Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.08.2015

Возвращение в русскую деревню

Алла Павликова
Мастерская:
Archpole

Земляной музей, похожее на древний храм сельпо и остановка с глазами: в Звизжах прошел десятый, юбилейный фестиваль «Архстояние».

«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
«Архстояние» стартовало в пятницу, 31 июля. Со всех концов на автобусах и машинах, электричках и велосипедах, автостопом и пешком люди добирались в труднодоступный и потому почти заповедный уголок Калужской области на реке Угре. Не пугало их ни расстояние, ни размытые дождем дороги, ни безрадостный прогноз погоды на выходные. В десятый раз окрепший и разросшийся фестиваль с удовольствием принимал бесчисленное количество гостей в Никола-Ленивце. И если раньше их ожидал там дикий, но романтический отдых вдали от цивилизации, то теперь все возможные удобства оказались к услугам прибывающих. Здесь и уютные домики с белоснежным бельем, и душ с горячей водой, и многочисленные кафе, бары и магазины, предлагающие все – от деликатесов до товаров первой необходимости. С комфортом разместившись в кемпинге, посетители могли, воспользовавшись маршрутным такси, за пять минут и пятьдесят рублей добраться до соседней деревни Звизжи. Именно там в этом году развернулось основное действие фестиваля.
Фестиваль «Архстояние – 2015». Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Фотография Дмитрия Павликова

Деревня располагается непосредственно на въезде в Никола-ленивецкий арт-парк. Здесь, на перекрестке двух проселочных дорог уже несколько лет работает пункт регистрации гостей. Лес указателей, выросший на перекрестке, рассказывает, как отыскать нужные объекты в парке и в Звизжах, а также указывает направление движения от Никола-Ленивца до Санкт-Петербурга или от конюшни до Баренцева моря. Чуть выше зоны регистрации виднеется построенный в 2013 по проекту бюро ArchPole массивный черный объем хостела «Казарма». Рядом с ним – такой же черно-деревянный пресс-центр с остекленным фасадом, выходящим на большую повисшую над склоном на столбах-опорах террасу. Эти современные, стильные объекты, как и упомянутый выше пункт регистрации, заняли свои места на окраине деревни, не нарушая ее границ.
Фестиваль «Архстояние – 2015». Хостел «Казарма». Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Хостел «Казарма». Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». 
пресс-центр.  Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». пресс-центр. Фотография Дмитрия Павликова

В этом году задача перед художниками и дизайнерами стояла совсем иная – внедриться в пространство Звизжей, преобразовать и насытить его новыми архитектурными формами. В манифесте кураторов фестиваля объясняется, что «переезд» Архстояния на новую для него площадку связан с желанием привлечь внимание общества к проблеме убывания российских деревень, пришедших в упадок в постсоветское время. Звизжи – крохотное живописное поселение с петляющими улицами аккуратных деревенских домиков после распада Союза тоже «обзавелось» заброшенным магазином, обветшалыми ДК и «Почтой». Всё это – на фоне зеленых полей, фруктовых деревьев и огородов.
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. Интерьер. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. Интерьер. фотография Дмитрия Павликова

В таком традиционном для русской деревни пространстве было предложено создавать как инсталляции и другие «объекты искусства», так и вполне функциональные инфраструктурные объекты – такие, как автобусная остановка или входная группа для Дома культуры. Появился у деревни и свой собственный въездной знак. Правда, о том, что 8-метровая круглая башня цвета сырой земли, поставленная посреди картофельного поля, и есть въездной знак, догадаться сразу невозможно. Скорее, она воспринимается как видимая издали высотная доминанта, которая со временем может стать узнаваемым символом этого места. Башня походит то ли на большую колонну под массивной квадратной капителью, то ли на забитый в землю гигантский гвоздь.
Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова

Авторство проекта принадлежит Сергею Чобану и Агнии Стерлиговой. Они рассказали, что, помимо роли ориентира, башня несет в себе еще одну – неожиданную – функцию. Пространство внутри нее – полое, и туда можно попасть через дверь. А там, как ни удивительно – музей. Экспонаты – грабли, лопаты, прялки – одним словом, орудия сельского труда, которые удалось найти в окрестностях Звизжей. Предметы развешаны по спирали по всей высоте глухих стен. Таинственная атмосфера внутри формируется за счет круглой геометрии небольшого в диаметре помещения – чуть более 3 метров. Немалую роль играет мягкое рассеянное освещение. Солнечный свет, проникая внутрь сквозь круглый фонарь на потолке, сползает по земляным стенам и постепенно растворяется в музейном полумраке. Интересно, что фонарь изготовлен из стекла светло-желтого цвета, что придает интерьеру теплый золотистый оттенок.
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова
Музей сельского труда в деревне Звизжи. Авторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. фотография Дмитрия Павликова

