Седьмой раз дерева

Куратор премии АРХИWOOD Николай Малинин – о победителях 2016 года.

mainImg
Не обнаружив в программе «Арх Москвы» вручения премии АРХИWOOD, а в павильоне «Периптер» у входа в ЦДХ – обновленной экспозиции, отдельные злопыхатели решили, что на седьмом году существования проект наконец-то сдулся.

И можно было бы сказать, что в этом нет ничего странного. Почему у АРХИWOODа должно быть всё хорошо, если в стране всё не слава богу? Премия всегда ассоциировала себя со всем прогрессивным, современным и европейским, что есть в русской культуре. Со всем тем, чему сегодня дан задний ход. И хотя дерево считается самым древним местным материалом, самым «русским», что только может быть в нашей архитектуре, АРХИWOOD всегда декларировал ценности более широкие и более актуальные. Да, мы любим архитектуру русского Севера (и недаром в премии два года назад появилась номинация «реставрация»), но среди финалистов АРХИWOODа никогда не было декорированных избушек. Или каких иных подражательств, выезжающих лишь на том, что они присягают «национальному». Поэтому полагать, что премия лишь поднимется в свете новых идеологических установок, было бы нелепо.

На самом деле всё совсем не так плохо. Выставка, хотя и с опозданием, появится на своем законном месте (в этой досадной накладке имели место по-настоящему форс-мажорные обстоятельства), а церемония вручения премий состоялась 22 мая – хотя, увы, и не в формате большого открытого мероприятия. За что, конечно, хочется принести свои извинения всем, кто остался без привычного праздника. Но если оставить в стороне организационные и финансовые проблемы, то нетрудно заметить, что по сути никакого упадка в области деревянной архитектуры премия не обнаруживает. И это, конечно, самое главное.

Даже чисто количественно премия лишь немного не добрала до прошлогодних показателей, собрав 157 заявок (в 2015-м их было 176, в 2014-м – 167). Зато на карте премии в очередной раз появились новые названия: Владивосток, Таруса, Алтай, а также Кипр и Япония. Кроме того, куратору пришлось занести в базу данных 55 названий бюро – то есть, у премии с полсотни новых участников! И хотя в финал, как и всегда, вышло 38 объектов, профессиональному жюри пришлось немало попотеть, выбирая победителей. В него в этом году вошли архитекторы Тотан Кузембаев, Дмитрий Долгой, Тимур Башкаев, Григорий Гурьянов, Наталия Сидорова, критики Евгения Гершкович и Оксана Кашенко.
«Руина». Санкт-Петербург, фестиваль «Древолюция». Авторы: Елена Пупышева, Евгения Ларкина, Елена Авершина, Анна Борматова, Айза Курбанова, Надежда Катаева, Анастасия Охрямкина, Алена Битколова, Жанна Нугербекова, Александрина Левандовская, Светлана Скрипа. Фотография © Николай Малинин

Абсолютным рекордсменом премии стал фестиваль «Древолюция», украсивший прошлым летом своими объектами Таврический сад Петербурга. Молодые архитекторы со всей России создали под чутким руководством Николая Белоусова сооружения разной степени необычности, сразу шесть из которых стали финалистами премии. В номинации «Дизайн городской среды» жюри выбрало победителем «Театр теней» Антона Яковлева и его команды: деревянные лесенки спускаются к воде и становятся своеобразным амфитеатром. Место, моментально ставшее полезным и любимым, конечно, имеет аналоги (например, прогремевший в 2012 году на всю страну вологодский «Красный пляж»), но при этом его конструктивное устройство вполне оригинально и даже хитроумно. Общественность, голосовавшая в интернете, предпочла другой шедевр «Древолюции» – «Руину». Этот нежный ностальгический объект, напоминающий развалины парковой беседки, придумала команда из 11 девушек Москвы и Питера.

