Грядут перемены. Подведены итоги Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за период 2006–2007 годов

В пятницу, 1 февраля, в Доме архитектора прошла торжественная церемония объявления и награждения победителей, завершившаяся знаменитым поеданием «героя вечера» – огромного 40-килограмового торта в виде здания-победителя. Архитектура участвоваших в Рейтинге зданий демонстрирует, что в стилевых предпочтениях нижегородской школы намечаются существенные перемены – считает обозреватель Архи.ру Елена Петухова

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

04 Февраля 2008
mainImg

Победитель Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 2006–2007 гг. – административно-офисное здание в Холодном переулке, спроектированное архитекторами бюро «Арко» Юрием Болговым и Александром Гребенниковым (ГИП – Олег Щепанов, строительство: ООО «Япыстрой», заказчик: ООО «Легионпром НН», ЗАО ЮЦ «Практика».

К радости кондитеров нынешний лауреат не доставил им обычных хлопот с соблюдением «загадочных» пропорций, приданием коржам причудливых форм и созданием из крема и марципанов невообразимых архитектурных излишеств. Лаконичная архитектура дома с двойным названием «Денди-Хамелеон» лишь в одном осложнила жизнь пекарям – им пришлось на собственном опыте постараться разгадать закономерность чередования на фасаде больших и маленьких оконных проемов. Эта немаловажная деталь была исполнена при помощи разноцветной глазури, что в переводе с зефирно-бисквитного на архитектурно-строительный язык означает навесные фасадные системы. Правда, кондитерские технологии отстают от строительных, и добиться от сахара эффекта «хамелеон», как на композитных панелях Alucobond spectra colours, которыми облицован дом, изготовителям праздничного торта не удалось.

В статьях, посвященных итогам конкурсов, обычно подробно рассказывается о церемонии награждения и о достоинствах проекта-победителя и его соперников. Но мне хотелось бы поделиться неожиданным и от этого особенно ярким впечатлением, полученным на основе анализа работ, участвовавших в нижегородском Рейтинге 2006-2007 гг. Они свидетельствуют о том, что архитектура Нижнего Новгорода находится на переломном этапе, результатом которого, как очень хочется верить, станет новый подъем нижегородской школы, способный оказать не меньшее влияние на российскую архитектуру, чем предыдущий. 
 
Писать о современной российской архитектуре достаточно сложно, но очевидно, что для профессиональной прессы постсоветского периода некоторые региональные школы стали особенной, нежно любимой находкой. И здесь нижегородская школа в отношении насыщенности художественными аллюзиями и вольготности интерпретаций превосходила даже современную архитектуру Санкт-Петербурга. Однако пик интереса к Нижнему пришелся на конец 1990-х – начало 2000-х годов. Тогда стало очевидно, что в 400 километрах от столицы существует и развивается абсолютно уникальная архитектурная «резервация», которая в пику неуклюжим московским рефлексиям на темы постмодернизма сформировала собственную палитру выразительных средств, нашла свой масштаб и методологию встраивания в историческую среду.

С тех пор нижегородские мастера уверенно заняли места среди когорты российских архитекторов, чьи имена постоянно мелькают на страницах профессиональной прессы, но острота восприятия нижегородских событий постепенно сошла на нет. Редакторы архитектурных журналов не считают дни до сдачи очередной постройки, на фестивалях и конкурсах объекты из Нижнего не имеют карт-бланш за актуальность. Да что говорить, на нынешнюю церемонию подведения итогов Рейтинга, куда в прошлые годы с готовностью приезжали и президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский и директор Центра Современной Архитектуры Ирина Коробьина, почти никто из приглашенных гостей не приехал. Можно подумать, что мода на Нижний Новгород прошла и никто больше не ждет от него архитектурных потрясений. А зря…

Как раз сейчас с архитектурой Нижнего Новгорода происходят интересные метаморфозы. Более того, ее специфика, равно как и особенности этого города, позволяют увидеть этот процесс, проследить этапы его развития и, в конце концов, насладиться результатами трансформации. Это чем-то напоминает геологию, точнее вулканологию, где незначительные на первый взгляд события, выстраиваясь в определенную последовательность, предвещают извержение вулкана. В архитектуре все происходит приблизительно также. На фоне превалирующих стилистических канонов сначала появляются отдельные проекты, в которых можно заметить решения, альтернативные мейнстриму. Такие проекты становятся все радикальнее, их число растет, что неминуемо приводит к началу реализации – одного, другого, третьего. Окончание строительства каждого нового объекта стимулирует дальнейшие эксперименты. И так до полной смены доминирующей архитектурной стилистики.

