Колонна в пространстве

Сергей Чобан – о своей инсталляции на «Архстоянии»’2015.

Беседовала:
Татьяна Тимофеева

09 Июля 2015
mainImg
– В чем смысл вашей инсталляции? Что в ней самое, на ваш взгляд, интересное?

– Наша инсталляция получила название «Музей сельского труда», и самым интересным в ней, как мне кажется, будет соотношение внешнего образа и внутреннего пространства. Это башня диаметром 3,2 метра и высотой 8 метров, которая снаружи работает как геометрическая скульптура – своего рода ордерная колонна, неизвестно откуда возникшая в картофельном поле рядом с деревней Звизжи и при этом выглядящая так, будто она всегда там стояла. При взгляде на нее ассоциации могут возникать самые разные – от банальной водонапорной башни до последней колонны исчезнувшего акрополя, – а главное, что со стороны будет довольно сложно оценить ее истинный масштаб, потому что сооружение, облицованное глинобитом, будет визуально сливаться со своим земляным основанием и вообще окружением.
Сергей Чобан. Фотография © Russia Expo 2015
Сергей Чобан и Агния Стерлигова. «Музей сельского труда». Проект © Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой для Архстояния′2015

Те, кто путешествует по маленьким городам и деревням, привыкли к таким вот небольшим вертикалям, водонапорным башням, которые давно утратили свое функциональное назначение, но служат опознавательными знаками поселений. Наша башня со стороны будет выглядеть именно такой полузаброшенной доминантой, хотя на самом деле она задумана обитаемой. Просто вход в нее мы сделали достаточно неприметным, расположив его с обратной от дороги стороны. Внутреннее пространство устремлено ввысь и освещено теплым светом, а по стенам башни мы размещаем предметы сельского быта. Башня потому и называется «Музеем сельского труда», что в ней собраны подлинные артефакты, которые лишь на время превратятся в объекты показа.
Сергей Чобан и Агния Стерлигова. «Музей сельского труда». Проект © Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой для Архстояния′2015
Сергей Чобан и Агния Стерлигова. «Музей сельского труда». Проект © Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой для Архстояния′2015

– Кто ваши соавторы в этом проекте?

– «Музей сельского труда» мы придумали и реализовали вместе с талантливым архитектором Агнией Стерлиговой. Наше сотрудничество началось в 2012 году, когда Агния в составе бюро SPEECH занималась проектом экспозиции российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции. Вместе с Агнией, теперь уже самостоятельно практикующим архитектором, мы также делали инсталляции в Милане – U-Cloud в 2014 году и Living Line в 2015-м (совместно с Сергеем Кузнецовым), – а в январе этого года разработали дизайн экспозиции Яна Ванрита «Теряя лицо» для Еврейского музея и центра толерантности в Москве.

– Вы делали проекты в Милане, а в «Архстоянии» раньше не участвовали. Почему сейчас?

– Для меня большая честь участвовать в фестивале «Архстояние». В этом году фестиваль проводится в десятый раз и, будем откровенны, я далеко не сразу получил приглашение стать одним из его авторов. Первый раз Николай Полисский предложил мне это примерно три года назад. И мы рассматривали тогда очень интересный участок на въезде в Никола-Ленивец, но так получилось, что фестиваль был вынужден подкорректировать географию размещения инсталляций, появилась другая площадка для нас, и для нее мы с Агнией Стерлиговой также сделали два предложения, но в силу разных причин и они не были реализованы. А затем возникли Звизжи, вот это картофельное поле, идея въездного знака и, наконец, как говорится, все срослось. И я очень этому рад.

– Как на Вас повлиял контекст «Архстояния»? Чем отличается эта ваша инсталляция от других ваших работ в том же жанре?

– Ключевой темой «Архстояния» является именно пространство, ландшафт, в котором проводится фестиваль, и все инсталляции здесь представляют собой крупные архитектурно-скульптурные объекты, которые создаются в природной среде и затем обживаются, постоянно с этой средой взаимодействуя. Жанр выставочной, временной архитектуры мне в принципе очень интересен, а возможность создать объект, ориентированный не на урбанизированное, а лишь на природное окружение вообще следует признать уникальной, поэтому мы с огромным удовольствием погрузились в контекст и постарались найти для него интересное рукотворное воплощение. Конечно, это повлияло и на выбор материала. Мы понимали, что здесь уместен лишь абсолютно натуральный материал, но при этом не дерево, поскольку тема деревянной архитектуры, на наш взгляд, на «Архстоянии» уже более чем раскрыта. Так что мы искали столь же натуральный, «живой» материал, который так же естественно появился и в какой-то момент способен так же естественно исчезнуть. И в итоге остановились на облицовке из глинобита, идеально подчеркивающей то, что наша конструкция вырастает из земли, символизируя труд на земле, который всегда был и остается главной опорой, колонной, на которой покоится благосостояние человека.

– Хотя материал, пропорции и функция другие, композиционно и образно: как нечто, стоящее в чистом поле – ощущается сходство со стоящей в полях неподалеку, в Никола-Ленивец, «Ротондой» Бродского. Насколько это сходство осознанно? Это дань месту, посмодернистский диалог или случайность? Или ландшафт провоцирует? 

– Признаться, я никакого сходства между нашим объектом и «Ротондой» Александра Бродского не вижу. Разве что круглая форма обоих объектов может натолкнуть на подобное предположение?.. Такая форма действительно всегда очень интересно и выигрышно воспринимается в природных пространствах – факт, известный, как минимум, со времени Возрождения. А по пропорциям, материалам, восприятию наш «Музей» и «Ротонда» абсолютно разные. Какие-то параллели, скорее, можно было бы провести с «Бобуром» Николая Полисского – вытянутая форма, увенчанная неким завершением. Но, повторюсь, наш объект если и отсылает к каким-то прообразам, то это реально существующие водонапорные башни многочисленных деревень и сел.
 

09 Июля 2015

Беседовала:

Татьяна Тимофеева
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.