Две правды для Татлина

История о том, как благородный по-своему замысел столкнулся с принуждением к еще большему благородству и чем это закончилось.

mainImg

Мастерская:

Architects of Invention

Проект:

Апартаменты Tatlin
Россия, Москва, ул. Бакунинская, 5

Авторский коллектив:
Ведущая команда Лондона: Доминикас Даунис, Кам Дхиман, Карлос Уртадо де Мендоса, Гиоргий Нишнианидзе, Николоз Джапаридзе, Тео Кирн, Антон Хмельницкий, Вано Кнеслашвили, Хосе Лозано, Альберт Серрано, Давид Цанава, Фабио Зампезе
Исполнительная команда Москвы: Иван Бабич, Ирина Браташова, Юлия Могилевцева, Никита Цымбал

2017 – 2018

Заказчик: Vesta Development
Здание будущих Tatlin apartements, представленных на риелторском сайте проекта как «апартаменты для неординарных людей», должно стать результатом реконструкции Телеграфа, построенного в 1927-1928 по проекту инженера В.В. Патека на Бакунинской улице, недалеко от метро «Бауманская». Район этот – ближе к ТТК, чем к Садовому, зато рядом метро, МГТУ тоже совсем недалеко. Застройка очень пестрая, разновременная: от миниатюрных, но пышных особняков середины XIX века до брежневских «элиток» розового кирпича. Впрочем в четырех минутах ходьбы от будущих апартаментов – палаты Щербакова, успешно защищенные общественностью в 1987 году от строительства трассы Третьего кольца и ныне функционирующие непонятно как, но зато «сделанные» под XVIII век с высокой кровлей в шашечку... Выглядят немного как новодел, хотя все стены сохранены, но время от времени в голову приходит – и зачем тогда старались? А защищали отчаянно, давали интервью, сидели в доме под бульдозерами, правда, нас, детей, сидеть не пускали, а разрешали только убирать снег вокруг.

Словом, пестрое окружение и неравномерное. Слева башня АТС 1960-х, для которой тоже все проектируют реконструкции (в частности, см. здесь), и все никак. Пока только облицевали.

Здание Телеграфа 1920-х занимает здесь хронологически среднюю позицию, будучи сравнительно редким для этих мест примером архитектуры конструктивизма, причем, как заметил Сергей Чобан на архсовете в августе 2016, конструктивизма питерского толка, которого в Москве немного. «Т»-образное в плане, на красной линии по сторонам от уходящего вглубь четырехэтажного корпуса два двухэтажных флигеля. Исторически главный фасад бы украшен узнаваемой триадой: монументальные надписи «Почта», «Телефон», «Телеграф». В Москве есть еще два почти таких же здания Патека – на Ордынке и Арбате, это были одни из первых телефонных станций в городе.
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
zooming
Здание Телеграфа на улице Бакунинская № 5. Историческая фотография. Предоставлено Architects of Invention
Здание Телеграфа на улице Бакунинская № 5. Историческая фотография. Предоставлено Architects of Invention
Здание Телеграфа на улице Бакунинская № 5. Существующее положение. Предоставлено Architects of Invention

Здание не имеет охранного статуса, но в проекте Architects of Invention с самого начала предполагалось уличный фасад сохранить, восстановив исторические оконные переплеты и красно-серую раскраску по архивным данным; сохраненная историческая часть здания при улице должна была вместить магазины-кафе и двусветный атриум лобби. Длинный объем в глубине участка предполагалось заменить его подобием, разместив внутри 3-звездную гостиницу. Над условно-«старым» объемом гостиницы архитекторы поместили лаконично-элегантный параллелепипед «апартаментов длительного проживания»: решетка крупных окон-«кессонов», острый скос-нос с сторону Бакунинской, панели фиброцемента, цветное стекло. Поскольку дворовый корпус стоял под углом к улице, надстройка получила дополнительный динамический импульс.
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention

Между «старым» и новым объемами – прослойка стеклянного этажа, скрывающего V-образные опоры – в нем зимний сад, детская и спортивная площадки, коворкинг и библиотека, со стороны Бакунинской – открытая терраса с панорамным видом. Прослойка создает эффект парения, горизонтального небоскреба, скос добавляет динамики в духе Родченко, ну а название Tatlin apartements инициировано, вероятно, Т-образной формой плана и обратно-Т-образной фасада. Одиннадцать этажей, 45 м высоты, подземная парковка на 65 машин, 130 апартаментов.

