Корепа-репа

Бюро Megabudka недавно обнародовало концептуальный исследовательский проект туристического брендирования малых городов Подмосковья. Он укладывается в современные тренды: как нетипичного туризма, так и – тенденции архитекторам ставить перед собой не вполне архитектурные задачи, а скорее проектировать жизнь.

Автор текста:
Дарья Горелова

26 Апреля 2018
mainImg

Архитектор:

Кирилл Губернаторов
Дарья Листопад
Артем Укропов

Мастерская:

Megabudka

Проект:

Концепция развития туристического бренда Дрезны
Россия, Дрезна

Авторский коллектив:
Архитекторы: Анна Бурлакова, Мария Вертинская, Антон Горовой, Анастасия Иванова, Анастасия Лузина
ГАП: Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад, Артем Укропов

2018
Проект туристического развития бренда подмосковного города Дрезны – собственная инициатива архитекторов Megabudka, концептуальное исследование без заказа, с целью выработать рецепты развития всего Подмосковья и его локального патриотизма. Для примера авторы выбрали намеренно малоизвестный моногород, выросший в конце XIX века при ткацкой фабрике Зимина на восточной окраине Подмосковья между Павловским посадом и Орехово-Зуевым. Все, что у города есть – старые фабричные корпуса (1907-1909, архитектор Владимир Адамович), 11 тысяч человек населения и экзотическое название, происходящее от балтийского имени притока Клязьмы речки Дрезны.
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Сводные ценности Дрезны: мануфактура, казармы начала 20 века, деревянные дома конца 19 века, отсутствие высотного строительства, здания эпохи конструктивизма, большое количество зелени © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Общая карта © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Дрезна находится между Павловским Посадом и Орехово-Зуево, может стать дополнительным остановочным пунктом на пути между городами © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка

Итак, намеренно выбрав город, в котором есть только один памятник архитектуры – деревянный особняк управляющего фабрики Зимина – авторы проекта начали с исследования возможных нетиповых достопримечательностей: «…на первый взгляд неинтересен. Но мы докажем обратное! Если способ работает для такого незаметного города, то для города с историей и заметными достопримечательностями сработает тем более», – комментируют они свое решение.

Сделали периодизацию исторической застройки, посчитали заводские корпуса, конструктивизм (довольно примитивные образцы домов для рабочих), дома 1970-х, деревенские дома «частного сектора», причем где-то 2/3 признали интересными, треть – нет. Труб набралось семь, памятников – целых восемь. Дальше вступает в силу литературное краеведение, то самое, которое всегда так интересно читать: «два детских сада, карепинский ии соловьевский, по фамилиям директрис. Дети дразнили друг друга через забор «Корепа-репа» и «Соловей, соловей, выпей баночку соплей». Действительно, где в столицах такие истории встретишь, хотя каркас дразнилки знакомый. Из всех списков выбрали «локальные ценности», ими оказались статуя футболиста на стадионе, бывшие курятники, расписанная парадная и дырка в школьном заборе. Составили несколько туристических маршрутов: на 45 минут и на 3 часа. Определили проблемные участки и невысокий (ну, или вовсе почти никакой) уровень туристических сервисов.
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Периодизация застройки © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. В результате были выявлены объекты с особой архитектурной ценностью © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Объекты с особой архитектурной ценностью © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Фотографии исторической постройки © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Уникальные объекты © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Исторические постройки © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Деревянные дома © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Деревянные дома © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Фотографии констуктивизм © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Конструктивизм © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Памятники и скульптуры © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Кирпичные постройки до 1970х годов © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Кирпичные дома © Архитектурное Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Башни и трубы © Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Башни и трубы © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Уникальные объекты © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Городские легенды © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Религиозные объекты © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Религиозные объекты © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Ландшафтные особенности © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Ландшафтные особенности © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Видовые точки © Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Видовые точки © Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Локальные ценности © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Микротопонимы © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Сценарии пребывания туристов в городе. Турист попадает в город (на машине, автобусе или поезде). Определяем места для возможного расположения туристическо-информационных центров или инфо-стоек © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Составляем несколько маршрутов разной длины.  Короткий маршрут (здесь и далее – красным текстом выделены точки возможного развития дополнительных сервисов) © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Длинный маршрут © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Анализ существующих туристических сервисов. Понятно, что уровень сервисов надо менять © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Предложения по обустройству общественных мест на пути движения туристов © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка

