Дом-Ковчег

Владимир Юзбашев и Наталья Брайловская рассказывают о модульном каркасном доме, производство которого начало их бюро Арх-Проект-3.

mainImg
Архитектор:
Наталия Брайловская
Владимир Юзбашев
Мастерская:
АрхПроект-3 http://www.дом-ковчег.рф
Проект:
Серия домов «Дом-Ковчег»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Наталья Брайловская, ГАП: Владимир Юзбашев, архитектор: Екатерина Юзбашева

2013 — 2016 / 2013 — 2016

Заказчик: Александр Шевяков (UX/UI дизайнер мобильных приложений), заказчик второго дома-Ковчега-6.
В нашей многоэтажной, но дачной стране мечта многих людей – жить за городом, а некоторых, хотя и далеко не всех, урбанистов – изменить принцип жилой застройки, приоритетом которой, увы, продолжают оставаться панельные гиганты. Удачное дополнение, а может быть, и альтернатива панельной городской квартире – модульный каркасный дом. Решение, которое давно популярно на Западе, постепенно набирает силу и в России; с некоторых, сравнительно недавних, пор, линейками модульных домов начали заниматься и архитекторы. Мы уже беседовали с Романом Леонидовым и Иваном Овчинниковым об их проектах NEWOOD и ДубльДом.

В начале марта на постоянной выставке деревянных домов «Малоэтажная Россия» (Каширское ш., 63 корп. 1) был установлен образец модульного дома-Ковчега: самая маленькая модификация сборного каркасного дома, разработанного бюро Арх-Проект-3 Владимира Юзбашева и Натальи Брайловской называет дом-Ковчег-3. Архитекторы планируют показать свой дом и на выставке «Загородный дом» в Экспо-центре (10-13 марта 2016). Мы задали авторам серии небольших и доступных по цене домов несколько вопросов.

Архи.ру:
– Когда пришла идея сделать модульный дом и когда вы начали работать?

Владимир Юзбашев и Наталья Брайловская, Арх-Проект-3:
– У нас был опыт проектирования каркасных домов с 2013 года. В 2014 к нам пришел клиент и заказал разработку линейки модульных каркасных домов для производства. мы предложили эскизные решения нескольких типов домов, разных по площади – планы, фасады, разрезы. А технологический проект разрабатывали сами производственники. Результат нам не понравился – и качеством сборки, и теми деталями, которые привнесли строители.

Однако идея сборного дома с полной отделкой – такого, который можно привезти на место, установить и сразу в нём жить, нам понравилась. К тому же к нам поступали предложения о разработке серии домов для конкретных участков. Мы увлеклись, стали думать, что можно было бы сделать лучше. Так появилась идея сделать собственную линейку домов – следующее поколение Ковчегов, с продуманным дизайном и технологическими решениями. Мы нашли частного инвестора для продвижения Ковчегов и договорились о производстве новой серии домов.

В 2015 каркасный угловой дом, который мы разработали и построили, стал лауреатом фестиваля «Под крышей дома» в номинации реализованный загородный дом.
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
zooming
Слева направо: Владимир Юзбашев, Наталья Брайловская, Екатерина Юзбашева

– В чём отличия «Дома-ковчега» от других подобных модульных домов? Его маркетинговые преимущества?

– Главное преимущество – это дом, придуманный и полностью, в деталях, продуманный архитекторами. Поэтому он сочетает внешний вид жилого дома, построенного по индивидуальному проекту с теми удобством возведения, которые нам даёт модульная технология. Нам хотелось, чтобы дом выглядел как уникальная авторская работа, но чтобы это его архитектурное качество было доступным. Интерьеры также выполнены по профессиональному дизайн-проекту: подобраны светильники, сантехника, мозаика в санузле. Каждый наш дом продуман и ориентирован на то, чтобы всё было удобно и функционально; функции чётко зонированы. Даже наш самый маленький дом-Ковчег-3 (37 м2), может быть альтернативой городской квартире или гостевому дому, он рассчитан на комфортное проживание семьи, в нём есть всё необходимое – просторная кухня-гостиная, две спальни, санузел с душевой, раковиной, унитазом, прихожая.
zooming
Серия домов «Дом-ковчег». Аксонометрии, модули. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Макет. 2015 © АрхПроект-3
zooming
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 и Ковчег-4. Фасады. 2015 © АрхПроект-3

Дома производят в заводских условиях с качеством сборки производственной мебели, используя экологичные материалы: главный материал ­– дерево, а для утепления мы используем базальтовую вату, в отличие от других производителей, которые применяют в составе стен пенополистерол и пластиковые панели.

