Застройка западной части Петроградской стороны, которую дополнит дом RBI, напоминает Крестовский остров, только более плотный. Дома здесь строятся в классе не ниже «бизнес» и непременно чем-то выделяются: выраженной пластикой, обилием декора, акцентами, материалами, иногда – всем сразу. В сочетании с остатками исторической застройки, промышленными корпусами и лакунами выглядит это довольно пестро.
Например, в перспективе Средней Котловской улицы, длина которой составляет всего пару сотен метров, видно конструктивистское здание подстанции фабрики «Красное знамя», а с противоположной стороны – комплекс Trinity из стекла и бетона, спроектированный британскими бюро. Такое же стилевое разнообразие присуще всему окружению будущего дома: в пределах небольшого квартала умещается клубная «Октавия» от бюро Intercolumnium и доходный дом конца XIX, нарядное здание бывшего Общества железопрокатного и проволочного завода и неприглядные корпуса автотранспортного предприятия – его-то место и займет дом RBI.
Бюро SLOI приняло условия игры, введенные предшественниками, и без лишней робости спроектировало дом, который не потеряется на фоне соседей, но в то же время использовало и вполне традиционные для Петербурга решения. Получилось как минимум свежо.
Участок представляет собой вытянутый вдоль почти всей Средней Колтовской улицы прямоугольник, который «прорастает» в сторону Малой Зелениной улицы двумя ответвлениями разной ширины. Бюро SLOI предлагает близкое к симметричному каре, которое раскрывается в сторону двора, приводя к порядку фронт Средней Колтовской улицы и ее угол с Петергофской. Такое расположение «достраивает» вполне характерный для исторического центра квартал, только большего масштаба, оставляя место для детских площадок, озеленения и открытых парковок. Впрочем, у архитекторов взгляд на композицию несколько иной.
Валентин Коган, SLOI Architects
Дом на Средней Колтовской улице задуман как пример активного силуэтного градостроительного решения в историческом квартале Петроградки. С одной стороны, такой подход предлагает альтернативу традиционному принципу с периметральной застройкой, разделяющей улицу и двор: в нашем проекте внимание уделено пространствам и поверхностям, которые позволяют зрителю почувствовать проницаемость здания. С другой стороны, большое значение мы придали материальности фасадов, которые переосмысливают кирпичный стиль петербургской эклектики начала XX века.
Мы создали цепочку из дугообразных корпусов, с «прорезями», которые начинаются от земли или с шестого этажа. На получившихся брандмауэрах разместили мозаичные панно из глазурированной керамической плитки. Такое решение создает последовательность из высотных акцентов и насыщенных цветовых поверхностей вдоль Средней Колтовской улицы.
Мы создали цепочку из дугообразных корпусов, с «прорезями», которые начинаются от земли или с шестого этажа. На получившихся брандмауэрах разместили мозаичные панно из глазурированной керамической плитки. Такое решение создает последовательность из высотных акцентов и насыщенных цветовых поверхностей вдоль Средней Колтовской улицы.
Итак, дом состоит из двух г-образных корпусов, связанных вестибюльной группой. Образовавшийся в месте соединения «просвет» архитекторы поддерживают еще несколькими «выемками» из основного объема здания, которые помогают избежать довлеющей массивности, задать ритм и добиться проницаемости.
В местах «выемок» стены, как уже было сказано, украшает мозаика из керамической плитки, причем изображения, созданные по мотивам сказочных иллюстраций Ивана Билибина, прорезают окна с рамами синего кляйновского цвета. Эти торцы объединяют три так или иначе петербургских мотива: глухие брандмауэры, в которых со временем пробиваются окна; монументальные советские мозаичные панно, а также голландское влияние, только современное – прием похож на тот, что использовали MVRVD в комплексе Markthal в Роттердаме.
«Основные» фасады более нейтральны и облицованы клинкерной плиткой серых оттенков с вкраплениями изумруда, сапфира и опала. Их вогнутая форма и галерея первого этажа – оммаж ленинградскому наследию Петроградской стороны, жилому дому Ленсовета на набережной реки Карповки, построенному по проекту Евгения Левинсона и Игоря Фомина. Преемственность особенно чувствуется со стороны южного фасада, где остекление первого этажа, впрочем, заставляет вспомнить еще и дом Юрия Григоряна в московском Молочном переулке.
Вдоль Средней Колтовской улицы секции дома образуют «волны», намекающие на близость Малой Невки, которые в зависимости от ракурса то открывают, то прячут мозаику. Образованные дугой откосы окон украшает зубчатая объемная кладка, а углы, в которых располагаются лоджии, – решетчатая «клаустра». Помимо прочего дуга позволяет еще и небанально оформить верхний этаж, которому необходимо отступить от конька вдоль Петергофской улицы.
Остекление и отступ первого этажа отделяет его от основной массы здания, но в то же время активно включает в пространство улицы галерею коммерческих помещений.