Архитектон–2015: с надеждой на будущее

С 14 по 22 сентября в Петербурге, в Доме архитектора, прошёл ежегодный смотр-конкурс «Архитектон». Имена победителей в торжественной обстановке были оглашены 5 октября.

mainImg
Архитектор:
Александр Мельниченко
Мастерская:
AM-Architect
Проект:
Горизонтальный небоскреб
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
А.А. Мельниченко
руководитель дипломного проекта: В.К. Линов

2015 — 2015
Нынешний конкурс собрал, наверное, наименьшее число работ за последние годы. Все планшеты уместились в Зелёной гостиной и Эркере бывшего особняка Половцева, тогда как раньше бывали задействованы Белый зал и Каминный холл.

При этом даже небольшая выставка была представлена довольно беспорядочно: во всяком случае, мне не удалось выявить какую-либо систему экспонирования – ни по авторам, ни по разделам, ни по номинациям. Не было единообразия и в подаче: не все конкурсанты озаботились снабдить свои работы удобочитаемыми пояснениями, градостроительной ситуацией, датами проектирования/строительства, не говоря уже о единых правилах графического оформления планшетов, что вкупе заметно затрудняло восприятие. По этому поводу невольно напрашивается сравнение с жёсткими требованиями по оформлению научных работ к нам, теоретикам архитектуры. Если растущий крен в пользу количественных показателей и формальной унификации со стороны ВАКа представляется явно избыточным, то у практиков в этом смысле дисциплинарная сторона явно страдает.
Теперь о самом конкурсе.

Гран-при:
Арка Победы в Красном Селе
«ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №9 
zooming
Церемония награждения архитектурного конкурса «Архитектон 2015» 5.10.2015. Фотография предоставлена ОАМ
Арка Победы в Красном Селе © ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №9

Присуждение Гран-при коллективу под руководством В.В. Попова за Арку победы в Красном Селе (ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №9) было предсказуемо уже в смысле масштаба темы и имени заслуженного мастера. Что, впрочем, не умаляет собственных достоинств работы. Несомненной удачей представляется обращение авторов к характерной стилистике блокадных бумажных конкурсов и временных сооружений. После войны этот героический стиль – продолжение монументального стиля 30-х – полностью уступил место победному сталинскому ампиру, не успев воплотиться в камне. Увековечение этой уникальной страницы творчества ленинградских архитекторов по сути заполнило недостающий пробел, восстановило историческую справедливость. В годы войны и после победы тему триумфальных арок разрабатывали многие архитекторы, в том числе А.С. Никольский, Н.М. Назарьин, М.З. Тарановская, Б.Н. Журавлёв и другие (См.: Архитекторы блокадного Ленинграда. Каталог выставки. Авторы-составители: Ю.Ю. Бахарева, Т.В. Ковалёва, Т.Г. Шишкина. – СПб, 2005). В 1945 году героев-победителей встречали три деревянные арки, выполненные по проектам Д.С. Гольдгора и И.И. Фомина на пр. Обуховскрй обороны, В.А. Каменского на ул. Стачек и А.И. Гегелло на Международном проспекте. Именно последняя и стала прообразом Арки победы в Красном Селе.

В сравнении с прототипом новая арка – уже из гранита и бронзы – более устойчиво-монументальна: авторы чуть сузили её пролёт, сделали более высокой лобовую часть и отказались от массивного карниза, используя его ступенчатый мотив в композиции аттика. Барельефные фигуры превращены в круглые бронзовые статуи на вертикальных постаментах; изображения опущенных мечей на противоположной стороне явственно перекликаются с формой креста. Собственно, декор в наибольшей степени позволяет идентифицировать арку как современное сооружение: скульптуры – своей характерной для позднесоветской школы «угловатой» стилистикой, мечи-кресты – новым примиряющим смыслом, в котором тема бессмертия возвращается в «вечный», христианский контекст.

