Свет в порту

Концепция превращения части территории кабельного завода в культурный, рекреационный и прочий кластер – от бюро «Хвоя». Уже достаточно известная, но пребывающая в принципиальном развитии. Суровая, но увлекательная.

Автор текста:
Дарья Горелова

mainImg

Мастерская:

ХВОЯ

Проект:

Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
Россия, Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40

Авторский коллектив:
«авторский коллектив принципиально обезличен – АБ «ХВОЯ»

2017

Заказчик: УК «Севкабель Порт»
Управление проектом: Miles & Yards
Севкабель Порт, открывшийся для ежедневного посещения осенью 2018 – модное в Петербурге пространство, «раскрутить» которое удалось исподволь и быстро: с лета 2017 на территории будущего кластера проходили фестивали, и за тестовый период появились такие арендаторы, что про новое тусовочное пространство написали практически все издания, следящие за общественной жизнью (The Village; Афиша; Бумага). Севкабель уверенно претендует на звание эталонного примера развития общественного пространства современного постиндустриального типа: реконструкция едва успевает за смысловыми «вбросами», арендаторы из правильных тусовок, граффити уже есть, заводские корпуса не сносят, более того, следы промышленной жизни сохраняют и местами преумножают в инсталляциях. Катушек разного формата – а то символ кабельного завода – внутри и снаружи масса. Институт «Стрелка» провел здесь свою «неделю» с лекциями, на днях отметился Архпароход: в Севкабеле открыли архитектурный клуб Materia. В мае объявили результаты конкурса «Горизонт» на кровлю корпуса «Б», первое место в котором занял проект DNK ag. Модное пространство представляется успешным и свершившимся, ну или уверенно развивающимся.
Набережная. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    1 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    6 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

Проектом реорганизации территории занимаются архитекторы бюро «Хвоя». И вот на наши попытки познакомиться с проектом поближе они ответили примерно то, же что написано на сайте бюро: проект в развитии, это принципиально процесс. Поэтому показать можем только концепцию. Так что наш рассказ основан на материалах концепции и информации, найденной в публикациях о бурной тусовочной / общественной жизни комплекса.

«Мы начали работать над проектом по приглашению Леши Онацко, с которым до этого пытались делать парк Взморье, и которому просто понравились два наших бумажных проекта: каток на Мойке и реновация Яхт-клуба, – рассказывают архитекторы. – Что примечательно, оба эти проекта мы делали для собственного удовольствия и выставки Проекта Балтия».
  • zooming
    1 / 3
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 3
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 3
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

Итак, территория, отведенная для кластера, расположена между рекой и Кожевенной линией: отделена примерно пятая часть, самый выгодный участок с видом и при воде. Рабочая часть оптимизированного производства к северу от улицы углубляется в город. Севкабель, надо сказать, строит новый завод в индустриальном парке Марьино под Петергофом.

На участке нового многофункционального пространства, заборы вокруг которого сняли прошедшей осенью, расположено несколько зданий: трехэтажное заводоуправление конца XIX века, при нем труба, из которой планируется выпускать цветной дым во время концертов, вытянуто вдоль Кожевенной линии. Рядом, в глубине участка вдоль заводоуправления – одноэтажный корпус того же времени, в заводское время предназначенный для производства кабельных катушек; его открыли первым, в 2017 как event-площадку – выставочный зал и место проведения фестивалей. В длинном кирпичном корпусе, вероятнее всего начала XX века, находился НИИ кабеля – он вместит офисы и творческие мастерские.
  • zooming
    1 / 6
    Слева катушечный корпус, выставочный зал, справа заводоуправление XIX века. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 6
    Слева здание НИИ, справа катушечный корпус и заводоуправление. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 6
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 6
    Катушечный корпус, выставочный зал. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 6
    Катушечный корпус, выставочный зал. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    6 / 6
    Слева катушечный корпус, выставочный зал, справа заводоуправление XIX века и пилоны главного входа с Кожевенной улицы. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

Кирпичные корпуса держат северный угол участка, два советских здания расположены южнее. Это огромный бетонный корпус «Б», в котором производили кабель, оттуда же перегружая его на подходившие по реке корабли по навесному переходу-мостику.
  • zooming
    1 / 7
    Набережная и мост для загрузки кабеля. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 7
    Слева НИИ, справа корпус «Б», прямо катушечный корпус /выставочный зал. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 7
    Торец корпуса «Б». Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 7
    Стенды на территории: тоже кортен. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 7
    Терраса по Кожевенной линии. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    6 / 7
    Терраса по Кожевенной линии. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    7 / 7
    Терраса по Кожевенной линии. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

И здание администрации советского завода по Кожевенной линии, соединенное с кабельным корпусом еще одним «мостом» – закрытым навесным переходом. На его южном углу примостился миниатюрный остаток памятника архитектуры: башенка особняка Мессонье / Карла Симонса, основателя кабельного завода. Деревянный дом снесли около 2009 года и поставили на охрану в 2014; перспективы восстановления особняка и размещения в нем музея завода обсуждаются. В принципе интересно, как будет развиваться его судьба в процессе создания кластера.
  • zooming
    1 / 3
    Аксонометрия, вид от реки. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    2 / 3
    Аксонометрия, вид от Кожевенной линии. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    3 / 3
    Генплан. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя

