Возвращение в русскую деревню

Земляной музей, похожее на древний храм сельпо и остановка с глазами: в Звизжах прошел десятый, юбилейный фестиваль «Архстояние».

Автор текста:
Алла Павликова

06 Августа 2015
mainImg
0 «Архстояние» стартовало в пятницу, 31 июля. Со всех концов на автобусах и машинах, электричках и велосипедах, автостопом и пешком люди добирались в труднодоступный и потому почти заповедный уголок Калужской области на реке Угре. Не пугало их ни расстояние, ни размытые дождем дороги, ни безрадостный прогноз погоды на выходные. В десятый раз окрепший и разросшийся фестиваль с удовольствием принимал бесчисленное количество гостей в Никола-Ленивце. И если раньше их ожидал там дикий, но романтический отдых вдали от цивилизации, то теперь все возможные удобства оказались к услугам прибывающих. Здесь и уютные домики с белоснежным бельем, и душ с горячей водой, и многочисленные кафе, бары и магазины, предлагающие все – от деликатесов до товаров первой необходимости. С комфортом разместившись в кемпинге, посетители могли, воспользовавшись маршрутным такси, за пять минут и пятьдесят рублей добраться до соседней деревни Звизжи. Именно там в этом году развернулось основное действие фестиваля.
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Фотография Дмитрия Павликова

Деревня располагается непосредственно на въезде в Никола-ленивецкий арт-парк. Здесь, на перекрестке двух проселочных дорог уже несколько лет работает пункт регистрации гостей. Лес указателей, выросший на перекрестке, рассказывает, как отыскать нужные объекты в парке и в Звизжах, а также указывает направление движения от Никола-Ленивца до Санкт-Петербурга или от конюшни до Баренцева моря. Чуть выше зоны регистрации виднеется построенный в 2013 по проекту бюро ArchPole массивный черный объем хостела «Казарма». Рядом с ним – такой же черно-деревянный пресс-центр с остекленным фасадом, выходящим на большую повисшую над склоном на столбах-опорах террасу. Эти современные, стильные объекты, как и упомянутый выше пункт регистрации, заняли свои места на окраине деревни, не нарушая ее границ.
Фестиваль «Архстояние – 2015». Хостел «Казарма». Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». пресс-центр. Фотография Дмитрия Павликова

В этом году задача перед художниками и дизайнерами стояла совсем иная – внедриться в пространство Звизжей, преобразовать и насытить его новыми архитектурными формами. В манифесте кураторов фестиваля объясняется, что «переезд» Архстояния на новую для него площадку связан с желанием привлечь внимание общества к проблеме убывания российских деревень, пришедших в упадок в постсоветское время. Звизжи – крохотное живописное поселение с петляющими улицами аккуратных деревенских домиков после распада Союза тоже «обзавелось» заброшенным магазином, обветшалыми ДК и «Почтой». Всё это – на фоне зеленых полей, фруктовых деревьев и огородов.
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. Интерьер. фотография Дмитрия Павликова

В таком традиционном для русской деревни пространстве было предложено создавать как инсталляции и другие «объекты искусства», так и вполне функциональные инфраструктурные объекты – такие, как автобусная остановка или входная группа для Дома культуры. Появился у деревни и свой собственный въездной знак. Правда, о том, что 8-метровая круглая башня цвета сырой земли, поставленная посреди картофельного поля, и есть въездной знак, догадаться сразу невозможно. Скорее, она воспринимается как видимая издали высотная доминанта, которая со временем может стать узнаваемым символом этого места. Башня походит то ли на большую колонну под массивной квадратной капителью, то ли на забитый в землю гигантский гвоздь.
Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова

Авторство проекта принадлежит Сергею Чобану и Агнии Стерлиговой. Они рассказали, что, помимо роли ориентира, башня несет в себе еще одну – неожиданную – функцию. Пространство внутри нее – полое, и туда можно попасть через дверь. А там, как ни удивительно – музей. Экспонаты – грабли, лопаты, прялки – одним словом, орудия сельского труда, которые удалось найти в окрестностях Звизжей. Предметы развешаны по спирали по всей высоте глухих стен. Таинственная атмосфера внутри формируется за счет круглой геометрии небольшого в диаметре помещения – чуть более 3 метров. Немалую роль играет мягкое рассеянное освещение. Солнечный свет, проникая внутрь сквозь круглый фонарь на потолке, сползает по земляным стенам и постепенно растворяется в музейном полумраке. Интересно, что фонарь изготовлен из стекла светло-желтого цвета, что придает интерьеру теплый золотистый оттенок.
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова

Сергей Чобан, лично презентовавший свой проект на фестивале, рассказал, что внутри землистой оболочки прячется надежный деревянный каркас на кирпичном фундаменте. Поверх каркаса нанесена специальная земляная штукатурка с добавлением измельченной соломы. Такой материал делает новый объект неотъемлемой частью окружения – как будто он самозародился из той земли, на которой стоит.
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова

У подножия необычного музея берет начало широкая тропа, ведущая в центр деревни. Уже отсюда видны неровные очертания очередного фантастического деревянного сооружения Николая Полисского. Эта гигантская скульптура получила ироническое название «Сельпо». Он появился на месте бывшего сельского магазина со столовой, который перестал функционировать еще в начале 1990-х. Часть его стен давно рухнула, окна были выбиты, плоская кровля ненадежно держалась над шатким каркасом стен. Николай Полисский вместе с местными жителями превратил руины в настоящее масштабное произведение искусства. Вместо бетонных облупившихся поверхностей появились объемные деревянные башни, спирали и выступы. Форма здания преобразилась как снаружи, так и внутри. По силуэту оно стало напоминать таинственный древний храм или пагоду. Внутри же образовались лабиринты из укромных ниш, широких колонн, узких проходов и просторных комнат с неровным абрисом оконных проемов.
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова

Сложный по форме объем имеет еще более затейливую структуру. Весь он собран из небольших деревянных блоков разной формы, которые как шашлык нанизаны на вертикальные металлические струны. И так же, как шашлык на шампуре, они свободно вращаются вокруг своей оси, постоянно меняя представление об объеме в целом. Зрелище получилось захватывающее, а его замысел поражает трудоемкостью. Как пояснил сам Полисский, все это – отходы производства: обрезки, остатки, кусочки, которые распилили на примерно одинаковые по размеру кубики и собрали из них нечто завораживающее. Отдельно нужно сказать о стальных струнах, составивших основу всего сооружения. Идею такой конструкции, служащей одновременно гигантским музыкальным инструментом, резонирующим с внутренним объемом, предложил Олег Макаров из бюро «Полихорд». В результате, внутри одного объекта оказался спрятан другой – гигантские пространственные «гусли-самогуды».
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова

Большая работа была проведена и по укреплению остова бывшего магазина. В том числе, пришлось укрепить кровлю, на которую теперь появилась возможность забраться по специально построенной для этой цели лестнице. Отдельного назначения, по словам художника, у нового объекта нет. Это в чистом виде искусство, призванное обогатить жилую среду, четче обозначить градостроительный центр Звизжей. Надо сказать, что автору это вполне удалось, учитывая, что перед бывшим магазином исторически существовала большая площадь, выходящая к остановке: не хватало только знакового объекта.
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова

Автобусная остановка, расположенная недалеко от «Сельпо», тоже к фестивалю заметно изменилась. Алексей Козырь создал на ее месте «Бельведер Звизжский» – медитативное пространство с глазами, обращенными в вечность. Хотя, если быть честными, то выпученные «зомбирующие» глаза смотрят в поле, но выглядит это очень эффектно, хотя и пугающе. Присмотревшись, понимаешь, что корпусом остановки служит металлическая цистерна бывшего муковоза, у которой спилена верхняя часть, а внутри устроены удобные скамьи: на них жители могут отдохнуть, ожидая автобуса. А за их спиной в глубоких нишах как раз и появились два больших глаза. Роль радужной оболочки исполняют красивые стеклянные витражи, выполненные Марией Кошенковой. Как поясняют авторы в своем описании к проекту, на его создание их вдохновила философия Диогена Синопского, который жил в винной бочке, демонстрируя так презрение к материальным благам.
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова

Еще один важный объект, созданный в Звизжах в рамках «Архстояния», был призван оформить входную зону в деревенский Дом культуры. Реализовать эту задачу взялись молодые архитекторы из бюро Archpoint. Звизжский ДК – это одноэтажное ничем непримечательное кирпичное здание под серой шиферной крышей. Такой образ мало вяжется с серьезной функцией общественного и культурного центра поселения. Именно этими соображениями и руководствовались авторы, когда решили выстроить над входом крупный, издали заметный деревянный козырек. Вдохновением для них послужили народные промыслы, а именно – знаменитая игрушка из дерева «птица счастья», у которой крылья и хвост раскрываются веером. Взяв длинные деревянные бруски, архитекторы сложили и зафиксировали их с некоторым смещением. В результате получилась сложная форма, плавно перетекающая из одной плоскости в другую. Под козырьком соорудили каменный подиум, который может служить небольшой сценой, а чуть в стороне поставили длинную скамью. Получилось вполне законченное общественное пространство, сразу привлекающее внимание.
ДК Звизжи © Archpoint. Фотография Дмитрия Павликова
ДК Звизжи © Archpoint. Фотография Дмитрия Павликова