Удачная концепция, хорошие пропорции, торжественный лаконизм фасадов, классическая ясность градостроительной композиции – все эти качества принесли авторскому коллективу не только Гран-при «Архитектона», но и Золотой знак «Зодчества».
***
 
В отличие от весенней биеннале петербургской архитектуры, на конкурс практически не было представлено жилых комплексов в новых районах, за исключением китайского инвестиционного проекта «Балтийская жемчужина»: очевидно, эти «хлебные» работы не всегда позволяют зодчим проявить себя с лучшей стороны. Однако в наше кризисное время кроме 20-этажных «спальников» почти ничего не возводится, поэтому в номинации «Общественные постройки» было заявлено всего 4 работы, из которых премировано две (серебряный диплом решили не присуждать), и одна из них – гостиница, т.е. по сути то же жильё.

Гостиничный комплекс «Park inn» в Новосибирске
ППФ «А.Лен»
Гостиничный комплекс «Park inn» в Новосибирске © ППФ «А.Лен»

Это отмеченный Золотым дипломом гостиничный комплекс «Park inn» в Новосибирске Сергея Орешкина (ППФ «А.Лен») с коллективом. Здание словно бы навеяно стилистикой стоящей рядом советской 9-этажки, хотя композиция его совершенно иная: это две «сросшиеся» в месте лестнично-лифтового блока вертикальные призмы с остеклённым 2-этажныи холлом и треугольным выступом кафе. Подчёркнуто однообразный модульный рисунок фасадов скупо оттенён двумя серыми полосами, напоминающими бетон, торцы акцентированы активными вертикалями стекла и почти чёрного керамогранита. Изыск монотонности, эстетика панелей, блоков и модулей. Всё то, что вяло и вынужденно присутствует в неказистом советском соседе, приобрело у Сергея Орешкина характер осознанного и энергичного авторского высказывания. Стоило ли такое соседство стилевой поддержки? Возможно, да – чтобы хоть как-то «собрать» беспорядочное и разношёрстное окружение.

Апарт-отель на Херсонской 
ППФ «А.Лен»
Проект апарт-отеля на пересечении улиц Александра Невского и Херсонской в Санкт-Петербурге © ППФ «А.Лен»

Ориентация на контекст, породившая, как представляется, этот современный парафраз советского модернизма, присутствует и в другой премированной работе того же автора: проекте апарт-отеля на пересечении улиц Александра Невского и Херсонской в Санкт-Петербурге (Бронзовый диплом в разделе «Проекты»). В данном случае историческая среда продиктовала совсем иные ходы. Композиция в виде относительно невысокого замкнутого каре с двумя «колодцами», членение фасадов по вертикали, в соответствии с ритмом старых домов, стремление максимально разнообразить рисунок оконных проёмов сформировали в итоге вариант «очеловеченного» модернизма, притом, что авторы и здесь не отказываются от своей любви к жёсткой геометрии.

Ситуация обнаруживает любопытный факт: сковывающий, связывающий по рукам и ногам исторический контекст становится в итоге залогом качества архитектуры новой: её камертоном, если угодно – её душой. Новой архитектуре «хорошо» рядом со старой, чего далеко не всегда скажешь об архитектуре старой: ей не всегда «хорошо». Но если архитектор проявил чутьё и такт – «гений места» платит ему сторицей, расширяя образный и смысловой диапазон и обеспечивая контрастной по стилю постройке известную «пикантность».

Школа ЖК «Балтийская жемчужина»
«ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №2, рук. Г.Б. Иванов
Проект школы на территории ЖК «Балтийская жемчужина»
© «ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №2

Премированный Бронзовым дипломом проект школы на территории «Балтийской жемчужины» (мастерская №2 ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», рук. Г.Б. Иванов) соединил в себе узнаваемый традиционно-школьный облик с такими современными элементами, как пирамидальный световой фонарь над библиотекой и волнообразное покрытие с верхним светом над спортивным залом. Эти архитектурные вставки, безусловно, должны радовать детей, вместе с тем, они по-петербургски тактичны и в смысле подхода могут быть хорошей альтернативой той экспансии открытых цветов, которая в особенности касается детских учреждений и которая, видимо, должна компенсировать скудость самой архитектуры.