Но вернемся к проекту. По контуру самого большого корпуса «Б» образовалась цепочка открытых общественных пространств. Первой благоустроили набережную – один из признаков современности, как известно набережные наше всё, да и вид с нее действительно феерический, на мост ЗСД, который теперь рифмуется с новым деревянным ограждением, его устроители определяют как самую длинную барную стойку в Петербурге. Между ребрами кабельного корпуса со стороны реки – они бетонные, фактурные и перекликаются с бруталистским Морвокзалом – разместили деревянные скамейки, перед ними деревянный помост, дальше трава. На траве расставили «вертикальные лежаки», по словам авторов они напоминают о привычке петербуржцев загорать, стоя у стен Петропавловской крепости. А вот ступеньки деревянного «пляжа», ведущие к воде, пока в планах.
  • zooming
    1 / 4
    Набережная. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    2 / 4
    Набережная. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    3 / 4
    Вход в корпус «Б». Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 4
    Набережная. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

Другим первоочередным вкраплением стали ворота на Кожевенной линии между кирпичным зданием XIX века и бетонным XX-го: четыре больших поворотных кортеновых пилона, подобных ламелям на втором этаже ЦДХ, – обозначают одновременно заводское прошлое и креативное настоящее территории.
  • zooming
    1 / 4
    Пилоны главного входа. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 4
    Пилоны главного входа. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 4
    Пилоны главного входа. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 4
    Пилоны главного входа. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

Открытое пространство за особняком поделили на две неравные части: одна, чуть большая, отведена плоскостной парковке, другая меньшая, но зато примыкающая к реке, стала многофункциональной площадкой, здесь планируется трансформируемый амфитеатр, шезлонги, зимой каток. Здесь, под «ногой» кабельного корпуса, уже функционирует причал – особенная гордость архитекторов, поскольку он полностью оправдывает закрепленное за новым творческим пространством название «порт». Кораблик курсирует, новый водный маршрут работает.

Внутри территории между советскими корпусами образовалась внутренняя улица-бульвар. Ее вымостили геометрическими орнаментами, как будто положили под ноги ковер. Рисунок крупный, симметричный и контрастный, что живо отличает его от принятых в наше время изнеженных плавных градиентов. Вдоль «ковра» расставлены фонари-катушки, видимо вдохновленные инсталляциями-катушками, всё тут в них. Светят контекстуально-смысловые фонари довольно ярко, светом отраженным от их деревянных конструкций. Получаются крупные такие светляки, даже удивительно, что дерево может так светиться, какой-то здесь заключен парадокс. Кроме того, авторы напоминают нам – кабель, намотанный на такие вот катушки, помогает освещать Петербург, да и не только его. И вот еще что: «катушечные» светильники установлены на колесики, мобильны, их запросто можно переставлять и перегруппировывать.
  • zooming
    1 / 10
    Светильники-катушки на бульваре. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 10
    Светильники-катушки на бульваре. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 10
    Бульвар. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 10
    Бульвар. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 10
    Вид в сторону внутреннего навесного перехода. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    6 / 10
    Светильники-катушки на бульваре. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    7 / 10
    Бульвар, вид сверху. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    8 / 10
    Светильники-катушки, бульвар. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    9 / 10
    Пилоны входа и бульвар. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    10 / 10
    Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский

Поворачивая на север, бульвар превращается в площадь – между торцом катушечного корпуса и зданием НИИ. Она расширяется в сторону реки и, согласно концепции, должна заканчиваться ступеньками к воде. Посреди площади некоторое время назад возвышался заводской артефакт – вытяжка из столярного цеха, он же цех катушек; теперь ее разобрали и архитекторы АБ «Хвоя» обещают «новый промышленный монумент» – но пока сохраняют интригу, не рассказывают, какой. В принципе роль скульптуры может исполнять что угодно. Это, к слову, тоже отличительный признак жанра: знаковая скульптура на территории промзоны, реорганизуемой в городское пространство, например в московском Станколите это чугунная колонна их тех, что завод отливал для восстановления Триумфальной арки Бове на Кутузовском проспекте.

Развитие зданий архитекторы сопровождают знаковыми вкраплениями – к примеру, первый из открытых для публики корпусов, катушечный цех, получил глубокий портал, украшенный «вдавленными» в стену лампами-кругами, сродни цитате из гробницы Эврисака во дворе РГБ. Или фрагменту какого-то техногенно-фантастического фильма. К тому же это еще один способ подачи света – не через дерево, а через металл.
  • zooming
    1 / 5
    Портал катушечного корпуса. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 5
    Портал катушечного корпуса. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 5
    Портал катушечного корпуса. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 5
    Портал катушечного корпуса. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 5
    Портал катушечного корпуса. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя

В нескольких корпусах уже отрыты рестораны и разные другие необычные заведения, как например пивная мастерская, где можно сварить собственное пиво небольшими партиями. Видно, что раскруткой занимаются профессионалы. Но главным пространством нового кластера все же станет кабельный корпус, самый большой, тот самый, на кровлю которого провели конкурс. Внутри – исключительно просторное трехъярусное пространство, высота нижнего яруса 10,5 м, верхних – по 5 м. Брутально-роскошный интерьер не планируют обременять постоянными перегородками, задуманный здесь временный ритейл – выводок небольших магазинов – архитекторы разместили в группах контейнеров разной конфигурации, напоминающих объемный тетрис и компоновку ячеек Стройкома Моисея Гинзбурга. Гибкий подход позволит подстраивать помещения под арендаторов – объективно говоря, не вполне свободно, но все же наполнение подвижно.
  • zooming
    1 / 2
    Схема расположения контейнеров с ритейлом. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    2 / 2
    Схема расположения контейнеров с ритейлом. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя

Одновременно авторы образно подчеркивают непостоянность наполнения и инаковость прежней функции здания, что, признаем, довольно тонко – получается в некотором роде эстетизированный парафраз постсоветского рынка, сюжет сродни экспозиции института «Стрелка» на венецианской биеннале 2014 года. Ну и конечно, контейнеры – прямая принадлежность порта. Что при названии Порт Севкабель получается исключительно контекстуальным решением.

Большие окна корпуса в нижнем, десятиметровом ярусе архитекторы предлагают превратить в поворотные двери, чтобы можно было свободно проходить из бульвара на набережную. Сложно сказать, хорошо ли это в питерском климате да еще и у реки, но решение красивое. Свободное пространство посреди зала превращается площадь под крышей, этакий аналог подземного перехода, но только очень большого – не зря тут нарисована тусовка с гитарой.
  • zooming
    1 / 3
    Корпус Б, холл, лестница. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    2 / 3
    Корпус «Б», интерьер, существующее положение. Севкабель ПОРТ / проект АБ «Хвоя»
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 3
    Корпус Б, проект. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя

Но главный пространственный аттракцион – лестница, которую архитекторы встраивают в пространство корпуса-ангара. Крупная, бетонная, с пологими маршами, – в нижнем ярусе их поместилось целых три – гигантская объемная лента, как принято говорить, организует интерьер. Но на самом деле она его держит, работает аттактором и – сейчас будет опять про биеннале – напоминает все те лестницы в небо, которые раз в два года разные прогрессивные архитекторы выстраивают в Кордери Арсенала. Эффект сродни: крупные металлические колонны-двутавры, распахнутые окна-двери, огромная лестница, позволяющая наблюдать пространство сверху в разных ракурсах. Для ее освещения архитекторы «Хвои» сооружают на кровле корпуса большой стеклянный колпак – уже упомянутый нами в рассказе о проекте кровли DNK ag (кстати, кажется, два архбюро неплохо поладили в одном здании, что само по себе примечательно).

Во втором ярусе лестница, становясь чуть меньше – она так и развивается, наподобие зиккурата, постепенно уменьшается кверху и приводит посетителей к упомянутому выше мостику на ноге, через который когда-то передавали кабель на корабли. Торец навесного перехода планируется застеклить, оттуда будет открываться прекрасный, да еще и утепленный, а значит, комфортный, вид на реку. В «ногу», которая опирается на набережную, как мы помним, рядом с причалом и кассами, встроят металлическую лестницу – таким образом возникает маршрут: «транзитный многоуровневый проход от главного входа до причала», поясняют архитекторы.
  • zooming
    1 / 4
    Лестница корпуса «Б», второй ярус. Корпус Б. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    2 / 4
    Разрез. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    3 / 4
    Лестница в опоре на набережной. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя
  • zooming
    4 / 4
    Флагшток. Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
    Проект © бюро Хвоя

Здесь возникает некая сумма разнообразных пространств и маршрутов с разным уровнем проникновения внутрь кластера и взаимодействия с рекой. Можно посидеть около городской улицы на террасе, можно, миновав массивные пилоны, попасть на бульвар и площадь, поучаствовать в фестивале, пуститься в изучение предложений резидентов; загорать или выпивать (вспоминаем барную стойку) на набережной, и наконец, отправиться на прогулку по воде. Один маршрут цепляется за другой, с появлением лестниц особенно заметно, что они, скажем так, «наматываются» друг на друга – круг бульвара и набережной на спираль центральной лестницы, да и сама лестница наматывает на себя пространство, как пресловутый кабель на катушку. В чем можно увидеть глубокое переживание темы и специфики территории: все же продукция завода со времени основания отвечала за связь и свет: Siemens & Halske запустили в Петербурге первые трамваи, осветили электричеством Невский проспект и Зимний дворец, – поэтому, видимо, теперь здесь так много разных светильников, даже разных способов осмысления света. Пространство с таким бэкграундом просто обязано быть светлым и связным. Пока получается. 

Мастерская:

ХВОЯ

Проект:

Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
Россия, Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40

Авторский коллектив:
«авторский коллектив принципиально обезличен – АБ «ХВОЯ»

2017

Заказчик: УК «Севкабель Порт»
Управление проектом: Miles & Yards

02 Июля 2019

Автор текста:

Дарья Горелова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.