Архитектон–2015: с надеждой на будущее

С 14 по 22 сентября в Петербурге, в Доме архитектора, прошёл ежегодный смотр-конкурс «Архитектон». Имена победителей в торжественной обстановке были оглашены 5 октября.

mainImg
Архитектор:
Александр Мельниченко
Мастерская:
AM-Architect
Проект:
Горизонтальный небоскреб
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
А.А. Мельниченко
руководитель дипломного проекта: В.К. Линов

2015 — 2015
Нынешний конкурс собрал, наверное, наименьшее число работ за последние годы. Все планшеты уместились в Зелёной гостиной и Эркере бывшего особняка Половцева, тогда как раньше бывали задействованы Белый зал и Каминный холл.

При этом даже небольшая выставка была представлена довольно беспорядочно: во всяком случае, мне не удалось выявить какую-либо систему экспонирования – ни по авторам, ни по разделам, ни по номинациям. Не было единообразия и в подаче: не все конкурсанты озаботились снабдить свои работы удобочитаемыми пояснениями, градостроительной ситуацией, датами проектирования/строительства, не говоря уже о единых правилах графического оформления планшетов, что вкупе заметно затрудняло восприятие. По этому поводу невольно напрашивается сравнение с жёсткими требованиями по оформлению научных работ к нам, теоретикам архитектуры. Если растущий крен в пользу количественных показателей и формальной унификации со стороны ВАКа представляется явно избыточным, то у практиков в этом смысле дисциплинарная сторона явно страдает.
Теперь о самом конкурсе.

Гран-при:
Арка Победы в Красном Селе
«ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №9 
zooming
Церемония награждения архитектурного конкурса «Архитектон 2015» 5.10.2015. Фотография предоставлена ОАМ
Арка Победы в Красном Селе © ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №9

Присуждение Гран-при коллективу под руководством В.В. Попова за Арку победы в Красном Селе (ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №9) было предсказуемо уже в смысле масштаба темы и имени заслуженного мастера. Что, впрочем, не умаляет собственных достоинств работы. Несомненной удачей представляется обращение авторов к характерной стилистике блокадных бумажных конкурсов и временных сооружений. После войны этот героический стиль – продолжение монументального стиля 30-х – полностью уступил место победному сталинскому ампиру, не успев воплотиться в камне. Увековечение этой уникальной страницы творчества ленинградских архитекторов по сути заполнило недостающий пробел, восстановило историческую справедливость. В годы войны и после победы тему триумфальных арок разрабатывали многие архитекторы, в том числе А.С. Никольский, Н.М. Назарьин, М.З. Тарановская, Б.Н. Журавлёв и другие (См.: Архитекторы блокадного Ленинграда. Каталог выставки. Авторы-составители: Ю.Ю. Бахарева, Т.В. Ковалёва, Т.Г. Шишкина. – СПб, 2005). В 1945 году героев-победителей встречали три деревянные арки, выполненные по проектам Д.С. Гольдгора и И.И. Фомина на пр. Обуховскрй обороны, В.А. Каменского на ул. Стачек и А.И. Гегелло на Международном проспекте. Именно последняя и стала прообразом Арки победы в Красном Селе.

В сравнении с прототипом новая арка – уже из гранита и бронзы – более устойчиво-монументальна: авторы чуть сузили её пролёт, сделали более высокой лобовую часть и отказались от массивного карниза, используя его ступенчатый мотив в композиции аттика. Барельефные фигуры превращены в круглые бронзовые статуи на вертикальных постаментах; изображения опущенных мечей на противоположной стороне явственно перекликаются с формой креста. Собственно, декор в наибольшей степени позволяет идентифицировать арку как современное сооружение: скульптуры – своей характерной для позднесоветской школы «угловатой» стилистикой, мечи-кресты – новым примиряющим смыслом, в котором тема бессмертия возвращается в «вечный», христианский контекст.