Жилой дом в Малом переулке
Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры»
Жилой дом в Малом переулке в Санкт-Петербурге © Архитектурная мастерская «Земцов, Кондиайн и партнёры»

Среди жилых зданий Золотого диплома был удостоен дом мастерской «Земцов, Кондиайн и партнёры» (СПб, Васильевский остров, Малый пр., 9), представляющий собой современную вариацию на тему модерна. Его асимметричный фасад с традиционной трёхчастной структурой имеет два главных акцента: широкий волнообразный эркер и как бы противопоставленный ему регулярный ряд остеклённых балконов. Четырёхэтажная плоскость фасада завершена решительным изгибом карниза; над ним с некоторым отступом располагается аттиковый этаж, где мотив эркерной «волны» подхвачен и усилен за счёт отступа стен. Общие композиционные принципы модерна представлены здесь в новой интерпретации и упрощённой современной прорисовке. Дом представляет собой ещё один вариант контекстуального вхождения в среду; в сравнении с подходом ППФ «А.Лен» он на шаг ближе к «историзму», однако также принципиально дистанцируется от прямого подражания.

Жилой дом «Победа»
«Евгений Герасимов и партнёры»
Жилой дом «Победа» в Санкт-Петербурге © «Евгений Герасимов и партнёры»

Программно стилизаторский подход демонстрирует другое здание – обладатель Серебряного диплома, жилой дом «Победа» в Московском районе Санк-Петербурга («Евгений Герасимов и партнёры»). В отличие от многих коллег, обращение к историзму для Евгения Герасимова – вовсе не «вынужденная мера». Архитектор гордится своим умением рисовать классические фасады и с удовольствием упражняется в «стилях». В данном случае застройка Московского района подсказала ему вариацию на «сталинскую» тему. Дом стоит в милейшем уголке старого Ленинграда, на тихом бульваре с высокими деревьями и изящными скамейками. Насколько неорганично смотрится здесь стекло – можно судить по вырастающему рядом современному дому на углу Варшавской улицы. Сложность состояла в том, чтобы в традиционную трёхчастную композицию уместить 14 этажей. Из-за наличия мелкой модульной сетки со стандартной высотой потолка и невозможностью фасадных «пауз», авторам всё же не удалось избежать известной многословности, хотя они свели это впечатление к минимуму умелой расстановкой акцентов. Можно с интересом выявлять на фасадах те или иные черты исторической эклектики или сталинского ампира, однако важнее принципы стилеобразования, взятые на вооружение: полная свобода в выборе и комбинации мотивов (эклектика) и совершенный «произвол» в масштабном соотношении ордерных элементов («сталинская» неоклассика). Благодаря такой исторической «маскировке» и просто космическому для современного строительства качеству отделки, 14-этажный дом вошёл в перспективу невысокой улицы так, что нетренированный глаз может и не заподозрить в нём новичка.

Жилой дом в Выборге 
Архитектурная мастерская «Головин & Шретер»
Проект жилого дома в Выборге © Архитектурная мастерская «Головин & Шретер»

Подобным путём пошёл и авторский коллектив мастерской «Головин & Шретер» в проекте жилого дома для Выборга (Золотой диплом в разделе «Проекты») – вариации на тему даже не Выборга, а исторической застройки вообще, с огромным, в духе Жолтовского, выносом карниза.

ЖК «Жемчужный фрегат»
Архитектурное бюро «Студия-17»
ЖК «Жемчужный фрегат» © Архитектурное бюро «Студия-17»

Премированный Бронзовым дипломом ЖК «Жемчужный фрегат» («Студия-17», рук. Святослав Гайкович) – часть упоминавшегося огромного микрорайона «Балтийская жемчужина» на юго-западе Санкт-Петербурга. Здесь речь идёт об абсолютно новой застройке, где единственным контекстом была природа – Финский залив с двумя каналами, Южно-Приморский парк по соседству и невысокая лесистая поросль. Отсюда понятно желание проектировщиков показать «во весь рост» самоценные достоинства современной архитектуры.

