Возвращение в русскую деревню

Земляной музей, похожее на древний храм сельпо и остановка с глазами: в Звизжах прошел десятый, юбилейный фестиваль «Архстояние».

Автор текста:
Алла Павликова

06 Августа 2015
mainImg
«Архстояние» стартовало в пятницу, 31 июля. Со всех концов на автобусах и машинах, электричках и велосипедах, автостопом и пешком люди добирались в труднодоступный и потому почти заповедный уголок Калужской области на реке Угре. Не пугало их ни расстояние, ни размытые дождем дороги, ни безрадостный прогноз погоды на выходные. В десятый раз окрепший и разросшийся фестиваль с удовольствием принимал бесчисленное количество гостей в Никола-Ленивце. И если раньше их ожидал там дикий, но романтический отдых вдали от цивилизации, то теперь все возможные удобства оказались к услугам прибывающих. Здесь и уютные домики с белоснежным бельем, и душ с горячей водой, и многочисленные кафе, бары и магазины, предлагающие все – от деликатесов до товаров первой необходимости. С комфортом разместившись в кемпинге, посетители могли, воспользовавшись маршрутным такси, за пять минут и пятьдесят рублей добраться до соседней деревни Звизжи. Именно там в этом году развернулось основное действие фестиваля.
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Фотография Дмитрия Павликова

Деревня располагается непосредственно на въезде в Никола-ленивецкий арт-парк. Здесь, на перекрестке двух проселочных дорог уже несколько лет работает пункт регистрации гостей. Лес указателей, выросший на перекрестке, рассказывает, как отыскать нужные объекты в парке и в Звизжах, а также указывает направление движения от Никола-Ленивца до Санкт-Петербурга или от конюшни до Баренцева моря. Чуть выше зоны регистрации виднеется построенный в 2013 по проекту бюро ArchPole массивный черный объем хостела «Казарма». Рядом с ним – такой же черно-деревянный пресс-центр с остекленным фасадом, выходящим на большую повисшую над склоном на столбах-опорах террасу. Эти современные, стильные объекты, как и упомянутый выше пункт регистрации, заняли свои места на окраине деревни, не нарушая ее границ.
Фестиваль «Архстояние – 2015». Хостел «Казарма». Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». пресс-центр. Фотография Дмитрия Павликова

В этом году задача перед художниками и дизайнерами стояла совсем иная – внедриться в пространство Звизжей, преобразовать и насытить его новыми архитектурными формами. В манифесте кураторов фестиваля объясняется, что «переезд» Архстояния на новую для него площадку связан с желанием привлечь внимание общества к проблеме убывания российских деревень, пришедших в упадок в постсоветское время. Звизжи – крохотное живописное поселение с петляющими улицами аккуратных деревенских домиков после распада Союза тоже «обзавелось» заброшенным магазином, обветшалыми ДК и «Почтой». Всё это – на фоне зеленых полей, фруктовых деревьев и огородов.
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. Интерьер. фотография Дмитрия Павликова

В таком традиционном для русской деревни пространстве было предложено создавать как инсталляции и другие «объекты искусства», так и вполне функциональные инфраструктурные объекты – такие, как автобусная остановка или входная группа для Дома культуры. Появился у деревни и свой собственный въездной знак. Правда, о том, что 8-метровая круглая башня цвета сырой земли, поставленная посреди картофельного поля, и есть въездной знак, догадаться сразу невозможно. Скорее, она воспринимается как видимая издали высотная доминанта, которая со временем может стать узнаваемым символом этого места. Башня походит то ли на большую колонну под массивной квадратной капителью, то ли на забитый в землю гигантский гвоздь.
Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова

Авторство проекта принадлежит Сергею Чобану и Агнии Стерлиговой. Они рассказали, что, помимо роли ориентира, башня несет в себе еще одну – неожиданную – функцию. Пространство внутри нее – полое, и туда можно попасть через дверь. А там, как ни удивительно – музей. Экспонаты – грабли, лопаты, прялки – одним словом, орудия сельского труда, которые удалось найти в окрестностях Звизжей. Предметы развешаны по спирали по всей высоте глухих стен. Таинственная атмосфера внутри формируется за счет круглой геометрии небольшого в диаметре помещения – чуть более 3 метров. Немалую роль играет мягкое рассеянное освещение. Солнечный свет, проникая внутрь сквозь круглый фонарь на потолке, сползает по земляным стенам и постепенно растворяется в музейном полумраке. Интересно, что фонарь изготовлен из стекла светло-желтого цвета, что придает интерьеру теплый золотистый оттенок.
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова

Сергей Чобан, лично презентовавший свой проект на фестивале, рассказал, что внутри землистой оболочки прячется надежный деревянный каркас на кирпичном фундаменте. Поверх каркаса нанесена специальная земляная штукатурка с добавлением измельченной соломы. Такой материал делает новый объект неотъемлемой частью окружения – как будто он самозародился из той земли, на которой стоит.
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова

У подножия необычного музея берет начало широкая тропа, ведущая в центр деревни. Уже отсюда видны неровные очертания очередного фантастического деревянного сооружения Николая Полисского. Эта гигантская скульптура получила ироническое название «Сельпо». Он появился на месте бывшего сельского магазина со столовой, который перестал функционировать еще в начале 1990-х. Часть его стен давно рухнула, окна были выбиты, плоская кровля ненадежно держалась над шатким каркасом стен. Николай Полисский вместе с местными жителями превратил руины в настоящее масштабное произведение искусства. Вместо бетонных облупившихся поверхностей появились объемные деревянные башни, спирали и выступы. Форма здания преобразилась как снаружи, так и внутри. По силуэту оно стало напоминать таинственный древний храм или пагоду. Внутри же образовались лабиринты из укромных ниш, широких колонн, узких проходов и просторных комнат с неровным абрисом оконных проемов.
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова

Сложный по форме объем имеет еще более затейливую структуру. Весь он собран из небольших деревянных блоков разной формы, которые как шашлык нанизаны на вертикальные металлические струны. И так же, как шашлык на шампуре, они свободно вращаются вокруг своей оси, постоянно меняя представление об объеме в целом. Зрелище получилось захватывающее, а его замысел поражает трудоемкостью. Как пояснил сам Полисский, все это – отходы производства: обрезки, остатки, кусочки, которые распилили на примерно одинаковые по размеру кубики и собрали из них нечто завораживающее. Отдельно нужно сказать о стальных струнах, составивших основу всего сооружения. Идею такой конструкции, служащей одновременно гигантским музыкальным инструментом, резонирующим с внутренним объемом, предложил Олег Макаров из бюро «Полихорд». В результате, внутри одного объекта оказался спрятан другой – гигантские пространственные «гусли-самогуды».
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова

Большая работа была проведена и по укреплению остова бывшего магазина. В том числе, пришлось укрепить кровлю, на которую теперь появилась возможность забраться по специально построенной для этой цели лестнице. Отдельного назначения, по словам художника, у нового объекта нет. Это в чистом виде искусство, призванное обогатить жилую среду, четче обозначить градостроительный центр Звизжей. Надо сказать, что автору это вполне удалось, учитывая, что перед бывшим магазином исторически существовала большая площадь, выходящая к остановке: не хватало только знакового объекта.
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова

Автобусная остановка, расположенная недалеко от «Сельпо», тоже к фестивалю заметно изменилась. Алексей Козырь создал на ее месте «Бельведер Звизжский» – медитативное пространство с глазами, обращенными в вечность. Хотя, если быть честными, то выпученные «зомбирующие» глаза смотрят в поле, но выглядит это очень эффектно, хотя и пугающе. Присмотревшись, понимаешь, что корпусом остановки служит металлическая цистерна бывшего муковоза, у которой спилена верхняя часть, а внутри устроены удобные скамьи: на них жители могут отдохнуть, ожидая автобуса. А за их спиной в глубоких нишах как раз и появились два больших глаза. Роль радужной оболочки исполняют красивые стеклянные витражи, выполненные Марией Кошенковой. Как поясняют авторы в своем описании к проекту, на его создание их вдохновила философия Диогена Синопского, который жил в винной бочке, демонстрируя так презрение к материальным благам.
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова

