Седьмой раз дерева

Куратор премии АРХИWOOD Николай Малинин – о победителях 2016 года.

mainImg
Не обнаружив в программе «Арх Москвы» вручения премии АРХИWOOD, а в павильоне «Периптер» у входа в ЦДХ – обновленной экспозиции, отдельные злопыхатели решили, что на седьмом году существования проект наконец-то сдулся.

И можно было бы сказать, что в этом нет ничего странного. Почему у АРХИWOODа должно быть всё хорошо, если в стране всё не слава богу? Премия всегда ассоциировала себя со всем прогрессивным, современным и европейским, что есть в русской культуре. Со всем тем, чему сегодня дан задний ход. И хотя дерево считается самым древним местным материалом, самым «русским», что только может быть в нашей архитектуре, АРХИWOOD всегда декларировал ценности более широкие и более актуальные. Да, мы любим архитектуру русского Севера (и недаром в премии два года назад появилась номинация «реставрация»), но среди финалистов АРХИWOODа никогда не было декорированных избушек. Или каких иных подражательств, выезжающих лишь на том, что они присягают «национальному». Поэтому полагать, что премия лишь поднимется в свете новых идеологических установок, было бы нелепо.

На самом деле всё совсем не так плохо. Выставка, хотя и с опозданием, появится на своем законном месте (в этой досадной накладке имели место по-настоящему форс-мажорные обстоятельства), а церемония вручения премий состоялась 22 мая – хотя, увы, и не в формате большого открытого мероприятия. За что, конечно, хочется принести свои извинения всем, кто остался без привычного праздника. Но если оставить в стороне организационные и финансовые проблемы, то нетрудно заметить, что по сути никакого упадка в области деревянной архитектуры премия не обнаруживает. И это, конечно, самое главное.

Даже чисто количественно премия лишь немного не добрала до прошлогодних показателей, собрав 157 заявок (в 2015-м их было 176, в 2014-м – 167). Зато на карте премии в очередной раз появились новые названия: Владивосток, Таруса, Алтай, а также Кипр и Япония. Кроме того, куратору пришлось занести в базу данных 55 названий бюро – то есть, у премии с полсотни новых участников! И хотя в финал, как и всегда, вышло 38 объектов, профессиональному жюри пришлось немало попотеть, выбирая победителей. В него в этом году вошли архитекторы Тотан Кузембаев, Дмитрий Долгой, Тимур Башкаев, Григорий Гурьянов, Наталия Сидорова, критики Евгения Гершкович и Оксана Кашенко.
«Руина». Санкт-Петербург, фестиваль «Древолюция». Авторы: Елена Пупышева, Евгения Ларкина, Елена Авершина, Анна Борматова, Айза Курбанова, Надежда Катаева, Анастасия Охрямкина, Алена Битколова, Жанна Нугербекова, Александрина Левандовская, Светлана Скрипа. Фотография © Николай Малинин

Абсолютным рекордсменом премии стал фестиваль «Древолюция», украсивший прошлым летом своими объектами Таврический сад Петербурга. Молодые архитекторы со всей России создали под чутким руководством Николая Белоусова сооружения разной степени необычности, сразу шесть из которых стали финалистами премии. В номинации «Дизайн городской среды» жюри выбрало победителем «Театр теней» Антона Яковлева и его команды: деревянные лесенки спускаются к воде и становятся своеобразным амфитеатром. Место, моментально ставшее полезным и любимым, конечно, имеет аналоги (например, прогремевший в 2012 году на всю страну вологодский «Красный пляж»), но при этом его конструктивное устройство вполне оригинально и даже хитроумно. Общественность, голосовавшая в интернете, предпочла другой шедевр «Древолюции» – «Руину». Этот нежный ностальгический объект, напоминающий развалины парковой беседки, придумала команда из 11 девушек Москвы и Питера.

