Светлый Нижний

В феврале в Нижнем Новгороде объявили победителя XIV рейтинга его архитектуры. Мы рассказали о нескольких проектах, потом нам пришлось сделать паузу, поскольку очень сложно писать об архитектуре в сложившихся обстоятельствах. Но мы не можем не рассказывать об архитектуре, поэтому продолжаем, сейчас вашему вниманию – 3 других работы победителя рейтинга Станислава Горшунова.

mainImg
Победителя 14 рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода определили и наградили тортом 18 февраля, почти месяц назад; а кажется, что практически вчера. В феврале мы успели рассказать о проекте-победителе и трех самых заметных, на наш взгляд, проектах рейтинга, представляющих три очень разных полюса с точки зрения образности, подходов и даже истории строительства. Но планировали рассказать больше; так что продолжаем рассказ о рейтинге 2020–2021 годов. В нем участвовало 26 построек, в короткий список, отобранный нижегородцами, попало 11.

Мы решили не привязывать свой выбор к короткому списку премии, а сделать собственный список, что-то исключить, а что-то добавить. Исключили, в частности, стилизации под классику и модерн: когда-то они в Нижнем получались очень интересно, а сейчас как будто не очень. Зато отлично удаются интерпретации наследия как конструктивизма, на этот счет у города большой опыт, так и модернизма, так называемого после<...>нного, или советского. Эту тему хорошо развивает Станислав Горшунов и АБ ГОРА. Именно его павильон №2 на Нижегородской ярмарке, похожий, как было справедливо замечено на награждении, и на Московский вокзал в Нижнем, и на московский кремлевский КДС, стал победителем по мнению жюри рейтинга. Кроме того среди 26 построек длинного листа 4 работы – Горшунова, это не рекорд, но к рекорду близко, и, повторюсь, объединено целостной образностью, притом что один из объектов – реконструкция. Словом, мы решили собрать постройки АБ ГОРА из 14 рейтинга Нижнего Новгорода в отдельном материале. 
Кафе из судейской вышки
Реновация судейской вышки на Гребном канале
Первоначальная постройка – 1986–1988 / архитекторы Юрий Карцев, Сергей Касаткин
Реновация здания – 2020–2021 / архитекторы Станислав Горшунов, Анастасия Булахова

Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
Фотография: Архи.ру

В какой-то первый момент кажется, что перед нами постройка 1920-х годов: большие витражи, белые стены, круглые красные колонны, скругленные «носы». Потом довольно быстро понимаешь, что всё сложнее: асимметричное и живо меняющееся при восприятии с разных сторон здание-павильон как будто колеблется между неоконструктивизмом и метаболизмом.
  • zooming
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов

Судейскую вышку на Гребном канале можно, вероятно, считать одной из «первых ласточек» нижегородской архитектуры, оперившихся еще в начале перестройки – в 1986–1988 году ее построили Юрий Карцев, который уже тогда работал в НижегородгражданНИИпроекте, и молодой в тот момент архитектор Сергей Касаткин, – для II Всесоюзных юношеских игр по гребному спорту. Большие витражи, в том числе один плавно изогнутый в верхнем ярусе, были призваны раскрыть для судей максимум обзора на соревнования по гребле. Фасады первоначально были белыми, «вставные» колонны красными, а переплеты витражей черными и серыми. 
zooming
Судейская вышка на Гребном канале, историческая фотография // «Сладкий Горький. Нижегородская архитектура 1985 – 2004» / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства
Фотография © Владислав Ефимов

Восстановили вышку к 800-летию города – отсюда на западном фасаде фирменная юбилейная надпись. Непосредственно перед восстановлением здание сильно обветшало и выглядело вот так.

