Преодоление контекста

Подробный рассказ о проекте жилого комплекса на Рублевском шоссе, с которым мастерская «Сергей Скуратов ARCHITECTS» выиграла закрытый архитектурный конкурс.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

27 Января 2014
mainImg

Архитектор:

Сергей Скуратов

Проект:

Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе (Сергей Скуратов ARCHITECTS)
Россия, Москва, Рублевское шоссе, вл. 101 и 105

Авторский коллектив:
С.Скуратов (руководитель авторского коллектива), А.Панев, В.Обвинцев, Е.Королев, А.Терентьев, при участии: С.Субботин, С.Безверхий, А.Алендеев, А.Чурадаев.

2013
Конкурс на лучший проект жилого комплекса, который планируется построить в Москве на пересечении Рублевского шоссе и Ярцевской улицы, был организован группой компаний «ПИК» и Москомархитектурой осенью прошлого года. Его итоги, подведенные перед самыми новогодними каникулами, Архи.ру уже освещал. Теперь же подробнее расскажем о самом проекте Сергея Скуратова, чье решение члены жюри единодушно признали лучшим
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»

Как вспоминает автор, перед проектом стояло две сверхзадачи: подчеркнуть градостроительную значимость участка и создать новую архитектурную доминанту района. Дело в том, что пересечение Рублевского шоссе и Ярцевской улицы – точка очень высокая (это бровка Крылатского холма) и отлично просматривается даже из отдаленных районов столицы, но застройщики, уже успевшие здесь отметиться, меньше всего думали о собственной градостроительной ответственности. Несмотря на известную дороговизну новостроек на Рублевке, их внешний вид в самом лучшем случае вызывает равнодушие, хотя чаще эти дома откровенно пугают своей высотой и плотностью. Собственно, потому Москомархитектура и инициировал архитектурный конкурс: участок, выходящий непосредственно на перекресток, – практически последняя свободная здесь площадка, которая благодаря своему фронтальному расположению еще может «переиграть» стихийно формирующийся градостроительный ландшафт. 
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Варианты композиционного решения © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Варианты композиционного решения © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Варианты композиционного решения © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»

Всего «Сергей Скуратов ARCHITECTS» проработали более 12 вариантов архитектурно-планировочного решения будущего комплекса, последовательно заполняя почти прямоугольный в плане участок то домами-пластинами, то единой мегаструктурой-ширмой, то разнообразными башнями. К тому, что здесь должны быть построены именно башни, архитекторы, строго говоря, пришли довольно быстро: исключительная обзорность участка диктовала прозрачную и силуэтную застройку, – но вот их количество и компоновку обсуждали долго. На многочисленных макетах видно, что высотки не раз меняли свою форму и перемещались по участку. У мастерской был даже вариант, когда башни соединялись стилобатом в виде буквы Y, своей галочкой обращенной к Рублевскому шоссе. Однако с дальних точек они накладывались друг на друга, поэтому в итоге победила композиция из четырех разновысоких объемов, которые разнесены по периметру условного прямоугольника и расположены ближе к середине каждой из его сторон.
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Финальный вариант компоновки жилых объемов © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»

Самой высокой (40 этажей) является башня, выходящая на Ярцевскую. По другую сторону улицы уже построен высотный дом в виде ступенчатой дугообразной гряды. Жилой комплекс Скуратова подхватывает заданную этим объектом «красную линию», но своими строгими тонкими вертикалями противостоит его избыточной массе, тем самым задавая в панораме района новую систему координат. Башня, граничащая с дублером Рублевского шоссе, и ее визави в пределах участка, имеют равную высоту (30 этажей) и, в свою очередь, подхватывают ритм более далеких высотных доминант, замыкающих перспективу Ярцевской по другую сторону шоссе. И, наконец, самая северная башня, максимально удаленная от тоннеля, имеет всего 24 этажа – она служит своего рода переходным элементом, фиксирующим начинающийся за участком перепад рельефа. Интересно, что отдав предпочтение разновысотной композиции, Скуратов фактически нарушил требование ТЗ конкурса о детальном распределении площадей по секциям комплекса. «Мы действительно решили этим пунктом пренебречь, сделав ставку на выразительность композиционного решения, которое «ловит» беспорядочные ритмы вертикалей и пустот старой и новой застройки, привнося в окружающий градостроительный хаос элемент спокойствия и равновесия», – поясняет сам архитектор. Как мы уже знаем, жюри с этим доводом согласилось. 
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»

