Мистерия в полях

В минувшие выходные национальный парк «Угра» пережил восьмое нашествие архитекторов и художников. В деревне Николо-Ленивец прошел фестиваль «Архстояние»-2010, который его новый куратор Олег Кулик превратил в «Лесную литургию».

mainImg
Пост куратора художник и мистик Олег Кулик, у широкой публики, правда, по-прежнему больше ассоциирующийся с образом «человека-собаки», занял лишь в этом году и сложным процессом подготовки и проведения фестиваля руководил вместе с главным архитектором проекта Василием Щетининым. В этом же году в «Архстоянии» впервые не участвовал его всегдашний лидер и вдохновитель Николай Полисский. Не секрет, что  в последние годы художник, придумавший этот великолепный ландшафтный парк и его лучшие объекты, стал все больше отдаляться от фестиваля, у истоков которого некогда стоял. На полях Николо-Ленивца появлялись все новые и новые объекты, но так и не родилось объединяющей их идеологии, сравнимой с интеллектуальным «запалом» первых фестивалей. Кулика в проект пригласили именно за идейным обновлением – и он, надо сказать, со своей задачей справился.

Кулик решил вернуть порядком «обнародившийся» фестиваль в лоно подлинного ленд-арта, т.е. симбиоза искусства и природы, воздействующего на сознание и подсознание человека и возвращающего его к «мистерии первоначального творения». В качестве главной метафоры и символа этого возвращения Олег Кулик выбрал лабиринт и в своих кураторских видеообращениях растолковал его как нечто, выводящее из плоскости ландшафта в плоскость духа. «Лабиринт – это большая прогулка, в нем можно потерять привычного себя и собрать себя в новом качестве». Местом преображающей прогулки стала территория «Версаль» – поля и березовые рощицы по правую сторону от въезда в парк, превращенные в прошлом году группой Atelier 710 в «регулярный парк» с прямыми аллеями и боскетами. По замыслу куратора, объекты Лабиринта нужно было искать, соотносясь с картой, однако по 40-градусной жаре нашлось не так уж много охотников изучать хитроумную схему, поэтому главным ориентиром для гостей стала «Нить Ариадны» группы «Фемида», окружившая рощу и указывающая направление движения.

Следуя протоптанными сквозь бурелом тропами, можно было одно за другим открыть «9 ключей лабиринта», то есть увидеть и оценить «высказывания» всех тридцати с лишним участников «Архстояния»-2010. К слову, среди последних в этом году были как лидеры современной архитектуры (например, «Проект Меганом» и Евгений Асс), так и герои отечественного актуального искусства Анатолий Осмоловский, «Синие носы» и другие. Впрочем, следует признать, что популярность объектов у публики определялась не высотой полета заложенной в них концептуальной мысли, а тем, насколько они могли обеспечить посетителям защиту от зноя. Так, самыми «населенными» оказались водные аттракционы: «Храм воды» Марины Звягинцевой – фонтан-ротонда, созданный из труб и ванн, и «Водяной» «Проекта Меганом», располагавший собственным прудом. Высоко оценила аудитория и те объекты, в которых можно было укрыться от палящего солнца – например, под сенью леса в «Комнате» со старым пианино Арсения Жиляева или в баре из сена.

И, кстати, ни одного лабиринта в традиционном понимании этого слова в «Версале» так и не оказалось. И если кто-то из участников попытался создать нечто запутанное и сложное, (например, Александр Соколов и его «Вторжение»), то кто-то, наоборот, пошел от противного. Скажем, Евгений Асс выкосил в поле прямую и ровную полосу в память об уходе Льва Толстого из Ясной Поляны.

В стороне от всех, а именно в старом коровнике по пути к Никольской церкви, расположил свой объект под названием «Вечерня богородицы» сам куратор (совместно с Денисом Крючковым и давним соратником Гермесом Зайготтом). Но сверхидея этого художественного послания, к сожалению, осталась не ясна, поскольку в генераторе, питавшем плазму посреди коровника, слишком быстро закончилось топливо.

И все же в том, что именно благодаря Кулику «Архстояние» изменилось, сомневаться не приходится. Сначала оно было милым междусобойчиком узкой группы архитекторов, потом стало местом гуляний калужан и москвичей, а сегодня обе эти ипостаси в нем, наконец, гармонично соединились. И хотя «Архстояние» по-прежнему остается вотчиной (и, наверно, всегда ею будет) Николая Полисского, поскольку именно его объекты являются главными «маяками» гигантского ландшафтного парка, теперь оно имеет все основания претендовать и на статус калужского «вудстока», в котором каждый может найти пространство и для массовых развлечений, и для уединенных медитаций.
«Момент Силы», М. Трушина. Фото Натальи Коряковской
«Храм воды» М. Звягинцева
«Вечерня Богородицы». О. Кулик, Г. Зайготт, Д. Крючков
«Красная армия». А. Осмоловский.
«Комната», А. Жиляев
«Вторжение». А. Соколов
«Ротонда». А. Бродский. В оставшейся с предыдущего фестиваля Ротонде ищут укрытия от палящего солнца и делают массаж.