Удачная концепция, хорошие пропорции, торжественный лаконизм фасадов, классическая ясность градостроительной композиции – все эти качества принесли авторскому коллективу не только Гран-при «Архитектона», но и Золотой знак «Зодчества».
***
 
В отличие от весенней биеннале петербургской архитектуры, на конкурс практически не было представлено жилых комплексов в новых районах, за исключением китайского инвестиционного проекта «Балтийская жемчужина»: очевидно, эти «хлебные» работы не всегда позволяют зодчим проявить себя с лучшей стороны. Однако в наше кризисное время кроме 20-этажных «спальников» почти ничего не возводится, поэтому в номинации «Общественные постройки» было заявлено всего 4 работы, из которых премировано две (серебряный диплом решили не присуждать), и одна из них – гостиница, т.е. по сути то же жильё.

Гостиничный комплекс «Park inn» в Новосибирске
ППФ «А.Лен»
Гостиничный комплекс «Park inn» в Новосибирске © ППФ «А.Лен»

Это отмеченный Золотым дипломом гостиничный комплекс «Park inn» в Новосибирске Сергея Орешкина (ППФ «А.Лен») с коллективом. Здание словно бы навеяно стилистикой стоящей рядом советской 9-этажки, хотя композиция его совершенно иная: это две «сросшиеся» в месте лестнично-лифтового блока вертикальные призмы с остеклённым 2-этажныи холлом и треугольным выступом кафе. Подчёркнуто однообразный модульный рисунок фасадов скупо оттенён двумя серыми полосами, напоминающими бетон, торцы акцентированы активными вертикалями стекла и почти чёрного керамогранита. Изыск монотонности, эстетика панелей, блоков и модулей. Всё то, что вяло и вынужденно присутствует в неказистом советском соседе, приобрело у Сергея Орешкина характер осознанного и энергичного авторского высказывания. Стоило ли такое соседство стилевой поддержки? Возможно, да – чтобы хоть как-то «собрать» беспорядочное и разношёрстное окружение.

Апарт-отель на Херсонской 
ППФ «А.Лен»
Проект апарт-отеля на пересечении улиц Александра Невского и Херсонской в Санкт-Петербурге © ППФ «А.Лен»

Ориентация на контекст, породившая, как представляется, этот современный парафраз советского модернизма, присутствует и в другой премированной работе того же автора: проекте апарт-отеля на пересечении улиц Александра Невского и Херсонской в Санкт-Петербурге (Бронзовый диплом в разделе «Проекты»). В данном случае историческая среда продиктовала совсем иные ходы. Композиция в виде относительно невысокого замкнутого каре с двумя «колодцами», членение фасадов по вертикали, в соответствии с ритмом старых домов, стремление максимально разнообразить рисунок оконных проёмов сформировали в итоге вариант «очеловеченного» модернизма, притом, что авторы и здесь не отказываются от своей любви к жёсткой геометрии.

Ситуация обнаруживает любопытный факт: сковывающий, связывающий по рукам и ногам исторический контекст становится в итоге залогом качества архитектуры новой: её камертоном, если угодно – её душой. Новой архитектуре «хорошо» рядом со старой, чего далеко не всегда скажешь об архитектуре старой: ей не всегда «хорошо». Но если архитектор проявил чутьё и такт – «гений места» платит ему сторицей, расширяя образный и смысловой диапазон и обеспечивая контрастной по стилю постройке известную «пикантность».

Школа ЖК «Балтийская жемчужина»
«ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №2, рук. Г.Б. Иванов
Проект школы на территории ЖК «Балтийская жемчужина»
© «ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №2

Премированный Бронзовым дипломом проект школы на территории «Балтийской жемчужины» (мастерская №2 ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», рук. Г.Б. Иванов) соединил в себе узнаваемый традиционно-школьный облик с такими современными элементами, как пирамидальный световой фонарь над библиотекой и волнообразное покрытие с верхним светом над спортивным залом. Эти архитектурные вставки, безусловно, должны радовать детей, вместе с тем, они по-петербургски тактичны и в смысле подхода могут быть хорошей альтернативой той экспансии открытых цветов, которая в особенности касается детских учреждений и которая, видимо, должна компенсировать скудость самой архитектуры.

