Пленение плетением

Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.

Реклама
mainImg
Компaния:
Porotherm
Сколь бы древним ни было строительство из кирпича, интерес к нему со стороны профессионалов и пользователей не утихает. Архитекторы всех направлений ценят этот теплый, человечный и бесконечно разнообразный материал. Представители модернизма понимают, что в этом стиле мало деталей, и кирпичная кладка с мелкой текстурой в каком-то смысле берет на себя роль деталей, и отвечает за красоту и богатую фактуру поверхности. Поэтому они много экспериментируют с кирпичом, изобретают новые виды кладки. Архитекторы, работающие в стиле неоклассики и ар-деко, применяют весь арсенал приемов оформления кирпичного фасада, созданный веками.

Что же это за арсенал? Виды кирпичной кладки можно условно поделить на традиционные и новаторские. Традиционная кладка по-прежнему активно применяется. К ней относятся следующие виды кладки, или кирпичной перевязки: тычковая (кирпич выкладывается короткой стороной к лицу фасада) и ложковая (кирпич выкладывается длинной стороной), английская, голландская, фламандская, готическая, монастырская и т.д. Кладки различаются в зависимости от сдвига кирпича в следующем ряду на половину или на четверть, в зависимости от чередования тычковых и ложковых рядов. При соединении кирпичей разных цветов или различных кладок, а также при варьировании цвета растворного шва можно получить бесконечное количество узоров и комбинаций.
  • zooming
    1 / 5
    Виды традиционной кирпичной кладки
    Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 5
    Виды традиционной кирпичной кладки
    Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 5
    Виды традиционной кирпичной кладки
    Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    4 / 5
    Виды традиционной кирпичной кладки
    Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    5 / 5
    Виды традиционной кирпичной кладки
    Предоставлено Wienerberger

Более новым методом является создание рельефа на поверхности стены и перфорация, или плетение. Создание рельефа – как регулярного, так и фантазийного, асимметричного, как бы хаотического, превращает поверхность фасада фактически в скульптуру.
  • zooming
    1 / 3
    Рельефная кладка
    Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 3
    Рельефная кладка
    Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 3
    Рельефная кладка
    Предоставлено Wienerberger

Кирпичный узор с перфорацией все чаще применяется в современных постройках. У плетенки тоже традиционное происхождение. Это бразильская кладка, которая называется claustra и происходит от слова «ограждение». Плетенки активно используются, например, в качестве скрытых окон.
  • zooming
    1 / 4
    Кладка Claustra
    Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичная кладка Claustra
    Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичная кладка Claustra
    Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичная кладка Claustra
    Предоставлено Wienerberger

Именно перфорация – всевозможные плетенки и решетки – главная тенденция последних лет. Одним из резонансных случаев крпичного плетения стал построенный выдающимся швейцарским архитектором Петером Цумтором музей «Колумба» в Кёльне – место паломничества архитекторов со всего мира. Цумтор создал в музее знаменитый зал с археологическими остатками древнего романско-готического собора, которые можно осмотреть, двигаясь по мосткам в полумраке под аккомпанемент колокольного звона. Сквозь кирпичную стену с отверстиями солнечный свет проникает в этот зал, создавая атмосферу размышления в духе максимы «И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
  • zooming
    1 / 3
    Питер Цумтор. Музей Св. Колумбы в Кёльне.
    Фото: Raimond Spekking via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0-migrated
  • zooming
    2 / 3
    Питер Цумтор. Музей Св. Колумбы в Кёльне.
  • zooming
    3 / 3
    Питер Цумтор. Музей Св. Колумбы в Кёльне.

Цумтор воплотил кирпичное плетение в кёльнском музее в 2007 году. Архитекторы подхватили идею, и сегодня существует масса ее модификаций. Интересно, что кирпичная плетенка применяется как в холодном, так и в жарком климате. В жарком она, кроме красоты, способствует естественному проветриванию постройки, а в холодном в большинстве случаев требует двойного фасада. Интерес к перфорации кирпичного фасада ярко демонстрируют два последних конкурса Brick Award 2018 и 2020 года.

Старая церковь XIII века в Виланова дела Барка (Каталония) была разрушена во время гражданской войны 1936 года. Ее руины недавно было решено обстроить и сделать там концертный зал. Для того чтобы заполнить пустоты между старинными стенами отлично подошла двойная кирпичная кладка, обращенная к интерьеру пористой стороной кирпича, образовавшая прочные, но «воздушные» границы, четко обозначающие современность. Часть стен выложена ажурной кладкой. Проект бюро AleaOlea Architecture & Landscape был оценен жюри конкурса Brick Award 2018 и удостоен специального приза.
  • zooming
    1 / 3
    Церковь в Виланова (Каталония). AleaOlea Architecture & Landscape
    © Adrià Goula Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 3
    Церковь в Виланова (Каталония). AleaOlea Architecture & Landscape
    © Adrià Goula Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 3
    Церковь в Виланова (Каталония). AleaOlea Architecture & Landscape
    © Adrià Goula Предоставлено Wienerberger