Свой вклад в шорт-лист внесли и другие фестивали, традиционно фигурирующие среди героев премии: нижегородский «О`Город» и «Архстояние» в Никола-Ленивце, а также впервые проходившие фестиваль «Ясно Поле» в Тульской области и детское «Архстояние» в Конаково. И естественно, именно эти фестивальные необычности фигурировали в номинации «Арт-объект». Конаковские «Гнезда» стали победителем по мнению публики, а нижегородские «Гамаки» – по версии жюри.
Гамаки. Нижний Новгород, фестиваль «О`Город». Архитекторы Роман Ковенский, Валерия Пестерева. Фотография © Аня Липман

Был в шорт-листе и кусочек главной мировой выставки. Это павильон России, представлявший страну на миланской ЭКСПО-2015 (Сергей Чобан и бюро SPEECH). Эффектный взмах крыши, напоминающий советский павильон на Всемирной выставке в Монреале 1976 года, но при этом обшитый деревом, закономерно победил в номинации «Дерево в отделке» (где соревнуются объекты конструктивно не деревянные). Его отметило жюри, а общественность проголосовала за еще один объект с территории «Конаково Ривер Клаб» – курорта, ставшего за последние годы мощным соперником подмосковному Пирогову в деле коллекционирования современной архитектуры. Это жилой дом «Астон», эдакий пространственный тетрис, спроектированный дуэтом Петра Костёлова и Алексея Розенберга.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО-2015 в Милане. Архитекторы Сергей Чобан, Алексей Ильин, Марина Кузнецкая, Андрей Перлич (бюро SPEECH). Фотография © Алексей Народицкий
Дом «Астон» в «Конаково Ривер Клаб». Архитекторы Петр Костелов, Алексей Розенберг. Фотография © Николай Малинин

Впрочем, его участники работают и порознь, а Алексей Розенберг стал в прошлом году не только победителем в двух номинациях, но и обладателем первого в истории премии Гран-При. Опасаясь быть уличенным в пристрастности, жюри (каждый год, заметим, разное) не смогло удержаться и выбрало в номинации «Интерьер» другой объект Розенберга – Z-квартиру. Z-образная планировка, и дерево вьется той же змейкой, дополняя фирменные подиумы и создавая увлекательную многоуровневость… Таким образом, Розенберг стал наиболее титулованным – 5-кратным победителем АРХИWOODа. А лучшим по версии публики стали в этой номинации Дмитрий Барьюдин и Игорь Апарин (Kontora) – уже не новички премии, но впервые лауреаты. Их экспозиция музея ГУЛАГа не вся из дерева, но именно деревянные её фрагменты оказались наиболее сильными, что понятно: дерево было основной материей лагерей и прикосновение к нему позволяет почувствовать что-то про реальность той страшной жизни.
Z-квартира. Архитектор Алексей Розенберг. Фотография © Константин Дубовец
Экспозиция Музея истории ГУЛАГа в 1-м Самотечном переулке. Архитекторы Дима Барьюдин, Игорь Апарин, Егор Ларичев, Алексей Крицук, Тарик Хейбойер, Иван Биченко (KONTORA). Фотография © Серафима Тельканова

Это, кстати, единственный московский объект-победитель, что отражает затихание того бурного процесса гуманизации города парками и деревянными объектами, который имел место в 2011-2014 годах. Правда, в шорт-листе премии были по-хорошему постмодернистская ферма на ВДНХ (бюро WOWHAUS) и стильная кофейня CoffeeCrew (GikaloKuptsovArchitects), но пальму первенства – благодаря «Древолюции» – перехватила северная столица. Ещё один объект из которой – магазин Fujifilm («Витрувий и сыновья»), чей актуально ресайклинговый интерьер собран из кабельных катушек (превращенных в столы и стойки), лишь немного уступил в голосовании музею ГУЛАГа. А по части остроумного хулиганства с ним мог соревноваться и приставной столик, который крепится непосредственно к оградам невских набережных (Rhizomegroup + Verstak) – чтобы «в Питере пить», как велит Шнур.

Столь же остроумен (или даже юмористичен) гостевой домик «Дровница» Рустама Керимова, который единственный в этом году сделал «дубль», завоевав симпатии и профессионалов, и непрофессионалов (номинация «Малый объект»). Так что намеки на избыточный PR, учиненный автором (а объект действительно собрал рекордное количество голосов за всю историю премии – 98,5 % в своей номинации) оказались тут же и развенчаны. Фасад домика являет собою поленницу для дров, то есть, он не только многофункционален и живописен, но и меняется в соответствии со временем года.
Дом-дровница. Архитектор Рустам Керимов. Фотография © Роман Масленников

