English version

Невидимые города

Какими архитекторы видят идеальные города будущего и что требуется для достижения идеала? Репортаж с выставки «Идеал и норма» и сопровождавшей ее открытие конференции с участием скандинавских архитекторов.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

13 Августа 2018
mainImg
Выставка проходит в рамках ежегодного фестиваля «Города будущего / Будущее городов», организованного журналом «Проект Балтия» совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре Петербурга. Одно только место – Новая сцена Александринского театра – стоит того, чтобы зайти на выставку: очень хорошо ее светлый холл, где дружественно встречаются старая и новая архитектура, подходит для подобных камерных мероприятий. Впрочем, камерной назвать можно лишь саму выставку – шесть деревянных стендов, с одной стороны у которых – представление об идеале, а с другой – норма, обыденность, то, с чем мы имеем дело сегодня. Конференцию же медиазал не вместил – слушатели стояли, сидели на лестницах и складных стульях, как на какой-нибудь лекции именитого профессора в Сорбонне. После первых выступлений, впрочем, дышать стало свободнее, но все же – такой интерес к урбанистической футурологии по-своему примечателен.
Выставка «Идеал и норма» © фотография Алисы Гиль
Выставка «Идеал и норма» © фотография Алисы Гиль

Идеи на стендах варьируются от близких и понятных вещей до прекраснодушных поисков абсолюта. Так, у Сергея Чобана пара противоположностей – это современный и традиционный город, поданные в виде архитектурной графики. А у Степана Липгарта антитеза приземленному городу – устремленные ввысь космические конструкции в духе Калатравы, которые на конференции показывали еще и под «Поэму экстаза» Скрябина.
Планшет для выставки «Идеал и норма» © Сергей Чобан. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
Планшет для выставки «Идеал и норма» © Степан Липгарт. Пересъемка планшета Алены Кузнецовой

Между ними – более частные вопросы: идеальный план города, района и дома.

Планшет и выступление архитекторов петербургского офиса MLA+ вызвал волнения: они предложили городу по максимуму уплотняться. По их подсчетам, в нынешней урбанизированной среде Петербурга можно построить еще около 77 миллионов квартир, что позволяет не расширяться еще лет десять.

Уплотнение, впрочем, не совсем подходящий термин. Скорее, оздоровление существующей среды за счет точечного и точного введения новых многофункциональных зданий, которые помогут сформировать улицы и кварталы, там где их нет, и в целом эффективнее использовать тот или иной район.
Планшет для выставки «Идеал и норма» © MLA +

Город разобрали на районы (около 300), а застройку на морфотипы: исторический центр, серый пояс, «сталинки» M и «сталинки» S, «хрущевки», «брежневки», постсоветская застройка и частный сектор. «Сталинки», считают архитекторы, уплотнять почти не нужно – они и так комфортны для жизни, хочется сохранить как есть. А вот серый пояс, «хрущевки» и «брежневки» уплотнять нужно обязательно, поскольку там индекс эффективности использования территории можно увеличить с 1,44 до 2. Отсутствие больших пятен под застройку решается просто – измельчением типологии «инъекций». Архитекторы изучили предшественников (от Кристофера Александра до Александра Высоковского) и создали что-то вроде методички по работе с каждым морфотипом.
Макет для выставки «Идеал и норма» © MLA +

«Студия-44» показала проект идеального микрогорода, так и оставшийся на бумаге: жилая застройка для намывной территории близ поселка Горская, «модель Нового Амстердама», которую пытался создать Петр. Приехать сюда можно на машине и на катере, а разные типы застройки, от высотных зданий до малоэтажек и вилл, создают живую структуру и «новый уровень комфорта», способствуют общению. По словам Никиты Явейна в этом проекте нарушены все нормы, но в таком-то городе и нужно жить. Кроме того, у него еще и «большое девелоперское будущее», «но петровскую идею без Петра не реализовать».
zooming
Проект для намывной территории близ поселка Горская © Студия-44

Реальность – проект жилого комплекса на набережной намывных территорий Васильевского острова, где утвержденный проект межевания и всевозможные нормы «не оставили простора для планировочного маневра», а работа архитекторов превратилась в «бесконечную математическую возню». При этом соблюдение правил не гарантирует хорошего результата, чаще даже наоборот: проект предшественников, например, соответствовал всем нормам, но вместо парка на набережной получалась четырехполосная дорога.
Концепция застройки намывных территорий в западной части Васильевского острова © Студия 44

На конференции Никита Явейн показал также проект микрорайона в Пушкине, вдохновленный боскетной планировкой регулярного парка – компромисс, «нормальные кварталы в рамках наших норм».
zooming
Генеральный план застройки. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44

На стенде шведского бюро Semrén & Månsson пара идеал/норма вышла несколько обидной: идеал представлял проект жилого комплекса в Гетеборге, а норму – реализованный в Петербурге Skandy Klubb. С другой стороны, радует, что все шведские принципы хорошего жилья давно не редкость и у нас: детализированные разнообразные фасады, иерархия приватных и общественных пространств, многофункциональность последних. Владелец бюро Магнус Монссон признался, что хоть и был конфликт с российскими нормами, но получилось воплотить почти все задуманное. Нормы, по его мнению, обязательны к исполнению, но обречены на постоянное отставание.
Планшет для выставки «Идеал и норма» © Semrén & Månsson. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
zooming
Планшет для выставки «Идеал и норма» © КГА. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

