Мы решили не привязывать свой выбор к короткому списку премии, а сделать собственный список, что-то исключить, а что-то добавить. Исключили, в частности, стилизации под классику и модерн: когда-то они в Нижнем получались очень интересно, а сейчас как будто не очень. Зато отлично удаются интерпретации наследия как конструктивизма, на этот счет у города большой опыт, так и модернизма, так называемого после<...>нного, или советского. Эту тему хорошо развивает Станислав Горшунов и АБ ГОРА. Именно его павильон №2 на Нижегородской ярмарке, похожий, как было справедливо замечено на награждении, и на Московский вокзал в Нижнем, и на московский кремлевский КДС, стал победителем по мнению жюри рейтинга. Кроме того среди 26 построек длинного листа 4 работы – Горшунова, это не рекорд, но к рекорду близко, и, повторюсь, объединено целостной образностью, притом что один из объектов – реконструкция. Словом, мы решили собрать постройки АБ ГОРА из 14 рейтинга Нижнего Новгорода в отдельном материале.
Кафе из судейской вышки
Реновация судейской вышки на Гребном каналеПервоначальная постройка – 1986–1988 / архитекторы Юрий Карцев, Сергей Касаткин
Реновация здания – 2020–2021 / архитекторы Станислав Горшунов, Анастасия Булахова
В какой-то первый момент кажется, что перед нами постройка 1920-х годов: большие витражи, белые стены, круглые красные колонны, скругленные «носы». Потом довольно быстро понимаешь, что всё сложнее: асимметричное и живо меняющееся при восприятии с разных сторон здание-павильон как будто колеблется между неоконструктивизмом и метаболизмом.
Судейскую вышку на Гребном канале можно, вероятно, считать одной из «первых ласточек» нижегородской архитектуры, оперившихся еще в начале перестройки – в 1986–1988 году ее построили Юрий Карцев, который уже тогда работал в НижегородгражданНИИпроекте, и молодой в тот момент архитектор Сергей Касаткин, – для II Всесоюзных юношеских игр по гребному спорту. Большие витражи, в том числе один плавно изогнутый в верхнем ярусе, были призваны раскрыть для судей максимум обзора на соревнования по гребле. Фасады первоначально были белыми, «вставные» колонны красными, а переплеты витражей черными и серыми.
Восстановили вышку к 800-летию города – отсюда на западном фасаде фирменная юбилейная надпись. Непосредственно перед восстановлением здание сильно обветшало и выглядело вот так.
К востоку от вышки на бетонном склоне канала теперь обустроен деревянный амфитеатр с видом на воду и на пляжи Печерских песков, над зданием проходит открытая в 2012 году канатная дорога в сторону Бора. Внутри оборудован магазин и кафе-лапшичная с (наследственным, надо думать) названием «Совок». В кафе выставлено каноэ для гребли.
Здание вышки очень заметно в пустоватом линейном пространстве набережной канала, оно притягивает взгляд неоконструктивистской внешностью и неуловимым сходством с советским курортником в соломенной шляпе. В самом по себе восстановлении и, как следствие, актуализации одной из нижегородских построек, появившихся на грани советского и постсоветского времени, несложно увидеть – спонтанную, судя по всему, – но необходимую цикличность, взгляд архитектурной школы «в себя» или «на себя» самое. Пусть и спровоцированный юбилейными торжествами, он интересен. В конце концов, эта красно-черно(сине?)-белая гамма – одна из узнаваемых, пусть для внешнего взгляда, особенностей многих нижегородских зданий. В Москве неоконструктивизм все какой-то серый, а тут радостный, малевичевско-мондриановский.
Для работ ГОРА неоконструктивизм не очень характерен, а вот обращение к советской эпохе и реконструкции ее зданий – очень даже, вспомним недавнюю реконструкцию концертного зала «Юпитер» в центре Нижнего (1972; 2018-2019). В данном случае – тоже реконструкция, очень аккуратная, здания более позднего, но апеллирующего к периоду более раннему; и меньшего масштаба. Так или иначе, а в портфолио Станислава Горшунова вышка-кафе, сменившая функцию, но сохранившая внешность, смотрится уместно.
Стена на краю
ЖК «КМ Молодежный»2018-2020 / архитекторы С.В. Горшунов, А.Е. Шишкин, Е.А. Воробьева, Е.В. Иванчикова, М.В. Горев
Глазу москвича этот дом, увы, сразу и неминуемо напомнит сами знаете что: распространенную стилистику строительства относительно бюджетного жилья одной известной компании. Но он не совсем таков, а может быть, даже и совсем не таков. Дом представляет собой сумму откликов на несколько обстоятельств. Одно из них – пограничное положение в дальнем районе на окраине города; другое – бюджетность строительства; третье – близкое соседство пятиэтажного микрорайона; и, наконец, четвертое – популярность терракотовой фактуры темного кирпича, способная в наше время придать лоск и аккуратность самому недорогому дому. Примерно на грани всех этих сюжетов дом и балансирует.