Почти московским объектом можно считать пункт проката велосипедов (бюро Alpbau), который находится в Мещерском парке около МКАД, – победитель в номинации «Общественное сооружение». Его простую, но внятную тектонику оценил народ, а жюри проголосовало за эко-отель «Алтика» в Горном Алтае (авторы Алексей Смирнов и Константин Стефанцов), чья абсолютно современная архитектура находится в парадоксальной гармонии с красотами края. Авторы были дебютантами премии, как и все герои номинации «Предметный дизайн»: Алиса Минкина, Анна Феоктистова, Сергей Морозов. Первая победила с феерической коллекцией деревянной мебели Sagano (выбор жюри), вторая – с куда более простодушным, но тем и обаятельным светильником «Тумблер» (выбор народа).
Пункт велопроката в парке «Мещерский». Архитектор Алексей Разуваев, конструктор Олег Русецкий, руководитель проекта Павел Каргалев (Alpbau). Фотография © Павел Столяров
Sagano bamboo furniture. Дизайнер Алиса Минкина. Фотография © Юля Захарова

Важным событием в отечественной реставрации стала многолетняя битва за возрождение Порженского погоста в Кенозерском национальном парке. Находящийся в труднодоступной глубинке Парка, он много лет являл собою печальную (хотя и крайне романтическую) картину. Поэтому, конечно, новый вид Георгиевской церкви – разноцветный, в соответствии с ее обликом на конец позапрошлого века (что подтвердил спектральный анализ), многих ценителей романтического увядания смутил. В то же время очевидно, что через несколько десятилетий образ здания станет более привычным, а вот если бы за него не взялись, то не осталось бы ничего ни от какого облика. Поэтому абсолютно закономерна победа Порженского в номинации «Реставрация» (выбор общественности). Жюри же остановилось на реставрации каретника в музее «Усадьба Брянчаниновых» Вологодской области: этот объект выдвигался на премию еще в прошлом году, но за отсутствием конкуренции был снят Оргкомитетом с полпути и отложен на этот год (фирма «Электра»).
Реставрация Порженского погоста в Кенозерском национальном парке. Эскизные проекты: Л. Ткаченко (1986), В. Попов (2004), В. Титов (2008). Реставрационные работы: ИП «Е.Б. Силинский». Реставрация «небес»: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
Экологическое поселение «Дэй Гилберт» («Шведские дачи») в Самаре. Архитекторы Сергей Малахов, Кирилл Никонов, Дмитрий Макаренко. Фотография © Сергей Малахов
Гостевой дом в Московской области. Архитекторы Александр Рябский и Ксения Харитонова; при участии Кирилла Козлова, Григория Суздалева, Яна Тихоненко (бюро FAS(t)). Фото:Ксения Харитонова

Наконец, главная номинация премии – «Загородный дом» – оказалась и самой сильной. Здесь за премию боролись новые объекты победителей прошлых лет – Николая Белоусова и бюро FAS(t), а также новичков шорт-листа: москвича Алексея Ильина, Петра Сафиуллина из Казани и легендарного зодчего из Самары Сергея Малахова. И если народ со своим выбором определился быстро (по результатам общественного голосования победили «Шведские дачи», они же – экологическое поселение «Дэй Гилберт» в Самаре), то жюри долго спорило, не в силах найти изъянов ни в новом доме Николая Белоусова, ни в минималистской постройке Алексея Ильина. Впрочем, фаворит в этой номинации определился еще на заседании Экспертного совета премии, который ахнул в один голос, увидев гостевой дом бюро FAS(t).Эффектная конструкция в духе прозрачных домов Миса и Джонсона, но сделанная из дерева, словно бы парит в воздухе, непонятно как неся свои огромные стекла. Изумление экспертов было столь велико, что пришлось дополнительно допросить авторов, дабы убедиться, что все по-честному, все из дерева, просто применены оригинальные конструкции с защемлением. Александр Рябский и Ксения Харитонова уже побеждали в АРХИWOODе 2012 года с Шахматным клубом в Нескучном саду; новый объект еще выше поднимает планку и заставляет верить, что невзирая ни на какие катаклизмы, современная деревянная архитектура в России продолжается.

А организатором и генеральным партнером проекта по-прежнему выступает компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA).

23 Мая 2016

Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.