Факультет радио и телевидения Силезского университета в Катовице получил Гран При на конкурсе Brick Award 2020 за разнообразие и тонкость в применении кирпича. Старинный фасад сохраненного здания с традиционной кирпичной кладкой сопоставлен с прозрачной современной «решеткой», выполненной точно из того же кирпича. Кирпичная решетка продолжается вверх и в стороны от старого здания (оно составляет примерно одну шестую часть новой постройки), причем наверху решетка образует мансардный скат, повторяющий наклон мансарды соседнего дома, а дальше переходит в плоскую крышу. В решении фасадов других корпусов применен прием кирпичной решетки в комбинации с деревом. В интерьере кирпич ручной формовки с разнообразными нюансами спекания и цветовыми градациями покрывает стены, пол, а местами даже потолок. Для потолка архитекторами также придумана перфорированная структура – нечто вроде кессонов из кирпича.
  • zooming
    1 / 4
    Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
    Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 4
    Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
    Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 4
    Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
    Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    4 / 4
    Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
    Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger

Студия фото-художницы в Мехико, которая победила в конкурсе Brick Award 2020 в номинации , предлагает еще один вариант кирпичной «вязки». Ажурные стены из кирпича местного производства – одновременно и связь и граница между домом и окружением. Кирпичный узор прост, но выразителен: ряды из двух тонких горизонтальных кирпичей чередуются с вертикальными кирпичами в два раза большей толщины, расположенными с воздушными паузами между ними. Просвечиваемый солнцем этот узор образует в интерьере причудливый рисунок, сплетенный из света и тени.
  • zooming
    1 / 4
    Mauricio Rocha+ Gabriela/ Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде в Мехико
    Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 4
    Mauricio Rocha+ Gabriela/ Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде в Мехико
    Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 4
    Mauricio Rocha+ Gabriela/ Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде в Мехико
    Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    4 / 4
    Mauricio Rocha+ Gabriela/ Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде в Мехико
    Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger

Наряду с современной перфорацией кирпичного фасада любопытно обращение к таким историческим элементам, как узор в качестве фирменного знака места. Так поступили авторы ЖК «Большевик», бюро IND Architects. Поскольку рядом комплексом находится историческое здание фабрики «Большевик» конца XIX в., бывшей «Эйнем» с характерным узором из светлого и красного кирпича, то в новых зданиях апартаментов архитекторы придумали узор светлых крестов на красном кирпиче и выдержали его во всем комплексе. Причем, порой узор сочетается и с рельефом, то есть становится объемным. И даже сама кладка может имитировать легкую неровность исторической, тогда при подсветке стена обретает жизнь, светотень и подчеркнутую рукотворность.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК Большевик, IND Architects
    Фотография © Savatzky Property Management
  • zooming
    2 / 4
    ЖК Большевик, IND Architects
    Фотография © Savatzky Property Management
  • zooming
    3 / 4
    ЖК Большевик, IND Architects
    Фотография © Savatzky Property Management
  • zooming
    4 / 4
    ЖК Большевик, IND Architects
    Фотография © Savatzky Property Management

Возможны и более строгие виды кладки, при ближайшем рассмотрении создающие дорогую изящную поверхность. Ряды в Художественном музее Базеля образуют дорогую «вельветовую» поверхность, при ближайшем рассмотрении этот «вельвет» оказывается кирпичной кладкой с выступающим рядом.
  • zooming
    1 / 4
    Christ & Gantenbein. Художественный музей в Базеле
    © Rory Gardiner, Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 4
    Christ & Gantenbein. Художественный музей в Базеле
    © Rory Gardiner, Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 4
    Christ & Gantenbein. Художественный музей в Базеле
    © Rory Gardiner, Предоставлено Wienerberger
  • zooming
    4 / 4
    Christ & Gantenbein. Художественный музей в Базеле
    © Rory Gardiner, Предоставлено Wienerberger

Подобные простые, но изысканные приемы решения фасада остаются актуальными наряду с инновационными и авангардными.
  • zooming
    1 / 5
    Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld
    © Фотография Marcel Willems, Den Bosch
  • zooming
    2 / 5
    Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld
    © Фотография Marcel Willems, Den Bosch
  • zooming
    3 / 5
    Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld
    © Фотография Marcel Willems, Den Bosch
  • zooming
    4 / 5
    Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld
    © Фотография Marcel Willems, Den Bosch
  • zooming
    5 / 5
    Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld
    © Фотография Marcel Willems, Den Bosch

 
***
Приглашаем архитекторов на вебинар по системам кирпичной кладки и новым коллекциям компании Wienerberger, который пройдет 29 октября 2020 года.

 

Поставщики, технологии

Porotherm

22 Октября 2020

Porotherm: другие статьи и новости
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.