Сергей Чобан, лично презентовавший свой проект на фестивале, рассказал, что внутри землистой оболочки прячется надежный деревянный каркас на кирпичном фундаменте. Поверх каркаса нанесена специальная земляная штукатурка с добавлением измельченной соломы. Такой материал делает новый объект неотъемлемой частью окружения – как будто он самозародился из той земли, на которой стоит.
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова

У подножия необычного музея берет начало широкая тропа, ведущая в центр деревни. Уже отсюда видны неровные очертания очередного фантастического деревянного сооружения Николая Полисского. Эта гигантская скульптура получила ироническое название «Сельпо». Он появился на месте бывшего сельского магазина со столовой, который перестал функционировать еще в начале 1990-х. Часть его стен давно рухнула, окна были выбиты, плоская кровля ненадежно держалась над шатким каркасом стен. Николай Полисский вместе с местными жителями превратил руины в настоящее масштабное произведение искусства. Вместо бетонных облупившихся поверхностей появились объемные деревянные башни, спирали и выступы. Форма здания преобразилась как снаружи, так и внутри. По силуэту оно стало напоминать таинственный древний храм или пагоду. Внутри же образовались лабиринты из укромных ниш, широких колонн, узких проходов и просторных комнат с неровным абрисом оконных проемов.
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова

Сложный по форме объем имеет еще более затейливую структуру. Весь он собран из небольших деревянных блоков разной формы, которые как шашлык нанизаны на вертикальные металлические струны. И так же, как шашлык на шампуре, они свободно вращаются вокруг своей оси, постоянно меняя представление об объеме в целом. Зрелище получилось захватывающее, а его замысел поражает трудоемкостью. Как пояснил сам Полисский, все это – отходы производства: обрезки, остатки, кусочки, которые распилили на примерно одинаковые по размеру кубики и собрали из них нечто завораживающее. Отдельно нужно сказать о стальных струнах, составивших основу всего сооружения. Идею такой конструкции, служащей одновременно гигантским музыкальным инструментом, резонирующим с внутренним объемом, предложил Олег Макаров из бюро «Полихорд». В результате, внутри одного объекта оказался спрятан другой – гигантские пространственные «гусли-самогуды».
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова
«Сельпо». Автор Николай Полисский. Фотография Дмитрия Павликова

Большая работа была проведена и по укреплению остова бывшего магазина. В том числе, пришлось укрепить кровлю, на которую теперь появилась возможность забраться по специально построенной для этой цели лестнице. Отдельного назначения, по словам художника, у нового объекта нет. Это в чистом виде искусство, призванное обогатить жилую среду, четче обозначить градостроительный центр Звизжей. Надо сказать, что автору это вполне удалось, учитывая, что перед бывшим магазином исторически существовала большая площадь, выходящая к остановке: не хватало только знакового объекта.
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова

Автобусная остановка, расположенная недалеко от «Сельпо», тоже к фестивалю заметно изменилась. Алексей Козырь создал на ее месте «Бельведер Звизжский» – медитативное пространство с глазами, обращенными в вечность. Хотя, если быть честными, то выпученные «зомбирующие» глаза смотрят в поле, но выглядит это очень эффектно, хотя и пугающе. Присмотревшись, понимаешь, что корпусом остановки служит металлическая цистерна бывшего муковоза, у которой спилена верхняя часть, а внутри устроены удобные скамьи: на них жители могут отдохнуть, ожидая автобуса. А за их спиной в глубоких нишах как раз и появились два больших глаза. Роль радужной оболочки исполняют красивые стеклянные витражи, выполненные Марией Кошенковой. Как поясняют авторы в своем описании к проекту, на его создание их вдохновила философия Диогена Синопского, который жил в винной бочке, демонстрируя так презрение к материальным благам.
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова
«Бельведер Звизжский». Автор Алексей Козырь. Фотография Дмитрия Павликова