Нынешний рейтинг можно считать одним из важнейших этапов такой метаморфозы. Он зафиксировал переходное состояние, при котором характерные черты предыдущей фазы сосуществуют с абсолютно новыми элементами, предвещающими следующую стадию развития. Такие «Рубиконы» обычно восстанавливаются задним числом и сильно страдают от субъективизма восстанавливающих. Мы же имеем прекрасную возможность «занять места в первом ряду» и, не полагаясь на чужие трактовки, вывести собственную эволюционную теорию.

Среди более чем 30 объектов, отобранных для рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 2006-2007 гг. по принципу «нельзя не заметить», подавляющее большинство не соответствовало традиционным представлениям о нижегородской школе, среди которых прежде всего: игра с выступающими-западающими объемами и активное использование цвета. Из 10 зданий, вошедших в шорт-лист, по результатам опроса 70 нижегородских архитекторов, только 3 отвечали стереотипу («Одуванчик», «Ковбой», «Парк Авеню»).

В остальных – привычные «нижегородские» черты уступили стилистике, принципиально отличной от стереотипов вчерашнего мейнстрима этой школы. Вместо ярких, в духе русского авангарда цветных пятен, создающих анти-камуфляжные фасады, теперь преобладают строгие и сдержанные цвета, облегающие лаконичные формы. Чувствуется, как очаровательно яркие «одуванчики» уступают место оттенкам серым, бежевым и зеленоватым... серьезным. Но в Нижнем «строгость» не означает ни холодности - ни, паче чаяния, сухости. Характер новой нижегородской архитектуры по-прежнему определяет самое трепетное внимание к тонким нюансам формы, пропорций, а также – что немаловажно – человеческий масштаб этих зданий. То и другое вместе придают им теплоту без экстравагантности. Как будто бы нижегородские архитекторы, пройдя стадию экспериментов, начали работать в найденной тональности, созвучной их родному городу.

Итак, один из представленных объектов («Призма») демонстрировал фактически полный отказ от прежнего выразительного инструментария. Еще один («Чайка») смотрелся скорее гостем из подмосковных яхт-клубов. В данном случае представляется важным, что на первом этапе рейтинга сами нижегородские архитекторы отобрали объекты, несущие в себе приметы новой архитектуры. Это означает, что потребность в обновлении, стремление к ней исповедуют сами творцы, т.е. это не искусственная реформа, насаждаемая извне, а абсолютно естественная, органичная, при которой переход к новой эстетике не означает отказ или ниспровержение прежних идеалов. Сохраняется важнейший фактор преемственности, обеспечивающий сохранение лучших традиций и самого понятия «школа».

В этой ситуации победа «Денди-Хамелеона» выглядит симптоматично. Жюри избежало падения в крайности и своим решением ясно продемонстрировало поддержку курса на обновление нижегородской школы. Авторы «Хамелеона» Юрий Болгов и Александр Гребенников второй раз подряд попадают в итоговый шорт-лист Рейтинга. Но если в 2006 году радикализм их «Радиодома» смотрелся как провокационная эскапада (высокопрофессиональное хулиганство) – то в этом году столь же лаконичный, но при этом серьезный и элегантный «Денди-Хамелеон» получил заслуженную награду, опередив творения весьма именитых нижегородских архитекторов. А что же эти именитые? Неужели столпы нижегородской школы окажутся не у дел в грядущей смене «формаций»? Отнюдь. Нескольких часов прогулки по улицам Нижнего Новгорода и разглядывания информационных щитов с компьютерными визуализациями строящихся объектов оказалось достаточно, чтобы убедиться: именитые не то чтобы уступают первенство в реформировании созданной ими самими школы, а даже опережают своих коллег. Судя по радикальности проектов не исключено, что инициатива обновления исходит как раз от них. И если они не представили на нынешний рейтинг свои последние проекты, то только потому, что в конкурсе участвуют лишь завершенные постройки. Так что следующий Рейтинг сулит не только усиление конкурентной борьбы, но и полномасштабную демонстрацию новейшей архитектуры Нижнего Новгорода.