Свой вклад в шорт-лист внесли и другие фестивали, традиционно фигурирующие среди героев премии: нижегородский «О`Город» и «Архстояние» в Никола-Ленивце, а также впервые проходившие фестиваль «Ясно Поле» в Тульской области и детское «Архстояние» в Конаково. И естественно, именно эти фестивальные необычности фигурировали в номинации «Арт-объект». Конаковские «Гнезда» стали победителем по мнению публики, а нижегородские «Гамаки» – по версии жюри.
Гамаки. Нижний Новгород, фестиваль «О`Город». Архитекторы Роман Ковенский, Валерия Пестерева. Фотография © Аня Липман

Был в шорт-листе и кусочек главной мировой выставки. Это павильон России, представлявший страну на миланской ЭКСПО-2015 (Сергей Чобан и бюро SPEECH). Эффектный взмах крыши, напоминающий советский павильон на Всемирной выставке в Монреале 1976 года, но при этом обшитый деревом, закономерно победил в номинации «Дерево в отделке» (где соревнуются объекты конструктивно не деревянные). Его отметило жюри, а общественность проголосовала за еще один объект с территории «Конаково Ривер Клаб» – курорта, ставшего за последние годы мощным соперником подмосковному Пирогову в деле коллекционирования современной архитектуры. Это жилой дом «Астон», эдакий пространственный тетрис, спроектированный дуэтом Петра Костёлова и Алексея Розенберга.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО-2015 в Милане. Архитекторы Сергей Чобан, Алексей Ильин, Марина Кузнецкая, Андрей Перлич (бюро SPEECH). Фотография © Алексей Народицкий
Дом «Астон» в «Конаково Ривер Клаб». Архитекторы Петр Костелов, Алексей Розенберг. Фотография © Николай Малинин

Впрочем, его участники работают и порознь, а Алексей Розенберг стал в прошлом году не только победителем в двух номинациях, но и обладателем первого в истории премии Гран-При. Опасаясь быть уличенным в пристрастности, жюри (каждый год, заметим, разное) не смогло удержаться и выбрало в номинации «Интерьер» другой объект Розенберга – Z-квартиру. Z-образная планировка, и дерево вьется той же змейкой, дополняя фирменные подиумы и создавая увлекательную многоуровневость… Таким образом, Розенберг стал наиболее титулованным – 5-кратным победителем АРХИWOODа. А лучшим по версии публики стали в этой номинации Дмитрий Барьюдин и Игорь Апарин (Kontora) – уже не новички премии, но впервые лауреаты. Их экспозиция музея ГУЛАГа не вся из дерева, но именно деревянные её фрагменты оказались наиболее сильными, что понятно: дерево было основной материей лагерей и прикосновение к нему позволяет почувствовать что-то про реальность той страшной жизни.
Z-квартира. Архитектор Алексей Розенберг. Фотография © Константин Дубовец
Экспозиция Музея истории ГУЛАГа в 1-м Самотечном переулке. Архитекторы Дима Барьюдин, Игорь Апарин, Егор Ларичев, Алексей Крицук, Тарик Хейбойер, Иван Биченко (KONTORA). Фотография © Серафима Тельканова

Это, кстати, единственный московский объект-победитель, что отражает затихание того бурного процесса гуманизации города парками и деревянными объектами, который имел место в 2011-2014 годах. Правда, в шорт-листе премии были по-хорошему постмодернистская ферма на ВДНХ (бюро WOWHAUS) и стильная кофейня CoffeeCrew (GikaloKuptsovArchitects), но пальму первенства – благодаря «Древолюции» – перехватила северная столица. Ещё один объект из которой – магазин Fujifilm («Витрувий и сыновья»), чей актуально ресайклинговый интерьер собран из кабельных катушек (превращенных в столы и стойки), лишь немного уступил в голосовании музею ГУЛАГа. А по части остроумного хулиганства с ним мог соревноваться и приставной столик, который крепится непосредственно к оградам невских набережных (Rhizomegroup + Verstak) – чтобы «в Питере пить», как велит Шнур.

Столь же остроумен (или даже юмористичен) гостевой домик «Дровница» Рустама Керимова, который единственный в этом году сделал «дубль», завоевав симпатии и профессионалов, и непрофессионалов (номинация «Малый объект»). Так что намеки на избыточный PR, учиненный автором (а объект действительно собрал рекордное количество голосов за всю историю премии – 98,5 % в своей номинации) оказались тут же и развенчаны. Фасад домика являет собою поленницу для дров, то есть, он не только многофункционален и живописен, но и меняется в соответствии со временем года.
Дом-дровница. Архитектор Рустам Керимов. Фотография © Роман Масленников