К востоку от вышки на бетонном склоне канала теперь обустроен деревянный амфитеатр с видом на воду и на пляжи Печерских песков, над зданием проходит открытая в 2012 году канатная дорога в сторону Бора. Внутри оборудован магазин и кафе-лапшичная с (наследственным, надо думать) названием «Совок». В кафе выставлено каноэ для гребли. 
  • zooming
    1 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    4 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    5 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    6 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    7 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов

Здание вышки очень заметно в пустоватом линейном пространстве набережной канала, оно притягивает взгляд неоконструктивистской внешностью и неуловимым сходством с советским курортником в соломенной шляпе. В самом по себе восстановлении и, как следствие, актуализации одной из нижегородских построек, появившихся на грани советского и постсоветского времени, несложно увидеть – спонтанную, судя по всему, – но необходимую цикличность, взгляд архитектурной школы «в себя» или «на себя» самое. Пусть и спровоцированный юбилейными торжествами, он интересен. В конце концов, эта красно-черно(сине?)-белая гамма – одна из узнаваемых, пусть для внешнего взгляда, особенностей многих нижегородских зданий. В Москве неоконструктивизм все какой-то серый, а тут радостный, малевичевско-мондриановский. 

Для работ ГОРА неоконструктивизм не очень характерен, а вот обращение к советской эпохе и реконструкции ее зданий – очень даже, вспомним недавнюю реконструкцию концертного зала «Юпитер» в центре Нижнего (1972; 2018-2019). В данном случае – тоже реконструкция, очень аккуратная, здания более позднего, но апеллирующего к периоду более раннему; и меньшего масштаба. Так или иначе, а в портфолио Станислава Горшунова вышка-кафе, сменившая функцию, но сохранившая внешность, смотрится уместно. 
  • zooming
    1 / 5
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    2 / 5
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    3 / 5
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    4 / 5
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    5 / 5
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
   
Стена на краю
ЖК «КМ Молодежный»
2018-2020 / архитекторы С.В. Горшунов, А.Е. Шишкин, Е.А. Воробьева, Е.В. Иванчикова, М.В. Горев

ЖК «КМ Молодежный»
Фотография © Станислав Горшунов

Глазу москвича этот дом, увы, сразу и неминуемо напомнит сами знаете что: распространенную стилистику строительства относительно бюджетного жилья одной известной компании. Но он не совсем таков, а может быть, даже и совсем не таков. Дом представляет собой сумму откликов на несколько обстоятельств. Одно из них – пограничное положение в дальнем районе на окраине города; другое – бюджетность строительства; третье – близкое соседство пятиэтажного микрорайона; и, наконец, четвертое – популярность терракотовой фактуры темного кирпича, способная в наше время придать лоск и аккуратность самому недорогому дому. Примерно на грани всех этих сюжетов дом и балансирует. 

Он расположен на западной окраине Автозаводского района, развившегося вокруг того самого Горьковского автозавода, который производил машины «Волга» и до сих пор производит «Газели» и «Соболи». Недалеко аэропорт, рядом гаражи и частный сектор. Квартал пятиэтажек примыкает к дому с северной стороны и уходит вглубь – этим соседством обосновано объемное построение дворовой части с двумя крупными светло-серыми ризалитами, оштукатуренными и расчерченными попанельно, и с угольно-черной серединой коммуникационного ядра. На схеме, которую приводит автор, видно, как дом собирает окружение в себе наподобие элементов конструктора Лего, учитывая не только соседство пятиэтажек, которые как будто встают на торец, но и терракотовый оттенок соседнего дома 1990-х. 
ЖК «КМ Молодежный» / схема объемного построения
© АБ ГОРА
  • zooming
    ЖК «КМ Молодежный»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Пятиэтажка, ближайший сосед ЖК «КМ Молодежный»
    Фотография: Архи.ру

Коммуникационная черная часть не только выглядит шарниром на схеме, но и служит таковым на самом деле, начиная от рамки подъезда с очаровательной стеной из чистых и свежих стеклоблоков, и продолжаясь не только лестнично-лифтовой вертикалью, но и «склеивающим» жилые ячейки коридором внутри здания. На самом деле отражение функции вовне слегка нарушено: чернота в  торцевых уступах соответствует на плане не коридорам, а гостиным квартир, коридор на торец не выходит, все же жилой дом, не общежитие. Но кто будет судить строго, когда образ в целом неплохо работает на проявление структуры здания вовне.  
  • zooming
    ЖК «КМ Молодежный» / план 1 этажа
    © АБ ГОРА
  • zooming
    ЖК «КМ Молодежный» / план 2 этажа
    © АБ ГОРА
ЖК «КМ Молодежный»
Фотография: Архи.ру
ЖК «КМ Молодежный»
Фотография © Станислав Горшунов