Получивший награду проект представляет собой вариант интересной квартальной застройки с большим ступенчатым перепадом высот. Наиболее высокий угол с видовыми квартирами, выходящий на ул. Адмирала Трибуца, решён как флагман (фрегат) и акцентирован эффектным металлическим шпилем (инженер Антон Смирнов). Геометризм фасадов подчёркнут жёлтыми вставками, дымчатым остеклением и дополнительными выносными рамами, повторяющими ступенчатые контуры корпусов. Довольно брутальные на планшете очертания смягчаются в натуре световоздушной дымкой, но всё же их урбанистический пафос представляется избыточным в контексте мирных природных просторов: есть ощущение, что вся эта флотилия уверенно наступает на природу и несомненно победит…

Квартал «Дудергоф клаб»
Архитектурная мастерская Сергея Цыцина
Квартал «Дудергоф клаб» © Мастерская Сергея Цыцина

К сожалению, на конкурсе был обойдён наградой ещё один квартал в составе «Балтийской жемчужины» – «Дудергоф клаб» мастерской Сергея Цыцина. Расположенный на берегу канала 4-этажный комплекс получился как раз таким, каким хотелось бы видеть всю территорию в смысле невысокой плотности и открытости природе. Конечно, исходные параметры заданы заранее и не зависят от архитектора, но в данном случае авторы удачно подыграли природной среде, создав тактичную, лёгкую и умеренную архитектуру, вполне современную, но не лишённую исторических «помпейских» аллюзий.

В сравнении основной массой спальных районов, территория «Балтийской жемчужины», конечно, выигрывает, отличаясь качественной архитектурой, осмысленной планировкой, наличием ярких современных доминант, разнообразием жилых кварталов, красивыми каналами... Но избыточная плотность и нехватка зелени ощущается и здесь (лишний повод поддержать новый законопроект В.А. Григорьева о понижении предельной высоты и уменьшении плотности нового строительства). Проектировщики соседних участков в очередной раз не проявили никакого желания взаимодействовать, создав кварталы совершенно обособленные друг от друга и в целом индифферентные к природному окружению.

Новая сцена
Малого Драматического Театра

Архитектурная мастерская Мамошина
Проект Новой сцены Малого Драматического Театра © Архитектурная мастерская Мамошина

Присуждение Золотого диплома за проект Новой сцены Малого Драматического Театра было одним из самых ожидаемых итогов Архитектона. Михаил Мамошин, по его собственному признанию, сформировавшийся под острым перекрёстным влиянием модерна и авангарда, по-своему работает в историческом окружении: как на полотнах Пикассо и Брака, «фигуративная» основа его зданий геометризуется, разлагается на «кубики», однако не исчезает, не уходит в отвлечённый геометризм, не растворяется в «беспредметности».

Вытянутый объём новой постройки расположен перпендикулярно Звенигородской улице, «упираясь» торцом в историческое здание Семёновских казарм. Поскольку бывший склад лошадиного провианта не являлся памятником, архитекторы превратили его во входную зону театра, сохранив фасады и тем самым – привычный облик улицы. На основное «тело» театра нанизано несколько коротких поперечных корпусов со скатными крышами, отдалённо напоминая здание Двенадцати коллегий. Наиболее представительный задний фасад открыт в сторону Багратионовского сквера.

Согласно аннотации, новое здание апеллирует к «ментальной петербургской архитектуре начала ХХ века». Подразумевается ли под этим неоклассика и прочие неостили вековой давности как современное на тот момент прочтение стилей исторических? Похоже, что да, поскольку сквозь «кубистическую призму» просматривается и петровское барокко, и неоклассика эпохи модерна… Вобрав множество аллюзий, массивное здание мягко и даже артистично вписалось в сложную среду.

Гостиничный комплекс в поселке Репино
«Паритет Групп»
Гостиничный комплекс в Репино © «Паритет Групп»
Гостиничный комплекс в Репино © «Паритет Групп»

Серебряный диплом достался гостиничному комплексу в Репино («Паритет Групп», рук. В.А. Григорьев). Два параллельных корпуса объединены промежуточным блоком, напоминая в плане бабочку, а в перспективе – затейливую нарезку в толстой шкурке. Приём основан на контрасте абсолютно глухих, но «весёлых» консольных торцов, и сплошь остеклённых фасадов. Глухими фасадами комплекс повёрнут к соседним отелям, а открытыми смотрит на море и лес (к Ивану-царевичу задом, к лесу передом). Вольно или невольно, здание отражает национальный менталитет.