Жилой дом в Малом переулке
Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры»
Жилой дом в Малом переулке в Санкт-Петербурге © Архитектурная мастерская «Земцов, Кондиайн и партнёры»

Среди жилых зданий Золотого диплома был удостоен дом мастерской «Земцов, Кондиайн и партнёры» (СПб, Васильевский остров, Малый пр., 9), представляющий собой современную вариацию на тему модерна. Его асимметричный фасад с традиционной трёхчастной структурой имеет два главных акцента: широкий волнообразный эркер и как бы противопоставленный ему регулярный ряд остеклённых балконов. Четырёхэтажная плоскость фасада завершена решительным изгибом карниза; над ним с некоторым отступом располагается аттиковый этаж, где мотив эркерной «волны» подхвачен и усилен за счёт отступа стен. Общие композиционные принципы модерна представлены здесь в новой интерпретации и упрощённой современной прорисовке. Дом представляет собой ещё один вариант контекстуального вхождения в среду; в сравнении с подходом ППФ «А.Лен» он на шаг ближе к «историзму», однако также принципиально дистанцируется от прямого подражания.

Жилой дом «Победа»
«Евгений Герасимов и партнёры»
Жилой дом «Победа» в Санкт-Петербурге © «Евгений Герасимов и партнёры»

Программно стилизаторский подход демонстрирует другое здание – обладатель Серебряного диплома, жилой дом «Победа» в Московском районе Санк-Петербурга («Евгений Герасимов и партнёры»). В отличие от многих коллег, обращение к историзму для Евгения Герасимова – вовсе не «вынужденная мера». Архитектор гордится своим умением рисовать классические фасады и с удовольствием упражняется в «стилях». В данном случае застройка Московского района подсказала ему вариацию на «сталинскую» тему. Дом стоит в милейшем уголке старого Ленинграда, на тихом бульваре с высокими деревьями и изящными скамейками. Насколько неорганично смотрится здесь стекло – можно судить по вырастающему рядом современному дому на углу Варшавской улицы. Сложность состояла в том, чтобы в традиционную трёхчастную композицию уместить 14 этажей. Из-за наличия мелкой модульной сетки со стандартной высотой потолка и невозможностью фасадных «пауз», авторам всё же не удалось избежать известной многословности, хотя они свели это впечатление к минимуму умелой расстановкой акцентов. Можно с интересом выявлять на фасадах те или иные черты исторической эклектики или сталинского ампира, однако важнее принципы стилеобразования, взятые на вооружение: полная свобода в выборе и комбинации мотивов (эклектика) и совершенный «произвол» в масштабном соотношении ордерных элементов («сталинская» неоклассика). Благодаря такой исторической «маскировке» и просто космическому для современного строительства качеству отделки, 14-этажный дом вошёл в перспективу невысокой улицы так, что нетренированный глаз может и не заподозрить в нём новичка.

Жилой дом в Выборге 
Архитектурная мастерская «Головин & Шретер»
Проект жилого дома в Выборге © Архитектурная мастерская «Головин & Шретер»

Подобным путём пошёл и авторский коллектив мастерской «Головин & Шретер» в проекте жилого дома для Выборга (Золотой диплом в разделе «Проекты») – вариации на тему даже не Выборга, а исторической застройки вообще, с огромным, в духе Жолтовского, выносом карниза.

ЖК «Жемчужный фрегат»
Архитектурное бюро «Студия-17»
ЖК «Жемчужный фрегат» © Архитектурное бюро «Студия-17»

Премированный Бронзовым дипломом ЖК «Жемчужный фрегат» («Студия-17», рук. Святослав Гайкович) – часть упоминавшегося огромного микрорайона «Балтийская жемчужина» на юго-западе Санкт-Петербурга. Здесь речь идёт об абсолютно новой застройке, где единственным контекстом была природа – Финский залив с двумя каналами, Южно-Приморский парк по соседству и невысокая лесистая поросль. Отсюда понятно желание проектировщиков показать «во весь рост» самоценные достоинства современной архитектуры.

