архстояние.Кэмпы, в кэмпе ЦСИ Сияние. Куратор Ольга Широкоступ.  Никола-Ленивец, 2023
Незначительное. Валежник, ветки. Архстояние.Кэмпы, в кэмпе ЦСИ Сияние. Куратор Ольга Широкоступ. Никола-Ленивец, 2023
Незначительное. Валежник, ветки. Архстояние.Кэмпы, в кэмпе ЦСИ Сияние. Куратор Ольга Широкоступ. Никола-Ленивец, 2023
Подъемные силы

Маркет WIN WIN

Объект состоит из множества модулей, которые создают ощущение единой массы. При кажущейся монументальности он все же уязвим и хрупок, так как сделан из проволоки и кальки. Художник вдохновлялся принципами быстровозводимой архитектуры и создания объектов из легких материалов.

Подъемные силы. Инсталляция. Калька, проволока. Маркет современного искусства win win при поддержке ЦСИ Винзавод © Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Подъемные силы. Инсталляция. Калька, проволока. Маркет современного искусства win win при поддержке ЦСИ Винзавод
© Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Подъемные силы. Инсталляция. Калька, проволока. Маркет современного искусства win win при поддержке ЦСИ Винзавод © Фотография предоставлена Даниилом Пироговым
Подъемные силы. Инсталляция. Калька, проволока. Маркет современного искусства win win при поддержке ЦСИ Винзавод
© Фотография предоставлена Даниилом Пироговым