English version

Форма винодельни

Рассказываем подробнее о появлении формы и реализации винодельни «Скалистый берег», спроектированной Александром Балабиным и его компанией «Северин-Проект» в Краснодарском крае и ставшей в 2021 году одним из финалистов WAF.

mainImg
Архитектор:
Александр Балабин
Мастерская:
Северин-Проект http://severinproekt.ru/
Проект:
Винодельня «Скалистый берег»
Россия, Варваровка

Авторский коллектив:
Александр Балабин

2020
Винодельня «Скалистый берег», построенная Александром Балабиным в деревне Варваровка недалеко от Анапы – скульптурное здание с верхним этажом в форме морской гальки, расположено посреди великолепного холмистого ландшафта с виноградниками, занимающего 32 га. У названия «Скалистый берег» есть французский аналог Cote Rocheuse – поскольку здесь производят, в основном, французские вина: Мерло, Пино Нуар, Каберне Совиньон, Шардоне. 
Винодельня «Скалистый берег»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект

В 2021 году винерия получила диплом на «Золотом сечении» и вошла в число финалистов одного из крупнейших международных конкурсов WAF.
cic =

Александр Балабин, Северин-Проект

«Что касается WAF, мы и не надеялись зайти так далеко. С нами в номинации «Производство, энергия, переработка» соревновались глобальные проектные компании с такими уже известными проектами, как, например, мусоросжигательный завод с лыжной трассой на кровле в Дании. Попадание в финал WAF, да ещё и в номинации, где соревнуются реализованные проекты, считаю серьёзным  достижением».

«Скалистый берег» – винерия гравитационного типа, виноградный сок и сусло здесь перемещаются под действием силы тяжести, механическое воздействие на них минимизировано, что позволяет максимально сохранить особенности терруара – той суммы особенностей места, которая определяет специфику вина и к которой восходит вся ценность «контролируемого географического наименования». Место расположения здания на территории 32 га предложил заказчику Александр Балабин, перепад высоты в 10 м на участке строительства сделал возможным винодельню гравитационного типа, а с эксплуатируемой части кровли открываются виды на море между холмами. 

Здание совмещает в себе всю технологическую цепочку: производство, хранение вина в бочках и разлив по бутылкам, а также ресторан, дегустационный зал и смотровую площадку. В здании винерии предусмотрено много пространства для проведения выставок и винных симпозиумов.
  • zooming
    1 / 14
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    2 / 14
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    3 / 14
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    4 / 14
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    5 / 14
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    6 / 14
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    7 / 14
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    8 / 14
    Винодельня «Скалистый берег». Ситуационный план
    © Северин-Проект
  • zooming
    9 / 14
    Винодельня «Скалистый берег». План третьего этажа
    © Северин-Проект
  • zooming
    10 / 14
    Винодельня «Скалистый берег». План первого этажа
    © Северин-Проект
  • zooming
    11 / 14
    Винодельня «Скалистый берег». План второго этажа
    © Северин-Проект
  • zooming
    12 / 14
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    13 / 14
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    14 / 14
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект

Всю схему производства, хранения и распределения функций по этажам Александр Балабин изобразил на рисунке максимально наглядно.
Схема гравитационного виноделия
© Александр Балабин

В фильме «Хороший год» владелец виноградников говорит знаменательную фразу: «Я люблю делать вино, потому что этот благородный нектар просто не способен лгать. Как только ты поднесешь бокал ко рту, аромат и вкус вина расскажут тебе о нем всё». Из этих качеств вина и родилась главная идея винодельни «Скалистый берег».
  • zooming
    1 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    2 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    3 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект

В здании, созданном архитектором Александром Балабиным, ясно читаются две части: ортогональное брутальное трехэтажное производственное здание из архитектурного бетона и стекла, частично заглубленное в холм, и верхний эллипсовидный объем дегустационного зала, по форме напоминающий морскую гальку. «Вино – абсолютно натуральный продукт, который с годами становится только лучше, и открытый бетон – ему сродни, потому что это честный, натуральный материал», – считает автор. Искусство виноделия – тяжелый ручной труд 365 дней в году, и ему соответствует основной ортогональный объем, в котором объединены производство, хранилища, винотеки и офисные помещения. А дегустация вина – это чувственное наслаждение, и для него создан дегустационный зал в гладком белом эллипсе с видом на море и ландшафт. Из зала можно выйти на эксплуатируемую кровлю основного здания. 
  • zooming
    1 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    2 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    3 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект

История проекта такова. В 2017 году заказчик обратился к Александру Балабину с прагматичным запросом: ему требовался простой технологичный объект из быстровозводимых конструкций. Но в процессе работы задание изменилось и потребовалась архитектура. Александр сделал несколько вариантов. 
  • zooming
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект

Первый назывался «Тоскана» и был выполнен в обобщенном стиле ранне-ренессансной архитектуры, второй – «Баухаус», третий – «Карло Скарпа», в духе знаменитого итальянского мастера ХХ века, четвертый выглядел наиболее технологично, как швейцарский завод. А пятый, самый экспрессивный, Александр Балабин нарисовал для себя. Как водится, его и выбрали.
  • zooming
    1 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    2 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    3 / 3
    Винодельня «Скалистый берег». Эскиз Александра Балабина
    Предоставлено Северин-проект

В построенном здании сохраняется эта непосредственность, легкость мгновенного росчерка, рожденного морем, небом и дыханием ландшафта в попытке ухватить гений места. «Камень» как бы небрежно лежит на крыше постройки, слегка нависая консолью. Основные три нижних яруса выполнены в бетоне, но второй и третий этажи, где сидят люди, имеют стеклянные фасады. Получается, что «галька» лежит на стеклянном объеме, отражающем небо, то есть между «небом» и небом, и в визуальном контакте с морем.
Винодельня «Скалистый берег»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект

Тектоника постройки в целом довольно острая. Не только «галька» парит над землей, визуально опираясь всего лишь на легкий стеклянный ярус, но и платформа с консольным выносом между первым и вторым этажом лежит на ленточном окне, то есть опять-таки как бы на пустоте. Входы в здание, слегка заглубленные, почти сливаются со стеклянным фасадом, не нарушая композиции подчеркнутых горизонталей. Слева от винодельни проложена парадная лестница, соединяющая несколько этажей.

Производственная часть третьего яруса, где идет загрузка винограда, в отличие от офисной стеклянной, выполнена в бетоне, с выразительными проемами в форме «гальки» большего и меньшего размера. Так главная тема морского камня разрабатывается в отдельных мотивах. Через эти окна и через стеклянные фасады винодельня связана с окружением, причем технические окна есть и внутри, так что идя по коридору, человек может и заглянуть в брутальные производственные помещения, и любоваться пейзажем.
  • zooming
    1 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    2 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    3 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект

Для того чтобы все это реализовать, Александру Балабину и его партнерам пришлось преодолеть недюжинные технологические вызовы. Технология нанесения стеклофибробетона на эллипсовидную металлическую конструкцию – для России достаточно новая. Строителями покрова «гальки» стали Андрей Полетаев и группа компаний «Архитектура Благополучия» и компания OOO МРГ Строй/Soldisgroup, которые делали криволинейные павильоны в парке «Зарядье», а также интерьер офисного здания Захи Хадид на Шарикоподшипниковской улице. 

С открытым бетоном все складывалось не менее драматично, но результат впечатляет. Многие архитекторы любят открытый бетон за честность, маскулинность, долговечность. Со стороны Александра Балабина это еще и оммаж Тадао Андо. Стены винерии трехслойные. Внутренний слой (200 мм) и внешний слой (100 мм) – это архитектурный бетон без декора, между ними 100 мм теплоизоляции. Единственный декор на бетонной стене – отверстия, следы от крепления опалубки и швы.
  • zooming
    1 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    2 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    3 / 3
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект

«Здание винодельни выстроено из монолитного железобетона по причине сейсмики в 9 баллов, – рассказывает Александр Балабин. – Масса времени у меня ушла на составление опалубочных карт. Я добился, чтобы карты были определенного размера, чтобы крепеж был в определенных местах, чтобы это коррелировало с рисунком импостов, с горизонталями. Когда снимаешь опалубку, бетон должен остаться как есть, без доделок. Если у строителей с первого раза не получалось, я заставлял их срубать и делать бетон заново. Для оконных проемов в форме гальки на столярном производстве были изготовлены так называемые обечайки. По ним уже выполняли алюминиевые рамы, которые потом встали в проемы без всякой штукатурки. Считаю, что строители на 90-95 процентов справились с реализацией проекта.
  • zooming
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект

С эллипсовидным покрытием мы воевали целый год. Раньше эта технология стеклофибробетон с финишным полимерным покрытием в этом регионе, и вообще в России, не применялась. Нечто похожее есть только у Захи Хадид в центре Гейдара Алиева в Баку. Из-за жары было трудно добиться гомогенизирования наружного слоя. Команда Андрея Полетаева, авторов парка Зарядье, сначала предполагала сделать покрытие из ламелей и даже изготовила их на производстве, но потом отказались от этой идеи из-за швов. Решили наносить покрытие с помощью послойного напыления. Но если не делать этого непрерывно (людям же надо обедать и спать), в шлангах остается  раствор, который промывают уайтспиритом, а потом из-за этого покрытие плохо застывает, пузырится и т.д. Эту проблему тоже решили. Иными словами, в процессе работы была преодолена масса сложностей, но, в конце концов, все получилось».
  • zooming
    1 / 6
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    2 / 6
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    3 / 6
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    4 / 6
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    5 / 6
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект
  • zooming
    6 / 6
    Винодельня «Скалистый берег»
    © Северин-Проект

Интерьеры винерии продолжают темы, заданные внешним решением. Брутальные производственные цеха с бетонными стенами и металлическим оборудованием, при этом наполненные светом из окон, звучат по-рок-н-рольному мощно. 
  • zooming
    1 / 3
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    2 / 3
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    3 / 3
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект

Бетонные лестницы соединяют пространства этажей, где, предположительно, будут экспонировать современное искусство. Столь же выразительны и строги внешние лестницы.
  • zooming
    1 / 4
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    2 / 4
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    3 / 4
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    4 / 4
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект

Интерьеры в  зоне шоу и дегустации совсем другие. Это экспрессивные белые опоры под стать внешней параметрической форме «гальки».
  • zooming
    1 / 6
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    2 / 6
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    3 / 6
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    4 / 6
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    5 / 6
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    6 / 6
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект

Дизайн деревянной демонстрационной «колонны» в зоне ресепшн тоже принадлежит Александру Балабину. 
  • zooming
    1 / 4
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    2 / 4
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    3 / 4
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    4 / 4
    Винодельня «Скалистый берег», интерьер
    Фотография: предоставлена Северин-Проект

«Я уже говорил в другом интервью, что с винодельней Cote Rocheuse нам повезло, – подчеркивает Александр Балабин. – Нам не заказывали памятник архитектуры. Но мне хотелось сделать вещь такую же честную и долговечную, как хорошее вино. Отсюда открытый бетон как снаружи, так и внутри. Бетон – натуральный и долговечный материал, как вино – натуральный продукт. Современная архитектура с навесными фасадами рассчитана максимум на пятьдесят лет. Вентилируемые кирпичные фасады на самом деле имеют толщину кирпича 2 см, а за ним металлические подсистемы крепления и утеплитель. Наша же винодельня  с основным зданием из трехслойного бетона способна простоять пятьсот лет и больше».
  • zooming
    1 / 4
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    2 / 4
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    3 / 4
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект
  • zooming
    4 / 4
    Винодельня «Скалистый берег»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект

Архитектура виноделен – сегодня жанр не менее выигрышный, чем архитектура музеев современного искусства. О таком заказе мечтают многие архитекторы. Заказчики рассматривают архитектуру винерий как часть шоу в непростом искусстве виноделия. В этом жанре в последние 20 лет отметились все международные звезды архитектуры. Первыми были Херцог и де Мерон, которые, сложив винодельню из габионов в калифорнийской долине Напа, сразу получили Прицкеровскую премию в 2001 году. Столь же эффектно выступили Ричард Роджерс, Заха Хадид, Калатрава, Норман Фостер и другие. 

Наконец эти веяния пришли и в Россию. Несмотря на провозглашенный в 1986 году Горбачевым сухой закон и вырубленные виноградники (этот факт Александр Балабин упомянул в онлайн-презентации для WAF), отечественное виноделие развивается, хотя это не быстрый процесс. Например, виноградники «Скалистого берега» начали выращивать в 2011 году. Владельцы, естественно, хотят прибавить к вину символический капитал, который дает запоминающаяся архитектура. С этой же целью винодельни совмещают с галереями современного искусства. В последние годы появился ряд произведений в этой типологии. Винерия  «Скалистый берег» уже вызвала большой интерес у руководителей винных туров, причем особый ажиотаж связан именно с архитектурой. Что касается жителей Краснодарского региона, то они уже  считают винодельню «Скалистый берег» своей достопримечательностью.

Поставщики, технологии

Larta Glass Ramenskoe
Архитектор:
Александр Балабин
Мастерская:
Северин-Проект http://severinproekt.ru/
Проект:
Винодельня «Скалистый берег»
Россия, Варваровка

Авторский коллектив:
Александр Балабин

2020

16 Февраля 2022

Северин-Проект: другие проекты
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Похожие статьи
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.