Портал Архсовета Москвы побеседовал с профессором кафедры градостроительства СПбГАСУ Валерием Нефедовым о перспективах парка «Зарядье». По его мнению, «Зарядье» может «сформировать новые вкусы у населения, встав в один ряд с суперсовременными парками мира». Чего нам пока не хватает, так это природного каркаса – сети взаимосвязанных зеленых зон, которые уже давно создаются в городах Европе. Для этого очень важны минипарки, территории в 3 или 4 гектара, так как именно они решают социальную задачу парков. Нефедов убежден, что «именно парки шаговой доступности – когда, выйдя из подъезда своего дома, человек здесь же мог бы заниматься спортом, просто отдыхать с друзьями или с детьми, быть свидетелем разных культурных событий, способны изменить в лучшую сторону образ жизни горожан».
Также портал рассказывает о шести финалистах международного конкурса на концепцию развития прибрежных территорий Москвы-реки.
«Коммерсант-Санкт-Петербург» опубликовал материал о попытках девелоперов привлечь клиентов «органической архитектурой». Такие эксперименты пока встречаются редко, и успехи их сомнительны. Застройщик малоэтажного жилого комплекса «Прибрежный квартал» в поселке Лисий Нос рассказывает о своем проекте: минимальная вырубка деревьев, сохранение ландшафта и самое главное – индивидуальные проекты. Часть домов «обходит» реликтовые сосны, где-то деревья растут прямо в домах, предусмотрено строительство «домов-грибов» (есть архитектурные аналоги лисичек, белых, красных грибов и даже «чага-хаус»).
«Афиша-Город» во всех подробностях разбирает проект-победитель конкурса на разработку концепции развития парка «Сокольники», а The Village подготовил фотоотчет о недавно открывшемся после реконструкции Сиреневом саде, которым занимались британская фирма LDA Design и московское бюро Alphabet City.
Чего хочет Москва?
Архитектор НИиПИ Генплана Борис Кондаков рассказал «Большому городу» об одном из самых важных текущих проектов института – создании в столице еще одного исторического кольца, на котором располагается большинство шедевров авангарда, а также несколько пешеходных мостов. Маршрут кольца «задействует большой потенциал срединной зоны Москвы, свяжет качественную состоявшуюся городскую среду, которая сегодня воспринимается как разрозненная и несвязанная территория». Интересно мнение Кондакова о практике проведения конкурсов: он оценивает ее как очень позитивную, однако добавляет, что просматривается «параллель с тридцатыми годами, когда тоже было много разных конкурсов, в результате которых почти ничего не было реализовано».
Портал UrbanUrban выведал у сооснователя молодой архитектурной группы IRRA (Irrational Architecture) Рустама Насриддинова, почему он и его единомышленники хотят сохранить лужковскую архитектуру. Рустам объясняет, что «архитектура, как стволовые кольца у деревьев, наглядно показывает, каким было общество в тот или иной период своей жизни», поэтому важно сохранять наиболее яркие свидетельства эпохи, каковыми, несомненно, являются «Дом-Яйцо», ТЦ «Атриум», «новая» гостиница «Москва», театр Et Cetera и прочие «монстры». Однако даже эти молодые провокаторы не хотят оставлять лужковские здания в том виде, в каком они есть сейчас, и предлагают множество экспериментов и преобразований.
К слову, генератор идей для Москвы Институт «Стрелка» превращает свой сайт Strelka.com в полноценный интернет-журнал о городе и архитектуре.
Иностранцы в России
На базе Самарского государственного архитектурно-строительного университета недавно прошел воркшоп на тему «Искусство в городе» с участием архитектора Венсана Солье и дизайнера Филиппа Жуйа. Портал «ProГород Самара» взял у французов интервью. По их мнению, плотность населения города слишком мала, а потенциал для нового строительства кроется в заброшенных промзонах. Они считают, что не стоит сохранять все, а «нужно выбрать ключевые места, через которые можно будет читать историю архитектуры Самары», причем выбор должна делать общественность. Также иностранцы отметили, что в Самаре нет современных зданий: «новая архитектура не дошла еще до вашего города»: то что мы видим здесь, в Европе появилось 30 лет назад. А газете «МК Самара» не кажутся новыми идеи французов о преобразовании самарского пространства: предложения превратить заброшенные постройки в культурные площадки давно нравятся всем, кроме местных властей.
Журнал Berlogos поговорил с руководителем архитектурного бюро Valode & Pistre Жаном Пистром, который стал гостем международного форума в Екатеринбурге 100 + Forum Russia, посвященного высотному строительству.
***
Юрий Болотов из The Village написал для женского журнала Wonderzine историю восхождения Захи Хадид к вершинам архитектурной славы в весьма драматическом ключе. Автор считает, что, «превратившись из бумажного в массового архитектора, Заха Хадид оказалась в ловушке: она стала модным архитектором-суперзвездой ровно тогда, когда мода на таких звезд стала сходить на нет». Сейчас в моде «левизна, бережливость и социальный подход», а «постройки Хадид – полная противоположность: в 2014 году ее ругают за то, что пространство в ее зданиях используется неэффективно, что ее работы дорого возводить и еще дороже обслуживать, что она строит везде, особенно в Китае и нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где совсем не соблюдаются права человека». Вывод и вовсе неутешительный: «В 2014 году ее необычные постройки – это всего лишь здания».Блоги
«Большой город» развенчивает популярные мифы и стереотипы, которыми успела обрасти урбанистика: что в городах для креативных и богатых нет возможностей для человека труда, о вреде хипстеров, о благоприятности роста городов и привлекательности малозастроенных районов.
Аркадий Гершман выложил в своем блоге проект реконструкции площади Астор в Нью-Йорке, который может полезен нашим архитекторам не только в плане конкретных решений, но и оформлением презентации: она не вызывает вопросов даже у тех, кто не владеет английским языком: наглядно представляется схема посадки деревьев, даются примеры материалов, типы освещения и пр.
Однако не весь западный опыт так уж хорош. Портал UrbanUrban рассказывает о том, как небоскребы разрушают жизнь в городе: они снижают шансы на возникновение соседских отношений, ведут к джентрификации и неравенству, вредны для здоровья и т. д..
В блоге «Живой город» появился фильм Светланы Русаковой «Фальш» о том, что кроется за фальшфасадами Санкт-Петербурга. Короткометражка, главные герои которой – градозащитники и полуразрушенный дом генерала Зыкова на Фонтанке, уже получила награду на одном из международных кинофестивалей.