20.01.2015

Мы так не договаривались

Архитектор и историк Феликс Новиков против понятия «послевоенный» советский модернизм. И ответ Анны Броновицкой.

В декабре мы опубликовали рецензию Анны Броновицкой на три статьи Ольги Казаковой, посвященные советской архитектуре начала «оттепели». Один из основных терминов, использованных в тексте – «советский послевоенный модернизм», вызвал критический отклик у историка и архитектора Феликса Новикова. Не будем прятаться от терминологического спора: публикуем заметку с критикой данного понятия и ответ Анны Броновицкой.

Феликс Новиков
Мы так не договаривались

В первом абзаце рецензии Анны Броновицкой «Три статьи о модернизме», опубликованной на archi.ru 25.12.14, есть одна строка, которая меня озадачила и я приведу ее здесь, изменив падеж первого слова: «...явление, которое мы только что договорились называть советским послевоенным модернизмом». Из последующего текста неясно когда и с кем была достигнута эта договоренность и сколь широк круг тех, кто был с этим согласен. Как бы то ни было, но слово послевоенным в этом контексте абсолютно неприемлемо потому, что оно антиисторично.

Первое послевоенное десятилетие от года Победы и до конца 1954 было глухим сталинским временем с постановлениями об опере «Великая дружба», о кинофильме «Большая жизнь», о журналах «Звезда» и «Ленинград», с делом врачей-отравителей, в воздухе которого возникновение модернистского движения было решительно невозможно, немыслимо. А если бы такое случилось, оно незамедлительно получило бы ярлык «космополитизма» и «преклонения перед западом» с последующим разгромом на корню. И когда в 1947 студенты МАрхИ – офицеры и солдаты, повидавшие предвоенную архитектуру Праги, Будапешта и Вены, возвратившись к учебе, воспроизвели в своих дипломных проектах высотных зданий черты конструктивизма, их работы получили оценку «удовлетворительно» а ведущий педагог Леонид Николаевич Павлов был уволен из института.

Возможно я единственный здравствующий свидетель «Актива московских архитекторов по вопросу постановления ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» В. Мурадели и творческих задачах советских архитекторов», состоявшегося 12, 15, 17, 19 марта 1948 года. Я был двадцатилетним студентом IV курса и навсегда запомнил остроту той дискуссии. Тем, кто «договорился» я очень советую прочесть стенограмму того актива, опубликованную СА СССР в 1992 году в голубой обложке «Библиотеки архитектора» под названием «Забытые страницы истории Союза Архитекторов». Вы ощутите послевоенную атмосферу в профессиональной среде и поймёте, как далеки были тогда умонастроения архитекторов и советская архитектура от модернизма.

Апогеем сталинского стиля стала архитектура ВДНХ 1954 года и, пожалуй, в наибольшей мере ее главный павильон Юрия Щуко. А всего лишь через четыре года, в 1958 был воздвигнут другой – советский павильон Всемирной выставки в Брюсселе Анатолия Полянского, который стал «первой ласточкой» советского модернизма. Какой контраст! В этом коротком промежутке времени были речь Хрущева на совещании строителей в Кремле, постановление «Об устраниии излишеств...», ХХ съезд партии, первый советский спутник в космосе, открылся мир и прошло множество конкурсов, породивших модернистские проекты.

Юрий Щуко. Главный павильон ВДНХ. Предоставлено Феликсом Новиковым
Юрий Щуко. Главный павильон ВДНХ. Предоставлено Феликсом Новиковымоткрыть большое изображение
Анатолий Полянский. Павильон СССР на Всемирной выставке в Брюсселе. Предоставлено Феликсом Новиковым
Анатолий Полянский. Павильон СССР на Всемирной выставке в Брюсселе. Предоставлено Феликсом Новиковымоткрыть большое изображение

Когда я говорю «мы», то имею в виду своих сверстников, тех архитекторов которые жили, учились, проектировали и строили в сталинское время, тех кто был зачинателями модернистского движения, помнят дух «оттепели», в котором оно возникло и развивалось. Пока еще это возможно, о терминологии, касающейся творчества нашего поколения следовало бы договариваться и с нами. Иначе это время предстанет в дискуссиях и исследованиях, в «критериях оценки этого периода» в ложном свете.

