Фотографии Евгения Халдея
Удивительно, как человеческая жизнь может вместить столько потрясений и событий, сколько выпало на долю Евгения Халдея. Он переехал в Москву в конце 1930-х: до войны успел поработать в Фотохронике ТАСС – снимал ДнепроГЭС, улицы столицы. А в 1941-м отправился на фронт и дошел до Берлина, где сделал свой самый знаменитый снимок – «Знамя над Рейхстагом». После 1945-го Евгений Халдей стал документировать мирную жизнь города с его парадами физкультурников и атлетов, гостей города на Красной площади, повседневную жизнь москвичей. Сюжеты буквально окружали фотографа: даже быт коммунальной квартиры становился предметом его пристального внимания.
«Закат». Сергей Оссовский
Сам художник об этой картине из серии «Мой город», которую он написал в 1988 году, говорит, что испытывал в это время тревогу, предчувствуя грядущие изменения. Вместе с тем это был период творческого подъема и обращения к гиперискусству. А пока взглядам зрителей открывается городская панорама: Новый Арбат и кинотеатр Октябрь, здание высотки на площади Восстания и Дом полярников. Город, который одновременно существует в прошлом, настоящем и будущем.
«Москва». Олег Иващенко
Классический московский вид – Кремль и Замоскворечье – встречается Садовым кольцом и его сталинской застройкой, промзонами и спальными районами и ультрасовременными офисными комплексами. Москва, в городской застройке которой пересекаются разные исторические эпохи, постоянно меняется, и всякий раз она кажется немного – но другой. Не случайно художник изобразил город, укрыв его мягким рассветным светом: очертания зданий нечетки, и можно представить себе свою идеальную столицу.
«Собор Василия Блаженного». Владимир Клавихо-Телепнев
О красоте, скрытой вокруг нас, рассказывает серия фотографа «Кремль». Работы, вошедшие в нее, стали результатом технического и стилистического экспериментов. Часть досок, на которых затем печатались фотографии, художник сначала нагревал и выносил на мороз – так получался оригинальный узор. Яркие, густые рассветные лучи превращают купола Покровского храма в фантастические сооружения как будто из иного мира.
«Отражение. Прошлое и будущее». Наталья Ворошилова
Каждый дом мимо бизнес-центра у Белорусского вокзала проходят сотни людей, спешат мимо старообрядческой церкви святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы, которая отражается в стеклянных панелях современного здания. Перекличка между прошлым и настоящим: в годы советской власти в храме размещалась мастерская художественного комбината имени Вучетича. А еще здесь работал скульптор Сергей Орлов – именно здесь он создал памятник Юрию Долгорукому, который сейчас стоит на Тверской площади.
«Автопортрет. Дом». Екатерина Гревцова
«Вот опять окно, где опять не спят» – цветаевские строки невольно вспоминаются при взгляде на картину Екатерины Гревцовой. Она написала ее во время пандемийного карантина. Лирический зимний пейзаж за окном вот-вот скроется в сумерках, только подсвечник в виде домика, который художница держит в руках, разгоняет сгущающуюся тьму.
«Дом». Анна Лапшинова
В ностальгической серии «Дом», чтобы придать дополнительный объем работам, художница использовала лайтбоксы. Силуэты растений, скрытых шторами, кажется напоминанием о степенной жизни московских двориков, где все знают друг друга и делят все беды и радости.