Еще один важный объект, созданный в Звизжах в рамках «Архстояния», был призван оформить входную зону в деревенский Дом культуры. Реализовать эту задачу взялись молодые архитекторы из бюро Archpoint. Звизжский ДК – это одноэтажное ничем непримечательное кирпичное здание под серой шиферной крышей. Такой образ мало вяжется с серьезной функцией общественного и культурного центра поселения. Именно этими соображениями и руководствовались авторы, когда решили выстроить над входом крупный, издали заметный деревянный козырек. Вдохновением для них послужили народные промыслы, а именно – знаменитая игрушка из дерева «птица счастья», у которой крылья и хвост раскрываются веером. Взяв длинные деревянные бруски, архитекторы сложили и зафиксировали их с некоторым смещением. В результате получилась сложная форма, плавно перетекающая из одной плоскости в другую. Под козырьком соорудили каменный подиум, который может служить небольшой сценой, а чуть в стороне поставили длинную скамью. Получилось вполне законченное общественное пространство, сразу привлекающее внимание.
ДК Звизжи © Archpoint. Фотография Дмитрия Павликова
ДК Звизжи © Archpoint. Фотография Дмитрия Павликова

В дни фестиваля ДК стал местом проведения перформансов и мастер-классов. Широкая программа была связана с детскими мастерскими: дети учились создавать интересные предметы из обычных вещей, лепили из глины и рисовали.
Фестиваль «Архстояние – 2015». Детские мастерские в ДК Звизжи. Фотография Дмитрия Павликова

Недалеко от входа в Дом культуры Евгений Казаков и Ольга Козманидзе установили двухместный велосипед, который стал частью интересной акустической инсталляции. Покататься на таком велосипеде оказалось невозможно – он был крепко прикован к земле, а вот покрутить педали мог любой желающий. При этом из установленных по периметру колонок доносились негромкая музыка, шум голосов, веселый смех. По замыслу авторов, таким образом велосипед способен как по волшебству перенести своих пассажиров в прекрасный Париж: звуки именно этого города воспроизводились при вращении педалей. Все, что нужно для мгновенной телепортации – хорошее воображение и сильные ноги.
zooming
«Кукурусса» © Ultimatum Group. Источник: arch.stoyanie.ru

Что касается событийной программы, то в этом году она была более чем насыщенной. И большая часть мероприятий также прошла на территории Звизжей, обойдя стороной Никола-Ленивец. Театральные перформансы и сценические представления развернулись на фоне преобразившегося «Сельпо», который особенно эффектно смотрелся с ночной подсветкой. Уже традиционно в рамках фестиваля работал лекторий – тоже в Звизжах, в ДК. Там же 1-го августа прошел круглый стол на тему «Деревня. Взгляд в будущее», где модератором дискуссии выступил неизменный куратор «Архстояния» Антон Кочуркин. Зато музыкальная часть осталась в Никола-Ленивце: всю ночь с субботы на воскресенье приглашенные музыканты и диджеи выступали на главной сцене «Версаля» и на экспериментальной площадке «Ротонды». Появился в Никола-Ленивце и один новый арт-объект – «Кукурусса»: в разгар второго дня фестиваля бюро Ultimatum Group спустило на воду небольшого пруда в центре кемпинга ажурную кинетическую конструкцию, по форме напоминающую початок кукурузы.
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова

Самым важным на фестивале этого года было то, что жители Звизжей и близлежащих деревень были максимально вовлечены во все происходящее. Они участвовали в строительстве объектов, готовились к мероприятиям и сами же их проводили. Дворы жилых домов превратились в кафе с традиционной местной кухней. Центральная улица стала шумной ярмаркой, где жители предлагали гостям приобрести товары народных промыслов. Возле ДК был организован сбор средств на восстановление клуба. Люди, несмотря на ливень, вышли на улицу, отдаваясь живому человеческому общению. А в этом, наверное, и состояла основная цель и задача 10-го, юбилейного фестиваля, который родился в деревне, вырос на ее полях и на десятом году жизни вернулся, чтобы принести ей пользу.
Фестиваль «Архстояние-2015». Фотография Дмитрия Павликова


0

06 Августа 2015

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: «Архстояние»

Мистерия в полях
В минувшие выходные национальный парк «Угра» пережил восьмое нашествие архитекторов и художников. В деревне Николо-Ленивец прошел фестиваль «Архстояние»-2010, который его новый куратор Олег Кулик превратил в «Лесную литургию».

Технологии и материалы

Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Каркас по донцу
Проект-победитель конкурса Малых городов для Городца: комплексная программа обновления общественных пространств с углубленным анализом истории и культурных кодов места.
Зеркальная иллюзия на работе
Атриум офисного здания в центре Сеула превращен архитекторами OBBA в визуальный аттракцион, чтобы спасти сотрудников от рутины. При этом эффективность использования площадей достигает максимума, разрешенного СНиПами.
Город у большой воды
Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.