Гостиничный комплекс на Петровском острове
«ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №6, рук. М.В. Сарри
Проект гостиничного комплекса на Петровском острове © «ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №6

Бронзовый призёр – проект гостиничного комплекса на Петровском острове (6-я мастерская ЛЕННИИПРОЕКТа, рук. М.В. Сарри), показался мне в некотором роде некоей «композицией наизнанку»: она обращена вовнутрь, её фокусом стала идеально круглая площадь, от которой в направлении воды расходятся, теряя регулярность, корпуса-отростки. На противоположном берегу небольшой бухты находится ещё один небольшой корпус, контур которого прямо противоположен логике природного рисунка. Привыкшему к строгим петербургским набережным глазу трудно смириться с тем, что береговые очертания так или иначе не поддержаны линиями фасадов. В данном проекте даже срезы торцов продиктованы логикой симметричного ядра, а не реки, на которую они смотрят. Естественному речному каркасу авторы противопоставили свой собственный, что, на мой взгляд, лишает ансамбль органичности, хотя невысокие фасады решены мягко и тактично.

Образовательный комплекс для детей с ограниченными возможностями 
Творческая мастерская «Новый город»

Жаль, что жюри никак не поощрило проект Образовательного комплекса для детей с ограниченными возможностями на ул. Антонова-Овсеенко в Петербурге («Творческая мастерская «Новый город», рук. О.П. Николаева).
Проект Образовательного комплекса для детей с ограниченными возможностями на ул. Антонова-Овсеенко в Санкт-Петербурге © ООО «Творческая мастерская «Новый город»

Это практически первая попытка города и архитекторов создать специальный центр обучения детей-инвалидов, с максимальным учётом их проблем и большого опыта педагогов. Несколько странная композиция с выступающими из основного объёма павильонами на самом деле продиктована необходимостью обеспечить детям доступ непосредственно из классов в парк, на игровые площадки и в спортивную зону, кроме того, она позволяет всем учебным помещениям иметь южную ориентацию. Представляется, что архитектурное сообщество должно внимательнее относиться к таким важным первопроходческим усилиям. Помимо Новой сцены МДТ, это единственный проект со столь важной общественной функцией. С другой стороны – сами авторы допустили оплошность, не снабдив свой стенд хотя бы кратким разъяснением экспериментальной концепции.

Многоквартирный дом на Московском шоссе
Архитектурная мастерская «Б-2»

Среди проектов жилых зданий, помимо упомянутых выше золотого призёра – многоквартирного дома мастерской «Головин & Шретер» в Выборге и бронзового – проекта апарт-отеля на Херсонской фирмы «А.Лен» был отмечен Серебряным дипломом дом на Московском шоссе Феликса Буянова (мастерская «Б-2»).
Жилой дом на Московском шоссе © Архитектурная мастерская «Б-2»

14-этажное здание расположено на самой границе Пулковского парка Городов-героев, между храмовым комплексом и новой застройкой, при этом его нейтральная архитектура дистанцируется от обоих соседей. Стремясь уйти от ощущения коробки и разнообразить фасады, авторы утратили, с моей точки зрения, присущее им чувство элегантной меры, допустив их некоторую перегруженность и рыхлость. В этом смысле порой чрезмерно жёсткая структурность «А.Лен», представляется более оправданной в неблагодарном по определению жанре высотных домов. 
***
 
Молодёжные номинации

Дата-центр «SELESTEL»
Илья Юсупов
Дата-центр «SELESTEL» © Илья Юсупов

Как ни странно, молодые архитекторы проявили себя крайне неактивно: в номинации «Авторство молодых архитекторов» на конкурс была подана всего одна работа. Это притом что руководство Союза и ОАМа (надо отдать должное) всё же старается поощрять младших коллег – в частности, в этом году в жюри впервые присутствовало два представителя молодёжной секции: Илья Филимонов и Олег Манов. Единственный номинант в итоге получил Серебряный диплом: это Дата-центр «SELESTEL» архитектора Ильи Юсупова с коллективом. Симпатичное здание в бывшей промзоне решено как лофт, в духе уже несколько наивной сегодня футуристической романтики. К сожалению, по подаче, лишённой каких бы то ни было аннотаций, нельзя было даже понять – новое это здание, или реконструкция.

