Бизнес-центр «Невский, 38», Санкт-Петербург
/ Business centre "Nevsky, 38", St.Petersburgинформация:
-
статус
реализовано -
даты
2000 — 2001 / 2001 — 2004 -
место
Санкт-Петербург
Невский пр., д. 38 -
координаты
59.935358, 30.331355 -
функция
Административно-офисный / бизнес-центр -
площадь застройки
3150 м2 -
общая площадь
14500 м2 -
строительный объем
76000 м3
Никита Явейн
Nikita Yavein / РоссияСтудия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Архитекторы: Никита Явейн, Виталий Антипин, Валерий Кулаченков, Павел Соколов при участии Петра Березина, Владимира Зенкевича, Марьям Замеловой, Людмилы Кутузовой, Владимира Парфенова, Натальи Побединской, Жанны Разумовой, Татьяны Сологуб, Варвары Хмелевой
Реставраторы: Архитектурная студия Михайлова
Конструкторы: Олег Курбатов, Борис Миронков
Реставраторы: Архитектурная студия Михайлова
Конструкторы: Олег Курбатов, Борис Миронков
партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: ОАО «ПСБ»
описание:
Реновация памятника архитектуры с почти 300-летней историей, пережившего на своем веку более 10 перестроек и серьезно пострадавшего от пожара 1994 г., сопоставима с борьбой хирургов за жизнь великого больного. Вначале, словно пинцетом, было убрано все малоценное. Затем восстановлено все значимое, составляющее душу этого здания: сводчатые подвальные помещения XVIII в. (арх. Михаил Земцов), классические фасады начала XIX в. (арх. Карл Росси), чугунные колоннады 1881 г. (арх. Генрих Пранг), двухсветный операционный зал бывшего Волжско-Камского банка в духе позднего французского классицизма (1898, арх. Леонтий Бенуа).
Наконец, тесная площадка внутреннего двора, где только и возможно было новое строительство, была преобразована в крытый атриум, плотно окруженный блоками офисов. Ключевым знаком, способным обратить сложности и недостатки этого высокого узкого пространства, почти ущелья, в художественные достоинства, явился образ многоуровневого римского акведука. Его каменные аркады как главное изобразительное средство дополнены металлической паутиной мостов и мостиков, переброшенных над зияющей пустотой. Так – функционально и образно – объединены многочисленные «культурные слои» дома, расположенные на самых разных уровнях и отметках.
Смысловым центром композиции стала отреставрированная башня исторического сейфинга с поблескивающей надежными запорами крупповской дверью, к которой ведет узкий подъемный мостик. Это зрелище привораживает взгляд, заставляя зрителя гадать, куда же он попал – в гравюру Пиранези или в виртуальное пространство компьютерной игры на сюжет гангстерского боевика.
На каждом уровне атриума возникает свое восприятие пространства: от узкого каньона в нижней части атриума к уютным дворикам на средних уровнях и от них к парадным, престижным, окруженным аркадами дворам. Пространства атриума естественно перетекают в отреставрированные исторические помещения – в богато декорированный лепкой и зеркалами зал Леонтия Бенуа, в строгие анфилады, обрамленные рядами чугунных колонн Генриха Пранга и т.д. При этом большое разнообразие впечатлений достигается исключительно за счет пространственных решений, поскольку кроме аркад никакие другие изобразительные элементы в здание не вводятся.
В этом проекте, как и на других объектах реконструкции в самом центре Петербурга, очень важно было найти баланс между требованиями по охране культурного наследия и функциональной программой заказчика. Мы рассматривали свою деятельность не как финальное преобразование, а как очередной строительный этап, который должен не бороться с предыдущими периодами, а дополнять, вливая в них новую жизнь. Нам хотелось, чтобы при следующих перестройках дома с нашим вкладом в него обошлись бы так же бережно, как мы с работами наших предшественников.
Наконец, тесная площадка внутреннего двора, где только и возможно было новое строительство, была преобразована в крытый атриум, плотно окруженный блоками офисов. Ключевым знаком, способным обратить сложности и недостатки этого высокого узкого пространства, почти ущелья, в художественные достоинства, явился образ многоуровневого римского акведука. Его каменные аркады как главное изобразительное средство дополнены металлической паутиной мостов и мостиков, переброшенных над зияющей пустотой. Так – функционально и образно – объединены многочисленные «культурные слои» дома, расположенные на самых разных уровнях и отметках.
Смысловым центром композиции стала отреставрированная башня исторического сейфинга с поблескивающей надежными запорами крупповской дверью, к которой ведет узкий подъемный мостик. Это зрелище привораживает взгляд, заставляя зрителя гадать, куда же он попал – в гравюру Пиранези или в виртуальное пространство компьютерной игры на сюжет гангстерского боевика.
На каждом уровне атриума возникает свое восприятие пространства: от узкого каньона в нижней части атриума к уютным дворикам на средних уровнях и от них к парадным, престижным, окруженным аркадами дворам. Пространства атриума естественно перетекают в отреставрированные исторические помещения – в богато декорированный лепкой и зеркалами зал Леонтия Бенуа, в строгие анфилады, обрамленные рядами чугунных колонн Генриха Пранга и т.д. При этом большое разнообразие впечатлений достигается исключительно за счет пространственных решений, поскольку кроме аркад никакие другие изобразительные элементы в здание не вводятся.
В этом проекте, как и на других объектах реконструкции в самом центре Петербурга, очень важно было найти баланс между требованиями по охране культурного наследия и функциональной программой заказчика. Мы рассматривали свою деятельность не как финальное преобразование, а как очередной строительный этап, который должен не бороться с предыдущими периодами, а дополнять, вливая в них новую жизнь. Нам хотелось, чтобы при следующих перестройках дома с нашим вкладом в него обошлись бы так же бережно, как мы с работами наших предшественников.
пресса:
04.03.2006
Мария Фадеева.
Хранилище ценностей
// Building ARX
, №2
http://www.arx.su/magazine/arx2_cont_6.shtml
09.12.2001
Владимир Фролов. Реконструкция дома №38 на Невском проспекте под многофункциональный центр // Проект Россия , №44
события:
- 20.07.2011
- Санкт-Петербург
- лекция
Лекция архитектора Никиты Явейна «Драматургия атриума»
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
23.12.2024
Город без города
Григорий Дайнов23.12.2024
Больше стиля
Евгений Герасимов20.12.2024
Пара театралов
Никита Явейн19.12.2024
Звери в пещере
Сергей ПадалкоТехнологии:
24.12.2024
Группа компаний BRAER
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования: тенденции мощения от BRAER
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.Группа компаний BRAER
20.12.2024
КНАУФ ГИПС
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной детской больницы
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.КНАУФ ГИПС
18.12.2024
Новые горизонты
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство стиля и образов
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.Новые горизонты
17.12.2024
РЕХАУ
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре с алюминиевыми СПК
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.РЕХАУ
16.12.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый квартал»
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.АО «Фирма «КИРИЛЛ»
13.12.2024
ПАО "СИБУР Холдинг", IND
Архитектурная вселенная материалов IND
Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.ПАО "СИБУР Холдинг", IND