Возвращение в русскую деревню

Земляной музей, похожее на древний храм сельпо и остановка с глазами: в Звизжах прошел десятый, юбилейный фестиваль «Архстояние».

mainImg
«Архстояние» стартовало в пятницу, 31 июля. Со всех концов на автобусах и машинах, электричках и велосипедах, автостопом и пешком люди добирались в труднодоступный и потому почти заповедный уголок Калужской области на реке Угре. Не пугало их ни расстояние, ни размытые дождем дороги, ни безрадостный прогноз погоды на выходные. В десятый раз окрепший и разросшийся фестиваль с удовольствием принимал бесчисленное количество гостей в Никола-Ленивце. И если раньше их ожидал там дикий, но романтический отдых вдали от цивилизации, то теперь все возможные удобства оказались к услугам прибывающих. Здесь и уютные домики с белоснежным бельем, и душ с горячей водой, и многочисленные кафе, бары и магазины, предлагающие все – от деликатесов до товаров первой необходимости. С комфортом разместившись в кемпинге, посетители могли, воспользовавшись маршрутным такси, за пять минут и пятьдесят рублей добраться до соседней деревни Звизжи. Именно там в этом году развернулось основное действие фестиваля.
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Фотография Дмитрия Павликова

Деревня располагается непосредственно на въезде в Никола-ленивецкий арт-парк. Здесь, на перекрестке двух проселочных дорог уже несколько лет работает пункт регистрации гостей. Лес указателей, выросший на перекрестке, рассказывает, как отыскать нужные объекты в парке и в Звизжах, а также указывает направление движения от Никола-Ленивца до Санкт-Петербурга или от конюшни до Баренцева моря. Чуть выше зоны регистрации виднеется построенный в 2013 по проекту бюро ArchPole массивный черный объем хостела «Казарма». Рядом с ним – такой же черно-деревянный пресс-центр с остекленным фасадом, выходящим на большую повисшую над склоном на столбах-опорах террасу. Эти современные, стильные объекты, как и упомянутый выше пункт регистрации, заняли свои места на окраине деревни, не нарушая ее границ.
Фестиваль «Архстояние – 2015». Хостел «Казарма». Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». пресс-центр. Фотография Дмитрия Павликова

В этом году задача перед художниками и дизайнерами стояла совсем иная – внедриться в пространство Звизжей, преобразовать и насытить его новыми архитектурными формами. В манифесте кураторов фестиваля объясняется, что «переезд» Архстояния на новую для него площадку связан с желанием привлечь внимание общества к проблеме убывания российских деревень, пришедших в упадок в постсоветское время. Звизжи – крохотное живописное поселение с петляющими улицами аккуратных деревенских домиков после распада Союза тоже «обзавелось» заброшенным магазином, обветшалыми ДК и «Почтой». Всё это – на фоне зеленых полей, фруктовых деревьев и огородов.
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. Интерьер. фотография Дмитрия Павликова

В таком традиционном для русской деревни пространстве было предложено создавать как инсталляции и другие «объекты искусства», так и вполне функциональные инфраструктурные объекты – такие, как автобусная остановка или входная группа для Дома культуры. Появился у деревни и свой собственный въездной знак. Правда, о том, что 8-метровая круглая башня цвета сырой земли, поставленная посреди картофельного поля, и есть въездной знак, догадаться сразу невозможно. Скорее, она воспринимается как видимая издали высотная доминанта, которая со временем может стать узнаваемым символом этого места. Башня походит то ли на большую колонну под массивной квадратной капителью, то ли на забитый в землю гигантский гвоздь.
Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова

Авторство проекта принадлежит Сергею Чобану и Агнии Стерлиговой. Они рассказали, что, помимо роли ориентира, башня несет в себе еще одну – неожиданную – функцию. Пространство внутри нее – полое, и туда можно попасть через дверь. А там, как ни удивительно – музей. Экспонаты – грабли, лопаты, прялки – одним словом, орудия сельского труда, которые удалось найти в окрестностях Звизжей. Предметы развешаны по спирали по всей высоте глухих стен. Таинственная атмосфера внутри формируется за счет круглой геометрии небольшого в диаметре помещения – чуть более 3 метров. Немалую роль играет мягкое рассеянное освещение. Солнечный свет, проникая внутрь сквозь круглый фонарь на потолке, сползает по земляным стенам и постепенно растворяется в музейном полумраке. Интересно, что фонарь изготовлен из стекла светло-желтого цвета, что придает интерьеру теплый золотистый оттенок.
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова

Сергей Чобан, лично презентовавший свой проект на фестивале, рассказал, что внутри землистой оболочки прячется надежный деревянный каркас на кирпичном фундаменте. Поверх каркаса нанесена специальная земляная штукатурка с добавлением измельченной соломы. Такой материал делает новый объект неотъемлемой частью окружения – как будто он самозародился из той земли, на которой стоит.
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова

У подножия необычного музея берет начало широкая тропа, ведущая в центр деревни. Уже отсюда видны неровные очертания очередного фантастического деревянного сооружения Николая Полисского. Эта гигантская скульптура получила ироническое название «Сельпо». Он появился на месте бывшего сельского магазина со столовой, который перестал функционировать еще в начале 1990-х. Часть его стен давно рухнула, окна были выбиты, плоская кровля ненадежно держалась над шатким каркасом стен. Николай Полисский вместе с местными жителями превратил руины в настоящее масштабное произведение искусства. Вместо бетонных облупившихся поверхностей появились объемные деревянные башни, спирали и выступы. Форма здания преобразилась как снаружи, так и внутри. По силуэту оно стало напоминать таинственный древний храм или пагоду. Внутри же образовались лабиринты из укромных ниш, широких колонн, узких проходов и просторных комнат с неровным абрисом оконных проемов.
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова

Сложный по форме объем имеет еще более затейливую структуру. Весь он собран из небольших деревянных блоков разной формы, которые как шашлык нанизаны на вертикальные металлические струны. И так же, как шашлык на шампуре, они свободно вращаются вокруг своей оси, постоянно меняя представление об объеме в целом. Зрелище получилось захватывающее, а его замысел поражает трудоемкостью. Как пояснил сам Полисский, все это – отходы производства: обрезки, остатки, кусочки, которые распилили на примерно одинаковые по размеру кубики и собрали из них нечто завораживающее. Отдельно нужно сказать о стальных струнах, составивших основу всего сооружения. Идею такой конструкции, служащей одновременно гигантским музыкальным инструментом, резонирующим с внутренним объемом, предложил Олег Макаров из бюро «Полихорд». В результате, внутри одного объекта оказался спрятан другой – гигантские пространственные «гусли-самогуды».
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова

Большая работа была проведена и по укреплению остова бывшего магазина. В том числе, пришлось укрепить кровлю, на которую теперь появилась возможность забраться по специально построенной для этой цели лестнице. Отдельного назначения, по словам художника, у нового объекта нет. Это в чистом виде искусство, призванное обогатить жилую среду, четче обозначить градостроительный центр Звизжей. Надо сказать, что автору это вполне удалось, учитывая, что перед бывшим магазином исторически существовала большая площадь, выходящая к остановке: не хватало только знакового объекта.
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова

Автобусная остановка, расположенная недалеко от «Сельпо», тоже к фестивалю заметно изменилась. Алексей Козырь создал на ее месте «Бельведер Звизжский» – медитативное пространство с глазами, обращенными в вечность. Хотя, если быть честными, то выпученные «зомбирующие» глаза смотрят в поле, но выглядит это очень эффектно, хотя и пугающе. Присмотревшись, понимаешь, что корпусом остановки служит металлическая цистерна бывшего муковоза, у которой спилена верхняя часть, а внутри устроены удобные скамьи: на них жители могут отдохнуть, ожидая автобуса. А за их спиной в глубоких нишах как раз и появились два больших глаза. Роль радужной оболочки исполняют красивые стеклянные витражи, выполненные Марией Кошенковой. Как поясняют авторы в своем описании к проекту, на его создание их вдохновила философия Диогена Синопского, который жил в винной бочке, демонстрируя так презрение к материальным благам.
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова

Еще один важный объект, созданный в Звизжах в рамках «Архстояния», был призван оформить входную зону в деревенский Дом культуры. Реализовать эту задачу взялись молодые архитекторы из бюро Archpoint. Звизжский ДК – это одноэтажное ничем непримечательное кирпичное здание под серой шиферной крышей. Такой образ мало вяжется с серьезной функцией общественного и культурного центра поселения. Именно этими соображениями и руководствовались авторы, когда решили выстроить над входом крупный, издали заметный деревянный козырек. Вдохновением для них послужили народные промыслы, а именно – знаменитая игрушка из дерева «птица счастья», у которой крылья и хвост раскрываются веером. Взяв длинные деревянные бруски, архитекторы сложили и зафиксировали их с некоторым смещением. В результате получилась сложная форма, плавно перетекающая из одной плоскости в другую. Под козырьком соорудили каменный подиум, который может служить небольшой сценой, а чуть в стороне поставили длинную скамью. Получилось вполне законченное общественное пространство, сразу привлекающее внимание.
ДК Звизжи © Archpoint. Фотография Дмитрия Павликова
ДК Звизжи © Archpoint. Фотография Дмитрия Павликова

В дни фестиваля ДК стал местом проведения перформансов и мастер-классов. Широкая программа была связана с детскими мастерскими: дети учились создавать интересные предметы из обычных вещей, лепили из глины и рисовали.
Фестиваль «Архстояние – 2015». Детские мастерские в ДК Звизжи. Фотография Дмитрия Павликова

Недалеко от входа в Дом культуры Евгений Казаков и Ольга Козманидзе установили двухместный велосипед, который стал частью интересной акустической инсталляции. Покататься на таком велосипеде оказалось невозможно – он был крепко прикован к земле, а вот покрутить педали мог любой желающий. При этом из установленных по периметру колонок доносились негромкая музыка, шум голосов, веселый смех. По замыслу авторов, таким образом велосипед способен как по волшебству перенести своих пассажиров в прекрасный Париж: звуки именно этого города воспроизводились при вращении педалей. Все, что нужно для мгновенной телепортации – хорошее воображение и сильные ноги.
zooming
«Кукурусса» © Ultimatum Group. Источник: arch.stoyanie.ru

Что касается событийной программы, то в этом году она была более чем насыщенной. И большая часть мероприятий также прошла на территории Звизжей, обойдя стороной Никола-Ленивец. Театральные перформансы и сценические представления развернулись на фоне преобразившегося «Сельпо», который особенно эффектно смотрелся с ночной подсветкой. Уже традиционно в рамках фестиваля работал лекторий – тоже в Звизжах, в ДК. Там же 1-го августа прошел круглый стол на тему «Деревня. Взгляд в будущее», где модератором дискуссии выступил неизменный куратор «Архстояния» Антон Кочуркин. Зато музыкальная часть осталась в Никола-Ленивце: всю ночь с субботы на воскресенье приглашенные музыканты и диджеи выступали на главной сцене «Версаля» и на экспериментальной площадке «Ротонды». Появился в Никола-Ленивце и один новый арт-объект – «Кукурусса»: в разгар второго дня фестиваля бюро Ultimatum Group спустило на воду небольшого пруда в центре кемпинга ажурную кинетическую конструкцию, по форме напоминающую початок кукурузы.
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова

Самым важным на фестивале этого года было то, что жители Звизжей и близлежащих деревень были максимально вовлечены во все происходящее. Они участвовали в строительстве объектов, готовились к мероприятиям и сами же их проводили. Дворы жилых домов превратились в кафе с традиционной местной кухней. Центральная улица стала шумной ярмаркой, где жители предлагали гостям приобрести товары народных промыслов. Возле ДК был организован сбор средств на восстановление клуба. Люди, несмотря на ливень, вышли на улицу, отдаваясь живому человеческому общению. А в этом, наверное, и состояла основная цель и задача 10-го, юбилейного фестиваля, который родился в деревне, вырос на ее полях и на десятом году жизни вернулся, чтобы принести ей пользу.
Фестиваль «Архстояние-2015». Фотография Дмитрия Павликова