И в отличие от распространенного дешевого решения модульных летних домов, дом-ковчег отлично утеплен и подходит для круглогодичного проживания. Толщина утеплителя в стенах – 150 мм, в потолке и полу – 200 мм. И, как и полагается в каркасных домах, в состав стен и всего контура дома входит пароизоляция, паро-влаго защитаУстанавливаются двухкамерные стеклопакеты 45 мм, тогда как обычно производители устанавливают стеклопакеты шириной 30-42 мм.
Серия домов «Дом-ковчег». Стеклопакет. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Деталь. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Производство. 2015 © АрхПроект-3

Отделка внутри и снаружи – имитация бруса, сосна.

– Какое дерево вы используете для каркаса? Насколько оно сухое, не грозит ли ему рассохнуться?

– Мы используем высушенную в производственных условиях сосну, струганную и шлифованную древесину. Даже каркас дома, который нигде не виден, мы собираем из струганного бруса 50х150 мм и 100х150 мм. Такой брус у нас применяется даже в одноэтажных домах, тогда как другие компании используют для каркаса двухэтажных домов доску толщиной 30 мм. Шаг стоек каркаса в наших домах-ковчегах – 600 мм.
Серия домов «Дом-ковчег». Производство. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Производство. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Деталь. 2015 © АрхПроект-3

Рассыхание каркасным домам не грозит – это проблема срубов; в каркасных домах доски крепятся друг к другу под разным углом, поэтому они застрахованы от последствий рассыхания. Их также не касается усадка, поскольку каркас легче, чем сруб.

– Как быстро вы собираете и устанавливаете дом?

Дом комплектуется в производственных условиях в течение 3-4 недель – собираются модули с инженерией, окнами, дверьми, сантехникой, отделкой. На участке устраивается свайный винтовой фундамент, модули стыкуются, дом подключают к внешним сетям, накрывают фальцевой кровлей. Весь монтаж дома на участке занимает 3-5 дней. Нашим клиентам мы поможем с подключением дома к инженерным коммуникациям, подбором и установкой мебели, устройством сауны или бани.
Серия домов «Дом-ковчег». Дополнительные решения. 2015 © АрхПроект-3

– Сколько вариантов вы предлагаете сейчас и какова их цена с установкой?

– Сейчас разработано четыре типа одноэтажных домов разной площади и планировок: начиная от упомянутого выше «Ковчега-3» из трёх модулей, 37.2 м2 – он стоит 1.35 млн рублей, и до «Ковчега-6», который состоит, соответственно, из шести модулей, имеет площадь 75.3 м2 и стоит 2.7 млн рублей. В заявленную стоимость входит дом с наружной и внутренней отделкой, разводка электрики, щиток, розетки и выключатели, светильники, разводка водопровода и канализации, сантехника в санузле, бойлер на 50 литров и монтаж дома на участке. Отдельно оплачиваются свайные винтовые фундаменты, для Ковчега-3 это ориентировочно 50 000 рублей, для Ковчега-6 – 100 000 рублей, уточняется в зависимости от рельефа и грунта; а также доставка и система отопления из электрических конвекторов или газового теплового пункта.

Помимо жилых домов в серию дом-Ковчег входят бани и гостевые дома, а также перголы, террасы, веранды и хозблоки.
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Интерьер. Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-4 (4 модуля). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-4 (4 модуля). Постройка, 20112роект-3

– Какие коммуникации должны обязательно быть на участке, чтобы там можно было установить «Дом-ковчег»?

– На участке должно быть инженерное обеспечение: электричество, вода, канализация. Это могут быть городские коммуникации, а могут быть и автономные. С установкой колодца/скважины и септика мы можем помочь клиенту.

– Как обстоят дела с очисткой плоской кровли от снега?

– Наши дома имеют небольшой уклон кровли – 8%. Этого уклона вполне достаточно, чтобы стекала вода. Снег может лежать на кровле, снеговая нагрузка учтена при конструировании дома. Для надежности конструкции во время перепадов температуры зимой, кровля выполняется по фальцевой технологии: металлические листы надежно скреплены в замки, а не кладутся друг на друга в внахлёст, как применяют большинство производителей домов на рынке сегодня. Это трудоемкий процесс, но мы делаем именно так.
Дом-Ковчег: производство. 2015 © АрхПроект-3

Обрешётка под металлической кровлей выполняется по классической схеме – нашивается доска толщиной 20 мм и с зазором 20 мм. Под обрешёткой укладывается супер-диффузионная мембрана. Такой пирог кровли обеспечивает надёжную и удобную эксплуатацию в любых погодных условиях, гарантирует защиту от протечек, дает возможность чистки кровли, если дом стоит на лесном участке и на него падает листва или хвоя.

– Какие другие варианты модульных домов вы считаете своими конкурентами?

– Мы считаем, что дом должен быть создан архитекторами, а не строителями. Только архитектор может продумать каждую мелочь, учесть и эстетические качества постройки, и технологию, и качество жилища, и удобство. Всегда видно, строился дом по архитектурному проекту, или нет. И всегда выигрывает именно тот дом, который создан архитекторами, а не строителями.

В Европе модульные дома довольно популярны – удобное, комфортное жилье, дом, который можно быстро купить и поставить, а при необходимости перевезти на другое место. В нашей стране модульное домостроение не очень развито, строительные компании предлагают модульные дома наряду с другими типами жилых домов и как правило не имеют готового конкретного предложения, единой стилистики, как предлагаем мы.

– А чем вы восхищаетесь как прототипом-прообразом?

– Дом-Ковчег с самого начала разрабатывался как жилье в современном стиле: удобное, лаконичное, продуманное. Его форма определяется возможностями современных технологий. Мы определяем стиль дома как скандинавский – в качестве прототипов было изучено множество проектов, сделанных в странах Северной Европы. Заводское качество домов-Ковчегов соответствует технологическому и экологическому стандарту канадского домостроения.

– Угловой дом-Ковчег-6 похож не на модульный дом, а на индивидуальный. Вообще не очень представляю, как везти модули вашей просторной гостиной на машине. Зачем понадобился угол? На макетах шестимодульный дом показан вполне ортогональным; какой вариант вы будете предлагать клиентам, дом-угол или прямой брусок?

– Действительно, угловой дом-Ковчег-6 проектировался как индивидуальный дом и был построен просто по каркасной технологии. Причем мы выполнили полный проект с прорисовкой каждой доски и каждого примыкания, каждой детали. Он всем очень понравился и мы выпустили проект этого же дома, но в модульной технологии. Дом будет собираться на производстве модулями и привозиться готовым на участок и будет выглядеть индивидуальным.
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-6 (6 модулей). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-6 (6 модулей). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-6 (6 модулей). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Выставочный дом у м. Домодедовская. Постройка, 2016 © АрхПроект-3

– Где находится построенные образцы серии, которые мы видим на фотографиях и плане, кто в нем живет и как долго?

– Сейчас на производстве собирается третий дом-Ковчег, а установлено два, оба шестимодульные, это дома-Ковчеги-6. Первый дом в Истринском районе, он успешно перезимовал два года, в нём живет семья с одним ребёнком. Второй – во Владимирской области, в нём живёт семья с двумя детьми, он установлен осенью, зимует в первый раз. Заказчикам – немногим больше тридцати лет, один из них – дизайнер мобильных приложений.
 
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-6, поворотный (6 модулей). План. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Выставочный дом у м. Домодедовская. Постройка, 2016 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Установка модуля на винтовой фундамент. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Выставочный дом у м. Домодедовская. Постройка, 2016 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Макет. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Выставочный дом у м. Домодедовская. Постройка, 2016 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Макет. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Макет. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Макет. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Макет. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-4 (4 модуля). План. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). План. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-6 (6 модулей). План. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Разрез. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ситуационный план. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ситуационный план. 2015 © АрхПроект-3
Архитектор:
Наталия Брайловская
Владимир Юзбашев
Мастерская:
АрхПроект-3 http://www.дом-ковчег.рф
Проект:
Серия домов «Дом-Ковчег»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Наталья Брайловская, ГАП: Владимир Юзбашев, архитектор: Екатерина Юзбашева

2013 — 2016 / 2013 — 2016

Заказчик: Александр Шевяков (UX/UI дизайнер мобильных приложений), заказчик второго дома-Ковчега-6.

04 Марта 2016

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.