В дни фестиваля ДК стал местом проведения перформансов и мастер-классов. Широкая программа была связана с детскими мастерскими: дети учились создавать интересные предметы из обычных вещей, лепили из глины и рисовали.
Фестиваль «Архстояние – 2015». Детские мастерские в ДК Звизжи. Фотография Дмитрия Павликова

Недалеко от входа в Дом культуры Евгений Казаков и Ольга Козманидзе установили двухместный велосипед, который стал частью интересной акустической инсталляции. Покататься на таком велосипеде оказалось невозможно – он был крепко прикован к земле, а вот покрутить педали мог любой желающий. При этом из установленных по периметру колонок доносились негромкая музыка, шум голосов, веселый смех. По замыслу авторов, таким образом велосипед способен как по волшебству перенести своих пассажиров в прекрасный Париж: звуки именно этого города воспроизводились при вращении педалей. Все, что нужно для мгновенной телепортации – хорошее воображение и сильные ноги.
zooming
«Кукурусса» © Ultimatum Group. Источник: arch.stoyanie.ru

Что касается событийной программы, то в этом году она была более чем насыщенной. И большая часть мероприятий также прошла на территории Звизжей, обойдя стороной Никола-Ленивец. Театральные перформансы и сценические представления развернулись на фоне преобразившегося «Сельпо», который особенно эффектно смотрелся с ночной подсветкой. Уже традиционно в рамках фестиваля работал лекторий – тоже в Звизжах, в ДК. Там же 1-го августа прошел круглый стол на тему «Деревня. Взгляд в будущее», где модератором дискуссии выступил неизменный куратор «Архстояния» Антон Кочуркин. Зато музыкальная часть осталась в Никола-Ленивце: всю ночь с субботы на воскресенье приглашенные музыканты и диджеи выступали на главной сцене «Версаля» и на экспериментальной площадке «Ротонды». Появился в Никола-Ленивце и один новый арт-объект – «Кукурусса»: в разгар второго дня фестиваля бюро Ultimatum Group спустило на воду небольшого пруда в центре кемпинга ажурную кинетическую конструкцию, по форме напоминающую початок кукурузы.
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова

Самым важным на фестивале этого года было то, что жители Звизжей и близлежащих деревень были максимально вовлечены во все происходящее. Они участвовали в строительстве объектов, готовились к мероприятиям и сами же их проводили. Дворы жилых домов превратились в кафе с традиционной местной кухней. Центральная улица стала шумной ярмаркой, где жители предлагали гостям приобрести товары народных промыслов. Возле ДК был организован сбор средств на восстановление клуба. Люди, несмотря на ливень, вышли на улицу, отдаваясь живому человеческому общению. А в этом, наверное, и состояла основная цель и задача 10-го, юбилейного фестиваля, который родился в деревне, вырос на ее полях и на десятом году жизни вернулся, чтобы принести ей пользу.
Фестиваль «Архстояние-2015». Фотография Дмитрия Павликова