Почти московским объектом можно считать пункт проката велосипедов (бюро Alpbau), который находится в Мещерском парке около МКАД, – победитель в номинации «Общественное сооружение». Его простую, но внятную тектонику оценил народ, а жюри проголосовало за эко-отель «Алтика» в Горном Алтае (авторы Алексей Смирнов и Константин Стефанцов), чья абсолютно современная архитектура находится в парадоксальной гармонии с красотами края. Авторы были дебютантами премии, как и все герои номинации «Предметный дизайн»: Алиса Минкина, Анна Феоктистова, Сергей Морозов. Первая победила с феерической коллекцией деревянной мебели Sagano (выбор жюри), вторая – с куда более простодушным, но тем и обаятельным светильником «Тумблер» (выбор народа).
Пункт велопроката в парке «Мещерский». Архитектор Алексей Разуваев, конструктор Олег Русецкий, руководитель проекта Павел Каргалев (Alpbau). Фотография © Павел Столяров
Sagano bamboo furniture. Дизайнер Алиса Минкина. Фотография © Юля Захарова

Важным событием в отечественной реставрации стала многолетняя битва за возрождение Порженского погоста в Кенозерском национальном парке. Находящийся в труднодоступной глубинке Парка, он много лет являл собою печальную (хотя и крайне романтическую) картину. Поэтому, конечно, новый вид Георгиевской церкви – разноцветный, в соответствии с ее обликом на конец позапрошлого века (что подтвердил спектральный анализ), многих ценителей романтического увядания смутил. В то же время очевидно, что через несколько десятилетий образ здания станет более привычным, а вот если бы за него не взялись, то не осталось бы ничего ни от какого облика. Поэтому абсолютно закономерна победа Порженского в номинации «Реставрация» (выбор общественности). Жюри же остановилось на реставрации каретника в музее «Усадьба Брянчаниновых» Вологодской области: этот объект выдвигался на премию еще в прошлом году, но за отсутствием конкуренции был снят Оргкомитетом с полпути и отложен на этот год (фирма «Электра»).
Реставрация Порженского погоста в Кенозерском национальном парке. Эскизные проекты: Л. Ткаченко (1986), В. Попов (2004), В. Титов (2008). Реставрационные работы: ИП «Е.Б. Силинский». Реставрация «небес»: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
Экологическое поселение «Дэй Гилберт» («Шведские дачи») в Самаре. Архитекторы Сергей Малахов, Кирилл Никонов, Дмитрий Макаренко. Фотография © Сергей Малахов
Гостевой дом в Московской области. Архитекторы Александр Рябский и Ксения Харитонова; при участии Кирилла Козлова, Григория Суздалева, Яна Тихоненко (бюро FAS(t)). Фото:Ксения Харитонова

Наконец, главная номинация премии – «Загородный дом» – оказалась и самой сильной. Здесь за премию боролись новые объекты победителей прошлых лет – Николая Белоусова и бюро FAS(t), а также новичков шорт-листа: москвича Алексея Ильина, Петра Сафиуллина из Казани и легендарного зодчего из Самары Сергея Малахова. И если народ со своим выбором определился быстро (по результатам общественного голосования победили «Шведские дачи», они же – экологическое поселение «Дэй Гилберт» в Самаре), то жюри долго спорило, не в силах найти изъянов ни в новом доме Николая Белоусова, ни в минималистской постройке Алексея Ильина. Впрочем, фаворит в этой номинации определился еще на заседании Экспертного совета премии, который ахнул в один голос, увидев гостевой дом бюро FAS(t).Эффектная конструкция в духе прозрачных домов Миса и Джонсона, но сделанная из дерева, словно бы парит в воздухе, непонятно как неся свои огромные стекла. Изумление экспертов было столь велико, что пришлось дополнительно допросить авторов, дабы убедиться, что все по-честному, все из дерева, просто применены оригинальные конструкции с защемлением. Александр Рябский и Ксения Харитонова уже побеждали в АРХИWOODе 2012 года с Шахматным клубом в Нескучном саду; новый объект еще выше поднимает планку и заставляет верить, что невзирая ни на какие катаклизмы, современная деревянная архитектура в России продолжается.

А организатором и генеральным партнером проекта по-прежнему выступает компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA).

23 Мая 2016

Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.