zooming
Торжественное разрезание торта архитекторами-авторами здания-победителя. Юрий Болгов и Александр Гребенников
zooming
Фрагмент торта. Лестница из шоколада, стекло из глазури.
zooming
Ажиотаж вокруг торта продолжался достаточно долго, что бы архитекторы почувствовали «бремя славы»
zooming
Победитель Рейтинга нижегородской архитектуры 2006-2007 гг.
Административно-офисное здание в Холодном переулке
Проект: «Арко»
Архитекторы: Юрий Болгов, Александр Гребенников
zooming
«Призма». Реконструкция здания столовой под административно-офисный центр. ООО АПМ «АРТ проект». Архитекторы: Ольга Добротина, Елена Григорьева, Андрей Никитин, Сергей Шагалов.
zooming
«Ковбой». Жилой дом на пересечении улиц Белинского и Студёной. Творческая мастерская Андрея Степового. Архитекторы: Андрей Степовой, Елена Миронова, Сергей Поливанов
zooming
«Ганзей». Многофункциональный комплекс на улице Варварской. ТМ «Пестова и Попова». Архитекторы: Евгений Пестов, Ирина Варичева, Наталья Пестова
zooming
«Кит». Вторая очередь многофункционального комплекса на пересечении улиц Пискунова и Ошарской. Бюро «Проспект». Архитекторы: Борис Тарасов, Илья Вихорев
zooming
«Парк Авеню». Торговый центр «Парк Авеню» на улице Веденяпина. ТМ «Пестова и Попова». Архитекторы: Евгений Пестов, Ирина Варичева, Сергей Попов, Элла Погарская
zooming
«Одуванчик». Пенсионный фонд на проспекте Ленина. ТМ «Пестова и Попова». Архитекторы: Евгений Пестов, Ирина Капустина, Сергей Попов, Елена Пестова.
zooming
«Пеленгатор». Жилой дом в квартале между улицами Славянской и Студёной. ТМ Быкова. Архитекторы: Александр Сазонов, Виктор Быков, Ольга Алексеева.
zooming
«Николь». Административно-гостиничное здание по Московскому шоссе. Мастерская Юрия Чакрыгина. Архитекторы: Арсений Чакрыгин, Юрий Чакрыгин, Елена Пронина
zooming
«Чайка». База «Чайка» в пос. Жёлнино. ТМ Валерия Никишина Архитекторы: Андрей Рубцов, Валерий Никишин, Николай Членов, Наталья Краснова.
Нижний Новгород. Февраль 2008. Улица Б. Печерская
Строительство административного здания на пересечении улиц Фрунзе и Б.Печерская ТМА «Пестова и Попова».
3-D визуализация проекта строящегося здания. ТМ «Пестова и Попова». Архитекторы: Евгений Пестов, А.Каменюк, П.Васильев, С.Мичурин


04 Февраля 2008

author pht

Автор текста:

Елена Петухова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода

Рейтинговая революция
Полуторамесячный марафон подведения итогов рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за 2008-2009 гг. закончился. На этот раз целых 7 объектов были признаны равноправными лидерами, после чего, согласно традиции, воссозданы в кремо-бисквитном формате и церемониально съедены.
Грядут перемены. Подведены итоги Рейтинга архитектуры...
В пятницу, 1 февраля, в Доме архитектора прошла торжественная церемония объявления и награждения победителей, завершившаяся знаменитым поеданием «героя вечера» – огромного 40-килограмового торта в виде здания-победителя. Архитектура участвоваших в Рейтинге зданий демонстрирует, что в стилевых предпочтениях нижегородской школы намечаются существенные перемены – считает обозреватель Архи.ру Елена Петухова

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.