English version

Невидимые города

Какими архитекторы видят идеальные города будущего и что требуется для достижения идеала? Репортаж с выставки «Идеал и норма» и сопровождавшей ее открытие конференции с участием скандинавских архитекторов.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

13 Августа 2018
mainImg
Выставка проходит в рамках ежегодного фестиваля «Города будущего / Будущее городов», организованного журналом «Проект Балтия» совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре Петербурга. Одно только место – Новая сцена Александринского театра – стоит того, чтобы зайти на выставку: очень хорошо ее светлый холл, где дружественно встречаются старая и новая архитектура, подходит для подобных камерных мероприятий. Впрочем, камерной назвать можно лишь саму выставку – шесть деревянных стендов, с одной стороны у которых – представление об идеале, а с другой – норма, обыденность, то, с чем мы имеем дело сегодня. Конференцию же медиазал не вместил – слушатели стояли, сидели на лестницах и складных стульях, как на какой-нибудь лекции именитого профессора в Сорбонне. После первых выступлений, впрочем, дышать стало свободнее, но все же – такой интерес к урбанистической футурологии по-своему примечателен.
Выставка «Идеал и норма» © фотография Алисы Гиль
Выставка «Идеал и норма» © фотография Алисы Гиль

Идеи на стендах варьируются от близких и понятных вещей до прекраснодушных поисков абсолюта. Так, у Сергея Чобана пара противоположностей – это современный и традиционный город, поданные в виде архитектурной графики. А у Степана Липгарта антитеза приземленному городу – устремленные ввысь космические конструкции в духе Калатравы, которые на конференции показывали еще и под «Поэму экстаза» Скрябина.
Планшет для выставки «Идеал и норма» © Сергей Чобан. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
Планшет для выставки «Идеал и норма» © Степан Липгарт. Пересъемка планшета Алены Кузнецовой

Между ними – более частные вопросы: идеальный план города, района и дома.

Планшет и выступление архитекторов петербургского офиса MLA+ вызвал волнения: они предложили городу по максимуму уплотняться. По их подсчетам, в нынешней урбанизированной среде Петербурга можно построить еще около 77 миллионов квартир, что позволяет не расширяться еще лет десять.

Уплотнение, впрочем, не совсем подходящий термин. Скорее, оздоровление существующей среды за счет точечного и точного введения новых многофункциональных зданий, которые помогут сформировать улицы и кварталы, там где их нет, и в целом эффективнее использовать тот или иной район.
Планшет для выставки «Идеал и норма» © MLA +

Город разобрали на районы (около 300), а застройку на морфотипы: исторический центр, серый пояс, «сталинки» M и «сталинки» S, «хрущевки», «брежневки», постсоветская застройка и частный сектор. «Сталинки», считают архитекторы, уплотнять почти не нужно – они и так комфортны для жизни, хочется сохранить как есть. А вот серый пояс, «хрущевки» и «брежневки» уплотнять нужно обязательно, поскольку там индекс эффективности использования территории можно увеличить с 1,44 до 2. Отсутствие больших пятен под застройку решается просто – измельчением типологии «инъекций». Архитекторы изучили предшественников (от Кристофера Александра до Александра Высоковского) и создали что-то вроде методички по работе с каждым морфотипом.
Макет для выставки «Идеал и норма» © MLA +

«Студия-44» показала проект идеального микрогорода, так и оставшийся на бумаге: жилая застройка для намывной территории близ поселка Горская, «модель Нового Амстердама», которую пытался создать Петр. Приехать сюда можно на машине и на катере, а разные типы застройки, от высотных зданий до малоэтажек и вилл, создают живую структуру и «новый уровень комфорта», способствуют общению. По словам Никиты Явейна в этом проекте нарушены все нормы, но в таком-то городе и нужно жить. Кроме того, у него еще и «большое девелоперское будущее», «но петровскую идею без Петра не реализовать».
zooming
Проект для намывной территории близ поселка Горская © Студия-44

Реальность – проект жилого комплекса на набережной намывных территорий Васильевского острова, где утвержденный проект межевания и всевозможные нормы «не оставили простора для планировочного маневра», а работа архитекторов превратилась в «бесконечную математическую возню». При этом соблюдение правил не гарантирует хорошего результата, чаще даже наоборот: проект предшественников, например, соответствовал всем нормам, но вместо парка на набережной получалась четырехполосная дорога.
Концепция застройки намывных территорий в западной части Васильевского острова © Студия 44

На конференции Никита Явейн показал также проект микрорайона в Пушкине, вдохновленный боскетной планировкой регулярного парка – компромисс, «нормальные кварталы в рамках наших норм».
zooming
Генеральный план застройки. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44

На стенде шведского бюро Semrén & Månsson пара идеал/норма вышла несколько обидной: идеал представлял проект жилого комплекса в Гетеборге, а норму – реализованный в Петербурге Skandy Klubb. С другой стороны, радует, что все шведские принципы хорошего жилья давно не редкость и у нас: детализированные разнообразные фасады, иерархия приватных и общественных пространств, многофункциональность последних. Владелец бюро Магнус Монссон признался, что хоть и был конфликт с российскими нормами, но получилось воплотить почти все задуманное. Нормы, по его мнению, обязательны к исполнению, но обречены на постоянное отставание.
Планшет для выставки «Идеал и норма» © Semrén & Månsson. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
zooming
Планшет для выставки «Идеал и норма» © КГА. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