Получивший награду проект представляет собой вариант интересной квартальной застройки с большим ступенчатым перепадом высот. Наиболее высокий угол с видовыми квартирами, выходящий на ул. Адмирала Трибуца, решён как флагман (фрегат) и акцентирован эффектным металлическим шпилем (инженер Антон Смирнов). Геометризм фасадов подчёркнут жёлтыми вставками, дымчатым остеклением и дополнительными выносными рамами, повторяющими ступенчатые контуры корпусов. Довольно брутальные на планшете очертания смягчаются в натуре световоздушной дымкой, но всё же их урбанистический пафос представляется избыточным в контексте мирных природных просторов: есть ощущение, что вся эта флотилия уверенно наступает на природу и несомненно победит…

Квартал «Дудергоф клаб»
Архитектурная мастерская Сергея Цыцина
Квартал «Дудергоф клаб» © Мастерская Сергея Цыцина

К сожалению, на конкурсе был обойдён наградой ещё один квартал в составе «Балтийской жемчужины» – «Дудергоф клаб» мастерской Сергея Цыцина. Расположенный на берегу канала 4-этажный комплекс получился как раз таким, каким хотелось бы видеть всю территорию в смысле невысокой плотности и открытости природе. Конечно, исходные параметры заданы заранее и не зависят от архитектора, но в данном случае авторы удачно подыграли природной среде, создав тактичную, лёгкую и умеренную архитектуру, вполне современную, но не лишённую исторических «помпейских» аллюзий.

В сравнении основной массой спальных районов, территория «Балтийской жемчужины», конечно, выигрывает, отличаясь качественной архитектурой, осмысленной планировкой, наличием ярких современных доминант, разнообразием жилых кварталов, красивыми каналами... Но избыточная плотность и нехватка зелени ощущается и здесь (лишний повод поддержать новый законопроект В.А. Григорьева о понижении предельной высоты и уменьшении плотности нового строительства). Проектировщики соседних участков в очередной раз не проявили никакого желания взаимодействовать, создав кварталы совершенно обособленные друг от друга и в целом индифферентные к природному окружению.

Новая сцена
Малого Драматического Театра

Архитектурная мастерская Мамошина
Проект Новой сцены Малого Драматического Театра © Архитектурная мастерская Мамошина

Присуждение Золотого диплома за проект Новой сцены Малого Драматического Театра было одним из самых ожидаемых итогов Архитектона. Михаил Мамошин, по его собственному признанию, сформировавшийся под острым перекрёстным влиянием модерна и авангарда, по-своему работает в историческом окружении: как на полотнах Пикассо и Брака, «фигуративная» основа его зданий геометризуется, разлагается на «кубики», однако не исчезает, не уходит в отвлечённый геометризм, не растворяется в «беспредметности».

Вытянутый объём новой постройки расположен перпендикулярно Звенигородской улице, «упираясь» торцом в историческое здание Семёновских казарм. Поскольку бывший склад лошадиного провианта не являлся памятником, архитекторы превратили его во входную зону театра, сохранив фасады и тем самым – привычный облик улицы. На основное «тело» театра нанизано несколько коротких поперечных корпусов со скатными крышами, отдалённо напоминая здание Двенадцати коллегий. Наиболее представительный задний фасад открыт в сторону Багратионовского сквера.

Согласно аннотации, новое здание апеллирует к «ментальной петербургской архитектуре начала ХХ века». Подразумевается ли под этим неоклассика и прочие неостили вековой давности как современное на тот момент прочтение стилей исторических? Похоже, что да, поскольку сквозь «кубистическую призму» просматривается и петровское барокко, и неоклассика эпохи модерна… Вобрав множество аллюзий, массивное здание мягко и даже артистично вписалось в сложную среду.

Гостиничный комплекс в поселке Репино
«Паритет Групп»
Гостиничный комплекс в Репино © «Паритет Групп»
Гостиничный комплекс в Репино © «Паритет Групп»

Серебряный диплом достался гостиничному комплексу в Репино («Паритет Групп», рук. В.А. Григорьев). Два параллельных корпуса объединены промежуточным блоком, напоминая в плане бабочку, а в перспективе – затейливую нарезку в толстой шкурке. Приём основан на контрасте абсолютно глухих, но «весёлых» консольных торцов, и сплошь остеклённых фасадов. Глухими фасадами комплекс повёрнут к соседним отелям, а открытыми смотрит на море и лес (к Ивану-царевичу задом, к лесу передом). Вольно или невольно, здание отражает национальный менталитет.