Шага в реализации программы получается примерно три. Первый – разработка программы во взаимодействии с местными сообществами и изучение местных ценностей: «запуск механизмов рекультивации локальной идентичности». Иными словами, формирование связей – сообщества, которое будет заниматься как исследованием города, так и последующей «рекультивацией». Второй шаг – создание туристического информационного центра, «который помимо бесплатных предлагал и платные услуги и и приносил прибыль его владельцу». Тут предложено несколько вариантов: от информационной стойки до центра в первом этаже и отдельного павильона, причем вариантов его наполнения масса: кафе, коворкинг, кинотеатр, читальня, лекторий, капсульный отель.
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Рекомендации по активации исторической мануфактуры: культурный кластер, музей с точечным крафтовым производством, промышленный парк © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Вариант позиционирования: Город-мануфактура © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Город – музей © Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Зеленые насаждения © Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Возможно гибкое функциональное наполнение, которое может меняться в зависимости от потребностей © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Типология © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
Концепция развития туристического бренда Дрезны © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка

Третий шаг системное информирование – показано современное мобильное приложение с резервацией отеля, построением маршрута и планированием.
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Шаг 3. Системно информировать © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка

Заметим, что это вовсе не архитектурный проект, помимо информпавильона в нем нет речи о строительстве, хотя очевидно, что при комфортных условиях в рамках такой программы должно начаться, как минимум, обустройство кафе. Архитекторы подчеркивают свою многофункциональность, работая на стыке профессий, в данном случае – множества: турагентства, комитета по культуре, краеведов, дизайнеров, и профессия фестивальных кураторов здесь близко... Концепция вполне подпадает под современный тренд нетипового туризма с одной стороны, и служит идее возрождения малых городов – с другой. Она встает в ряд проектов экстремального российского туризма, пока накапливающих критическую массу предложений – не то чтобы похожий, но по духу близкий проект пару лет назад показывал Тотан Кузембаев на Арх Москве: там была сеть мини-отелей по всем лесам. Есть в этих проектах утопичность (надо сказать, что там больше, тут меньше), есть и соприкосновение с реальностью – надо думать, что такие проекты можно предлагать и местным администрациям, и администрациям побольше, благо они, во всяком случае сейчас так кажется, не требуют слишком уж больших вложений. А взгляд на российский туризм, который все еще развивается в основном срубчато-банно-шашлычным способом плюс к монастырскому – развивают. Привьется ли, покажет время.

Архитектор:

Кирилл Губернаторов
Дарья Листопад
Артем Укропов

Мастерская:

Megabudka

Проект:

Концепция развития туристического бренда Дрезны
Россия, Дрезна

Авторский коллектив:
Архитекторы: Анна Бурлакова, Мария Вертинская, Антон Горовой, Анастасия Иванова, Анастасия Лузина
ГАП: Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад, Артем Укропов

2018

26 Апреля 2018

Автор текста:

Дарья Горелова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

Сейчас на главной

Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.
Гай Имз: «У Альметьевска есть возможность стать аналогом...
Международный куратор конкурса на мастер-план Альметьевска, глава совета по экостроительству, на примерах рассказывает о перспективах конкурса и города, а также о состоянии и возможностях движения по охране среды в России.
Проектируя себя
В марте в МАРШ стартуют два интенсива, которые помогут архитекторам выстроить бизнес-стратегию, а также найти и сформулировать миссию. Подробности от куратора курса.