06 Августа 2015

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Пресса: Антикризисное почвенничество
Десятый фестиваль "Архстояние" прошел без участия своего постоянного спонсора — компании "Архполис", прекратившей существование в декабре прошлого года. За тем, как куратору Антону Кочуркину и продюсеру Юлии Бычковой удалось выпутаться из непростой ситуации, наблюдала Александра Шестакова.
Пресса: Остановка «Звизжи»
«Архстоянию», летнему фестивалю лэнд-арта в Калужской области, исполнилось десять лет. Все это время он активно развивался, охватывал новые территории и смыслы. В юбилейный выпуск дошел до деревни Звизжи, где 31 июля – 2 августа представил публике 4 произведения «полезного искусства».
Пресса: Назад, в деревню
10-й фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» завершился. Оставшись без финансирования, он перебрался из парка «Никола-Ленивец» в ближайшую деревню Звизжи и обратился за помощью к местным жителям, которые и стали главными героями фестиваля.
Пресса: "Архстояние": От Бобура до сельпо
В Калужской области прошел Х фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Лишившийся управляющей компании проект в финансовом смысле находится в сложном положении. Но сложившаяся ситуация возвратила сюда Николая Полисского, который сам фестиваль и придумал, а в последние годы от него и его политики дистанцировался и показывал новые объекты отдельно. За уик-энд «Архстояние» собрало около 6 тыс. гостей, а главное, все это снова повернулось к корням и к тому, что зовется site-specific art.
Пресса: Музей посреди картошки
Фестиваль современного искусства Архстояние, прошедший в Калужской области 31 июля – 2 августа, – 10-й, юбилейный. И первый, который после долгого перерыва сделал попытку вернуться из области отвлеченных эстетских игр в простую человеческую жизнь, чтобы внести новый смысл в ее повседневные объекты. Насколько это удалось – наблюдал корреспондент «Труда».
Пресса: «Архстояние» посвятило себя упадку
Десятый, юбилейный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» вышел за пределы Никола-Ленивца, где начал свою историю по инициативе художника и скульптора Николая Полисского в 2006 году. Все основные объекты нынешнего года расположились в соседней деревне Звизжи, внимание было сконцентрировано на проблемах общественных пространств, а точнее, на их упадке, связанном с оттоком населения.
Пресса: Что стало с русской деревней: десятый ежегодный фестиваль...
Каждый год у любителей современного искусства появляется весомый повод, чтобы отправиться в Дзержинский район Калужской области: здесь проходит фестиваль «Архстояние», который приближает всех приехавших не только к арт-индустрии, но и к природе. Рассказываем, что до 2 августа можно увидеть на десятом по счету «Архстоянии»
Пресса: Архитектор Чобан: «Моей инсталляцией на «Архстоянии»...
В воскресенье закончился 10-й юбилейный фестиваль ленд-арта «Архстояние» в Калужской области. Гости приезжают сюда, чтобы отдохнуть от городской суеты в диких лугах и лесах, почувствовать гармонию через природу, музыку, замысловатые архитектурные объекты.
Пресса: В Калужской области завершился фестиваль "Архстояние"
В Калужской области завершился 10-й - юбилейный - фестиваль "Архстояние". В этом году он расширил свои границы – переместился на территорию деревни Звизжи, которая находится рядом с традиционным местом проведения смотра – арт-парком "Никола-Ленивец". Художники поработали над важнейшими сельскими объектами – магазином, клубом, автобусной остановкой. Удалось ли им преобразить деревню с населением в 150 человек?
Пресса: Диогенова бочка стала символом «Никола-Ленивца»
Летний международный фестиваль ландшафтной архитектуры «Архстояние» в арт-парке «Никола-Ленивец» подарил миру несколько новых арт-объектов и стратегию возрождения деревни посредством синтеза сельскохозяйственной деятельности и искусства.
Пресса: Шкаф, ухо и половина моста: 12 объектов "Архстояния"
В эти выходные состоится 10-й, юбилейный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», который традиционно пройдет в Никола-Ленивце. И этих самых объектов за такой срок здесь появилось больше сотни. По просьбе Interview поклонники проекта вспомнили лучшие и пофантазировали о том, что хотели сказать авторы своими произведениями.
Пресса: «Архстояние-2015»: чего ждать от фестиваля в Никола-Ленивце
В эти выходные под Калугой — десятое «Архстояние». Год для фестиваля оказался непростым: главный инвестор отказался от финансирования, а вся команда осталась без работы. Однако «Архстояние» все же состоится — в соседней с Никола-Ленивцем деревне Звизжи. «Афиша» выяснила подробности.
Пресса: Путеводитель по работам Николая Полисского, рассказанный...
