Дворики Петербурга – такая же достопримечательность, как Эрмитаж или разводные мосты. И гости, и местные любят их за эскапическую атмосферу: ныряешь с шумного проспекта под арку, идешь лабиринтами серых «колодцев» и оказываешься в тихом старом городе, с пристройками, лесенками, гирляндами и зазывно-уютными витражами кофеен. Таких гастрономических, креативных, фестивальных пространств за последние годы было обустроено без счета, но они продолжают появляться и пользоваться популярностью.
Способов освоения подобных территорий два: оставить все как есть, добавив лишь самое необходимое, либо реновировать и благоустраивать – тогда дух места скорее всего уйдет, зато придут крепкие арендаторы. Проект «Проксима» – скорее второй вариант: заказчик увидел потенциал в двух зданиях, относящихся к комплексу подковно-гвоздильного завода Посселя, и поставил архитекторам задачу приспособить их к новой жизни и запустить процесс джентрификации, не забывая о памяти места.
Нарядный краснокирпичный завод Посселя построили в 1915 году. Изначально здесь делали подковы и гвозди, во время войны перешли на нужды авиации, потом производили эскалаторы. В 2016 году комплекс был признан региональным памятником архитектуры. До недавнего времени его территория оставалась заброшенной и неизвестной городу, во дворике ветшала чаша фонтана, зарастал травой памятник героям войны. Два корпуса, выходящие на Малый проспект В.О., охранного статуса не имеют – видимо, из-за перестроек и утраченного облика. Однако заказчик, имея возможность сносить и строить выше, предпочел остаться в рамках существующего масштаба и стиля.
Дому на Малом проспекте, 57, вернули утраченную скатную кровлю, расширили окна первого этажа, сделали гибкие планировки. На момент публикации в здании разместился самый большой ресторан Петербурга.
Второй корпус, дом 55, – построен на основе одноэтажного здания. Также архитекторам удалось включить в состав фасада исторический кирпичный забор, который теперь отмечает уровень пешехода. Верхняя часть облицована современной клинкерной плиткой, металлические вставки с заклепками и антрацитовые рамы откликаются на индустриальное прошлое территории.
Оба здания соединяет оштукатуренная белым цветом секция, решенная предельно лаконично – внутри размещены два лестничных узла. Эта небольшая и сугубо утилитарная вставка сообщает комплексу необходимую толику современности и делает его заметным на фоне других реконструкций: там, где действуют охранные обязательства, обычно нельзя позволить даже такую степень контраста.
Закрытый двор со сквером инвестор благоустраивал совместно с администрацией города по принципу соучаствующего проектирования в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Важнее всего резидентам района было восстановить фонтан. Он и стал центром сквера, мощение которого напоминает шестеренку – в память о бывшем производстве. Существующие деревья сохранили и дополнили туями, памятник народным ополченцам завода восстановили и отреставрировали.
Проект «Проксима» дух места не только сохраняет, но отчасти и конструирует. Новый корпус формирует фронт улицы и одновременно делает дворовый сквер более приватным, никакими деталями или материалами не вызывая диссонанса. Фонтан в окружении ресторанных столиков напоминает пьяцетту и в декорациях кирпичных заводских фасадов выглядит настолько неожиданно, что моментально вызывает желание увидеть его собственными глазами.
Способов освоения подобных территорий два: оставить все как есть, добавив лишь самое необходимое, либо реновировать и благоустраивать – тогда дух места скорее всего уйдет, зато придут крепкие арендаторы. Проект «Проксима» – скорее второй вариант: заказчик увидел потенциал в двух зданиях, относящихся к комплексу подковно-гвоздильного завода Посселя, и поставил архитекторам задачу приспособить их к новой жизни и запустить процесс джентрификации, не забывая о памяти места.
Нарядный краснокирпичный завод Посселя построили в 1915 году. Изначально здесь делали подковы и гвозди, во время войны перешли на нужды авиации, потом производили эскалаторы. В 2016 году комплекс был признан региональным памятником архитектуры. До недавнего времени его территория оставалась заброшенной и неизвестной городу, во дворике ветшала чаша фонтана, зарастал травой памятник героям войны. Два корпуса, выходящие на Малый проспект В.О., охранного статуса не имеют – видимо, из-за перестроек и утраченного облика. Однако заказчик, имея возможность сносить и строить выше, предпочел остаться в рамках существующего масштаба и стиля.
Дому на Малом проспекте, 57, вернули утраченную скатную кровлю, расширили окна первого этажа, сделали гибкие планировки. На момент публикации в здании разместился самый большой ресторан Петербурга.
Второй корпус, дом 55, – построен на основе одноэтажного здания. Также архитекторам удалось включить в состав фасада исторический кирпичный забор, который теперь отмечает уровень пешехода. Верхняя часть облицована современной клинкерной плиткой, металлические вставки с заклепками и антрацитовые рамы откликаются на индустриальное прошлое территории.
Оба здания соединяет оштукатуренная белым цветом секция, решенная предельно лаконично – внутри размещены два лестничных узла. Эта небольшая и сугубо утилитарная вставка сообщает комплексу необходимую толику современности и делает его заметным на фоне других реконструкций: там, где действуют охранные обязательства, обычно нельзя позволить даже такую степень контраста.
Закрытый двор со сквером инвестор благоустраивал совместно с администрацией города по принципу соучаствующего проектирования в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Важнее всего резидентам района было восстановить фонтан. Он и стал центром сквера, мощение которого напоминает шестеренку – в память о бывшем производстве. Существующие деревья сохранили и дополнили туями, памятник народным ополченцам завода восстановили и отреставрировали.
Проект «Проксима» дух места не только сохраняет, но отчасти и конструирует. Новый корпус формирует фронт улицы и одновременно делает дворовый сквер более приватным, никакими деталями или материалами не вызывая диссонанса. Фонтан в окружении ресторанных столиков напоминает пьяцетту и в декорациях кирпичных заводских фасадов выглядит настолько неожиданно, что моментально вызывает желание увидеть его собственными глазами.