Чуть в стороне – стенд КГА, с перечислением достижений: программа сохранения исторического центра и преобразования «серого пояса», согласование архитектурно-градостроительного облика новых зданий и повышение их качества, совместное развитие Петербурга и Ленобласти. Для достижения идеала, кажется, достаточно отрегулировать высотную застройку и тем самым «восполнить систему силуэта города».
zooming
Часть презентация компании LEGENDA Intelligent Development для выставки «Идеал и норма» © LEGENDA Intelligent Development. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

Заданную выставкой тему развивали и приглашенные на конференцию эксперты.

Директор по маркетингу компании LEGENDA Intelligent Development Всеволод Глазунов рассказал, что мы станем ближе к идеалу, когда уровень муниципальной среды повысится до уровня прогрессивных девелоперов. Сейчас получается «вывернутый город» – удачная городская среда есть, но часто она закрыта от других горожан. Пока что не получается даже делать безбарьерную среду, потому что город к началу застройки нередко даже не может сообщить значение уровня будущих улиц.
zooming
Хельсинки в 2100 году. Часть презентации Uusikaupunki для выставки «Идеал и норма» © Uusikaupunki. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

Архитектор Мийя-Лийна Томмила, которая работает сразу в трех бюро: Tommila Architects, Kaleidoscope и Uusikaupunki, рассказала о проекте идеальных жилых районов 2100 года, который ее команда делала для муниципалитета Хельсинки совместно с учеными-футурологами. Получилась утопия без возможных угроз и сложностей – именно так и хотел заказчик.

Город будущего состоит из подвижных «брендированных» районов: люди, у которых теперь больше свободного времени, а работа не привязана к точке в пространстве, выбирают их в зависимости от своих вкусов и образа жизни. Центральную площадь закрывает облако-пузырь из нано-частиц, который поддерживает постоянный комфортный климат. Все новые здания – живые организмы, существующие в симбиозе со своими обитателями. Они реагируют на изменения окружающей среды, контролируют потребление воды и энергии, могут при необходимости «вырастить» балкон или подсказать одинокому человеку, где найти компанию. Трафик вертикальный, пожилые люди перемещаются на флайбордах, по освободившимся парковкам ходят олени.
Выставка «Идеал и норма»: Степан Липгарт, Никита Явейн, Алина Черейская © фотография Алисы Гиль

В реальности архитекторы Uusikaupunki практикуют «проектировочные спринты» – интенсивные воркшопы, куда приглашают неравнодушных экспертов и жителей, имеющих отношение к будущей постройке. После обсуждений архитекторы создают визуализации, придают идеям форму. В этом процессе идеал конструируется при участии горожан, а архитекторы «выбираются из башни из слоновой кости».

Созвучным было выступление главного редактора РБК Петербург Елены Кром: в городе здравого смысла приветствуется мнение общественников (идеальных горожан вроде Александра Карпова), от имени которых «кухарки» могут управлять городом. Мнение общественности – это спрос, а девелоперы дают предложение.

Архитектор и партнер SA Lab Алина Черейская представила концепцию адаптивного города, в котором архитектура также реагирует на внешнюю информацию. По мнению архитектора больше нет нужды строить здания «на века», они должны уметь быстро приспосабливаться под запросы горожан: увеличиваться и «схлопываться», не затрагивать ландшафт, менять назначение и облик
zooming
Часть презентации компании Knight Frank для выставки «Идеал и норма» © Knight Frank. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

Генеральный директор Knight Frank Николай Пашков для решения проблемы экстенсивности городов предложил «радикальный архитектурный футуризм», как охарактеризовал его модератор конференции Владимир Фролов: шар диаметром 1,5 км. На нем все поместится, а точка соприкосновения с плоскостью всего одна.
Выставка «Идеал и норма» © фотография Алисы Гиль

Директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов удивился, что у всех спикеров идеальный город создается для человека, но в этой картине не нашлось места утилизации отходов и промышленности. Его экологичный город – тот, что потребляет мало ресурсов и территории. А значит компактный и настолько комфортный, чтобы людям не хотелось уезжать за его пределы и губить природу. Которая существует отдельно как биологическая оболочка, поддерживающая существование человека.
Выставка «Идеал и норма» © фотография Алены Кузнецовой

Однозначно за нормы, кажется, высказался только главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев: «идеал и норма друг другу не противоречат, когда в основе лежит норма, в умелых руках все превращается в идеал».

Отдельная часть экспозиции – лучшие проекты благоустройства для конкурса молодых архитекторов «Северная долина – будущее Выборгского района», организованного журналом «Проект Балтия» и компанией «Главстрой-СПб».

Выставка продлится до 29 августа.

13 Августа 2018

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни