Дом-Ковчег

Владимир Юзбашев и Наталья Брайловская рассказывают о модульном каркасном доме, производство которого начало их бюро Арх-Проект-3.

mainImg
Архитектор:
Наталия Брайловская
Владимир Юзбашев
Мастерская:
АрхПроект-3 http://www.дом-ковчег.рф
Проект:
Серия домов «Дом-Ковчег»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Наталья Брайловская, ГАП: Владимир Юзбашев, архитектор: Екатерина Юзбашева

2013 — 2016 / 2013 — 2016

Заказчик: Александр Шевяков (UX/UI дизайнер мобильных приложений), заказчик второго дома-Ковчега-6.
В нашей многоэтажной, но дачной стране мечта многих людей – жить за городом, а некоторых, хотя и далеко не всех, урбанистов – изменить принцип жилой застройки, приоритетом которой, увы, продолжают оставаться панельные гиганты. Удачное дополнение, а может быть, и альтернатива панельной городской квартире – модульный каркасный дом. Решение, которое давно популярно на Западе, постепенно набирает силу и в России; с некоторых, сравнительно недавних, пор, линейками модульных домов начали заниматься и архитекторы. Мы уже беседовали с Романом Леонидовым и Иваном Овчинниковым об их проектах NEWOOD и ДубльДом.

В начале марта на постоянной выставке деревянных домов «Малоэтажная Россия» (Каширское ш., 63 корп. 1) был установлен образец модульного дома-Ковчега: самая маленькая модификация сборного каркасного дома, разработанного бюро Арх-Проект-3 Владимира Юзбашева и Натальи Брайловской называет дом-Ковчег-3. Архитекторы планируют показать свой дом и на выставке «Загородный дом» в Экспо-центре (10-13 марта 2016). Мы задали авторам серии небольших и доступных по цене домов несколько вопросов.

Архи.ру:
– Когда пришла идея сделать модульный дом и когда вы начали работать?

Владимир Юзбашев и Наталья Брайловская, Арх-Проект-3:
– У нас был опыт проектирования каркасных домов с 2013 года. В 2014 к нам пришел клиент и заказал разработку линейки модульных каркасных домов для производства. мы предложили эскизные решения нескольких типов домов, разных по площади – планы, фасады, разрезы. А технологический проект разрабатывали сами производственники. Результат нам не понравился – и качеством сборки, и теми деталями, которые привнесли строители.

Однако идея сборного дома с полной отделкой – такого, который можно привезти на место, установить и сразу в нём жить, нам понравилась. К тому же к нам поступали предложения о разработке серии домов для конкретных участков. Мы увлеклись, стали думать, что можно было бы сделать лучше. Так появилась идея сделать собственную линейку домов – следующее поколение Ковчегов, с продуманным дизайном и технологическими решениями. Мы нашли частного инвестора для продвижения Ковчегов и договорились о производстве новой серии домов.

В 2015 каркасный угловой дом, который мы разработали и построили, стал лауреатом фестиваля «Под крышей дома» в номинации реализованный загородный дом.
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
zooming
Слева направо: Владимир Юзбашев, Наталья Брайловская, Екатерина Юзбашева

– В чём отличия «Дома-ковчега» от других подобных модульных домов? Его маркетинговые преимущества?

– Главное преимущество – это дом, придуманный и полностью, в деталях, продуманный архитекторами. Поэтому он сочетает внешний вид жилого дома, построенного по индивидуальному проекту с теми удобством возведения, которые нам даёт модульная технология. Нам хотелось, чтобы дом выглядел как уникальная авторская работа, но чтобы это его архитектурное качество было доступным. Интерьеры также выполнены по профессиональному дизайн-проекту: подобраны светильники, сантехника, мозаика в санузле. Каждый наш дом продуман и ориентирован на то, чтобы всё было удобно и функционально; функции чётко зонированы. Даже наш самый маленький дом-Ковчег-3 (37 м2), может быть альтернативой городской квартире или гостевому дому, он рассчитан на комфортное проживание семьи, в нём есть всё необходимое – просторная кухня-гостиная, две спальни, санузел с душевой, раковиной, унитазом, прихожая.
zooming
Серия домов «Дом-ковчег». Аксонометрии, модули. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Макет. 2015 © АрхПроект-3
zooming
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 и Ковчег-4. Фасады. 2015 © АрхПроект-3

Дома производят в заводских условиях с качеством сборки производственной мебели, используя экологичные материалы: главный материал ­– дерево, а для утепления мы используем базальтовую вату, в отличие от других производителей, которые применяют в составе стен пенополистерол и пластиковые панели.

И в отличие от распространенного дешевого решения модульных летних домов, дом-ковчег отлично утеплен и подходит для круглогодичного проживания. Толщина утеплителя в стенах – 150 мм, в потолке и полу – 200 мм. И, как и полагается в каркасных домах, в состав стен и всего контура дома входит пароизоляция, паро-влаго защитаУстанавливаются двухкамерные стеклопакеты 45 мм, тогда как обычно производители устанавливают стеклопакеты шириной 30-42 мм.
Серия домов «Дом-ковчег». Стеклопакет. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Деталь. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Производство. 2015 © АрхПроект-3

Отделка внутри и снаружи – имитация бруса, сосна.

– Какое дерево вы используете для каркаса? Насколько оно сухое, не грозит ли ему рассохнуться?

– Мы используем высушенную в производственных условиях сосну, струганную и шлифованную древесину. Даже каркас дома, который нигде не виден, мы собираем из струганного бруса 50х150 мм и 100х150 мм. Такой брус у нас применяется даже в одноэтажных домах, тогда как другие компании используют для каркаса двухэтажных домов доску толщиной 30 мм. Шаг стоек каркаса в наших домах-ковчегах – 600 мм.
Серия домов «Дом-ковчег». Производство. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Производство. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Деталь. 2015 © АрхПроект-3

Рассыхание каркасным домам не грозит – это проблема срубов; в каркасных домах доски крепятся друг к другу под разным углом, поэтому они застрахованы от последствий рассыхания. Их также не касается усадка, поскольку каркас легче, чем сруб.

– Как быстро вы собираете и устанавливаете дом?

Дом комплектуется в производственных условиях в течение 3-4 недель – собираются модули с инженерией, окнами, дверьми, сантехникой, отделкой. На участке устраивается свайный винтовой фундамент, модули стыкуются, дом подключают к внешним сетям, накрывают фальцевой кровлей. Весь монтаж дома на участке занимает 3-5 дней. Нашим клиентам мы поможем с подключением дома к инженерным коммуникациям, подбором и установкой мебели, устройством сауны или бани.
Серия домов «Дом-ковчег». Дополнительные решения. 2015 © АрхПроект-3

– Сколько вариантов вы предлагаете сейчас и какова их цена с установкой?

– Сейчас разработано четыре типа одноэтажных домов разной площади и планировок: начиная от упомянутого выше «Ковчега-3» из трёх модулей, 37.2 м2 – он стоит 1.35 млн рублей, и до «Ковчега-6», который состоит, соответственно, из шести модулей, имеет площадь 75.3 м2 и стоит 2.7 млн рублей. В заявленную стоимость входит дом с наружной и внутренней отделкой, разводка электрики, щиток, розетки и выключатели, светильники, разводка водопровода и канализации, сантехника в санузле, бойлер на 50 литров и монтаж дома на участке. Отдельно оплачиваются свайные винтовые фундаменты, для Ковчега-3 это ориентировочно 50 000 рублей, для Ковчега-6 – 100 000 рублей, уточняется в зависимости от рельефа и грунта; а также доставка и система отопления из электрических конвекторов или газового теплового пункта.

Помимо жилых домов в серию дом-Ковчег входят бани и гостевые дома, а также перголы, террасы, веранды и хозблоки.
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Интерьер. Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-4 (4 модуля). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-4 (4 модуля). Постройка, 20112роект-3

– Какие коммуникации должны обязательно быть на участке, чтобы там можно было установить «Дом-ковчег»?

– На участке должно быть инженерное обеспечение: электричество, вода, канализация. Это могут быть городские коммуникации, а могут быть и автономные. С установкой колодца/скважины и септика мы можем помочь клиенту.

– Как обстоят дела с очисткой плоской кровли от снега?