Все довольно красиво и остро: свежий стеклянно-ребристый, летящий объем надстройки, подхватывающий авангардные идеи здания АТС, уличную часть которого, то ли только фасад, то ли весь блок по красной линии, авторы и девелоперы планировали сохранить по доброй воле, без законодательного принуждения, а лишь по рекомендации.
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention

Реконструкцию такого типа Дарья Парамонова называет «метаболической»: «когда историческое здание достраивается за счет добавления крупных, доминирующих объемов, выполненных в модернисткой стилистике, нависающих, пожирающих первоначальную постройку». Увеличивая площадь объекта, эти пристройки «тем самым трансформируют его под главное требование – быть финансово оправданным и, следовательно, получить право на вторую жизнь в новом обществе...».
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention

Стилистика дома определенно наследует обаяние «авангарда вообще» или говоря шире модернизма, начиная от названия Татлин. Фактически, модернистский блок надстроен над конструктивистским зданием. Внутри тему поддерживает лаконизм, белизна, винтовая лестница в холле.
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention

Дальше история продолжилась таким вот образом. Проект вынесли на упомянутый выше архсовет, и там изрядно раскритиковали, хотя кто-то и поддержал благородное намерение сохранить конструктивистское здание без статуса пусть не целиком, но частично. Особенно категоричен был Сергей Чобан, увидевший в здании АТС 1920-х «сочетание новых материалов с традиционной монументальной неоклассической структурой и композицией, что характерно именно для петербургской школы. Для такого здания абсолютно противопоказано давление, если не сказать изнасилование, нависающим объемом». Чобан предложил сохранить здание целиком, устроить в бывшей АТС лофт-апартаменты, а метры добрать, построив в глубине участка башню.

Проект отправили на доработку, рекомендовав рассмотреть все возможности для сохранения здания целиком и затем утвердили в ноябре 2016 – в рамках предложенной первоначальной концепции с надстройкой-балкой, но с условием сохранения всего здания конструктивистской АТС. Да.
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention

Ну а в июле текущего года сначала отменили презентацию проекта для журналистов, а потом стало известно, что весь дворовый корпус снесли. Это и не секрет, это хорошо видно на риелторском сайте апартаментов, там, где мониторинг строительного процесса для покупателей.
***

В этой истории есть две правды. Первая – правда заказчика и отчасти архитектора, если не сказать проектировщика: пригласили англичан, те спроектировали, законов не нарушили, даже по доброй воле предложили сохранить часть неохраняемого, актуальным образом вдохновились авангардом, назвали Tatlin – согласовательный орган вторгся, принял вкусовое, да-да, именно вкусовое, потому охранного статуса нет, решение, приказал сохранить здание целиком. Согласились, переделали проект, а потом сделали все так, как планировали с самого начала.

Вторая – правда общественности, часть которой архсовет и знаменитые архитекторы в нем. Здание конца 1920-х, редкой для Москвы разновидности конструктивизма «питерского разлива», если соглашаться с Сергеем Чобаном – а если не соглашаться, то может быть это уже постконструктивизм, предтеча 1930-х? – Но так или иначе здание достойно охраны. Попробовали сохранить целиком, согласовали проект с сохранением, и ведь не попросили переделать полностью, так, как предлагал Сергей Чобан.

Затем получили ответный ход. Теперь уже дворовый корпус настоящим никак не будет, возвращаемся к началу. Общественность возмущена и совершенно бессильна. Честно ли так поступать? А честно на архсовете просить проект переделать? А надо ли архсовету хотеть большего, если всё равно сюжет обрастает «многими печалями»? Согласовали бы так, и так было со-своему благородно? Насколько важна подлинность дворового корпуса АТС? Есть над чем неординарным людям поломать голову. Есть в этой истории и переклички с историей палат Щербакова, хотя они, конечно, совершенно неодинаковые, скорее обе звучат на этакой печальной струне разбитых надежд. А вот сказать, что Татлин переворачивается в гробу, наверное, нельзя – в 1920-е и 1930-е годы практика надстроек по 2-3 этажа, как правило над доходными домами, была совершенно обычной, хотя и не Татлин ею занимался.

В общем-то все, кого не касается финансовая составляющая проекта и стоимость строительства подземной парковки на пятне, занятой постройкой конца 1920-х со всеми ее особенностями, согласятся с правдой номер два. Но, с другой стороны, никто не попробовал выкупить участок, чтобы спасти здание конструктивизма. Кстати, кажется, и одиночных пикетов у стройки не замечено. Всё идет своим чередом, здание памятник-непамятник потихоньку метаболически переваривают, впитывая с желудочными соками тему конструктивизма; такова, знаете ли, жизнь.
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention
Апартаменты Tatlin © Architects of Invention


Мастерская:

Architects of Invention

Проект:

Апартаменты Tatlin
Россия, Москва, ул. Бакунинская, 5

Авторский коллектив:
Ведущая команда Лондона: Доминикас Даунис, Кам Дхиман, Карлос Уртадо де Мендоса, Гиоргий Нишнианидзе, Николоз Джапаридзе, Тео Кирн, Антон Хмельницкий, Вано Кнеслашвили, Хосе Лозано, Альберт Серрано, Давид Цанава, Фабио Зампезе
Исполнительная команда Москвы: Иван Бабич, Ирина Браташова, Юлия Могилевцева, Никита Цымбал

2017 – 2018

Заказчик: Vesta Development

06 Августа 2018

author pht author pht

Авторы текста:

Юлия Тарабарина, Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.

Сейчас на главной

Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: Мы учились у Пиранези и Палладио
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Город за рекой
Концепция крупного ЖК на 20 гектарах у реки в Тюмени делает ставку на общественное пространство городского бульвара, который авторы выстраивают вдоль набережной, и на образность «разновременного» города, что позволяет им смело стилизовать в рамках намеренной эклектичности.