Он расположен на западной окраине Автозаводского района, развившегося вокруг того самого Горьковского автозавода, который производил машины «Волга» и до сих пор производит «Газели» и «Соболи». Недалеко аэропорт, рядом гаражи и частный сектор. Квартал пятиэтажек примыкает к дому с северной стороны и уходит вглубь – этим соседством обосновано объемное построение дворовой части с двумя крупными светло-серыми ризалитами, оштукатуренными и расчерченными попанельно, и с угольно-черной серединой коммуникационного ядра. На схеме, которую приводит автор, видно, как дом собирает окружение в себе наподобие элементов конструктора Лего, учитывая не только соседство пятиэтажек, которые как будто встают на торец, но и терракотовый оттенок соседнего дома 1990-х.
Коммуникационная черная часть не только выглядит шарниром на схеме, но и служит таковым на самом деле, начиная от рамки подъезда с очаровательной стеной из чистых и свежих стеклоблоков, и продолжаясь не только лестнично-лифтовой вертикалью, но и «склеивающим» жилые ячейки коридором внутри здания. На самом деле отражение функции вовне слегка нарушено: чернота в торцевых уступах соответствует на плане не коридорам, а гостиным квартир, коридор на торец не выходит, все же жилой дом, не общежитие. Но кто будет судить строго, когда образ в целом неплохо работает на проявление структуры здания вовне.
Черная вертикаль с орнаментальным чередованием вертикальных и горизонтальных прорезей окошек выглядит самой «нижегородской»; светлые ризалиты, из-за сходства с сеткой швов соседних пятиэтажек – самые контекстуальные.
И наконец, стена вдоль Молодежного проспекта. Она подхватывает и терракотовую тему, и масштаб другого соседнего дома – по красной линии, построенного в 1997 году. Он чуть меньше ростом, попроще материалами, поскольку соединяет красный кирпич с силикатным, но сложнее формой, она, хотя и не вполне верифицированно, претендует на сходство с чем-то крепостным. Новый дом идею крепости подхватывает по-своему, в виде простой стены панелей, облицованных – это авторы специально подчеркивают, «навесными трехслойными панелями, облицованными керамической плиткой под кирпич в заводских условиях», причем это первый пример применения технологии в Нижнем Новгороде, где более распространены «мокрые», то есть оштукатуренные, фасады.
«Китайская стена» объема, обращенного к улице, честно не скрывая экономности, работает на компактность формы и, может быть, даже на благородную простоту. Кажется, что дом, чутко реагируя на нюансы окружения со стороны двора, с проспектом обращается намеренно сурово – то ли формирует фасад крупного масштаба, напоминающий пост-сталинское строительство, когда от излишеств уже отказались, но от кирпичных проспектов никуда не ушли. То ли отгораживается от рыхлой панорамы на противоположной стороне, поскольку она вот такая:
Но самое интересное впечатление производит сопоставление дома с соседями, в данном случае, с востока: в целом Автозаводский район чередует разновременные кварталы второй половины XX века, но именно тут приютился район конца 1940-х, двухэтажные домики с фронтонами «бюргерского» типа; при взгляде на такие принято вспоминать пленных немцев, хотя далеко не всегда их участие подтверждается. Это удивительное и обаятельное соседство; надо сказать, что новый дом с ним каким-то образом справляется. Возможно, из-за простоты формы.
Пионерская столовая
Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»2020–2021 / архитекторы Станислав Горшунов и Александр Шишкин
База «Море спорта» расположена на восточном берегу так называемого «Горьковского моря», водохранилища на Волге между Юрьевцем и Городцом, у деревни Большой Суходол и примыкающих к ней коттеджных поселков. Это не первая постройка Станислава Горшунова для спортбазы: одним из двух победителей предыдущего, 13 рейтинга были корпуса детского спортивного лагеря там же.
Поставленную задачу архитекторы описывают так: «нужно [было] столовку из металлокаркаса и сэндвич панели, бюджет очень небольшой». Нам, к сожалению, не удалось оценить постройку воочию, но на фотографиях она выглядит вовсе не бюджетно и напоминает о Доме пионеров на Ленинских горах. Что логично: пионерская столовая и есть. Но выглядит она внушительно, особенно – монументальный металлический коллаж на группе тонких ножек над входом, совершенно космический, как будто из «Отроков во вселенной». Да и «каннелюры» металлической поверхности фасадов добавляют и ритма, и лоска, организуя форму.
Заметим, что все три объекта АБ ГОРА, как и четвертый, победивший в рейтинге павильон №2 нижегородской ярмарки, – бюджетные, недорогие, два из четырех – очень небольшие, но каждый по-своему светел и позитивен. В короткий список не попала только реновация вышки на Гребном канале – возможно потому, что сама вышка уже участвовала в самом первом рейтинге, 1997 года, когда рассматривали проекты предыдущих 10 лет.