– Наши дома имеют небольшой уклон кровли – 8%. Этого уклона вполне достаточно, чтобы стекала вода. Снег может лежать на кровле, снеговая нагрузка учтена при конструировании дома. Для надежности конструкции во время перепадов температуры зимой, кровля выполняется по фальцевой технологии: металлические листы надежно скреплены в замки, а не кладутся друг на друга в внахлёст, как применяют большинство производителей домов на рынке сегодня. Это трудоемкий процесс, но мы делаем именно так.
Дом-Ковчег: производство. 2015 © АрхПроект-3

Обрешётка под металлической кровлей выполняется по классической схеме – нашивается доска толщиной 20 мм и с зазором 20 мм. Под обрешёткой укладывается супер-диффузионная мембрана. Такой пирог кровли обеспечивает надёжную и удобную эксплуатацию в любых погодных условиях, гарантирует защиту от протечек, дает возможность чистки кровли, если дом стоит на лесном участке и на него падает листва или хвоя.

– Какие другие варианты модульных домов вы считаете своими конкурентами?

– Мы считаем, что дом должен быть создан архитекторами, а не строителями. Только архитектор может продумать каждую мелочь, учесть и эстетические качества постройки, и технологию, и качество жилища, и удобство. Всегда видно, строился дом по архитектурному проекту, или нет. И всегда выигрывает именно тот дом, который создан архитекторами, а не строителями.

В Европе модульные дома довольно популярны – удобное, комфортное жилье, дом, который можно быстро купить и поставить, а при необходимости перевезти на другое место. В нашей стране модульное домостроение не очень развито, строительные компании предлагают модульные дома наряду с другими типами жилых домов и как правило не имеют готового конкретного предложения, единой стилистики, как предлагаем мы.

– А чем вы восхищаетесь как прототипом-прообразом?

– Дом-Ковчег с самого начала разрабатывался как жилье в современном стиле: удобное, лаконичное, продуманное. Его форма определяется возможностями современных технологий. Мы определяем стиль дома как скандинавский – в качестве прототипов было изучено множество проектов, сделанных в странах Северной Европы. Заводское качество домов-Ковчегов соответствует технологическому и экологическому стандарту канадского домостроения.

– Угловой дом-Ковчег-6 похож не на модульный дом, а на индивидуальный. Вообще не очень представляю, как везти модули вашей просторной гостиной на машине. Зачем понадобился угол? На макетах шестимодульный дом показан вполне ортогональным; какой вариант вы будете предлагать клиентам, дом-угол или прямой брусок?

– Действительно, угловой дом-Ковчег-6 проектировался как индивидуальный дом и был построен просто по каркасной технологии. Причем мы выполнили полный проект с прорисовкой каждой доски и каждого примыкания, каждой детали. Он всем очень понравился и мы выпустили проект этого же дома, но в модульной технологии. Дом будет собираться на производстве модулями и привозиться готовым на участок и будет выглядеть индивидуальным.
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-6 (6 модулей). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-6 (6 модулей). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-6 (6 модулей). Постройка, 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Выставочный дом у м. Домодедовская. Постройка, 2016 © АрхПроект-3

– Где находится построенные образцы серии, которые мы видим на фотографиях и плане, кто в нем живет и как долго?

– Сейчас на производстве собирается третий дом-Ковчег, а установлено два, оба шестимодульные, это дома-Ковчеги-6. Первый дом в Истринском районе, он успешно перезимовал два года, в нём живет семья с одним ребёнком. Второй – во Владимирской области, в нём живёт семья с двумя детьми, он установлен осенью, зимует в первый раз. Заказчикам – немногим больше тридцати лет, один из них – дизайнер мобильных приложений.
 
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-6, поворотный (6 модулей). План. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Выставочный дом у м. Домодедовская. Постройка, 2016 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Установка модуля на винтовой фундамент. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Выставочный дом у м. Домодедовская. Постройка, 2016 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Макет. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Выставочный дом у м. Домодедовская. Постройка, 2016 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Макет. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Макет. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Макет. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Макет. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-4 (4 модуля). План. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). План. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-6 (6 модулей). План. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ковчег-3 (3 модуля). Разрез. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ситуационный план. 2015 © АрхПроект-3
Серия домов «Дом-ковчег». Ситуационный план. 2015 © АрхПроект-3
Архитектор:
Наталия Брайловская
Владимир Юзбашев
Мастерская:
АрхПроект-3 http://www.дом-ковчег.рф
Проект:
Серия домов «Дом-Ковчег»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Наталья Брайловская, ГАП: Владимир Юзбашев, архитектор: Екатерина Юзбашева

2013 — 2016 / 2013 — 2016

Заказчик: Александр Шевяков (UX/UI дизайнер мобильных приложений), заказчик второго дома-Ковчега-6.

04 Марта 2016

Похожие статьи
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.