Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.10.2019

Вероника Кунина: «Главная проблема современного образования – отсутствие коммуникационной открытости»

Диана Баранова

Уже сегодня в Гостином дворе открывается фестиваль «Зодчество’19». Старший преподаватель кафедры архитектуры НИУ МГСУ Вероника Кунина рассказала нам о кураторском проекте «РеФормация».

Что вы покажете посетителям «Зодчества» в рамках своего спецпроекта?

В.К.: Я и мои коллеги из НИУ МГСУ, СПбГАСУ и ННГАСУ представим проектные предложения 15 студенческих групп, которым в рамках межвузовской проектной практики в кратчайший срок предстояло выстраивать командные отношения, менять роли и развивать новые стратегии коммуникации.

Кураторы спецпроекта «РеФормация»:  Вероника Кунина, Галина Федотова, Андрей Мурунов, Александра Игнатова
Кураторы спецпроекта «РеФормация»: Вероника Кунина, Галина Федотова, Андрей Мурунов, Александра Игнатова


Такая практика стала возможна благодаря экспериментальному летнему курсу, проведенному тремя ведущими вузами страны: НИУМГСУ, ННГАСУ и СПбГАСУ. Студенты переезжали каждые 3-4 дня в новый город. Это ускорило процесс взаимообогащения между участниками групп, в ходе которого происходило постоянное переплетение деятельности и обмен информацией. Наш спецпроект проиллюстрирует то, как педагоги старались решить одну из самых актуальных проблем в образовании – коммуникационную открытость внутри студенческого – будущего профессионального – сообщества и проблему открытости обществу в целом.

Значит ли это, что в современном архитектурном образовании еще есть проблемы?

В.К.: Да, конечно. Архитектура на практике – это процесс соучастия, предполагающий взаимодействие со многими заинтересованными в проектировании сторонами, но академическое образование не в полной мере готовит студентов к необходимым навыкам.

В учебном плане подобные профессиональные умения уже включены в предметные рубрики и предполагается, что студенты отточат их в ходе практики. Однако, здесь стоит остановиться на нескольких моментах. Во-первых, достижение баланса между рядом областей профессиональных навыков в контексте учебной программы чрезвычайно сложно и требует тщательного планирования. Во-вторых, в рамках установленного учебного плана навыки общения описываются с точки зрения способности презентовать проекты другим, а не как двусторонний интерактивный процесс. В-третьих, этап оценки проектов в институте не поощряет учащихся делиться своими идеями и развивать их друг с другом, а это могло бы заложить основы для состязательных отношений между докладчиком и слушателем, которые затем перешли бы к отношениям профессионала с не-архитекторами.

Как тема вашего спецпроекта перекликается с понятием «прозрачности»?

В.К.: «Прозрачность» – коммуникационная, средовая, пространственная и временная, стали лейтмотивами экспериментального летнего курса. Участками проектирования были выбраны неоднозначные многосложные городские площадки с различным горизонтом решения заложенных в них проблем.

На каких площадках работали студенты?

В.К.: В качестве темы для проектирования в Санкт-Петербурге было предложено благоустройство центральных площадей города-памятника, новое должно было стать прозрачным в прямом смысле слова. Именно здесь был задан общий темп и масштаб будущих проектных экспериментов.

В Нижнем Новгороде перед командами стояла непростая градостроительная задача – предложить концепцию развития Окской набережной. Ее идентичность натолкнула участников на идею выявления проницаемости временных эпох в пространстве улицы-набережной – прозрачности времени и среды.

Тема реновации заброшенных зон обслуживания железных дорог и их интеграции в структуру общественных городских пространств определила курс работы участников в Москве. Существующая проблематика продиктовала направление проектирования – сохраняя существующую функцию путей сообщения, впустить дополнительные и придать новое качество среде – связанность и проницаемость – сделать ее прозрачной для города.

В чем актуальность поднимаемой вами темы?

В.К.: Архитектура, процветая как язык, должна привлекать публику, генерировать спрос на нее и ценности, которые она представляет. Роль архитектора-проектировщика на практике – это роль «интегратора», объединяющего людей, процессы и места для создания согласованной рабочей среды. В профессиональной практике навыки управления межличностными отношениями обогащают и расширяют границы проектного мышления.

Выставочная экспозиция нашего спецпроекта как раз продемонстрирует пересечение образовательных программ – прозрачность образовательных систем, возникающую в коммуникации и рождающую новые смыслы.

ХХVII Международный фестиваль «Зодчество’19» пройдет с 17 по 19 октября в Гостином дворе. Ознакомиться с подробной информацией о событии и зарегистрироваться на фестиваль в качестве гостя можно на официальном сайте www.zodchestvo.com.
беседовала: Диана Баранова