06 Августа 2015

Пресса: Антикризисное почвенничество
Десятый фестиваль "Архстояние" прошел без участия своего постоянного спонсора — компании "Архполис", прекратившей существование в декабре прошлого года. За тем, как куратору Антону Кочуркину и продюсеру Юлии Бычковой удалось выпутаться из непростой ситуации, наблюдала Александра Шестакова.
Пресса: Остановка «Звизжи»
«Архстоянию», летнему фестивалю лэнд-арта в Калужской области, исполнилось десять лет. Все это время он активно развивался, охватывал новые территории и смыслы. В юбилейный выпуск дошел до деревни Звизжи, где 31 июля – 2 августа представил публике 4 произведения «полезного искусства».
Пресса: Назад, в деревню
10-й фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» завершился. Оставшись без финансирования, он перебрался из парка «Никола-Ленивец» в ближайшую деревню Звизжи и обратился за помощью к местным жителям, которые и стали главными героями фестиваля.
Пресса: "Архстояние": От Бобура до сельпо
В Калужской области прошел Х фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Лишившийся управляющей компании проект в финансовом смысле находится в сложном положении. Но сложившаяся ситуация возвратила сюда Николая Полисского, который сам фестиваль и придумал, а в последние годы от него и его политики дистанцировался и показывал новые объекты отдельно. За уик-энд «Архстояние» собрало около 6 тыс. гостей, а главное, все это снова повернулось к корням и к тому, что зовется site-specific art.
Пресса: Музей посреди картошки
Фестиваль современного искусства Архстояние, прошедший в Калужской области 31 июля – 2 августа, – 10-й, юбилейный. И первый, который после долгого перерыва сделал попытку вернуться из области отвлеченных эстетских игр в простую человеческую жизнь, чтобы внести новый смысл в ее повседневные объекты. Насколько это удалось – наблюдал корреспондент «Труда».
Пресса: «Архстояние» посвятило себя упадку
Десятый, юбилейный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» вышел за пределы Никола-Ленивца, где начал свою историю по инициативе художника и скульптора Николая Полисского в 2006 году. Все основные объекты нынешнего года расположились в соседней деревне Звизжи, внимание было сконцентрировано на проблемах общественных пространств, а точнее, на их упадке, связанном с оттоком населения.
Пресса: Что стало с русской деревней: десятый ежегодный фестиваль...
Каждый год у любителей современного искусства появляется весомый повод, чтобы отправиться в Дзержинский район Калужской области: здесь проходит фестиваль «Архстояние», который приближает всех приехавших не только к арт-индустрии, но и к природе. Рассказываем, что до 2 августа можно увидеть на десятом по счету «Архстоянии»
Пресса: Архитектор Чобан: «Моей инсталляцией на «Архстоянии»...
В воскресенье закончился 10-й юбилейный фестиваль ленд-арта «Архстояние» в Калужской области. Гости приезжают сюда, чтобы отдохнуть от городской суеты в диких лугах и лесах, почувствовать гармонию через природу, музыку, замысловатые архитектурные объекты.
Пресса: В Калужской области завершился фестиваль "Архстояние"
В Калужской области завершился 10-й - юбилейный - фестиваль "Архстояние". В этом году он расширил свои границы – переместился на территорию деревни Звизжи, которая находится рядом с традиционным местом проведения смотра – арт-парком "Никола-Ленивец". Художники поработали над важнейшими сельскими объектами – магазином, клубом, автобусной остановкой. Удалось ли им преобразить деревню с населением в 150 человек?
Пресса: Диогенова бочка стала символом «Никола-Ленивца»
Летний международный фестиваль ландшафтной архитектуры «Архстояние» в арт-парке «Никола-Ленивец» подарил миру несколько новых арт-объектов и стратегию возрождения деревни посредством синтеза сельскохозяйственной деятельности и искусства.
Пресса: Шкаф, ухо и половина моста: 12 объектов "Архстояния"
В эти выходные состоится 10-й, юбилейный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», который традиционно пройдет в Никола-Ленивце. И этих самых объектов за такой срок здесь появилось больше сотни. По просьбе Interview поклонники проекта вспомнили лучшие и пофантазировали о том, что хотели сказать авторы своими произведениями.
Пресса: «Архстояние-2015»: чего ждать от фестиваля в Никола-Ленивце
В эти выходные под Калугой — десятое «Архстояние». Год для фестиваля оказался непростым: главный инвестор отказался от финансирования, а вся команда осталась без работы. Однако «Архстояние» все же состоится — в соседней с Никола-Ленивцем деревне Звизжи. «Афиша» выяснила подробности.
Пресса: Путеводитель по работам Николая Полисского, рассказанный...
Накануне 10-го, юбилейного фестиваля «Архстояние», который стартует 1 августа 2015 года, «Артгид» попросил Николая Полисского рассказать о том, как создавались его главные работы, и показать новую — «Сельпо».
Мистерия в полях
В минувшие выходные национальный парк «Угра» пережил восьмое нашествие архитекторов и художников. В деревне Николо-Ленивец прошел фестиваль «Архстояние»-2010, который его новый куратор Олег Кулик превратил в «Лесную литургию».
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.