Черная вертикаль с орнаментальным чередованием вертикальных и горизонтальных прорезей окошек выглядит самой «нижегородской»; светлые ризалиты, из-за сходства с сеткой швов соседних пятиэтажек – самые контекстуальные. 
ЖК «КМ Молодежный»
Фотография: Архи.ру
ЖК «КМ Молодежный»
Фотография: Архи.ру

И наконец, стена вдоль Молодежного проспекта. Она подхватывает и терракотовую тему, и масштаб другого соседнего дома – по красной линии, построенного в 1997 году. Он чуть меньше ростом, попроще материалами, поскольку соединяет красный кирпич с силикатным, но сложнее формой, она, хотя и не вполне верифицированно, претендует на сходство с чем-то крепостным. Новый дом идею крепости подхватывает по-своему, в виде простой стены панелей, облицованных – это авторы специально подчеркивают, «навесными трехслойными панелями, облицованными керамической плиткой под кирпич в заводских условиях», причем это первый пример применения технологии в Нижнем Новгороде, где более распространены «мокрые», то есть оштукатуренные, фасады. 
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «КМ Молодежный»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «КМ Молодежный»
    Фотография © Станислав Горшунов
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «КМ Молодежный»
    Фотография © Станислав Горшунов
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «КМ Молодежный»
    Фотография © Станислав Горшунов

«Китайская стена» объема, обращенного к улице, честно не скрывая экономности, работает на компактность формы и, может быть, даже на благородную простоту. Кажется, что дом, чутко реагируя на нюансы окружения со стороны двора, с проспектом обращается намеренно сурово – то ли формирует фасад крупного масштаба, напоминающий пост-сталинское строительство, когда от излишеств уже отказались, но от кирпичных проспектов никуда не ушли. То ли отгораживается от рыхлой панорамы на противоположной стороне, поскольку она вот такая: 
Окрестности ЖК «КМ Молодежный»
Фотография: Архи.ру

Но самое интересное впечатление производит сопоставление дома с соседями, в данном случае, с востока: в целом Автозаводский район чередует разновременные кварталы второй половины XX века, но именно тут приютился район конца 1940-х, двухэтажные домики с фронтонами «бюргерского» типа; при взгляде на такие принято вспоминать пленных немцев, хотя далеко не всегда их участие подтверждается. Это удивительное и обаятельное соседство; надо сказать, что новый дом с ним каким-то образом справляется. Возможно, из-за простоты формы.
Окрестности ЖК «КМ Молодежный»
Фотография: Архи.ру
 
  
Пионерская столовая
Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
2020–2021 / архитекторы Станислав Горшунов и Александр Шишкин
Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
© Станислав Горшунов

База «Море спорта» расположена на восточном берегу так называемого «Горьковского моря», водохранилища на Волге между Юрьевцем и Городцом, у деревни Большой Суходол и примыкающих к ней коттеджных поселков. Это не первая постройка Станислава Горшунова для спортбазы: одним из двух победителей предыдущего, 13 рейтинга были корпуса детского спортивного лагеря там же. 
Юношеский спортивный лагерь «Арена»
© Архитектурное бюро С. Горшунова ГОРА

Поставленную задачу архитекторы описывают так: «нужно [было] столовку из металлокаркаса и сэндвич панели, бюджет очень небольшой». Нам, к сожалению, не удалось оценить постройку воочию, но на фотографиях она выглядит вовсе не бюджетно и напоминает о Доме пионеров на Ленинских горах. Что логично: пионерская столовая и есть. Но выглядит она внушительно, особенно – монументальный металлический коллаж на группе тонких ножек над входом, совершенно космический, как будто из «Отроков во вселенной». Да и «каннелюры» металлической поверхности фасадов добавляют и ритма, и лоска, организуя форму.
  • zooming
    1 / 5
    Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    2 / 5
    Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    3 / 5
    Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    4 / 5
    Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    5 / 5
    Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
    © Станислав Горшунов

Заметим, что все три объекта АБ ГОРА, как и четвертый, победивший в рейтинге павильон №2 нижегородской ярмарки, – бюджетные, недорогие, два из четырех – очень небольшие, но каждый по-своему светел и позитивен. В короткий список не попала только реновация вышки на Гребном канале – возможно потому, что сама вышка уже участвовала в самом первом рейтинге, 1997 года, когда рассматривали проекты предыдущих 10 лет. 
 

16 Марта 2022

Удивительный Нижний
Продолжаем рассматривать постройки нижегородского рейтинга 2020-2021 годов. В этой подборке самое опасное: здания, чьи прообразы несложно угадать, отчего они вызывают некоторое, скажем так, дежавю. Делает ли это их хуже – сложно сказать, это каждый решает для себя.
Цветной Нижний
Продолжаем публиковать проекты короткого и длинного списков рейтинга Нижнего Новгорода: вперемежку, но в тематических подборках. В «цветной» подборке – проекты, в которых, на наш взгляд, ощутимее всего прослеживаются самые узнаваемые, хотя не единственные, черты нижегородской школы.
Клетки-прятки
Продолжаем публиковать проекты 14 рейтинга нижегородской архитектуры. На наш взгляд, офисный центр на улице Кулибина не укладывается ни в какую подборку, поэтому его публикуем отдельно. К тому же он симпатичный. И хорошо спрятался.
Рейтинг Нижнего: три полюса
Несмотря на полное отсутствие рабочего настроения публикуем обзор результатов и части проектов короткого списка 14 рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода. Победителей наградили в прошлую пятницу; «тортом» стал павильон №2 нижегородской ярмарки, построенный в 2021 году про проекту Станислава Горшунова. Рассматриваем три самых показательных, на наш взгляд, объекта рейтинга, включая победивший.
Удивительный Нижний
Продолжаем рассматривать постройки нижегородского рейтинга 2020-2021 годов. В этой подборке самое опасное: здания, чьи прообразы несложно угадать, отчего они вызывают некоторое, скажем так, дежавю. Делает ли это их хуже – сложно сказать, это каждый решает для себя.
Цветной Нижний
Продолжаем публиковать проекты короткого и длинного списков рейтинга Нижнего Новгорода: вперемежку, но в тематических подборках. В «цветной» подборке – проекты, в которых, на наш взгляд, ощутимее всего прослеживаются самые узнаваемые, хотя не единственные, черты нижегородской школы.
Клетки-прятки
Продолжаем публиковать проекты 14 рейтинга нижегородской архитектуры. На наш взгляд, офисный центр на улице Кулибина не укладывается ни в какую подборку, поэтому его публикуем отдельно. К тому же он симпатичный. И хорошо спрятался.
Рейтинг Нижнего: три полюса
Несмотря на полное отсутствие рабочего настроения публикуем обзор результатов и части проектов короткого списка 14 рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода. Победителей наградили в прошлую пятницу; «тортом» стал павильон №2 нижегородской ярмарки, построенный в 2021 году про проекту Станислава Горшунова. Рассматриваем три самых показательных, на наш взгляд, объекта рейтинга, включая победивший.
Рейтинговая революция
Полуторамесячный марафон подведения итогов рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за 2008-2009 гг. закончился. На этот раз целых 7 объектов были признаны равноправными лидерами, после чего, согласно традиции, воссозданы в кремо-бисквитном формате и церемониально съедены.
Грядут перемены. Подведены итоги Рейтинга архитектуры...
В пятницу, 1 февраля, в Доме архитектора прошла торжественная церемония объявления и награждения победителей, завершившаяся знаменитым поеданием «героя вечера» – огромного 40-килограмового торта в виде здания-победителя. Архитектура участвоваших в Рейтинге зданий демонстрирует, что в стилевых предпочтениях нижегородской школы намечаются существенные перемены – считает обозреватель Архи.ру Елена Петухова
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.