Гостиничный комплекс на Петровском острове
«ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №6, рук. М.В. Сарри
Проект гостиничного комплекса на Петровском острове © «ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №6

Бронзовый призёр – проект гостиничного комплекса на Петровском острове (6-я мастерская ЛЕННИИПРОЕКТа, рук. М.В. Сарри), показался мне в некотором роде некоей «композицией наизнанку»: она обращена вовнутрь, её фокусом стала идеально круглая площадь, от которой в направлении воды расходятся, теряя регулярность, корпуса-отростки. На противоположном берегу небольшой бухты находится ещё один небольшой корпус, контур которого прямо противоположен логике природного рисунка. Привыкшему к строгим петербургским набережным глазу трудно смириться с тем, что береговые очертания так или иначе не поддержаны линиями фасадов. В данном проекте даже срезы торцов продиктованы логикой симметричного ядра, а не реки, на которую они смотрят. Естественному речному каркасу авторы противопоставили свой собственный, что, на мой взгляд, лишает ансамбль органичности, хотя невысокие фасады решены мягко и тактично.

Образовательный комплекс для детей с ограниченными возможностями 
Творческая мастерская «Новый город»

Жаль, что жюри никак не поощрило проект Образовательного комплекса для детей с ограниченными возможностями на ул. Антонова-Овсеенко в Петербурге («Творческая мастерская «Новый город», рук. О.П. Николаева).
Проект Образовательного комплекса для детей с ограниченными возможностями на ул. Антонова-Овсеенко в Санкт-Петербурге © ООО «Творческая мастерская «Новый город»

Это практически первая попытка города и архитекторов создать специальный центр обучения детей-инвалидов, с максимальным учётом их проблем и большого опыта педагогов. Несколько странная композиция с выступающими из основного объёма павильонами на самом деле продиктована необходимостью обеспечить детям доступ непосредственно из классов в парк, на игровые площадки и в спортивную зону, кроме того, она позволяет всем учебным помещениям иметь южную ориентацию. Представляется, что архитектурное сообщество должно внимательнее относиться к таким важным первопроходческим усилиям. Помимо Новой сцены МДТ, это единственный проект со столь важной общественной функцией. С другой стороны – сами авторы допустили оплошность, не снабдив свой стенд хотя бы кратким разъяснением экспериментальной концепции.

Многоквартирный дом на Московском шоссе
Архитектурная мастерская «Б-2»

Среди проектов жилых зданий, помимо упомянутых выше золотого призёра – многоквартирного дома мастерской «Головин & Шретер» в Выборге и бронзового – проекта апарт-отеля на Херсонской фирмы «А.Лен» был отмечен Серебряным дипломом дом на Московском шоссе Феликса Буянова (мастерская «Б-2»).
Жилой дом на Московском шоссе © Архитектурная мастерская «Б-2»

14-этажное здание расположено на самой границе Пулковского парка Городов-героев, между храмовым комплексом и новой застройкой, при этом его нейтральная архитектура дистанцируется от обоих соседей. Стремясь уйти от ощущения коробки и разнообразить фасады, авторы утратили, с моей точки зрения, присущее им чувство элегантной меры, допустив их некоторую перегруженность и рыхлость. В этом смысле порой чрезмерно жёсткая структурность «А.Лен», представляется более оправданной в неблагодарном по определению жанре высотных домов. 
***
 
Молодёжные номинации

Дата-центр «SELESTEL»
Илья Юсупов
Дата-центр «SELESTEL» © Илья Юсупов

Как ни странно, молодые архитекторы проявили себя крайне неактивно: в номинации «Авторство молодых архитекторов» на конкурс была подана всего одна работа. Это притом что руководство Союза и ОАМа (надо отдать должное) всё же старается поощрять младших коллег – в частности, в этом году в жюри впервые присутствовало два представителя молодёжной секции: Илья Филимонов и Олег Манов. Единственный номинант в итоге получил Серебряный диплом: это Дата-центр «SELESTEL» архитектора Ильи Юсупова с коллективом. Симпатичное здание в бывшей промзоне решено как лофт, в духе уже несколько наивной сегодня футуристической романтики. К сожалению, по подаче, лишённой каких бы то ни было аннотаций, нельзя было даже понять – новое это здание, или реконструкция.

