Жюри о башнях

Члены жюри конкурса на жилой комплекс компании «ПИК» на Рублевском шоссе – о критериях судейства и о проекте победителя конкурса, Сергея Скуратова.

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
В итоговом туре конкурса участвовало шесть бюро; все работы можно увидеть здесь. Мы попросили членов жюри поделиться впечатлениями от конкурса и мнением о победившем проекте.

Алексей Муратов:

Партнер КБ «Стрелка», соучредитель журнала «Проект Россия»
«Сергей Скуратов предложил очень убедительное и одновременно рациональное решение. Размещение комплекса в многоэтажных башнях, с одной стороны, позволяет закрепить границы участка, не занимаясь огораживанием неправильной многоугольной формы, что пытался сделать, в частности, «Атриум», а с другой – сохранить определенную прозрачность застройки, сгладить подавляющий эффект, который нередко производят высотные плотные кварталы. На важном перекрестке Рублевского шоссе возникает градостроительная доминанта с яркой авторской архитектурой, которая содержит приметы творческого почерка Сергея Скуратова, органично встраиваясь в общую линию поисков мастера на тему композиции из башенных объемов («Садовые кварталы», Жилищно-офисный комплекс в Киеве и пр.). Помимо всего прочего башенная структура отличается высокой степенью гибкости, позволяя варьировать технико-экономические показатели застройки. В данном случае это также важно, ведь на данный участок пока еще не выдано ГПЗУ».


Владимир Юдинцев:

руководитель архитектурной мастерской «АРТЭ+»
«Место для строительства жилого комплекса – очень выигрышное в отношении городского ландшафта. Это высокая точка на пересечении бровки Крылатского холма и направления Ярцевской улицы поймы Москвы-реки. Условия обзора отнюдь не исчерпываются трассой Рублевского шоссе, а включают всю Крылатскую пойму, часть Строгинской и Нижние Мневники – то есть обширную веерную совокупность дальних точек. Отсюда главное силуэтное требование к застройке на данном участке – максимальная прозрачность решения и исключение всех видов глухих ширм. Этим требованиям, на мой взгляд, в наибольшей степени отвечает проект Сергея Скуратова с четырьмя разновысокими башнями. А так как в отсутствии ГПЗУ в дальнейшем возможно некоторое уменьшение метража комплекса, то небольшое синхронное снижение высоты башен не особо повлияет на общую композицию проекта».


Николай Шумаков:

президент Союза московских архитекторов, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс»
«Хочется отметить, что все проводимые в последнее время конкурсы дают свой положительный результат: проекты-победители практически во всех случаях демонстрируют весьма высокий архитектурный и профессиональный уровень. То же самое с полной уверенностью можно сказать и о данном конкурсе. Мне очень понравилось, что все шесть финалистов представили высококлассные, отменные работы – одна лучше другой. Я думаю, что любую из них можно было бы смело реализовать. Но в этом конкурсе участвовал Сергей Скуратов, а там, где он участвует, победа, как правило, остается за ним. Данный конкурс не стал исключением. Сергей – мастер самого высокого класса, один из немногих российских архитекторов международного масштаба. Для Рублевского шоссе он представил, на первый взгляд, довольно простое, скромное решение – композицию из четырех жилых башен с деликатным использование красного и белого цвета на фасадах – но эти башни были сделаны настолько мастерски, деликатно, красиво и смело, что у жюри не осталось сомнений. Решение было принято единогласно, для каких-либо дебатов не осталось повода.

Главное преимущество проекта Сергея Скуратова – именно в простоте композиционного решения, идеально подходящего для данного места. Участок располагается на въезде в Москву и одновременно на пересечении Рублевского шоссе с Ярцевской улицей, и с какой стороны не взгляни – силуэт работает успешно, отовсюду башни смотрятся очень эффектно. Казалось бы, прием, найденный Скуратовым – апробированный и вроде бы не новый, но  в этом и заключается мастерство автора – добиться максимального эффекта минимальными средствами».

Николай Лызлов:

руководитель архитектурной мастерской Николая Лызлова
«Конкурс оставил у меня очень приятные впечатления – и в плане организации и проведения, и в плане уровня конкурсных работ. Этот конкурс нашел большой отклик: очень много интересных заявок было на отборочном этапе, из числа всех претендентов были отобраны шесть финалистов, представивших свое видение жилого комплекса, и уже из этих работ нужно было выбрать одного победителя. Притом, что все проекты оказались хороши и по-своему интересны, проект-победитель выглядел на порядок лучше прочих, поэтому ни у кого из членов жюри в этом вопросе не возникло даже тени сомнения. То, что проект Сергея Скуратова – победитель, было отмечено всеми и сразу. В результате работа жюри была необычайно легкой.

Мне понравилось, что проект Скуратова был проработан на несколько ином уровне, чем выгодно отличался от остальных, он выглядел крайне убедительно, а кроме того, это, пожалуй, единственный проект, который ответил на все вопросы, поставленные конкурсным заданием, и полностью соответствовал требованиям участка с точки зрения его нахождения в пространстве».

Евгения Муринец:

начальник Управления архитектурного совета Москомархитектуры
«Конкурс можно считать успешным, в первую очередь потому, что это первый конкурс в нашей конкурсной практике, обратившийся к теме жилья. Участникам необходимо было предложить объемно-пространственное решение жилого комплекса и полностью продумать его архитектурно-градостроительную концепцию. Заказчиком конкурса выступила группа компаний «ПИК» – серьезная и крупная организация, которая давно работает на территории Москвы. Важно, что результаты конкурса заказчику понравились, и мы надеемся, что в будущем, учитывая их объемы проектирования и строительства, «ПИК» продолжит конкурсную практику.

Что касается победителя, то проект Сергея Скуратова по всем позициям оказался действительно лучшим. Его плюсы были настолько очевидны, что первое место этому проекту отдали все члены жюри без исключения. Во-первых, интересен активный силуэт комплекса, который хорошо смотрится с разных точек восприятия и к тому же существенно разнообразит невзрачную окружающую застройку. Во-вторых, была очень важна возможность изменения объемов комплекса по результатам прохождения ГЗК. Дело в том, что если после получения ГПЗУ имеющиеся ТЭПы не подтвердятся, то выбранный проект придется откорректировать, поэтому жюри обращало внимание на то, чтобы при изменении ТЭПов основная идея и композиционное решение не потеряли свои качества. В ряде проектов финалистов было очевидно, что сокращение площади или высотности зданий изменит пропорции двора, что может сказаться и на инсоляции, и собственно на архитектуре. Бюро Скуратова в этом отношении предложило такой проект, в котором можно довольно безболезненно уменьшить высоту башен. Интересным показалось и яркое колористическое решение фасадов.

Что касается остальных работ, то второе и третье место имели практически равные шансы. У Владимира Плоткина все отметили эффектную композицию из двух пластин, а проект «Атриума» привлек интересной задумкой создания небольшого «городка» средней этажности внутри комплекса. Однако не все члены жюри сочли это решение оправданным для данного участка, где все окружение представлено крупномасштабными зданиями».

Жилой комплекс группы компаний «ПИК». Проект «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена пресс-службой Москомархитектуры.


14 Января 2014

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.