Из 14 поданных на конкурс дипломных работ было премировано три, и здесь борьба была достаточно серьёзной. Заслуживают упоминания не только награждённые проекты, но и попытки дипломников Е. Кондрашовой, А. Филиповской, М. Гимнадзинова осмыслить фрагменты городского ландшафта, взяться за сложную задачу связать разорванный градостроительный контекст, создать осмысленную среду, а не просто штучные объекты в границах «строительного пятна», что не всегда под силу даже взрослым!

Горизонтальный небоскрёб – многофункциональный комплекс
Александр Мельниченко
zooming

Серебряным дипломом был награждён проект горизонтального небоскрёба в составе реконструированного трамвайного парка №3, показанный выпускником СПбГАСУ Александром Мельниченко (рук. В.К. Линов). По-видимому, дипломник хорошо справился с техническим заданием, однако в плане работы с контекстом – одного из главных лейтмотивов конкурса – решение жюри представляется более чем спорным: водружённый над уровнем исторического здания несомасштабный «чемодан» морально убивает его. Впрочем, приём не оригинален и в несколько смягчённом виде присутствует даже в петербургской практике...

Золото и бронза достались двум выпускникам Академии художеств (ГАИЖСА им. И.Е. Репина) – Никите Тимонину (рук. В.О. Ухов) и Анне Кинцурашвили (рук. В.В. Попов) за проекты на одну и ту же тему: «Музей Великой Отечественной войны и Блокады в Санкт-Петербурге».

Музей Великой Отечественной войны и
блокады

Никита Тимонин
Музей Великой Отечественной войны и Блокады в Санкт-Петербурге © Никита Тимонин

Работа Тимонина (Золотой диплом) запомнилась ещё на защите в Академии. Собственно музей спрятан в недрах холма (Пулковского рубежа обороны), который накрыт огромной наклонной плитой. Бетонная плита, изрезанная множеством «шрамов» и щелей – это метафора «каменного неба», готового обрушиться на землю и людей (посетителей музея). Перед этим склоном раскинулось поле из 872 «свечей» – светящихся столбов, символизирующих число блокадных дней. Их символика многозначна: здесь и несгибаемая стойкость («врастание в землю»), и молитва, достигающая неба, и память, связывающая живых и мёртвых. В итоге молодому архитектору удалось создать образ священной войны, где побеждает не сила, а правда.

Музей Великой Отечественной войны и
блокады

Анна Кинцурашвили
Музей Великой Отечественной войны и Блокады в Санкт-Петербурге © Анна Кинцурашвили

Интересно сравнить эту работу с аналогичным сюжетом Анны Кинцурашвили (Бронзовый диплом). В её безусловно интересном решении тема противостояния решена скорее литературно, чем образно: между символическими изображениями противостоящих сил (прямая и наклонная стена) нет качественного различия, тогда как в победившем проекте они выражены совершенно разными художественными средствами. Вражеский напор – тяжестью нависающего бетона, мужество защитников – глубокой символикой светящихся столбов, переходящих в бестелесную архитектуру света.

Признаюсь, работа Никиты Тимонина переместила мои рассуждения совсем в другое русло, напомнив, что архитектура ещё способна быть эмоциональной и вызывать соответствующий отклик. Иными словами, ещё способна быть искусством, а не просто добротным, пусть даже высоким, ремеслом. Эффект, производимый ею, вызван ничем иным, как глубоким личным переживанием добра и зла. Незаметно покинув архитектуру, эти этические категории оставили ей в удел дизайнерские функции и свободу субъективного самовыражения. Осколки смыслов, выходящих за эти рамки, встречаются всё реже. Работа молодого архитектора, сумевшего выразить их в столь лаконичных и мощных символах, даёт надежду на будущее. Придают оптимизм и «взрослые» размышления молодых ребят о городской среде, где отправной точкой является человек, а не абстрактная формальная задача. Хочется пожелать им удачи.
 
Архитектор:
Александр Мельниченко
Мастерская:
AM-Architect
Проект:
Горизонтальный небоскреб
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
А.А. Мельниченко
руководитель дипломного проекта: В.К. Линов

2015 — 2015

20 Октября 2015

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.