Еще один важный объект, созданный в Звизжах в рамках «Архстояния», был призван оформить входную зону в деревенский Дом культуры. Реализовать эту задачу взялись молодые архитекторы из бюро Archpoint. Звизжский ДК – это одноэтажное ничем непримечательное кирпичное здание под серой шиферной крышей. Такой образ мало вяжется с серьезной функцией общественного и культурного центра поселения. Именно этими соображениями и руководствовались авторы, когда решили выстроить над входом крупный, издали заметный деревянный козырек. Вдохновением для них послужили народные промыслы, а именно – знаменитая игрушка из дерева «птица счастья», у которой крылья и хвост раскрываются веером. Взяв длинные деревянные бруски, архитекторы сложили и зафиксировали их с некоторым смещением. В результате получилась сложная форма, плавно перетекающая из одной плоскости в другую. Под козырьком соорудили каменный подиум, который может служить небольшой сценой, а чуть в стороне поставили длинную скамью. Получилось вполне законченное общественное пространство, сразу привлекающее внимание.
ДК Звизжи © Archpoint. Фотография Дмитрия Павликова
ДК Звизжи © Archpoint. Фотография Дмитрия Павликова
ДК Звизжи © Archpoint. Фотография Дмитрия Павликова
ДК Звизжи © Archpoint. Фотография Дмитрия Павликова

В дни фестиваля ДК стал местом проведения перформансов и мастер-классов. Широкая программа была связана с детскими мастерскими: дети учились создавать интересные предметы из обычных вещей, лепили из глины и рисовали.
Фестиваль «Архстояние – 2015». 
Детские мастерские в ДК Звизжи. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Детские мастерские в ДК Звизжи. Фотография Дмитрия Павликова

Недалеко от входа в Дом культуры Евгений Казаков и Ольга Козманидзе установили двухместный велосипед, который стал частью интересной акустической инсталляции. Покататься на таком велосипеде оказалось невозможно – он был крепко прикован к земле, а вот покрутить педали мог любой желающий. При этом из установленных по периметру колонок доносились негромкая музыка, шум голосов, веселый смех. По замыслу авторов, таким образом велосипед способен как по волшебству перенести своих пассажиров в прекрасный Париж: звуки именно этого города воспроизводились при вращении педалей. Все, что нужно для мгновенной телепортации – хорошее воображение и сильные ноги.
«Кукурусса» © Ultimatum Group. Источник: arch.stoyanie.ru
«Кукурусса» © Ultimatum Group. Источник: arch.stoyanie.ru

Что касается событийной программы, то в этом году она была более чем насыщенной. И большая часть мероприятий также прошла на территории Звизжей, обойдя стороной Никола-Ленивец. Театральные перформансы и сценические представления развернулись на фоне преобразившегося «Сельпо», который особенно эффектно смотрелся с ночной подсветкой. Уже традиционно в рамках фестиваля работал лекторий – тоже в Звизжах, в ДК. Там же 1-го августа прошел круглый стол на тему «Деревня. Взгляд в будущее», где модератором дискуссии выступил неизменный куратор «Архстояния» Антон Кочуркин. Зато музыкальная часть осталась в Никола-Ленивце: всю ночь с субботы на воскресенье приглашенные музыканты и диджеи выступали на главной сцене «Версаля» и на экспериментальной площадке «Ротонды». Появился в Никола-Ленивце и один новый арт-объект – «Кукурусса»: в разгар второго дня фестиваля бюро Ultimatum Group спустило на воду небольшого пруда в центре кемпинга ажурную кинетическую конструкцию, по форме напоминающую початок кукурузы.
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние – 2015». Ярмарка. Фотография Дмитрия Павликова

Самым важным на фестивале этого года было то, что жители Звизжей и близлежащих деревень были максимально вовлечены во все происходящее. Они участвовали в строительстве объектов, готовились к мероприятиям и сами же их проводили. Дворы жилых домов превратились в кафе с традиционной местной кухней. Центральная улица стала шумной ярмаркой, где жители предлагали гостям приобрести товары народных промыслов. Возле ДК был организован сбор средств на восстановление клуба. Люди, несмотря на ливень, вышли на улицу, отдаваясь живому человеческому общению. А в этом, наверное, и состояла основная цель и задача 10-го, юбилейного фестиваля, который родился в деревне, вырос на ее полях и на десятом году жизни вернулся, чтобы принести ей пользу.
Фестиваль «Архстояние-2015». Фотография Дмитрия Павликова
Фестиваль «Архстояние-2015». Фотография Дмитрия Павликова