27 Июля 2010

Пресса: Стоянию грозит застой. "АрхСтояние-2010" в деревне Никола-Ленивец
В деревне Никола-Ленивец проходит ежегодный (с 2006 года) фестиваль "АрхСтояние". Куратором экспозиции на трех гектарах земли в Калужской области при поддержке Solo Office Interiors и Bars выступил известный художник Олег Кулик с проектом "Девять ключей лабиринта. Лесная литургия".
Пресса: Церемонии псеглавцев. "Архстояние-2010" в Никола-Ленивце
Куратор нынешнего фестиваля ландшафтного искусства в деревне Никола-Ленивец Калужской губернии Олег Кулик выбрал себе покровителем святого Христофора -- жившего в III веке святого мученика. Мученик, в миру бывший воином и носивший имя Репрев, имел вид киноцефала -- человека с песьей головой.
Пресса: Суета на природе
В этом году фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» был отдан на творческий откуп Олегу Кулику, куратор залез на дерево, высоко...
Пресса: В Калужской области открылся пятый фестиваль ландшафтных...
Пятый фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние 2010. Лето" открылся 24 июля в окрестностях деревни Никола-Ленивец Дзержинского района Калужской области. В рамках фестиваля на экспериментальной природной площадке свои незаурядные идеи воплощают известные российские и зарубежные художники, архитекторы, дизайнеры.
Пресса: Арх-блуждание: участники и гости фестиваля в Никола-Ленивце...
«Архстояние 2010», развернувшееся в минувшие выходные на реке Угре, заметно отличалось от предшествующих фестивалей. Если объекты прошлых лет вырастали над землей и явно тяготели к архитектурным формам, то многие работы этого года, наоборот, углублялись в землю и демонстрировали больше родства с артом, чем с архитектурой.
Пресса: Солнечный удар. Репортаж с V фестиваля ландшафтных...
На этих выходных состоялся V фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Не испугался сорокаградусной жары и побродил по лабиринтам в поисках девяти ключей корреспондент «Часкора» Николай Кириллов. Ключевой для него и многих других зрителей стала тема воды.
Пресса: Ключи от лабиринта. Архстояние-2010 прошло в Николо-Ленивце
В деревне Николо-Ленивец Калужской области уже пятый год летом и зимой проходят "Архстояния" на реке Угре. Куратором нынешнего фестиваля ландшафтных объектов был приглашен художник Олег Кулик, который и придумал объединить тему лабиринта и литургии (в смысле - общего дела).
Пресса: Тверда ли рука Кулика
Куратор «Архстояния–2010», художник и человек-собака Олег Кулик накануне фестиваля никаких комментариев не дает. Он залез на дерево, построил в его кроне хижину и на три дня углубился в молчание.
Пресса: Олег Кулик вернет человека в природу на "Архстоянии...
24-25 июля в деревне Никола-Ленивец, что в Калужской области, состоится фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние 2010. Лето", сообщается в пресс-релизе, поступившем в "Ленту.Ру". Куратором мероприятия выступил Олег Кулик, архитектором - Василий Щетинин.
Пресса: Градус повышается: интеллектуальный досуг в Москве...
Cобытия ближайшей субботы ставят перед любителями современного искусства дилемму – рвануть в Никола-Ленивец, на фестиваль лэнд-арта «Архстояние», или остаться в раскаленной Москве, чтобы послушать лекцию известного западного куратора Ханса-Ульриха Обриста (Hans Ulrich Obrist) о музее будущего.
Пресса: Из окопа в колодец
Под руководством куратора Олега Кулика фестиваль лэнд-арта «Архстояние» приобретет метафизический уклон.
«Архстояние 2010»: лесная литургия на Угре
17 марта в Центральном доме архитекторов состоялась презентация летнего фестиваля «Архстояние 2010», который в этом году обрел нового куратора в лице известного художника Олега Кулика. Лидер московского концептуализма обещает превратить «Архстояние» в «синтетическое действо всех артелей» – художников, архитекторов, музыкантов. Именно поэтому тема нынешнего года сформулирована им как «Лесная литургия. Девять муз лабиринта».
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.