Свет в порту

Концепция превращения части территории кабельного завода в культурный, рекреационный и прочий кластер – от бюро «Хвоя». Уже достаточно известная, но пребывающая в принципиальном развитии. Суровая, но увлекательная.

Автор текста:
Дарья Горелова

mainImg

Мастерская:

ХВОЯ

Проект:

Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
Россия, Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40

Авторский коллектив:
«авторский коллектив принципиально обезличен – АБ «ХВОЯ»

2017

Заказчик: УК «Севкабель Порт»
Управление проектом: Miles & Yards
Севкабель Порт, открывшийся для ежедневного посещения осенью 2018 – модное в Петербурге пространство, «раскрутить» которое удалось исподволь и быстро: с лета 2017 на территории будущего кластера проходили фестивали, и за тестовый период появились такие арендаторы, что про новое тусовочное пространство написали практически все издания, следящие за общественной жизнью (The Village; Афиша; Бумага). Севкабель уверенно претендует на звание эталонного примера развития общественного пространства современного постиндустриального типа: реконструкция едва успевает за смысловыми «вбросами», арендаторы из правильных тусовок, граффити уже есть, заводские корпуса не сносят, более того, следы промышленной жизни сохраняют и местами преумножают в инсталляциях. Катушек разного формата – а это символ кабельного завода – внутри и снаружи масса. Институт «Стрелка» провел здесь свою «неделю» с лекциями, на днях отметился Архпароход: в Севкабеле открыли архитектурный клуб Materia. В мае объявили результаты конкурса «Горизонт» на кровлю корпуса «Б», первое место в котором занял проект DNK ag. Модное пространство представляется успешным и свершившимся, ну или уверенно развивающимся.
Набережная. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    1 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    6 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

Проектом реорганизации территории занимаются архитекторы бюро «Хвоя». И вот на наши попытки познакомиться с проектом поближе они ответили примерно то, же что написано на сайте бюро: проект в развитии, это принципиально процесс. Поэтому показать можем только концепцию. Так что наш рассказ основан на материалах концепции и информации, найденной в публикациях о бурной тусовочной / общественной жизни комплекса.

«Мы начали работать над проектом по приглашению Леши Онацко, с которым до этого пытались делать парк Взморье, и которому просто понравились два наших бумажных проекта: каток на Мойке и реновация Яхт-клуба, – рассказывают архитекторы. – Что примечательно, оба эти проекта мы делали для собственного удовольствия и выставки Проекта Балтия».
  • zooming
    1 / 3
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 3
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 3
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

Итак, территория, отведенная для кластера, расположена между рекой и Кожевенной линией: отделена примерно пятая часть, самый выгодный участок с видом и при воде. Рабочая часть оптимизированного производства к северу от улицы углубляется в город. Севкабель, надо сказать, строит новый завод в индустриальном парке Марьино под Петергофом.

На участке нового многофункционального пространства, заборы вокруг которого сняли прошедшей осенью, расположено несколько зданий: трехэтажное заводоуправление конца XIX века, при нем труба, из которой планируется выпускать цветной дым во время концертов, вытянуто вдоль Кожевенной линии. Рядом, в глубине участка вдоль заводоуправления – одноэтажный корпус того же времени, в заводское время предназначенный для производства кабельных катушек; его открыли первым, в 2017 как event-площадку – выставочный зал и место проведения фестивалей. В длинном кирпичном корпусе, вероятнее всего начала XX века, находился НИИ кабеля – он вместит офисы и творческие мастерские.
  • zooming
    1 / 6
    Слева катушечный корпус, выставочный зал, справа заводоуправление XIX века. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 6
    Слева здание НИИ, справа катушечный корпус и заводоуправление. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 6
    Катушечный корпус, выставочный зал. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 6
    Катушечный корпус, выставочный зал. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    6 / 6
    Слева катушечный корпус, выставочный зал, справа заводоуправление XIX века и пилоны главного входа с Кожевенной улицы. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

Кирпичные корпуса держат северный угол участка, два советских здания расположены южнее. Это огромный бетонный корпус «Б», в котором производили кабель, оттуда же перегружая его на подходившие по реке корабли по навесному переходу-мостику.
  • zooming
    1 / 7
    Набережная и мост для загрузки кабеля. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 7
    Слева НИИ, справа корпус «Б», прямо катушечный корпус /выставочный зал. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 7
    Торец корпуса «Б». Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 7
    Стенды на территории: тоже кортен. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 7
    Терраса по Кожевенной линии. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    6 / 7
    Терраса по Кожевенной линии. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    7 / 7
    Терраса по Кожевенной линии. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

И здание администрации советского завода по Кожевенной линии, соединенное с кабельным корпусом еще одним «мостом» – закрытым навесным переходом. На его южном углу примостился миниатюрный остаток памятника архитектуры: башенка особняка Мессонье / Карла Симонса, основателя кабельного завода. Деревянный дом снесли около 2009 года и поставили на охрану в 2014; перспективы восстановления особняка и размещения в нем музея завода обсуждаются. В принципе интересно, как будет развиваться его судьба в процессе создания кластера.
  • zooming
    1 / 3
    Аксонометрия, вид от реки. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    2 / 3
    Аксонометрия, вид от Кожевенной линии. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    3 / 3
    Генплан. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя

Но вернемся к проекту. По контуру самого большого корпуса «Б» образовалась цепочка открытых общественных пространств. Первой благоустроили набережную – один из признаков современности, как известно набережные наше всё, да и вид с нее действительно феерический, на мост ЗСД, который теперь рифмуется с новым деревянным ограждением, его устроители определяют как самую длинную барную стойку в Петербурге. Между ребрами кабельного корпуса со стороны реки – они бетонные, фактурные и перекликаются с бруталистским Морвокзалом – разместили деревянные скамейки, перед ними деревянный помост, дальше трава. На траве расставили «вертикальные лежаки», по словам авторов они напоминают о привычке петербуржцев загорать, стоя у стен Петропавловской крепости. А вот ступеньки деревянного «пляжа», ведущие к воде, пока в планах.
  • zooming
    1 / 4
    Набережная. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    2 / 4
    Набережная. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    3 / 4
    Вход в корпус «Б». Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 4
    Набережная. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

Другим первоочередным вкраплением стали ворота на Кожевенной линии между кирпичным зданием XIX века и бетонным XX-го: четыре больших поворотных кортеновых пилона, подобных ламелям на втором этаже ЦДХ, – обозначают одновременно заводское прошлое и креативное настоящее территории.
  • zooming
    1 / 4
    Пилоны главного входа. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 4
    Пилоны главного входа. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 4
    Пилоны главного входа. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 4
    Пилоны главного входа. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

Открытое пространство за особняком поделили на две неравные части: одна, чуть большая, отведена плоскостной парковке, другая меньшая, но зато примыкающая к реке, стала многофункциональной площадкой, здесь планируется трансформируемый амфитеатр, шезлонги, зимой каток. Здесь, под «ногой» кабельного корпуса, уже функционирует причал – особенная гордость архитекторов, поскольку он полностью оправдывает закрепленное за новым творческим пространством название «порт». Кораблик курсирует, новый водный маршрут работает.

Внутри территории между советскими корпусами образовалась внутренняя улица-бульвар. Ее вымостили геометрическими орнаментами, как будто положили под ноги ковер. Рисунок крупный, симметричный и контрастный, что живо отличает его от принятых в наше время изнеженных плавных градиентов. Вдоль «ковра» расставлены фонари-катушки, видимо вдохновленные инсталляциями-катушками, всё тут в них. Светят контекстуально-смысловые фонари довольно ярко, светом отраженным от их деревянных конструкций. Получаются крупные такие светляки, даже удивительно, что дерево может так светиться, какой-то здесь заключен парадокс. Кроме того, авторы напоминают нам – кабель, намотанный на такие вот катушки, помогает освещать Петербург, да и не только его. И вот еще что: «катушечные» светильники установлены на колесики, мобильны, их запросто можно переставлять и перегруппировывать.
  • zooming
    1 / 10
    Светильники-катушки на бульваре. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 10
    Светильники-катушки на бульваре. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 10
    Бульвар. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 10
    Бульвар. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 10
    Вид в сторону внутреннего навесного перехода. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    6 / 10
    Светильники-катушки на бульваре. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    7 / 10
    Бульвар, вид сверху. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    8 / 10
    Светильники-катушки, бульвар. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    9 / 10
    Пилоны входа и бульвар. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    10 / 10
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

Поворачивая на север, бульвар превращается в площадь – между торцом катушечного корпуса и зданием НИИ. Она расширяется в сторону реки и, согласно концепции, должна заканчиваться ступеньками к воде. Посреди площади некоторое время назад возвышался заводской артефакт – вытяжка из столярного цеха, он же цех катушек; теперь ее разобрали и архитекторы АБ «Хвоя» обещают «новый промышленный монумент» – но пока сохраняют интригу, не рассказывают, какой. В принципе роль скульптуры может исполнять что угодно. Это, к слову, тоже отличительный признак жанра: знаковая скульптура на территории промзоны, реорганизуемой в городское пространство, например в московском Станколите это чугунная колонна их тех, что завод отливал для восстановления Триумфальной арки Бове на Кутузовском проспекте.

Развитие зданий архитекторы сопровождают знаковыми вкраплениями – к примеру, первый из открытых для публики корпусов, катушечный цех, получил глубокий портал, украшенный «вдавленными» в стену лампами-кругами, сродни цитате из гробницы Эврисака во дворе РГБ. Или фрагменту какого-то техногенно-фантастического фильма. К тому же это еще один способ подачи света – не через дерево, а через металл.
  • zooming
    1 / 5
    Портал катушечного корпуса. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 5
    Портал катушечного корпуса. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 5
    Портал катушечного корпуса. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 5
    Портал катушечного корпуса. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 5
    Портал катушечного корпуса. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя

В нескольких корпусах уже отрыты рестораны и разные другие необычные заведения, как например пивная мастерская, где можно сварить собственное пиво небольшими партиями. Видно, что раскруткой занимаются профессионалы. Но главным пространством нового кластера все же станет кабельный корпус, самый большой, тот самый, на кровлю которого провели конкурс. Внутри – исключительно просторное трехъярусное пространство, высота нижнего яруса 10,5 м, верхних – по 5 м. Брутально-роскошный интерьер не планируют обременять постоянными перегородками, задуманный здесь временный ритейл – выводок небольших магазинов – архитекторы разместили в группах контейнеров разной конфигурации, напоминающих объемный тетрис и компоновку ячеек Стройкома Моисея Гинзбурга. Гибкий подход позволит подстраивать помещения под арендаторов – объективно говоря, не вполне свободно, но все же наполнение подвижно.
  • zooming
    1 / 2
    Схема расположения контейнеров с ритейлом. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    2 / 2
    Схема расположения контейнеров с ритейлом. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя

Одновременно авторы образно подчеркивают непостоянность наполнения и инаковость прежней функции здания, что, признаем, довольно тонко – получается в некотором роде эстетизированный парафраз постсоветского рынка, сюжет сродни экспозиции института «Стрелка» на венецианской биеннале 2014 года. Ну и конечно, контейнеры – прямая принадлежность порта. Что при названии Порт Севкабель получается исключительно контекстуальным решением.

Большие окна корпуса в нижнем, десятиметровом ярусе архитекторы предлагают превратить в поворотные двери, чтобы можно было свободно проходить из бульвара на набережную. Сложно сказать, хорошо ли это в питерском климате да еще и у реки, но решение красивое. Свободное пространство посреди зала превращается площадь под крышей, этакий аналог подземного перехода, но только очень большого – не зря тут нарисована тусовка с гитарой.
  • zooming
    1 / 3
    Корпус Б, холл, лестница. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    2 / 3
    Корпус «Б», интерьер, существующее положение. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 3
    Корпус Б, проект. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя

Но главный пространственный аттракцион – лестница, которую архитекторы встраивают в пространство корпуса-ангара. Крупная, бетонная, с пологими маршами, – в нижнем ярусе их поместилось целых три – гигантская объемная лента, как принято говорить, организует интерьер. Но на самом деле она его держит, работает аттактором и – сейчас будет опять про биеннале – напоминает все те лестницы в небо, которые раз в два года разные прогрессивные архитекторы выстраивают в Кордери Арсенала. Эффект сродни: крупные металлические колонны-двутавры, распахнутые окна-двери, огромная лестница, позволяющая наблюдать пространство сверху в разных ракурсах. Для ее освещения архитекторы «Хвои» сооружают на кровле корпуса большой стеклянный колпак – уже упомянутый нами в рассказе о проекте кровли DNK ag (кстати, кажется, два архбюро неплохо поладили в одном здании, что само по себе примечательно).

Во втором ярусе лестница, становясь чуть меньше – она так и развивается, наподобие зиккурата, постепенно уменьшается кверху и приводит посетителей к упомянутому выше мостику на ноге, через который когда-то передавали кабель на корабли. Торец навесного перехода планируется застеклить, оттуда будет открываться прекрасный, да еще и утепленный, а значит, комфортный, вид на реку. В «ногу», которая опирается на набережную, как мы помним, рядом с причалом и кассами, встроят металлическую лестницу – таким образом возникает маршрут: «транзитный многоуровневый проход от главного входа до причала», поясняют архитекторы.
  • zooming
    1 / 4
    Лестница корпуса «Б», второй ярус. Корпус Б. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    2 / 4
    Разрез. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    3 / 4
    Лестница в опоре на набережной. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    4 / 4
    Флагшток. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя

Здесь возникает некая сумма разнообразных пространств и маршрутов с разным уровнем проникновения внутрь кластера и взаимодействия с рекой. Можно посидеть около городской улицы на террасе, можно, миновав массивные пилоны, попасть на бульвар и площадь, поучаствовать в фестивале, пуститься в изучение предложений резидентов; загорать или выпивать (вспоминаем барную стойку) на набережной, и наконец, отправиться на прогулку по воде. Один маршрут цепляется за другой, с появлением лестниц особенно заметно, что они, скажем так, «наматываются» друг на друга – круг бульвара и набережной на спираль центральной лестницы, да и сама лестница наматывает на себя пространство, как пресловутый кабель на катушку. В чем можно увидеть глубокое переживание темы и специфики территории: все же продукция завода со времени основания отвечала за связь и свет: Siemens & Halske запустили в Петербурге первые трамваи, осветили электричеством Невский проспект и Зимний дворец, – поэтому, видимо, теперь здесь так много разных светильников, даже разных способов осмысления света. Пространство с таким бэкграундом просто обязано быть светлым и связным. Пока получается. 

Мастерская:

ХВОЯ

Проект:

Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
Россия, Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40

Авторский коллектив:
«авторский коллектив принципиально обезличен – АБ «ХВОЯ»

2017

Заказчик: УК «Севкабель Порт»
Управление проектом: Miles & Yards

02 Июля 2019

Автор текста:

Дарья Горелова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.