Архитектурное решение башен одновременно просто и выразительно. Каждый из объемов имеет два более материальных и два более проницаемых фасада. Первые представляют собой керамические поверхности с «перфокартой» окон, на вторых поверх сплошного остекления наложены легкие и четкие решетки ламелей, за которыми прячутся лоджии с персональными наружными блоками сплит-систем. Цветов в палитре комплекса тоже два – белый и терракотовый, и от фасада к фасаду они чередуются таким образом, что каждый дом отличается от своих соседей. Казалось бы, все очень просто: тут белая «перфокарта», тут рыжая, тут снова белая, но на этот раз торец, – но именно за счет чередования всего двух типов «графики» авторам удается максимально обогатить восприятие комплекса с разных сторон.
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»

Выразительность силуэту придают и завершения башен – и без того стройные, высотки словно истончаются кверху, становятся более проницаемыми. Скуратов не подводит жилые этажи под самую кровлю, а, наоборот, создает здесь общественные террасы, обнесенные перголой. Важнейшим общественным пространством становится и трехуровневый стилобат, занимающий почти весь участок и вмещающий все нежилые и технические помещения комплекса. По всему его наружному периметру размещена зона магазинов, офисов, банков и сервисов, отмеченная характерной для жанра «гостиного двора» аркадой, а в точках пересечения этой горизонтали с вертикалями башен каменная ткань фасада эффектно отвернута, обозначая входные вестибюли жилых домов.
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»

Отвороты и загибы вообще становятся важнейшим штрихом, завершающим архитектурный образ комплекса. А навеян этот прием, кажется, все тем же ближайшим контекстом – Ярцевская улица в этом месте ныряет в тоннель, и его вытянутая воронка обращена прямо к будущему комплексу. Аналогичная деформация происходит не только на нижнем уровне, но и на самом верхнем: кровли над общественными террасами башен очевидно продавлены внутрь. На схемах архитекторы в этих местах даже рисуют красноречивые гири, а сам Сергей Скуратов поэтично поясняет, что, мол, вертолет прилетел и своей чашей примял. Оттого и одна – самая развитая – опора перголы получилась наклонной – вроде в масштабе всего комплекса и не очень заметная деталь, но внимательного наблюдателя неизменно заинтригует.
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»

Если сам стилобат доступен для всех горожан, то его кровля – лишь для жильцов комплекса. На ней Сергей Скуратов предложил разместить парк со сложным рельефом и целой системой пандусов, переходов и мостиков. По его периметру проложена беговая дорожка, от которой зеленые склоны амфитеатром спускаются к центральной зоне с детской и спортивной площадками. Интересно, что над площадками архитекторы предлагают сделать навес и с каждым домом соединить их крытыми переходами, что гарантирует жильцам возможность выйти на улицу в любую погоду. Конечно, ландшафтное озеленение с эффектом естественного рельефа – удовольствие не из дешевых, но и об удорожании бюджета проекта речь не идет: сэкономить архитекторы предлагают за счет предложенной структуры размещения автостоянок и технических помещений (всего один подземный и один надземный, искусно спрятанный в те самые склоны, вместо дорогостоящих котлованов).
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»

К слову, столь же рационально авторы проекта подошли и к конструктивно-инженерным решениям собственно жилой части комплекса. Например, мокрые зоны всех квартир расположены по внутреннему периметру этажа, вплотную к коммуникационным ядрам, что даст жильцам возможность планировать жилые комнаты по собственному усмотрению. А использование универсальной фасадной системы «Zerringer» позволит монтировать фасады изнутри к торцам плит перекрытия, т.е. без возведения «лесов» и параллельно со строительством монолитного каркаса, что, в свою очередь, значительно сократит сроки и стоимость строительства. Экономичность проекта была отмечена членами жюри столь же высоко, как и архитектурно-планировочное решение комплекса. Остается надеяться, что и для будущих покупателей эти качества окажутся привлекательными в равной степени – относительная доступность жилья и его подчеркнутая стильная современность.
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
zooming
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Развертка по Рублевскому шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Фасад по Каштановой аллее © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Фасад по Рублевскому шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Фасад по Проектируемому проезду © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Фасад по Ярцевской улице © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. План 2 этажа © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. План 3 этажа © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. План 1 этажа © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Корпус 3, план типового этажа © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Корпус 1, план типового этажа © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Корпус 2, план типового этажа © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Эскизы Сергея Скуратова © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Эскизы Сергея Скуратова © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Эскизы Сергея Скуратова © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»


Архитектор:

Сергей Скуратов

Проект:

Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе (Сергей Скуратов ARCHITECTS)
Россия, Москва, Рублевское шоссе, вл. 101 и 105

Авторский коллектив:
С.Скуратов (руководитель авторского коллектива), А.Панев, В.Обвинцев, Е.Королев, А.Терентьев, при участии: С.Субботин, С.Безверхий, А.Алендеев, А.Чурадаев.

2013

27 Января 2014

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.