Куратор биеннале Аарон Бецки задал сложную тему. Ее никто толком не понимает, отсюда происходит разнообразие решений. Цветы и капустные грядки чередуются с рядами книг и компьютеров, картины с инсталляциями, мебельный дизайн с ландшафтным. Некоторые павильоны стоят почти пустыми, открывая простор для многозначительных интерпретаций. Словечко beyond режет глаз, потому что всякий раз очевидно, что оно появляется неспроста, а специально для того, чтобы выстроить связь с девизом биеннале.
В такой ситуации жюри (которое состоит из пяти человек: Паолы Антонелли, Макса Холляйна, Джефри Кипниса, Фаршида Мусави и Луиджи Престиненца Пуглиси), вероятно, было непросто определить свои предпочтения. Однако объявленные вчера три новых лауреата (два золотых льва и один серебряный) довольно-таки очевидно выстраиваются в один ряд. Все это очень легкие, почти детские проекты.
Золотого льва за национальный павильон получила экспозиция Польши под названием ‘Hotel Polonia: the afterlife of buildings’. Несколько новых и известных зданий Польши в изящных и смешных коллажах изображены сменившими функцию. Гигантский храм превращен в аква-парк, офисный центр Метрополитен Нормана Фостера – в тюрьму, по аэропорту бродят коровы. Стеклянная башня превращена в надгробный памятник: к ней пририсованы рельефы, а сверху изображено дно заржавленной эстакады, так, как будто бы 40-этажный гигант стал миниатюрным. Что напоминает один из фильмов канала National Geographic о жизни на земле после людей или просто фантастическое кино. Все вместе довольно-таки весело, если не сказать прикольно. Идея Аарона Бецкого насчет архитектуры, выходящей за рамки понятия «здание» перевернута наизнанку – тут здания выведены за рамки своих функций, а авторы откровенно играют в слова с заумным кураторским девизом. Все бы ничего, но немного легковесно – зато отдыхают и душа и голова.
Среди проектов именитых авторов, выставленных в Арсенале и призванных интерпретировать в виде инсталляций тему, заданную куратором, жюри выбрало небольшую, легкую и яркую – несколько скульптур Грега Линна, собранных из разрезанных на части пластмассовых детских игрушек, переплетенных между собой в непонятные и не лишенные сюрреалистического привкуса композиции. Автор называет их прототипами мебели, но хорошо видно, что эта мебель склеена из пластмассовых качалок, утят и баклажанов.
Третья – не золотая, а серебряная и молодежная – награда досталась стенду чилийских архитекторов под названием Elemental. Это зародыши пригородного социального жилья, вырастающие из совместного творчества архитекторов и будущих жителей. Насколько можно понять из крайне лаконичной и бедной экспозиции, архитекторы раздают жителям бумажные развертки – макеты будущих домов – и дают им возможность творить в строго определенных рамках – рисовать окошки там, где захочется и раскрашивать будущие фасады карандашами в понравившийся цвет. Поэтому одну треть стенда составляют нарисованные фасады, другую – лаконичные бумажные кубики, а третью – связывающий их аттракцион. Глядя в бумажные стереоскопические окуляры, можно наблюдать разные стадии воплощения замысла, которые упрямо заканчиваются красным бархатным интерьером. Стенд расположен в Джардини, в посвященном архитектурным экспериментам павильоне Италии, на третьем этаже (надо дважды подниматься по лестнице), он мал и плохо заметен – вероятно, столь же скромен, как и чилийские пригороды, о которых идет речь.
Таким образом, если судить по выбору жюри биеннале, архитектура помимо здания состоит из: шуток, игрушечной мебели и нарисованных домиков. Можно подумать, что от неопределенности глубокомысленной темы архитекторы впали в детство, стали непосредственны и достигли наконец свободы творческого выражения. Теперь-то, вероятно, и раскроются новые горизонты.