Давайте договоримся – пусть будет просто советский модернизм. Без прилагательного. Так называлась первая выставка модернизма в МУАР в 2006 году и выставка в Вене в 2012. Ведь есть французский модернизм, есть американский, индийский, сенегальский. А наш как иначе назовешь? Конечно, он советский. Что я и сделал в 2004 году, инициировав устройство вышеупомянутой первой выставки с этим именем.
***

Анна Броновицкая
Ответ Феликсу Новикову

Дорогой Феликс Аронович!
Позвольте ответить на Ваши замечания, вызванные формулировками в моей заметке. Во-первых, приношу свои извинения за некорректно-расширительное «мы», которое, действительно, не охватывает всех, кто должен был бы участвовать в дискуссии о том, какой общепонятный термин будет впредь использоваться при разговоре о советской архитектуре конца 1950-х – начала 1980-х годов. Хочу отметить, однако, что дискуссия не закончена, что используются и альтернативные варианты: «пост-сталинская архитектура», «советский вариант интернационального стиля второй половины XX века» и другие. Ваше веское слово, разумеется, будет услышано.

Во-вторых, хочу пояснить резоны, по которым в довольно оживленном обсуждении этого предмета в последние три года чаще всего звучало именно сочетание «советский послевоенный модернизм». В международном контексте, как Вам, несомненно, известно, присутствует довольно четкое разделение между модернизмом 1920-1930-х годов и послевоенным – Post-War Modernism, он же Mid-Century Modern. В отечественной традиции мы обычно называем архитектуру 1920-х авангардом, даже если речь идет о вполне мейнстримных сооружениях, или – что еще менее точно, но общепонятно, конструктивизмом. Советская архитектура конца 1950-х – 1970-х годов имеет больше общего с международным модернизмом того же – или чуть более раннего – времени, чем с прерванной (хотя и не полностью) отечественной традицией современной архитектуры. «Послевоенный» в данном случае служит индикатором, отличающим от «довоенного», говорит о принадлежности второй половине двадцатого века, и ни в коей мере не означает, что модернизм начался сразу же после окончания войны, в те годы, которые Вы так ярко описываете. Я довольно много читаю сейчас периодики конца 1940-х годов, и по моему мнению, это было в чем-то даже более мрачное время, чем вторая половина 1930-х, хотя до полномасштабного повторения Большого террора тогда, к счастью, не дошло.
При всем том, лично я не имею ничего против предлагаемого Вами варианта «советский модернизм» – это в любом случае требующий расшифровки ярлык, а два слова лучше чем три.

С уважением,
Анна Броновицкая 
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Олег Мединский
  • Левон Айрапетов
  • Иван Кожин
  • Андрей Асадов
  • Николай Миловидов
  • Станислав Белых
  • Магда Чихонь
  • Александр Бровкин
  • Александра Кузьмина
  • Тотан Кузембаев
  • Всеволод Медведев
  • Александр Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Арсений Леонович
  • Шимон Матковски
  • Никита Явейн
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Попов
  • Сергей Труханов
  • Сергей Чобан
  • Антон Надточий
  • Николай Переслегин
  • Павел Андреев
  • Вера Бутко
  • Сергей Кузнецов
  • Георгий Трофимов
  • Олег Шапиро
  • Владимир Плоткин
  • Никита Токарев
  • Зураб Басария
  • Владимир Ковалёв
  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Селивохин
  • Алексей Курков
  • Екатерина Кузнецова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлия Тряскина
  • Константин Ходнев
  • Антон Ладыгин
  • Юлий Борисов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей  Орешкин
  • Антон Бондаренко
  • Алексей Гинзбург
  • Лукаш Качмарчик
  • Сергей Сенкевич
  • Никита Бирюков
  • Андрей Гнездилов
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Переслегин
  • Наталия Шилова
  • Олег Карлсон
  • Владимир Биндеман
  • Илья Машков
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Романов
  • Даниил Лоренц
  • Петр Фонфара
  • Илья Уткин
  • Антон Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Валерий Лукомский
  • Магда Кмита
  • Карен Сапричян
  • Валерия Преображенская
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Грень
  • Дмитрий Васильев
  • Полина Воеводина
  • Александр Скокан
  • Игорь Шварцман

Постройки и проекты (новые записи):

  • Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы
  • Жилые дома на проспекте Гагарина
  • Офисное здание на ул. Костина
  • Гостевой дом по ул. Родионова
  • Магазин на ул. Фучика
  • Ресторан на склоне Александровского сада
  • Жилой дом ул. Лопатина
  • Жилой комплекс Файна Таун. 1 очередь
  • Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки

Технологии:

05.02.2018

ARCHICAD – это фантастика

Компьютерные технологии дают возможность архитекторам наслаждаться рабочим процессом.
GRAPHISOFT
31.01.2018

Инженерная бумага Xerox «Марафон»: доступное качество

Новая линейка широкоформатной бумаги «Марафон» от Xerox подходит для печати технической документации любой сложности, производится в Европе и предлагается по доступной цене.
Xerox
другие статьи