Из 14 поданных на конкурс дипломных работ было премировано три, и здесь борьба была достаточно серьёзной. Заслуживают упоминания не только награждённые проекты, но и попытки дипломников Е. Кондрашовой, А. Филиповской, М. Гимнадзинова осмыслить фрагменты городского ландшафта, взяться за сложную задачу связать разорванный градостроительный контекст, создать осмысленную среду, а не просто штучные объекты в границах «строительного пятна», что не всегда под силу даже взрослым!

Горизонтальный небоскрёб – многофункциональный комплекс
Александр Мельниченко
zooming

Серебряным дипломом был награждён проект горизонтального небоскрёба в составе реконструированного трамвайного парка №3, показанный выпускником СПбГАСУ Александром Мельниченко (рук. В.К. Линов). По-видимому, дипломник хорошо справился с техническим заданием, однако в плане работы с контекстом – одного из главных лейтмотивов конкурса – решение жюри представляется более чем спорным: водружённый над уровнем исторического здания несомасштабный «чемодан» морально убивает его. Впрочем, приём не оригинален и в несколько смягчённом виде присутствует даже в петербургской практике...

Золото и бронза достались двум выпускникам Академии художеств (ГАИЖСА им. И.Е. Репина) – Никите Тимонину (рук. В.О. Ухов) и Анне Кинцурашвили (рук. В.В. Попов) за проекты на одну и ту же тему: «Музей Великой Отечественной войны и Блокады в Санкт-Петербурге».

Музей Великой Отечественной войны и
блокады

Никита Тимонин
Музей Великой Отечественной войны и Блокады в Санкт-Петербурге © Никита Тимонин

Работа Тимонина (Золотой диплом) запомнилась ещё на защите в Академии. Собственно музей спрятан в недрах холма (Пулковского рубежа обороны), который накрыт огромной наклонной плитой. Бетонная плита, изрезанная множеством «шрамов» и щелей – это метафора «каменного неба», готового обрушиться на землю и людей (посетителей музея). Перед этим склоном раскинулось поле из 872 «свечей» – светящихся столбов, символизирующих число блокадных дней. Их символика многозначна: здесь и несгибаемая стойкость («врастание в землю»), и молитва, достигающая неба, и память, связывающая живых и мёртвых. В итоге молодому архитектору удалось создать образ священной войны, где побеждает не сила, а правда.

Музей Великой Отечественной войны и
блокады

Анна Кинцурашвили
Музей Великой Отечественной войны и Блокады в Санкт-Петербурге © Анна Кинцурашвили

Интересно сравнить эту работу с аналогичным сюжетом Анны Кинцурашвили (Бронзовый диплом). В её безусловно интересном решении тема противостояния решена скорее литературно, чем образно: между символическими изображениями противостоящих сил (прямая и наклонная стена) нет качественного различия, тогда как в победившем проекте они выражены совершенно разными художественными средствами. Вражеский напор – тяжестью нависающего бетона, мужество защитников – глубокой символикой светящихся столбов, переходящих в бестелесную архитектуру света.

Признаюсь, работа Никиты Тимонина переместила мои рассуждения совсем в другое русло, напомнив, что архитектура ещё способна быть эмоциональной и вызывать соответствующий отклик. Иными словами, ещё способна быть искусством, а не просто добротным, пусть даже высоким, ремеслом. Эффект, производимый ею, вызван ничем иным, как глубоким личным переживанием добра и зла. Незаметно покинув архитектуру, эти этические категории оставили ей в удел дизайнерские функции и свободу субъективного самовыражения. Осколки смыслов, выходящих за эти рамки, встречаются всё реже. Работа молодого архитектора, сумевшего выразить их в столь лаконичных и мощных символах, даёт надежду на будущее. Придают оптимизм и «взрослые» размышления молодых ребят о городской среде, где отправной точкой является человек, а не абстрактная формальная задача. Хочется пожелать им удачи.
 
Архитектор:
Александр Мельниченко
Мастерская:
AM-Architect
Проект:
Горизонтальный небоскреб
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
А.А. Мельниченко
руководитель дипломного проекта: В.К. Линов

2015 — 2015

20 Октября 2015

Похожие статьи
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.