Чуть в стороне – стенд КГА, с перечислением достижений: программа сохранения исторического центра и преобразования «серого пояса», согласование архитектурно-градостроительного облика новых зданий и повышение их качества, совместное развитие Петербурга и Ленобласти. Для достижения идеала, кажется, достаточно отрегулировать высотную застройку и тем самым «восполнить систему силуэта города».
zooming
Часть презентация компании LEGENDA Intelligent Development для выставки «Идеал и норма» © LEGENDA Intelligent Development. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

Заданную выставкой тему развивали и приглашенные на конференцию эксперты.

Директор по маркетингу компании LEGENDA Intelligent Development Всеволод Глазунов рассказал, что мы станем ближе к идеалу, когда уровень муниципальной среды повысится до уровня прогрессивных девелоперов. Сейчас получается «вывернутый город» – удачная городская среда есть, но часто она закрыта от других горожан. Пока что не получается даже делать безбарьерную среду, потому что город к началу застройки нередко даже не может сообщить значение уровня будущих улиц.
zooming
Хельсинки в 2100 году. Часть презентации Uusikaupunki для выставки «Идеал и норма» © Uusikaupunki. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

Архитектор Мийя-Лийна Томмила, которая работает сразу в трех бюро: Tommila Architects, Kaleidoscope и Uusikaupunki, рассказала о проекте идеальных жилых районов 2100 года, который ее команда делала для муниципалитета Хельсинки совместно с учеными-футурологами. Получилась утопия без возможных угроз и сложностей – именно так и хотел заказчик.

Город будущего состоит из подвижных «брендированных» районов: люди, у которых теперь больше свободного времени, а работа не привязана к точке в пространстве, выбирают их в зависимости от своих вкусов и образа жизни. Центральную площадь закрывает облако-пузырь из нано-частиц, который поддерживает постоянный комфортный климат. Все новые здания – живые организмы, существующие в симбиозе со своими обитателями. Они реагируют на изменения окружающей среды, контролируют потребление воды и энергии, могут при необходимости «вырастить» балкон или подсказать одинокому человеку, где найти компанию. Трафик вертикальный, пожилые люди перемещаются на флайбордах, по освободившимся парковкам ходят олени.
Выставка «Идеал и норма»: Степан Липгарт, Никита Явейн, Алина Черейская © фотография Алисы Гиль

В реальности архитекторы Uusikaupunki практикуют «проектировочные спринты» – интенсивные воркшопы, куда приглашают неравнодушных экспертов и жителей, имеющих отношение к будущей постройке. После обсуждений архитекторы создают визуализации, придают идеям форму. В этом процессе идеал конструируется при участии горожан, а архитекторы «выбираются из башни из слоновой кости».

Созвучным было выступление главного редактора РБК Петербург Елены Кром: в городе здравого смысла приветствуется мнение общественников (идеальных горожан вроде Александра Карпова), от имени которых «кухарки» могут управлять городом. Мнение общественности – это спрос, а девелоперы дают предложение.

Архитектор и партнер SA Lab Алина Черейская представила концепцию адаптивного города, в котором архитектура также реагирует на внешнюю информацию. По мнению архитектора больше нет нужды строить здания «на века», они должны уметь быстро приспосабливаться под запросы горожан: увеличиваться и «схлопываться», не затрагивать ландшафт, менять назначение и облик
zooming
Часть презентации компании Knight Frank для выставки «Идеал и норма» © Knight Frank. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

Генеральный директор Knight Frank Николай Пашков для решения проблемы экстенсивности городов предложил «радикальный архитектурный футуризм», как охарактеризовал его модератор конференции Владимир Фролов: шар диаметром 1,5 км. На нем все поместится, а точка соприкосновения с плоскостью всего одна.
Выставка «Идеал и норма» © фотография Алисы Гиль

Директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов удивился, что у всех спикеров идеальный город создается для человека, но в этой картине не нашлось места утилизации отходов и промышленности. Его экологичный город – тот, что потребляет мало ресурсов и территории. А значит компактный и настолько комфортный, чтобы людям не хотелось уезжать за его пределы и губить природу. Которая существует отдельно как биологическая оболочка, поддерживающая существование человека.
Выставка «Идеал и норма» © фотография Алены Кузнецовой

Однозначно за нормы, кажется, высказался только главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев: «идеал и норма друг другу не противоречат, когда в основе лежит норма, в умелых руках все превращается в идеал».

Отдельная часть экспозиции – лучшие проекты благоустройства для конкурса молодых архитекторов «Северная долина – будущее Выборгского района», организованного журналом «Проект Балтия» и компанией «Главстрой-СПб».

Выставка продлится до 29 августа.

13 Августа 2018

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.