Седьмой раз дерева

Куратор премии АРХИWOOD Николай Малинин – о победителях 2016 года.

mainImg
Не обнаружив в программе «Арх Москвы» вручения премии АРХИWOOD, а в павильоне «Периптер» у входа в ЦДХ – обновленной экспозиции, отдельные злопыхатели решили, что на седьмом году существования проект наконец-то сдулся.

И можно было бы сказать, что в этом нет ничего странного. Почему у АРХИWOODа должно быть всё хорошо, если в стране всё не слава богу? Премия всегда ассоциировала себя со всем прогрессивным, современным и европейским, что есть в русской культуре. Со всем тем, чему сегодня дан задний ход. И хотя дерево считается самым древним местным материалом, самым «русским», что только может быть в нашей архитектуре, АРХИWOOD всегда декларировал ценности более широкие и более актуальные. Да, мы любим архитектуру русского Севера (и недаром в премии два года назад появилась номинация «реставрация»), но среди финалистов АРХИWOODа никогда не было декорированных избушек. Или каких иных подражательств, выезжающих лишь на том, что они присягают «национальному». Поэтому полагать, что премия лишь поднимется в свете новых идеологических установок, было бы нелепо.

На самом деле всё совсем не так плохо. Выставка, хотя и с опозданием, появится на своем законном месте (в этой досадной накладке имели место по-настоящему форс-мажорные обстоятельства), а церемония вручения премий состоялась 22 мая – хотя, увы, и не в формате большого открытого мероприятия. За что, конечно, хочется принести свои извинения всем, кто остался без привычного праздника. Но если оставить в стороне организационные и финансовые проблемы, то нетрудно заметить, что по сути никакого упадка в области деревянной архитектуры премия не обнаруживает. И это, конечно, самое главное.

Даже чисто количественно премия лишь немного не добрала до прошлогодних показателей, собрав 157 заявок (в 2015-м их было 176, в 2014-м – 167). Зато на карте премии в очередной раз появились новые названия: Владивосток, Таруса, Алтай, а также Кипр и Япония. Кроме того, куратору пришлось занести в базу данных 55 названий бюро – то есть, у премии с полсотни новых участников! И хотя в финал, как и всегда, вышло 38 объектов, профессиональному жюри пришлось немало попотеть, выбирая победителей. В него в этом году вошли архитекторы Тотан Кузембаев, Дмитрий Долгой, Тимур Башкаев, Григорий Гурьянов, Наталия Сидорова, критики Евгения Гершкович и Оксана Кашенко.
«Руина». Санкт-Петербург, фестиваль «Древолюция». Авторы: Елена Пупышева, Евгения Ларкина, Елена Авершина, Анна Борматова, Айза Курбанова, Надежда Катаева, Анастасия Охрямкина, Алена Битколова, Жанна Нугербекова, Александрина Левандовская, Светлана Скрипа. Фотография © Николай Малинин

Абсолютным рекордсменом премии стал фестиваль «Древолюция», украсивший прошлым летом своими объектами Таврический сад Петербурга. Молодые архитекторы со всей России создали под чутким руководством Николая Белоусова сооружения разной степени необычности, сразу шесть из которых стали финалистами премии. В номинации «Дизайн городской среды» жюри выбрало победителем «Театр теней» Антона Яковлева и его команды: деревянные лесенки спускаются к воде и становятся своеобразным амфитеатром. Место, моментально ставшее полезным и любимым, конечно, имеет аналоги (например, прогремевший в 2012 году на всю страну вологодский «Красный пляж»), но при этом его конструктивное устройство вполне оригинально и даже хитроумно. Общественность, голосовавшая в интернете, предпочла другой шедевр «Древолюции» – «Руину». Этот нежный ностальгический объект, напоминающий развалины парковой беседки, придумала команда из 11 девушек Москвы и Питера.

