Корепа-репа

Бюро Megabudka недавно обнародовало концептуальный исследовательский проект туристического брендирования малых городов Подмосковья. Он укладывается в современные тренды: как нетипичного туризма, так и – тенденции архитекторам ставить перед собой не вполне архитектурные задачи, а скорее проектировать жизнь.

Автор текста:
Дарья Горелова

26 Апреля 2018
mainImg
Архитектор:
Кирилл Губернаторов
Дарья Листопад
Артем Укропов
Мастерская:
Megabudka
Проект:
Концепция развития туристического бренда Дрезны
Россия, Дрезна

Авторский коллектив:
Архитекторы: Анна Бурлакова, Мария Вертинская, Антон Горовой, Анастасия Иванова, Анастасия Лузина
ГАП: Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад, Артем Укропов

2018
Проект туристического развития бренда подмосковного города Дрезны – собственная инициатива архитекторов Megabudka, концептуальное исследование без заказа, с целью выработать рецепты развития всего Подмосковья и его локального патриотизма. Для примера авторы выбрали намеренно малоизвестный моногород, выросший в конце XIX века при ткацкой фабрике Зимина на восточной окраине Подмосковья между Павловским посадом и Орехово-Зуевым. Все, что у города есть – старые фабричные корпуса (1907-1909, архитектор Владимир Адамович), 11 тысяч человек населения и экзотическое название, происходящее от балтийского имени притока Клязьмы речки Дрезны.
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Сводные ценности Дрезны: мануфактура, казармы начала 20 века, деревянные дома конца 19 века, отсутствие высотного строительства, здания эпохи конструктивизма, большое количество зелени © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Общая карта © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Дрезна находится между Павловским Посадом и Орехово-Зуево, может стать дополнительным остановочным пунктом на пути между городами © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка

Итак, намеренно выбрав город, в котором есть только один памятник архитектуры – деревянный особняк управляющего фабрики Зимина – авторы проекта начали с исследования возможных нетиповых достопримечательностей: «…на первый взгляд неинтересен. Но мы докажем обратное! Если способ работает для такого незаметного города, то для города с историей и заметными достопримечательностями сработает тем более», – комментируют они свое решение.

Сделали периодизацию исторической застройки, посчитали заводские корпуса, конструктивизм (довольно примитивные образцы домов для рабочих), дома 1970-х, деревенские дома «частного сектора», причем где-то 2/3 признали интересными, треть – нет. Труб набралось семь, памятников – целых восемь. Дальше вступает в силу литературное краеведение, то самое, которое всегда так интересно читать: «два детских сада, карепинский ии соловьевский, по фамилиям директрис. Дети дразнили друг друга через забор «Корепа-репа» и «Соловей, соловей, выпей баночку соплей». Действительно, где в столицах такие истории встретишь, хотя каркас дразнилки знакомый. Из всех списков выбрали «локальные ценности», ими оказались статуя футболиста на стадионе, бывшие курятники, расписанная парадная и дырка в школьном заборе. Составили несколько туристических маршрутов: на 45 минут и на 3 часа. Определили проблемные участки и невысокий (ну, или вовсе почти никакой) уровень туристических сервисов.
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Периодизация застройки © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. В результате были выявлены объекты с особой архитектурной ценностью © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Объекты с особой архитектурной ценностью © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Фотографии исторической постройки © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Уникальные объекты © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Исторические постройки © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Деревянные дома © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Деревянные дома © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Фотографии констуктивизм © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Конструктивизм © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Памятники и скульптуры © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Кирпичные постройки до 1970х годов © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Кирпичные дома © Архитектурное Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Башни и трубы © Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Башни и трубы © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Уникальные объекты © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Городские легенды © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Религиозные объекты © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Религиозные объекты © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Ландшафтные особенности © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Ландшафтные особенности © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Видовые точки © Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Видовые точки © Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Локальные ценности © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Микротопонимы © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Сценарии пребывания туристов в городе. Турист попадает в город (на машине, автобусе или поезде). Определяем места для возможного расположения туристическо-информационных центров или инфо-стоек © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Составляем несколько маршрутов разной длины.  Короткий маршрут (здесь и далее – красным текстом выделены точки возможного развития дополнительных сервисов) © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Длинный маршрут © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Анализ существующих туристических сервисов. Понятно, что уровень сервисов надо менять © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Предложения по обустройству общественных мест на пути движения туристов © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка

Шага в реализации программы получается примерно три. Первый – разработка программы во взаимодействии с местными сообществами и изучение местных ценностей: «запуск механизмов рекультивации локальной идентичности». Иными словами, формирование связей – сообщества, которое будет заниматься как исследованием города, так и последующей «рекультивацией». Второй шаг – создание туристического информационного центра, «который помимо бесплатных предлагал и платные услуги и и приносил прибыль его владельцу». Тут предложено несколько вариантов: от информационной стойки до центра в первом этаже и отдельного павильона, причем вариантов его наполнения масса: кафе, коворкинг, кинотеатр, читальня, лекторий, капсульный отель.
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Рекомендации по активации исторической мануфактуры: культурный кластер, музей с точечным крафтовым производством, промышленный парк © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Вариант позиционирования: Город-мануфактура © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Город – музей © Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Зеленые насаждения © Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Возможно гибкое функциональное наполнение, которое может меняться в зависимости от потребностей © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Типология © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
zooming
Концепция развития туристического бренда Дрезны © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка
Концепция развития туристического бренда Дрезны © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка

Третий шаг системное информирование – показано современное мобильное приложение с резервацией отеля, построением маршрута и планированием.
Концепция развития туристического бренда Дрезны. Шаг 3. Системно информировать © Архитектурное бюро Мегабудка
© Архитектурное бюро Мегабудка

Заметим, что это вовсе не архитектурный проект, помимо информпавильона в нем нет речи о строительстве, хотя очевидно, что при комфортных условиях в рамках такой программы должно начаться, как минимум, обустройство кафе. Архитекторы подчеркивают свою многофункциональность, работая на стыке профессий, в данном случае – множества: турагентства, комитета по культуре, краеведов, дизайнеров, и профессия фестивальных кураторов здесь близко... Концепция вполне подпадает под современный тренд нетипового туризма с одной стороны, и служит идее возрождения малых городов – с другой. Она встает в ряд проектов экстремального российского туризма, пока накапливающих критическую массу предложений – не то чтобы похожий, но по духу близкий проект пару лет назад показывал Тотан Кузембаев на Арх Москве: там была сеть мини-отелей по всем лесам. Есть в этих проектах утопичность (надо сказать, что там больше, тут меньше), есть и соприкосновение с реальностью – надо думать, что такие проекты можно предлагать и местным администрациям, и администрациям побольше, благо они, во всяком случае сейчас так кажется, не требуют слишком уж больших вложений. А взгляд на российский туризм, который все еще развивается в основном срубчато-банно-шашлычным способом плюс к монастырскому – развивают. Привьется ли, покажет время.

Архитектор:
Кирилл Губернаторов
Дарья Листопад
Артем Укропов
Мастерская:
Megabudka
Проект:
Концепция развития туристического бренда Дрезны
Россия, Дрезна

Авторский коллектив:
Архитекторы: Анна Бурлакова, Мария Вертинская, Антон Горовой, Анастасия Иванова, Анастасия Лузина
ГАП: Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад, Артем Укропов

2018

26 Апреля 2018

Автор текста:

Дарья Горелова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.