Накануне 10-го, юбилейного фестиваля «Архстояние», который стартует 1 августа 2015 года, «Артгид» попросил Николая Полисского рассказать о том, как создавались его главные работы, и показать новую — «Сельпо».
Пресса: Ретроспектива: Александр Бродский
Руководитель Школы архитектуры и дизайна Университета Брайтон Роберт Малл – о работах Александра Бродского периода 2009-2017. Предметом изучения Бродского становятся коллективные переживания и воспоминания, объединяющие жителей постсоветской России. Текст на английском языке.
Пресса: Фестиваль «Архстояние» прошел под девизом «Как жить?»
Фестиваль «Архстояние» в деревне Никола-Ленивец прошел в эти выходные в двенадцатый раз, добавив к разбросанным по полям и лесочкам арт-объектам семь новых. Всего замечательных, никаких и совершенно лишних сооружений скопилось в округе за двенадцать лет существования фестиваля достаточно, чтобы ощутить угрозу превращения места силы русской природы в парк художественных аттракционов. Так что вопросительный девиз нынешнего года «Как жить?» кажется вполне серьезным и требующим ответа. Продюсер «Архстояния» Юлия Бычкова считает его еще и практическим. Существующий без регулярного финансирования и необходимой спонсорской поддержки, преимущественно на деньги, вырученные раз в год за билеты на фестиваль, «Проект Никола-Ленивец» должен на какие-то средства существовать и как-то людей поселять.
Пресса: На «Архстоянии» показали, как жить
В деревне Никола-Ленивец прошел 12-й Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». В этом году кураторы Антон Кочуркин и Юлия Бычкова сделали темой фестиваля вопрос «Как жить?» и предложили художникам и архитекторам подумать над тем, как может выглядеть минимальное пространство для жизни. «Газета.Ru» рассказывает и показывает эскизы пяти новых объектов, которые появились на территории Никола-Ленивца в процессе поиска ответов.
Пресса: В Калужской области проходит международный фестиваль...
Город архитектурных фантазий в чистом поле. Участники крупнейшего в Европе международного фестиваля «Архстояние», который проходит в Калужской области, представили свое видение того, как должен выглядеть современный дом. Известные дизайнеры из России и из-за рубежа не сдерживали полета мысли и отважились на самые смелые эксперименты.
Пресса: Собираетесь на «Архстояние» в Никола-Ленивец? Посмотрите...
«Афиша Daily» при поддержке дронов из Никола-Ленивца представляет фотокарту фестиваля «Архстояние». На прошлогодних фотографиях отмечены новые архитектурные объектов от Бродского, Муравицкого и бюро «Рождественка».
Пресса: Кибитка, вилла и скейтспот
Дома на воде без окон, актёрская кибитка как реалити-шоу и многое другое — с 21 июля в Никола-Ленивце начинается архитектурный фестиваль «Архстояние». Самиздат «Батенька, да вы трансформер» связался с его куратором Антоном Кочуркиным и попросил рассказать, чем фестиваль в 2017 году отличается от предыдущих, его предназначении и роли архитектуры.
Пресса: «Никола-Ленивец»: как превратить деревню в бизнес-проект...
Еще в 1990-е московские художники и архитекторы облюбовали живописные окрестности деревни Никола-Ленивец в национальном парке «Угра» в Калужской области, создали там множество арт-объектов, а в 2006-м провели первый фестиваль ландшафтной архитектуры «Архстояние». С тех пор в Никола-Ленивце поселились одноименный арт-парк, кафе, гостевые домики, кемпинг, хостел и даже ферма с гусями. Банкротство главного мецената — бывшего совладельца «Связного» Максима Ноготкова (он вложил в проект более 700 млн рублей) — помешало превратить деревенскую резиденцию художников в масштабный туристический кластер, но и сейчас выручка фестиваля и разросшейся вокруг него инфраструктуры исчисляется десятками миллионов рублей. Inc. разобрался, как устроен бизнес главной архитектурной мекки страны.
Пресса: Гигантские грибы, скульпт-машина и парад чудовищ:...
С 30 июня по 2 июля территория парка «Версаль» в Никола-Ленивце превратится в огромную грибную поляну — здесь пройдет IV фестиваль современного искусства для всей семьи «Архстояние детское». Тема фестиваля в этом году — «Жить как__»: за три дня маленькие участники попробуют пожить как дизайнеры, художники, создатели, исследователи, изобретатели и перформеры. Работу станций фестиваля организуют ГЦСИ, Третьяковка, Московский зоопарк, «Зеленая школа», кинотеатр «Пионер», Политех и другие. The Village выбрал 10 самых интересных дел, которые надолго займут любого ребенка и взрослого.
Пресса: Художник Павел Суслов - о своем новом проекте
емой «Архстояния-2016» было выбрано «Убежище». Одним из ярчайших воплощений этой идеи стал проект «Голова бомжа» 31-летнего живописца Павла Суслова. На излете августа – за неделю до завершения своего творческого проекта – Павел рассказал корреспонденту «Новых Известий», как прожил месяц на лесной лужайке в огромной голове, составленной из его собственных холстов.
Пресса: Архстояние-2016. Убежище
22 июля 2016 года в прославившей на весь мир Калужскую область деревне Никола-Ленивец открылся 11-й международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Куратор Антон Кочуркин совместно со знаменитыми архитекторами и художниками предложил современную интерпретацию темы убежища.
Пресса: Архитектурные пророчества. Фоторепортаж
Каким стало «Архстояние-2016» в Никола-Ленивце для тех, кто на нём оказался впервые — и для его постоянных участников? Какие идеи и образы преобладали здесь в этот раз? Рассказывает Константин Блинов, представитель компании — стратегического партнера фестиваля.
Пресса: Под Калугой закопали Gelandewagen
Тема убежища стала главной на 11 Международном фестивале "Архстояние" в арт-парке Никола-Ленивец. Девять концептуальных вариантов убежищ были представлены в течение трех фестивальных дней. По словам художественного руководителя фестиваля Николая Полисского, убежище найти трудно, если возможно вообще. Однако, утверждает он, искать его все-таки надо. И Никола-Ленивец - вполне подходящее для этого место.
Пресса: В голосе «Архстояния» зазвенел металл
В парке «Никола-Ленивец» прошел 11-й международный фестиваль ленд-арта «Архстояние». Заявленная тема «Убежище» была воплощена из нетрадиционных для «природного» фестиваля металла и полимера.
Пресса: Фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние" прошел...
В Калужской области, в деревне Никола-Ленивец прошел XI Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». 25 лет назад деревушка, где сейчас располагается фестивальный парк, стала мастерской для художников, которые искали возможности для творческого эксперимента вдали от мегаполисов. Благодаря им деревня приобрела международную славу и перестала быть уединённым местом. Организаторы решили, что пора вернуть ей былой статус, и тему фестиваля этого года обозначили как «Убежище». Представленные арт-объекты должны были отразить идею «покоя и воли».
Пресса: «Архстояние»: 5 убежищ Никола-Ленивца, где можно скрыться...
«Архстояние» пережило все: потерю инвестора, внутренние конфликты, переход на новые территории — и несмотря ни на что проходит в 11-й раз. Тема этого года — «Убежище». «Афиша Daily» попросила участников объяснить, что же это значит, поделиться секретными местами в Никола-Ленивце.
Пресса: Фестиваль «Архстояние» прибавил деревне Никола-Ленивец...
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», как справедливо пишут его организаторы в пояснительной записке, давно превратился в арт-парк и перестал быть местом отдохновения и уединения. Наоборот, на три дня фестиваля деревня Никола-Ленивец с окрестностями становится воплощением суеты на природе – компании молодых людей пересекают местность от объекта к объекту, от столовой к речке, наматывают километры по дорогам если не мокрым, то пыльным. Так что тема этого года – «Убежище», – возможно, выбрана разумно, но не все участники ее придерживались. Даже наоборот, лучшие работы к ней не имеют никакого отношения.
Технологии и материалы
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Сейчас на главной
По образцу шапито
Культурный центр по проекту K architectures рядом с городом Безье на юге Франции заключен в трех напоминающих цирковые шатры павильонах.
Свет изнутри
Премия WAF INSIDE подвела итоги: рассказываем подробнее о победителе, а также проекте от российского бюро FABER group, получившем высокую оценку жюри.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
В поисках устойчивости
На прошлой неделе стали известны итоги Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2021. Главные призы получили проекты, которые вносят выдающийся вклад в устойчивое развитие городов, фокусируясь на чистой энергии, повторном использовании и биоразнообразии. Рассказываем о работах, взявших гран-при, и победителях основных номинаций.
«Открытый город»: Мечты о городе
Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
Игра в архетипы
Бюро ОСА предложило Нур-Султану жилой комплекс, в котором брутальные башни соседствуют с высокоплотной квартальной застройкой. Рассказываем, как концепция встраивается в череду мега-проектов новой столицы Казахстана.
Первый шаг
Бюро OMA завершило первую из четырех фаз реконструкции легендарного универмага KaDeWe в Берлине. Центром обновленного пространства стала отделанная темным деревом «воронка» атриума с веером эскалаторов.
Нечто особенное
В ожидании главных итогов Всемирного фестиваля архитектуры, рассказываем о победителях в специальных номинациях, которые демонстрируют самые разные аспекты архитектурного процесса: от инженерных решений или использования цвета до эффектной подачи.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.