Свой вклад в шорт-лист внесли и другие фестивали, традиционно фигурирующие среди героев премии: нижегородский «О`Город» и «Архстояние» в Никола-Ленивце, а также впервые проходившие фестиваль «Ясно Поле» в Тульской области и детское «Архстояние» в Конаково. И естественно, именно эти фестивальные необычности фигурировали в номинации «Арт-объект». Конаковские «Гнезда» стали победителем по мнению публики, а нижегородские «Гамаки» – по версии жюри.
Гамаки. Нижний Новгород, фестиваль «О`Город». Архитекторы Роман Ковенский, Валерия Пестерева. Фотография © Аня Липман

Был в шорт-листе и кусочек главной мировой выставки. Это павильон России, представлявший страну на миланской ЭКСПО-2015 (Сергей Чобан и бюро SPEECH). Эффектный взмах крыши, напоминающий советский павильон на Всемирной выставке в Монреале 1976 года, но при этом обшитый деревом, закономерно победил в номинации «Дерево в отделке» (где соревнуются объекты конструктивно не деревянные). Его отметило жюри, а общественность проголосовала за еще один объект с территории «Конаково Ривер Клаб» – курорта, ставшего за последние годы мощным соперником подмосковному Пирогову в деле коллекционирования современной архитектуры. Это жилой дом «Астон», эдакий пространственный тетрис, спроектированный дуэтом Петра Костёлова и Алексея Розенберга.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО-2015 в Милане. Архитекторы Сергей Чобан, Алексей Ильин, Марина Кузнецкая, Андрей Перлич (бюро SPEECH). Фотография © Алексей Народицкий
Дом «Астон» в «Конаково Ривер Клаб». Архитекторы Петр Костелов, Алексей Розенберг. Фотография © Николай Малинин

Впрочем, его участники работают и порознь, а Алексей Розенберг стал в прошлом году не только победителем в двух номинациях, но и обладателем первого в истории премии Гран-При. Опасаясь быть уличенным в пристрастности, жюри (каждый год, заметим, разное) не смогло удержаться и выбрало в номинации «Интерьер» другой объект Розенберга – Z-квартиру. Z-образная планировка, и дерево вьется той же змейкой, дополняя фирменные подиумы и создавая увлекательную многоуровневость… Таким образом, Розенберг стал наиболее титулованным – 5-кратным победителем АРХИWOODа. А лучшим по версии публики стали в этой номинации Дмитрий Барьюдин и Игорь Апарин (Kontora) – уже не новички премии, но впервые лауреаты. Их экспозиция музея ГУЛАГа не вся из дерева, но именно деревянные её фрагменты оказались наиболее сильными, что понятно: дерево было основной материей лагерей и прикосновение к нему позволяет почувствовать что-то про реальность той страшной жизни.
Z-квартира. Архитектор Алексей Розенберг. Фотография © Константин Дубовец
Экспозиция Музея истории ГУЛАГа в 1-м Самотечном переулке. Архитекторы Дима Барьюдин, Игорь Апарин, Егор Ларичев, Алексей Крицук, Тарик Хейбойер, Иван Биченко (KONTORA). Фотография © Серафима Тельканова

Это, кстати, единственный московский объект-победитель, что отражает затихание того бурного процесса гуманизации города парками и деревянными объектами, который имел место в 2011-2014 годах. Правда, в шорт-листе премии были по-хорошему постмодернистская ферма на ВДНХ (бюро WOWHAUS) и стильная кофейня CoffeeCrew (GikaloKuptsovArchitects), но пальму первенства – благодаря «Древолюции» – перехватила северная столица. Ещё один объект из которой – магазин Fujifilm («Витрувий и сыновья»), чей актуально ресайклинговый интерьер собран из кабельных катушек (превращенных в столы и стойки), лишь немного уступил в голосовании музею ГУЛАГа. А по части остроумного хулиганства с ним мог соревноваться и приставной столик, который крепится непосредственно к оградам невских набережных (Rhizomegroup + Verstak) – чтобы «в Питере пить», как велит Шнур.

Столь же остроумен (или даже юмористичен) гостевой домик «Дровница» Рустама Керимова, который единственный в этом году сделал «дубль», завоевав симпатии и профессионалов, и непрофессионалов (номинация «Малый объект»). Так что намеки на избыточный PR, учиненный автором (а объект действительно собрал рекордное количество голосов за всю историю премии – 98,5 % в своей номинации) оказались тут же и развенчаны. Фасад домика являет собою поленницу для дров, то есть, он не только многофункционален и живописен, но и меняется в соответствии со временем года.
Дом-дровница. Архитектор Рустам Керимов. Фотография © Роман Масленников

Почти московским объектом можно считать пункт проката велосипедов (бюро Alpbau), который находится в Мещерском парке около МКАД, – победитель в номинации «Общественное сооружение». Его простую, но внятную тектонику оценил народ, а жюри проголосовало за эко-отель «Алтика» в Горном Алтае (авторы Алексей Смирнов и Константин Стефанцов), чья абсолютно современная архитектура находится в парадоксальной гармонии с красотами края. Авторы были дебютантами премии, как и все герои номинации «Предметный дизайн»: Алиса Минкина, Анна Феоктистова, Сергей Морозов. Первая победила с феерической коллекцией деревянной мебели Sagano (выбор жюри), вторая – с куда более простодушным, но тем и обаятельным светильником «Тумблер» (выбор народа).
Пункт велопроката в парке «Мещерский». Архитектор Алексей Разуваев, конструктор Олег Русецкий, руководитель проекта Павел Каргалев (Alpbau). Фотография © Павел Столяров
Sagano bamboo furniture. Дизайнер Алиса Минкина. Фотография © Юля Захарова

Важным событием в отечественной реставрации стала многолетняя битва за возрождение Порженского погоста в Кенозерском национальном парке. Находящийся в труднодоступной глубинке Парка, он много лет являл собою печальную (хотя и крайне романтическую) картину. Поэтому, конечно, новый вид Георгиевской церкви – разноцветный, в соответствии с ее обликом на конец позапрошлого века (что подтвердил спектральный анализ), многих ценителей романтического увядания смутил. В то же время очевидно, что через несколько десятилетий образ здания станет более привычным, а вот если бы за него не взялись, то не осталось бы ничего ни от какого облика. Поэтому абсолютно закономерна победа Порженского в номинации «Реставрация» (выбор общественности). Жюри же остановилось на реставрации каретника в музее «Усадьба Брянчаниновых» Вологодской области: этот объект выдвигался на премию еще в прошлом году, но за отсутствием конкуренции был снят Оргкомитетом с полпути и отложен на этот год (фирма «Электра»).
Реставрация Порженского погоста в Кенозерском национальном парке. Эскизные проекты: Л. Ткаченко (1986), В. Попов (2004), В. Титов (2008). Реставрационные работы: ИП «Е.Б. Силинский». Реставрация «небес»: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
Экологическое поселение «Дэй Гилберт» («Шведские дачи») в Самаре. Архитекторы Сергей Малахов, Кирилл Никонов, Дмитрий Макаренко. Фотография © Сергей Малахов
Гостевой дом в Московской области. Архитекторы Александр Рябский и Ксения Харитонова; при участии Кирилла Козлова, Григория Суздалева, Яна Тихоненко (бюро FAS(t)). Фото:Ксения Харитонова

Наконец, главная номинация премии – «Загородный дом» – оказалась и самой сильной. Здесь за премию боролись новые объекты победителей прошлых лет – Николая Белоусова и бюро FAS(t), а также новичков шорт-листа: москвича Алексея Ильина, Петра Сафиуллина из Казани и легендарного зодчего из Самары Сергея Малахова. И если народ со своим выбором определился быстро (по результатам общественного голосования победили «Шведские дачи», они же – экологическое поселение «Дэй Гилберт» в Самаре), то жюри долго спорило, не в силах найти изъянов ни в новом доме Николая Белоусова, ни в минималистской постройке Алексея Ильина. Впрочем, фаворит в этой номинации определился еще на заседании Экспертного совета премии, который ахнул в один голос, увидев гостевой дом бюро FAS(t).Эффектная конструкция в духе прозрачных домов Миса и Джонсона, но сделанная из дерева, словно бы парит в воздухе, непонятно как неся свои огромные стекла. Изумление экспертов было столь велико, что пришлось дополнительно допросить авторов, дабы убедиться, что все по-честному, все из дерева, просто применены оригинальные конструкции с защемлением. Александр Рябский и Ксения Харитонова уже побеждали в АРХИWOODе 2012 года с Шахматным клубом в Нескучном саду; новый объект еще выше поднимает планку и заставляет верить, что невзирая ни на какие катаклизмы, современная деревянная архитектура в России продолжается.

А организатором и генеральным партнером проекта по-прежнему выступает компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA).

23 Мая 2016

Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Деревянная ратуша
Cobe и Lundén Architecture Company выиграли конкурс на проект нового здания городской администрации Эспоо, второго по величине города Финляндии.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Деревянный треугольник
Новая штаб-квартира чешской деревообрабатывающей компании Kloboucká lesní от бюро Mjölk наглядно демонстрирует экологически безопасный подход к ведению подобного рода бизнеса в современном мире.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».